Ноотическое следствие греха

   

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

(Бытие 3:6)

 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

(1Тим. 2:13-15)

"Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои".
 (Плач Иеремии 3: 37-39)


      1. Как-то проповедник признался другому: "Вроде и время есть приготовить хорошую проповедь и желание есть хорошую проповедь сказать, но вот незадача - не знаю, о чём говорить". Второй ему посочувствовал: "В том-то и ужас, что мы порой как слепые посреди нужды - настолько обогатились, что уже не чувствуем никакой духовной жажды - ни в себе, ни в других".

      Я сам однажды, будучи молодым проповедником, как-то поехал в 1996-м году в составе группы благовестия от Благовещенской Церкви на похороны одной сестры-старицы в село Поярково Амурской области. Сейчас это знаменитое село. Это родина Фургала - бывшего губернатора Хабаровского края. Нам предстояло сказать три проповеди. Одну в доме покойной, другую - во дворе её дома, а третью - на кладбище, на котором её должны были похоронить.

       Мне как раз предстояло говорить вторым, но когда гости после первой проповеди вышли во двор, чтобы там продолжить слушать слово, я что-то замешкался в доме, собирая свой портфель. И, пользуясь тем, что я в комнате остался один, ко мне подошла одна пожилая сестра и, озираясь, прошептала чуть ли не в ухо: "Скажите, пожалуйста, а надо ли завешивать простынёй зеркало от покойника?" Я возмутился: "Что за вздор! Конечно, нет!" Но сестра как будто ничего не слышала.  Посмотрела ещё раз по сторонам и, как будто я ничего не говорил, произнесла: "А, завешу на всякий случай!"

     Т.е. понимаете - люди элементарных вещей не понимают, заповедей Божьих — не знают! А мы - не знаем, о чём проповедовать!

      Это состояние, когда человек знает только то, что желает услышать, называется в Богословии ноотическим следствием греха (от греческого ;;;; (Ноос) — Мысль, разум, ум). Это то самое, что имел в виду сатана в Эдемском саду, когда подбивал Еву вкусить от запретного плода. Его слова: "Будете как боги, знающие добро и зло",- буквально означали: "Вы сами будете устанавливать правила, и они войдут в плоть вашу, и никуда вы от меня не денетесь".

      И ещё до того, как Ева вкусила от запретного плода, она соблазнилась этим знанием, которое идёт помимо Бога. Но: «Кто это сказал, что случается то, чему Бог не повелел быть?» - ни одно знание не идёт помимо Бога  - это был обман сатаны. Так началась эра самообожествления человека.

     Адам этим знанием не соблазнялся - его падение было связано с неудачной попыткой спасти Еву. И теперь эту попытку предпринимают многие мужья: они пытаются спасти своих жён от греха, но в результате сами впадают в грех и спасать приходится уже обоих. Но в результате попытки Адама спасать пришлось уже даже не обоих, а и всё их потомство.

     Один пастор настаивал, что Адам и Ева просто наелись вкусных плодов в простоте душевной — так и проигнорировали слова Божьи. Но это противоречит  1Тим. 2:14, где сказано, что Адам-то не был прельщён!

      Конечно, у Адама были ещё рёбра, чтобы из одного из них сделать ему другую жену, но мысль потерять Еву была Адаму невыносима - так Бог положил в своей власти и сделал, чтобы Адам просто не увидел другого выхода, иначе бы и мы не родилИсь.

     Я это не к тому говорю, чтобы подтвердить подлую мысль, что зло необходимо, чтобы утвердить добро, а к тому, что нам-то не на что сетовать, кроме как на грехи свои!

      
      2. Давайте задумаемся, не произносим ли мы фраз, которые желаем услышать, но тем не менее - они ложны.

      Например, кто-то придумал сказку, что Бог его создал ленивым. Это ложь? Конечно ложь. Лень — это болезнь, которую можно вылечить. Бог дал эту болезнь, и можно надеяться, что Бог её вылечит. Но другой, услышав эту ложь, говорит в ответ ложь не меньшую, когда произносит: «Не надо валить всё на Бога». И не страшно ему заступаться за Бога? - Его адвокатство по отношению к Господу означает подсудность Творца, а это уже чревато проклятием для тех, кто произносит такие фразы.

      Или: «Богу рабы не нужны», - чисто человеческая фраза, как будто Он нам не Господь и будто бы мы здесь, на этом самом месте, не перед Ним на колени становимся. Эту мысль даже в гимнах поют, не подозревая, что она — от сатаны. Дьяволу надо скрыть, что он — тоже раб и ему первому это не нравится. Так зачем её,- эту мысль,- повторять вслед за ним? Он — отец лжи и прародитель всякой неправды, и потому — раб презренный. Цепной пёс в руках Бога, которого Он направляет, на кого захочет.

      Бог не искушает никого ничем, так как Сам не искушается никаким злом, но Он может ввести нас в искушение, чтобы мы сообразили, какая у нас внутри на самом деле начинка.
   
     Бог так поступает со всем творением, но нас — верующих, избранных Божиих,- Христос обезопасил молитвой, в которой мы можем отказаться от духа рабства, признав правду, которая в том и заключается, что Он — наш Господь и мы, следовательно, — рабы Бога Живого, и изменить этого, слава Богу, невозможно.

      В этой молитве мы можем выразить свой страх перед Творцом, чтобы не соблазняться сатанинским безотчётным страхом, который в медицине зовут фобией, от греческого фобос — страх: «Отче, не введи в искушение, но избавь от лукавого...»

      В этой молитве мы признаём власть Бога вводить нас в искушение, но просим его не делать этого. Но если Господь не захочет, поскольку на всё — Его воля, а мы — Его рабы,- то нам милостиво дозволено просить себе хотя бы участь Иова, чтобы, несмотря на искушение, сатана не смог прикоснуться к душам нашим.

      Что понимать под духом рабства? Обычно это самый что ни на есть необходимый страх, чтобы обуздать внутреннее бесчинство. И нам необходимо его таки испытывать, если мы в себе такое бесчинство время от времени замечаем.

      Те же рабы, которые не приняли духа рабства, потому что нет в них никакого бесчинства, на самом деле ведут себя как свободные, которые могут объяснить себе даже противостояние, например, как объяснил Иисус Христос очищение храма при помощи бича от торговцев: «...написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». - (Матф. 21:13b).

      Можно себе представить, как эти торговцы бежали из храма и почёсывались от ударов бичом.

     Или, наоборот, подчинение довлеющей силе. Как Сам Господь Иисус объяснил свободу Своей жертвы в Своей сыновней молитве в Гефсиманском саду:  «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты”. (Матф. 26:39b)

      Господь Иисус таких рабов называет детьми Бога и Своими возлюбленными братьями и сёстрами.

 
      3. Но сатана учит наоборот преодолевать дух рабства, необходимый, чтобы преодолеть внутреннее бесчинство, этим самым бесчинством для того, чтобы то, что вошло в плоть, так там и оставалось. Кстати, многие верующие этим соблазняются и начинают в приступе самообожествления произносить неэстетические, неучтивые, уничижающие дух глумливые или даже бесчинные фразы, взятые из мира, проданного сатане.

      Я сам однажды слышал, как одна довольно уважаемая сестра произнесла такую фразу в каком-то малозначащем разговоре. Она  сказала: «Что я,  первый раз замужем?» - Она похоже вообще не поняла, что такое сказала — просто повторила фразу, которая пришла к ней в голову прямиком из преисподней.

      Другая сестра сказала про своего мужа-ивалида: «Ну, вот ещё! Буду я перед ним на цыпочках ходить!» - разумея, что не так уж необходимо быть учтивой как должно богобоязненной жене. Эта сестра тоже кое-что перепутала. В желании отказаться от духа рабства, что разумеется хорошо, если ты этим духом уже преодолел в себе всякое бесчинство и хамство,- тогда можно его и отбросить за ненадобностью, чтобы не соблазняться сатанинским безотчётным страхом; так вот, в желании отказаться от духа рабства, она зачем-то выставила как на продажу свою способность к мятежу. Да кто ж его купит,- этот мятеж,- кроме сатаны? И чем он заплатит? - Очередным безумием или смертельным ужасом от словесного недержания! Ну, а необузданность языка — это уже прямое святотатство.
    
      Другие впадают в другую крайность — становятся как-то подчёркнуто раболепны. Одна сестра, когда выбирали нового пастора, выступила так: «Ну, да, он - строгий. Но нельзя же с нас ничего не требовать!» - Тут сестра немного переборщила. Речь ведь идёт не о строгости требований, так как в общине собрались богобоязненные люди, которые ещё и не такие требования выполняют. А речь идёт о том, будут ли эти требования по-существу, а не надуманные метания!

      Не сам дух рабства, а его бессмысленное и надуманное удержание, что собственно и есть раболепство, о котором мы сказали, принимает зачастую какие-то нелепые, невообразимые и даже уродливые формы. Тот, кто возлюбил дух рабства, бывает как-то противоестественно рад, когда об него ноги вытирают. И он думает, что тем самым выполняет закон.

      Закон — не в тупом послушании. Это в вас Сорбонна говорит,- так называл Жан Кальвин богословов Сорбоннской школы, которые считали, что настоящая вера — это послушание при отсутствии здравого смысла. Т.е. чем глупее то, что от тебя требуют, а ты, тем не менее, это выполняешь, тем сильнее у тебя «вера».

     Но закон — это осознание правды, а не издевательство над здравым смыслом! 
      У одного пастора была дочка, которая томилась безотчётным страхом. Она жутко боялась смерти и решила бросить ей вызов. Спрыгнула с 6-го этажа своего дома и сломала себе тазовую кость. Период реабилитации прошёл довольно быстро, так как ей было всего 14 лет. Врачи ускорили срастание кости с помощью шурупов.

      Преодолела ли она страх смерти? - Ну, ей казалось, что — да, - да и не могло ведь иначе казаться — она же именно для этого с 6-го этажа спрыгнула! - а во что это вылилось? - А вылилось это в то, что уже ни один из её прежних знакомых не мог больше с ней нормально разговаривать. Под языком у неё теперь было достаточно колючек для каждого.

      Совершенно ясно, что вместо того, чтобы быть рабой Господа и обрести в Его мыслях и действиях подлинную свободу, она стала рабой сатаны, и теперь он заставляет её на каждом шагу портить свои отношения с ближними, а то и — с дальними. Короче говоря, она приняла вместо духа свободы дух рабства, который так усердно её домогался. По требованию плоти она его полностью растворила в бесчинстве и удержала, но подавить его теперь уже нечем, кроме как грядущим возмездием.


     4. Нам же,  «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию...» (Рим. 1:1), говорит, ссылаясь на подобные примеры: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
(Авва — от еврейского «Аба»: «Ав» на иврите значит «Отец», а «Аба» - «Папа», «Папочка») Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии».
(Рим. 8:12-16)

      Вот слова человека, который чётко различал спасающее рабство в духе свободы и дух рабства, который за ненадобностью ведёт к погибели, соблазняя нас безотчётным страхом от сатаны, который, в свою очередь, уже ничем не отличается от безудержного бесчинства, так как и его также невозможно контролировать. 

      Одно дело признавать правду рабства и пользоваться ею, чтобы преодолеть в себе бесчинство и стать в Господе, т.е. по-настоящему, свободным. Другое дело — не признавать правды в греховном умопомрачении и не пользоваться ею, становясь лёгкой добычей сатаны.

      Избавился ли такой человек от раболепства? - Ну, он думает, что да, ведь именно для этого он и поднимал свой неприличный мятеж, чтобы ему так казалось. А на поверку что вышло? - А на поверку выходит, что ему, по совести говоря, приходится теперь скрывать своё неприличное поведение, в сатанинском безотчётном страхе ожидая грядущего возмездия от Бога Вседержителя, который есть Господь Ревнитель.
      
      Итак, у нас только две возможности — либо мы рабы Бога Живого и нам уготован достойный почёт, так что Бог нас считает своими детьми, а Сын Божий Иисус Христос — Своими братьями и сёстрами; либо мы -  рабы сатаны, т.е. рабы раба, и притом — презренного, и нам уготована одна участь с ним в геенне огненной. Имеющий уши — да слышит.
   
      Пусть будет имя Божие благословенно во веки — во имя Бога Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь


Рецензии