Сочинение Капитанская дочка

Образы героев в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Сочинение взрослого человека
********************************************************

Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» изобилует колоритными образами.

 В начале романа образ бесстыдника француза Бопре сменяется образом дядьки Савельича, переживающего за Петрушу как за своего дитятю. Образ справедливого отца сочетается с образом сердобольной матери Гринева. Интересны в романе и несколько великолепных образов Пугачева: незнакомец-пьяница, предводитель разбойников, приемник Гришки Отрепьева и милостивый человек.  Утонченный образ Марьи Ивановны, Маши-сиротки, отличающейся исключительной добродетелью вызывает желание дольше любоваться ею. А образ самого Петра Гринева, на наш взгляд, является центральным персонажем приключенческо-романтического и нравственно-патриотического произведения А.С.Пушкина.


Персона Гринева играет в романе разными красками на фоне его разнообразных отношений с другими героями. Так же как и он сам по себе привлекает чувствами любви и чести жениха, долга и ответственности воина, смирения и уступчивости сына, отважности и покаяния приговоренного к смерти человека.


В детстве интересны отношения Гринева с учителем-французом. Петруша ладит с Бопре, понимая своим детским умом, что француз---повеса и безответственный болванчик. Поэтому Петруша в свою угоду выучивает Бопре русскому языку, для того, чтобы учитель мог элементарно объясняться с домовой прислугой, а дальше, каждый занялся своим делом, потому и жили «душа в душу».


Будучи дворянином и офицером, отец Гринева, Андрей Петрович думал о будущем своего сына, пока тот еще не был рожден. И с наступлением совершеннолетия Гринев-отец решает отдать Петрушу «в службу». Показателен тот момент, что с детства отец предрекал Петру Семеновский полк, но потом отменил свое решение, подумав, что лучше будет послужить сыну в Оренбурге, «потянуть лямку» да «понюхать пороху». Не смотря на причитания жены, Гринев-отец записывает Петра в гвардию, для исполнения верной службы и напутствует его извечной русской пословицей: «Береги платье снову, а честь смолоду». По мнению отца, это означало не посрамить свой род, честно нести службу, учиться благородству, дисциплине, достойно жить на земле.


Выполнил ли Гринев наказ отца? На наш взгляд – выполнил. И весь роман, после слов напутствия отца, является доказательством того, что Петр Гринев четко следует этому девизу. Хотя Гринев-отец до конца романа показан нам в роли сомневающегося в своем сыне человека. Он беспощадно отказывает сыну в благословении на брак, грозится «проучить за проказы», подтрунивает над ним, как над неумелым офицеришкой и стремится перевести сына куда-нибудь подальше, чтобы «дурь прошла». Отец Гринева не верит в своего сына, считает его неудачником и испытывает стыд в отношении него.


Современные нравы позволяют в нашем обществе рассердиться на отца за такое отношение, но Петр воспринимает волю батюшки со смирением, уважением. Он, конечно, проявляет своеволие и предлагает опереться на мнение родителей Марьи Ивановны, его невесты, чтобы таки жениться вопреки воле отца. Но, укоренный и ее родителями, и самой Машей, смиряется в ожидании благосклонности своего родителя и Бога. И, что называется-«дорогу осилит идущий»- получает счастье, как награду за свой истинно достойный путь в конце романа.


Особая фигура в судьбе Гринева – дядька Савельич. Он истинный опекун, и хранитель, и учитель, и воспитатель, и урядник Петра Гринева. Его методы воздействия на Петра намного интереснее методов родного отца. На наш взгляд, это самый интересный персонаж романа. И мы видим, что Пушкин очень любит Савельича, потому что у этого героя особый смысл, колорит, глубина.


Савельич первым замечает бесполезность учителя-француза, Савельич единственный, кто отправляется слугой с Петром на службу. Он (нанятый хранить господское добро) отдает долг, проигранный хозяином в бильярде. Он разгадывает в Пугачеве разбойника, спасает Петра в дуэли, не боится подать Пугачеву челобитную, зная, что это может стоить ему жизни. Савельич сопровождает Гринева в поездке за Машей и так же с пониманием относится к сопровождению Марьи Ивановны к родителям Петра.


Пушкин добавляет юмористических оттенков в этот персонаж, и всегда эпизоды романа с участием Савельича, заставляют читателя улыбнуться. Этот роман хочется перечитать еще и потому, что в нем присутствует такой колоритный герой. Но Савельич не только скуповатый, охающий, причитающий и укоряющий нытик, который высказывает переживания по поводу промахов своего хозяина. Савельич- преданный, ласковый, самоотверженный друг. И как раз именно он часто ведет себя не как слуга, а как любящий, всепрощающий отец.


Что касается Гринева и Маши – обычная любовная история. Но чем она ценна в наше время? Почему Пушкин увековечивает образ Маши и другие женские образы своих литературных героинь?


Маша, капитанская дочка – это образ идеальной девушки, невесты, жены. Это ценный образ как для Пушкина, так и для человека, который написал свою биографическую повесть, и через года она приняла образ романа «Капитанская дочка».

Ценность образа Маши и Гринева заключается в той невероятной терпимости, сдержанности, ожидании и смирении, которое демонстрируют эти два героя на протяжении жизни и на протяжении всего романа.


Гринев сразу понимает, насколько Маша неповторима и единственна в своем образе. Очень хорошо передает смысл этого Савельич, когда пеняет Петру, что он решил рано жениться и, тем не менее, говорит, что «такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию».

Гринев не допускает никаких скверных мыслей о Маше и потому готов биться на дуэли с Швабриным. Он видит и чувствует скромность капитанской дочки, ее стыдливость, ее уважение к мнению его родителей, ее смирение с грозной волей его отца, и в дальнейшем, он чувствует, что не может потерять Машу, которая сопротивляется Швабрину и предпочитает смерть унижению в супружестве со Швабриным.

Маша оказывается ангелом-хранителем для Петра, попадая в историю в императорском саду. И если эта рукопись основана на биографических, реальных событиях, то очень может быть, что мы наблюдаем результат не сказочного конца, а жизненной истории. Действительно, в жизни, человеку может достаться награда в виде помилования жениха. Награда за все те страдания, которые претерпевает Маша и за все те добродетели, которые она пестует в себе.


Самые малоинтересные герои, на наш взгляд, это Пугачев и Швабрин. Исход их жизненных событий предсказуем. Пугачев, как смутьян и разбойник несет заслуженное наказание- смерть. Единственное, чем привлекателен Пугачев, так это тем, что он помнит добро и сам иногда может проявить добродетель. Но все его добрые поступки в отношении Гринева связаны с утешением своей гордыни. Пугачев не любит оставаться в должниках и поэтому демонстрирует свою власть, как «добрый, милостивый царь» еще и для того, чтобы таким путем стать внешне привлекательным для своих почитателей-разбойников. Но его добрые поступки несоизмеримы с его жестокостью и самодурством.


Повлиял ли Пугачев на личность Гринева? Вряд ли. Гринев везде использует Пугачева, когда умело приводит ему аргументы, чтобы спастись ради благого дела. Иными словами, Гринев искусно манипулирует Пугачевым в своих целях. При этом ему в некотором смысле помогает смелость и честность. Как раз во встречах Гринева с Пугачевым заложено то достоинство, которого не видел отец Гринева в своем сыне. Тогда, когда многие люди становились под знамена Пугачева, Петр не пугается и ведет себя исключительно отважно и правильно.


Если есть на свете великая подлость, то она заключена в персонаже Швабрина. Он издевательски отнесся к чувствам Гринева, заставил думать родителей Петра плохо о сыне, предал офицеров, свидетельствовал в суде против Гринева и выдал Машу, рассказав Пугачеву о ее происхождении. Возможно, он любил, но пытался получить любовь Марьи Ивановны своими подлыми способами.

Гринев, в свою очередь, понимал, что Швабрин слабый человек. Он понимал, что все искорёженные способы дружбы и любви Швабрина – результат его морального упадка. Удивляет терпение Петра в отношении своего соперника. Здесь Гринев – пример для подражания. Он, сам того не понимая, делает то, что доставляет Швабрину боль и страдание – Петр прощает его. А взамен получает гадкие действия душевно искалеченного человека.

Швабрин вызывает жалость лишь потому, что на протяжении всего романа он не приходит к пониманию своего морального убожества и не становится на путь исправления и покаяния.

Следует сказать большое спасибо Александру Пушкину, что понял, насколько попавшая к нему рукопись имеет важное значение для нравственного развития читателей. В романе все образы вызывают отклик. Хочется, в первую очередь, объяснить героям, насколько они неправы или достойны. Одних хочется хвалить, других – наставлять. Но в итоге, каждому из них наша благодарность за то, что четко показывают потребности морали в нашем мире, и ярко высвечивают недостатки, которые вечны для любых поколений в любое время.


Рецензии