Поездка в Почаевскую Лавру

- Чем бы сегодня заняться? - Вопрос совершенно не праздный: - действительно, чем можно заняться в чужом городе, все достопримечательности которого ты уже изучил, единственный твой знакомый Леша в командировке по области, все подарки и сувениры уже куплены, да и погода не очень?

Ответить на такой вопрос лежа в кровати, да еще и на голодный желудок, довольно проблематично. Поэтому я решил после завтрака посоветоваться с администратором Ларисой, всегда готовой дать дельный совет.  Но ее советы не понадобились. Опять в мою жизнь ворвалась Катерина. Как-то не по буднично одетая, в сверкающей стразами маске, она принесла мне на завтрак яичницу-глазунью, сырники со сметаной, мясную нарезку, блины со сметаной, хлеб, масло и … вареники. Яблочный сок и кофе не в счет.

- Катерина, куда ты столько принесла? Я же все это не съем, унеси половину обратно, - взмолился я.
 
Девушка сделала вид, что не слышит. - Що ви так довго спите, дядьку Михайле. Я вас ледве дочекалася, і якби не ви, я вже давно пішла б кудись, бо в мене сьогодні вихідний, я прийшла спеціально, щоб вас нагодувати. Все одно робити нічого.

- Так у меня тоже свободный день и я абсолютно не знаю, чем заняться, - в свою очередь признался я.

У Катерины заблестели глаза. - Та що ви кажете, дядьку Михайле? То я можу вам допомогти. У мене вже є план – давайте поїдемо до Почаївської Лаври. Ви ж там ніколи не були?

Я действительно никогда не только не был в этой Лавре, но даже не знал о ее существовании. – Ну и что там может быть интересного? – Засомневался я. – Да и, наверное, это где-то далеко, как у черта на куличках.
 
Соблазнительница почувствовала мою неуверенность и продолжила атаку. – Та це зовсім недалеко, на Тернопільщине, і туди їдуть православні люди з усього світу. Якщо не вірите мені, давайте спитаємо у тітки Лариси.

- Конечно поезжайте. Туда всего километров 120, но вы не пожалеете. Красота необыкновенная! – Поддержала Катерину администратор. – А с такой спутницей не соскучитесь. Даже если очень захотите. Гарантирую!

Я в этом не сомневался даже без Ларисиной гарантии. Всю дорогу Катерина рассказывала мне свои девичьи тайны и, как бы между прочим, пыталась выудить из меня всякие сведения, которые могли бы оказаться критическими при прохождении таможни. Информацию о себе я давал крайне осторожно и взвешенно, но иногда, глядя на радостное личико моей спутницы, в мозгу проскакивала мысль – а может у меня паранойя? Ну не может же такая красота разрушать мир, а скорее даже совсем наоборот. Как сказал один умный человек: «Красота спасет мир!»

В остальном ничего особенного по дороге не происходило. Но меня поразили две вещи – деревни, которые мы проезжали, ничем не отличались от других деревень в западной Украине – побеленные хаты, аккуратные дороги, множество цветов в палисадниках, перед многими калитками ведра с овощами и фруктами, и нацарапанными на клочках бумаги ценами, - но в каждой были новенькие, прямо как с иголочки, церкви. Небольшие, но очень красивые. И еще новые, красивой архитектуры, рестораны, иногда со смешными названиями типа «Журавлина та Бруква» или «Тарасова Бульба». Проехать мимо последнего мы просто не могли, и откушали романтический обед за столиком из необструганных бревен прямо в лесу. Пересказывать меню не имеет смысла, иначе рассказ превратится в повесть.

Я хотел еще немножко посидеть в этом замечательном ресторане, но Катерина встала на дыбы. - Та ви що, дядьку Михайле, ну скільки можна їсти, ми ж зовсім поряд з лаврою, не вірите, давайте спитаємо у офіціанта. І взагалі це не християнсько приходити у святе місце з набитим пузом!

- Катерина, это тебе не можно ходить по лавре с набитым пузом, ты христианка, а я еврей и мне можно, - попытался я отстоять свое право на свободу вероисповедания, и еще мне очень хотелось попробовать козырное блюдо этого ресторана «качка смажена з малиновим соусом» (утка жареная с малиновым соусом), чтобы сравнить с таким же блюдом, которое я очень люблю есть в ресторане «Rive Gauche», что на бульваре Вентура в Лос Анжелесе.

Катерина гневно сжала кулачки, в глазах появились слезы, короче назревал серьезный конфликт, но положение спас официант: - Не треба сперечатися. Цю качку треба готувати години дві, не менше. А до Ново Почаеву хвилин двадцять їзди. Ви там походите, помолитеся, огляньте всю красу, а на зворотному шляху години через чотири вас чекатиме ваша смажена качка, смачнішої за яку немає в цілому світі. - Не по годам мудрый хохол не только погасил страсти, но и обеспечил ресторану клиентов на вечер.

И действительно, уже минут через двадцать мы стояли в недоумении на главной площади захудалого местечка Ново Почаево, на которой кроме обменного пункта валют, нескольких хлопцев, меняющих валюту копеек на 30 лучше, чем в обменнике, и десятка полутора старушек, торгующих сельхозпродукцией и бывшей в употреблении галантереи, больше ничего, хоть в чем-то похожее на лавру, не наблюдалось . Похоже, что для аборигенов любоваться недоумением богомольцев было своего рода развлечением. Наконец одна из старушек сжалилась над нами, и сказала, что надо подняться на косогор, но перед этим посоветовала Катерине купить у нее косынку и что-то вроде шали, чтобы прикрыть волосы и красивые ножки, доступные взору сантиметров на 25 выше коленок. Судя по цене, божья старушка имела на этом деле неплохой бизнес. Пришлось купить Катерине маскировочные аксессуары, хотя без них было гораздо красивее, но что поделать, ведь со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Когда мы поднялись на косогор, от внезапно открывшейся перед нами картины захватило дух – такой невероятной красоты я даже представить себе не мог. В делах религиозных я полный профан, но почему-то мне всегда казалось, что церковь должна быть тихой, скромной, где верующий человек мог бы в тишине посидеть, подумать, пообщаться с богом, она должна быть даже скромнее, чем протестантские храмы но, по-видимому, я что-то не понимаю. Грозная архитектура католических храмов с их несметными богатствами, как например, в Ватикане и Толедо, пышные одеяния священников, не говоря уже об одеждах папы и кардиналов, скорее должны вызывать мысли греховные, чем праведные. Я уже не говорю о православии с его азиатской пышностью и терпимостью к греху, или о каком уединении с богом может идти речь у представителей армянской конфессии, посетивших храм господень в Иерусалиме, когда их священники нон-стоп, 7-24, во всю силу своих легких, славят господа нашего Иисуса Христа.

Но может я и не прав. Ведь, с другой стороны, не было бы церкви, не было бы и «Тайной Вечери» Микеланджело, и не было бы церкви Святого Семейства в Барселоне, и не было бы еще многого чего, что сегодня составляет гордость человечества. И если бы не тишина монастыря, не смог бы простой монах Мендель открыть законы генетики.

Короче говоря, не надо брюзжать, а следует просто воспринимать жизнь, как она есть, и радоваться любым ее проявлениям. Я не буду описывать все красоты Почаевской Лавры, об этом можно прочитать в Википедии, или в любом справочнике, хотя это будет совсем не то по сравнению с тем изумлением, которое вы испытаете, когда неожиданно перед вами развернется белоснежная панорама этого рукотворного чуда, сумевшего остаться невредимым и неразграбленным в течение многих веков.

Сопровождавший нас всего за 200 гривен молодой монах рассказал нам много интересного, но меня больше всего из его рассказ поразило то, что эта замечательная лавра почему-то приписана к украинской церкви московского патриархата. Это меня даже возмутило! Но инок меня успокоил: - Дорогий брате, не треба обурюватися. Це чиста формальність. Ми до Москви не посилаємо жодної копійки. Гроші нам самим потрібні для будівництва нового корпусу монастиря. - И я понял, что среди монастырской братии есть неплохие финансисты, благодаря которым их деньги не попадают не только в Москву, но и в Киев.

Катерину финансовые вопросы не интересовали вовсе, она непрерывно фотографировала, в основном селфи. Когда ее пальчик устал нажимать на иконку, она предложила экскурсию закончить, на что я с радостью согласился, и вскоре мы довольные, но ужасно голодные, с ужасом рассматривали жареную утку размером с хорошего гуся. – Давай, Катерина, отрежь себе все, что тебе нравится, а с остальным я постараюсь справиться самостоятельно.

- Ні, дядьку Михайле, я не можу. Тут потрібний хірург. Та й взагалі мені вистачить однієї ніжки. Невже ви зможете з'їсти інше? – Я с сомнением посмотрел на «инше», и понял, что не смогу. Наши сомнения снова разрешил давешний официант. - Якщо хочете, я віднесу вашу качку на кухню, і кухар вам її розробить як належить. Що зможете, з'їсти зараз, а решту ми вам складемо в коробочку, і відвезете її додому. У нас є такі спеціальні фірмові коробочки на згадку.

Утка оказалась намного вкуснее чем в фирменном французском ресторане, но больше всего меня в ней поразила цена. За все про все я заплатил аж 580 гривен с чаевыми, или меньше 20 долларов. У французов порция в четверть их маленькой утки стоит больше $30. Вот такая арифметика.

В Ровно мы вернулись без приключений. Уставшая Катерина уснула сразу, как только села в машину и проснулась, когда я остановилсясоколо ее калитки. - Ой, дядьку Михайле, дякую за чудовий день. Як шкода, що ви завтра їдете, але я все одно прийду вас погодувати, а качку я візьму з собою і ми з мамою зробимо вам бутерброди, щоб ви не їли дорогою ці шкідливі фастфуди! – Неожиданно Катерина нагнулась и поцеловала меня в щеку.

По дороге в гостиницу я все думал, как бы мне зафиксировать этот поцелуй: или не мыть зацелованную щеку, или заклеить ее пластырем?


Рецензии