3. Совсем взрослые. Сами с усами. - 10

Начало здесь:http://proza.ru/2022/10/13/719

3.10. «А ГОРОД-ТО КРАСАВЕЦ!»

Беспощадно и целенаправленно раскручивается маховик моей самостоятельности. Изо дня в день, с понедельника по пятницу, три недели к ряду, я езжу на работу в Красноармейский затон. Дело идёт к концу, скоро в рейс. Командир торопится до первомайских праздников выйти на воду. Но небольшие задержки не позволяют земкаравану торжественно, с прощальным гудком, выйти в навигацию. На Волге «большая вода» после снежной зимы в верховьях, то бишь и в моих родных краях, соответственно…

Вовка давно переселился на свой «черпак», что бы не мотаться каждый день на пассажирском пароме в Слободу и обратно, попросил себе каюту. Ему-то что, он все эти города на Волге видел, пусть и детским взглядом, гуляя по ним с папой и мамой, но всё равно видел. Да и домосед он по жизни, мало чем интересуется и если бы не моя гиперактивность, наверное, и Горький не увидел бы, пролежав на железной кровати в кубрике все курсы. Его земснаряд вышел в навигацию пораньше нашего, как раз работа по углублению дна под стенку должна быть проведена по «большой воде», больше сгрызут грунта с береговой полосы. К концу апреля они поскрипывают черпаковой цепью на всю набережную и подгрызают сухой берег для строительства. Везёт Вовчику, на колпите, обстиран и накормлен, размеренный вахтенный график, монотонное пошатывание железки, словно колыбель. А тут ещё пельменные супы вместе с картошкой и консервами рыбными в одной кастрюле есть приходится, деньги кровно заработанные тратить на это. А как в городе без мороженого и сладостей, без пирожков из торбочки тётки-продавца на улице центрального рынка и газированной воды с сиропом из автомата? Да никак. Хочется вечерком по холодку тенистых аллей южных развесистых деревьев пройтись верхней частью набережной, посмотреть с высокого берега красоты реки и дальние пойменные луга. Посчитать корабли на рейде и у речного вокзала, «шайбы», как его называют в народе. Хочется постоять у Вечного Огня, на Аллее Героев, которые с каждым днём преображаются краше и краше, совсем немного времени остаётся до Праздника Победы. Хочется прогуляться четырьмя этажами центрального универмага, поглазеть на разнообразие товаров и пройтись сладкими рядами гастронома «Минск», что на центральной улице Ленина. Хочется…

Идёшь и глазеешь, пробуешь и вкушаешь, облизываешь и облизываешься, суешь три копейки в автомат и попиваешь сладкую водичку, и всё один. А, вроде, и привыкаешь к одиночеству. Идёшь, о чём-то думаешь. Вот, например, первое письмо от Ольгуньки получил, длинное и интересное, тёплое и душевное…

А Вовка и не появляется. Работает, вахта, подвахта. Завтрак, обед, полдник, ужин. Встал, отстоял, упал, уснул. Работа, однако, моториста «не фунт изюму»…
А ты всё глазеешь, потому что есть на что глазеть. Флаги и транспаранты на каждом столбе и между ними над всеми дорогами, проезжими частями и тротуарами. Люди весёлые и жизнерадостные, приветливые и отзывчивые. У них праздник скоро, да не один! Их город в центре внимания всей страны и всего мира, который участвовал в той страшной войне. И этот мир скоро приедет сюда, в город-герой Волгоград. К ним, в гости, посмотреть, как они общими усилиями многонационального дружного советского народа убрали руины и восстановили город-красавец. Скоро. Очень скоро!..

Правда, сначала Первомайская демонстрация всех трудящихся масс города по главной улице, шествие с криками приветствий и возгласами счастья, что в городе, стране и нам ближней половине планеты снова весна. Красавица весна!..

- С двадцать восьмого апреля на пять суток объявляется вооружение, можно перебираться жить на земснаряд, кто хочет. Повар есть, будет кормить три раза в день. Практиканты и иногородние заселяются по каютам, которые распределит им сменный командир, из затона в рейс мы должны выйти второго мая, - Михаил Павлович собрал весь присутствующий экипаж в кают-компании, быстро, чётко и лаконично сделал  объявление.
Что-то мне его чёткость напомнила? Как замполит училищный шпарит, Владимир Аркадьевич. Правда, речи не пространные, да и хорошо, чего время рабочее вытягивать…

Вот так радость! Вот так новость! Прощай пельменно-змеиный супчик! Прощайте, трамвай и электричка, толчея и длинные шустрые Сашкины ноги!
Осталось посмотреть вечерний первомайский город, яркие огни проспектов и улиц, аллей и парков, набережных и вокзалов. Надо наверстывать упущенное из-за работы, уставания и недосыпания. Надо!
Первого, наверняка, пораньше закончим работу. Схожу, напоследок погуляю, поброжу, помечтаю, посчитаю звезды и теплоходы с разноцветными флажками и пронзительными гудками, цветными прожекторами и дискотеками на палубе. Надо!
Наемся мороженого вдоволь на всю навигацию, напьюсь сладкой газировки на оставшееся время весны и лета, почувствую медовые ароматы петуний и роз на клумбах центрального парка и наслушаюсь шелеста всех зелёных деревьев на тротуарах. Надо!
Накатаюсь на скоростном трамвае с его железным стуком и наброжусь по ароматным разноцветным базарным рядам. Нагуляюсь по отделам магазинов с красочными стеклянными витринами, под шатрами ларьков с сувенирами и уличных прилавков. По памятным историческим местам и выставкам военной техники, на Мамаев Курган съезжу, наконец. А что! Гулять, так гулять, аванс недавно дали целых двадцать рублей и можно погулять. Можно!
Заслужил курсант самостоятельную спокойную и обстоятельную экскурсию по новому в жизни городу. Когда ещё удастся выбраться в него и удастся ли вообще побывать в таком славном и героическом месте. А в городе есть на что посмотреть и чем залюбоваться, есть чем гордиться и что запомнить на всю жизнь, а потом в училище «карасям» рассказывать, всё-таки, на Волге стоит. На реке, где я родился и вырос. На реке, где я учусь постигать путейскую науку в теоретическом и практическом плане. На великой русской реке – Волге…

Как будто прочитал мои сокровенные мысли, командир собрал нас снова в последний апрельский рабочий день и объявил всему экипажу, коего собралось уже двадцать человек, это два дня назад приехало пополнение из трёх мотористов Чкаловского речного училища, которое готовит рядовой состав для дноуглубительного флота:
- Первое мая объявляю выходным праздничным днём. Поздравляю всех с наступающим весенним праздником, экипаж отпускаю на берег до утра второго мая. В этот же день к обеду земснаряд должен выйти из затона и отправиться на рейд мачтозавода. Все свободны.
Из общаги нас ещё не выселили, поэтому, нагулявшись вдоволь по ночному городу, можно прийти переночевать на свою кровать, а утром, как во время ремонта, отправиться на судно…

- Ты чем будешь в праздник заниматься? – мы с Саньком и его подругой Леной, что приехала из глубинки Украины и её взяли матросом, идём на электричку до центра. – Мы с Ленкой в кабачок сходим, - обнимая «обесцвеченную» хохлушку, почти не говорящую по-русски за плечи и широко улыбаясь, продолжает друг, - пойдём с нами.
- Нет, я не пью, просто погуляю по городу, полюбуюсь на народ. Предпраздничное настроение. Утром на демонстрацию схожу, поглазею, когда ещё выдастся момент.
- Ну, как знаешь…

Раннее жаркое утро первого мая 1985 года влетело ветерком в комнату и разметалось на пустых кроватях. Парни разъехались по теплоходам, общежитие начинало пустеть, многие ушли в навигацию семьями, забрав с собой маленьких детей. Вот они, потомственные речники, с молоком матери впитывающие водные просторы, прохладные рассветы и жаркие закаты, вольный ветер и быстрое течение, ершистые волны и гудки судов. Пускай, а мне пора собираться погулять, почти девять. Славно поспал курсант и никакие трамваи не помешали юному богатырскому сну наблюдать за происходящим в нём действии. Никакие…

То ли спросонья, то ли слишком яркое солнышко радуется вместе с горожанами празднику и началу последнего весеннего месяца, но глаза моментально сузились от его навязчивого света. Выйдя на набережную в районе панорамы «Сталинградская Битва», я понял, что день специально встал в таком настроении. Люди должны отдыхать на полную катушку. Горожане, которые идут к таким общенародным праздникам целый календарный год, имеют полное право на полноценный двухдневный отдых. Мокрый от поливалок,  асфальт отражает от последних не высохших капелек наши улыбки и приветливость серой каменной архитектуры центра города. Транспаранты шелестят своими полотнищами, разгоняя жару и освежая прохожих, группками и поодиночке направляющихся в одну сторону, на Аллею Героев, место сбора на все праздники во все времена. Город просто не узнать, он сияет и благоухает. Он цветёт и распускается. Он радуется сорокалетию мирной жизни под голубым небом и над голубыми просторами Волги. Радуется!..

Хорошее настроение не покидает меня весь день и к закатной бронзовой поволоке речных просторов, когда солнышко, скрываясь между домов западной части города, прощальным лучиком провело по волнистым губам Волги, только ноги напомнили о том, что я прошёл за день, наверное, не один десяток километров по праздничным улицам и проспектам. Счастливый и уставший, объевшись мороженым разного сорта и напившись сладкой газировки с различными сиропами, практикант Климов упал на скрипучую кровать общежитской комнаты. Завтра в рейс! Завтра в рейс. Завтра в рейс…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/11/06/268


Рецензии