Alien

По воле рока нить её жизни оборвалась в 13 лет. В глазах древних она была уже невестой. Из двух статуй, что изваяли в музее при университете Манчестера по снимкам её мумии, одна похожа на памятник какой-то миниатюрной рок-певице. У неё яркий, вызывающий макияж, но в то время и в той стране его носили даже младенцы – он был защитой от зла и слепоты. И всё же, в ней и правда есть что-то дерзкое. В её субтильном, как у египтянок с полотен Котарбинского, теле, билось сердце бунтарки. Её красота ещё не расцвела – лишь озорные карие вишни глаз бросают вызов суду бомонда. Но её участь уже решена богами...

В музей её мумия попала в 1896 г. в изрядно помятом коконе золочёного и расписного картонажа. В дневнике и частном письме археолога сэра У.М.Ф. Питри было указано, что она из Хавара. В том античном некрополе нашли много мумий эпохи римских «фараонов». К их сонму до поры по умолчанию отнесли и останки отроковицы, получившие номер «1770». Но её изучение в рамках грандиозного проекта музея Манчестера, вдруг показало, что на самом деле это дитя было современницей царей XX – XXI династий. В то время места вечного упокоения грабили нещадно. И мумия девочки лишилась своего «дома».

Но много сотен лет спустя кто-то заново обернул в нарядные покровы тело ребёнка, истлевшее почти до скелета. В своё время в рамках такой же акции благочестия жрецы уносили в тайники мумии фараонов из их пустых склепов. У девочки руки скрещены на груди, а в такой позе в древние времена укладывали после смерти августейших особ. Лишь в греко-римское время она стала обычна для всех усопших. То, что дитя было из семьи знати – это не подлежит сомнению. Но была ли она царевной – этого мы уже, вероятно, не узнаем никогда. Но если положение рук лишь интриговало, то ноги, какими их увидели на рентгеновском снимке, внушали ужас: не было ни голеней ни стоп.

На их месте к торчащим костям были приделаны «протезы» из досок, стеблей камыша и глины. Вышло жуткое подобие Пиноккио. Но даже на фальшивых пальцах из камышовых трубок сияли золотые напёрстки. Те, кому выпало хоронить её второй раз, не знали ни её имени, ни даже пола. Они едва успели спеленать жалкий остов. В римскую эпоху было принято украшать тела мертвецов золотом – в виде сплошного покрова или (чаще) мелких аппликаций из фольги. Но украшения на мумии № 1770 сохранились лишь частично – однажды она вновь была ограблена. У неё нет ни золотых глаз на веках, ни гирлянд амулетов на шее, зато остались блёстки для сосков и… золотой фаллос.

То есть, мастера так и не смогли разобрать, кого они готовят к погребению – мальчика или девочку. И решили «подстраховаться». Не исключено, что во время обряда они тоже гадали – как же дитя лишилось ног. И, быть может, первое, что им приходило в голову – это нападение крокодила. Но ведь калекой можно стать и без встречи с хищником. В змеиный ров судьбы падают даже те, кто с рождения жил в неге и роскоши. А дети при этом словно бы платят по чужим счетам. В дом девочки залетела «стрела Сахмет» – калёное жало грозной болезни. В брюшной полости мумии № 1770 учёные нашли известковый узелок – в нём был дохлый самец гвинейского червя (ришты).

Не он был виною долгих мук и смерти ребёнка. Он мелок и сам гибнет после спаривания, исчезая без следа или скрючиваясь в «мумию». А вот самка в течение года вытягивается в подобие тонкого белого провода длиною в метр, и при этом она пробивает себе дорогу наружу не через естественные полости, а через плоть. Она буравит мышцы, опутывает на ходу сухожилия и нервы, вызывая порой адскую боль. И вот однажды на стопе, ноге или руке вздувается крупный волдырь. Он горит как в огне, и больной волей-неволей сам желает смягчить эту боль студёной водой. От этого пузырь лопается и гнусная тварь начинает выглядывать из растущей язвы.

У этого червя в древнем и античном мире и даже в средние века не было даже точного имени. В самом деле, даже Авиценна описывает риштоз (дракункулёз) как выход из тела гнилого нерва! И да, ему нужно «помочь», вытянув его, но это займёт не менее трёх недель. Беда, если адская струна лопнет – её обрывок в теле грозит столбняком, заражением крови или гангреной! В знаменитом папирусе Эберса о риштозе и его лечении можно прочесть в параграфах 874 – 875. В первом описана «опухоль («аут») Хонсу», которую ни в коем случае нельзя резать – ведь это волдырь, он должен лопнуть сам. А после этого можно легко, не разрезая плоть, схватить червя «за хвост».

В § 875 уже идёт речь риште, идущей на волю. В это время под кожей проступает тонкий белый пульсирующий тяж. На это с непривычки трудно смотреть без содрогания, но в своё время ришта была бичом народов многих тропических стран. И там ни у кого при виде него кровь не стыла в жилах. В тексте § 875 папируса Эберса был использован очень редкий глагол «декер». В одной из гробниц номархов Бени-Хасана он использован для описания работы прядильщика, который сучит нить – свивает её из двух в одну. В контексте медицинского папируса это мог быть намёк на операцию по удалению червя – его медленно, очень осторожно накручивают на палочку, как волокно пряжи на веретено.

Но это не согласуется с общим для всех пунктов текста планом изложения: вначале описание болезни, а уж потом советы и рецепты. Таким образом, «декер» – это не что иное, как движение червя под кожей, который бьётся и извивается, рвясь наружу. То есть, скручивается, подобно нити. И вести себя с ним нужно крайне аккуратно. Лучше даже не вскрывать образуемый им волдырь самому, чтобы не создать раньше время очаг заразы. А коль скоро он лопнул, то всё то время, когда его нужно вытягивать, язву надо тщательно обрабатывать и бинтовать. Другого варианта нет. О профилактике этого недуга у древних было самое смутное представление.

В свете подобных обстоятельств уже не удивляет, к примеру, что главным напитком древних цивилизации было пиво. За один лишь глоток сырой воды можно было заплатить жизнью. Река, но особенно связанные с нею каналы, пруды и колодцы – рай для микробов. В тёплых стоячих водах кишат мельчайшие пресноводные рачки – циклопы. В них и ждут своего часа личинки ришт. С проглоченной водой они попадают в кислую среду желудка не гибнут в ней, в отличие от своих временных хозяев (тех самых рачков). В наше время страны, где лютует ришта, усердно снабжают трубочками для питья воды с нейлоновым фильтром.

Но в древности не было даже примитивного подобия таких трубок. О микробах не знали ничего. И как бы ни превозносили даже в античности мудрость египетских врачей, даже и они видели истоки болезней в гневе богов или злой магии. Та ревность к чистоте, что царила при фараонах, в массах часто гасла, разбиваясь о нищету. В стоящих на границе с пустыней городах было бы невозможно жить без колодцев. И особенно много их – открытых, ступенчатого типа, было раскопано в Дейр эль-Медина и Амарне. В свежем виде, без кипячения вода из таких резервуаров была очень опасна, но случалось, что кто-то, обезумев от несусветной жары, всё же выпивал её.

Такое могло бы случиться и за вратами пышной усадьбы, в случае с девочкой – быть может, по недосмотру взрослых. А возможно, уже в то время по улицам шныряли водоносы, предлагая людям, утомлённым солнцем и зноем, якобы очищенную и безвредную воду. Не все ведь «дружат» с молоком, а кто-то не любит пиво или просто боится разомлеть от хмеля. В каких только триллерах не был использован образ червя, грызущего ещё живую жертву. В восьмом эпизоде «Секретных материалов» инопланетный, попавший на Землю с метеоритом червь резво гонял под кожей, не позволяя поймать себя и убить.

В его роли, к слову, выступила личинка мучного хруща. И, наверное, кто-то это сразу заметил, но сцены были отсняты до жути правдоподобно. В том фильме победить болезнь удалось лишь за счёт того, что особь, заражающая человека, не терпела себе подобного в том же теле. И два червя убивали друг друга. Но ришта, хотя и не показывает при движении особой прыти, как раз любит компанию. То есть, в одном человеке их может быть не просто несколько, а очень много. В истории были страдальцы, носившие в себе до сорока – пятидесяти ришт зараз! Таким образом, ноги и руки больного могут обратиться в подобие стволов гниющего дерева.

А у малых детей червь может устроить себе выход даже в боку. У девочки, чью мумию так долго изучали в Манчестере, как видно, были поражены обе ноги. Вне всякого сомнения, был вызван врач, а хирург как мог пытался вынуть всех червей. Но если тех было слишком много, то дело тянулось бы невыносимо долго. Ведь нужно было ухватить торчащего из раны червя пинцетом «хенук» так, чтобы он не выскользнул, но и не оторвался. В сложных случаях, когда разрыв всё же произошёл и остаток червя начал втягиваться, дёргаясь в агонии, в тело, в дело шли скальпели.

Их стерильность при этом была обусловлена не глубокими познаниями в медицине, а культовым регламентом. Нож «дес» – это свежий отщеп куска кремня, сверхострый и абсолютно чистый. Такие ножи (наряду с обсидиановыми) до сих пор ещё в ходу у микрохирургов. Их ценность ещё и в том, что кремня в египетской долине – пруд пруди, а значит, их можно готовить и менять на месте. Иногда вместо каменного ножа брали острую щепку от толстого ствола тростника арундо, похожего на бамбук. В египетских медицинских папирусах тростники, в том числе иноземные, часто были ингредиентами лекарств, и не в последнюю очередь из-за славы сакрального растения.

Оно росло в уголках земного рая среди пустынь – в речных заводях. Ещё одно орудие хирургов – «шас», был, очевидно, каким-то тонким крючком, нужным в тех случаях, когда червь обвивал тугими узлами сухожилия. В какой-то момент ноги девочки были истерзаны до такой степени, что начался необратимый процесс. И она, когда-то подвижная как ртуть, и, быть может острая на язык стала в одночасье жалкой калекой! Быть может, она уже сошла с ума от боли, а может и просто уже утратила волю к жизни. Но вот что странно: её правая нога отнята на 10 см. выше колен, а левая – ниже. Чем вызвана такая кривая линия ампутации? Топорная работа?

На культях не образовались костные мозоли, а значит, девчушка прожила после операции не более одной – двух недель, если не умерла во время неё. Не каждый взрослый выдержит ампутацию без наркоза, а в арсенале врачей времён фараона его ещё в нашем понимании и не было. Те дурманные снадобья, которые можно было бы употребить, были по сути ядами. Трудно было рассчитать, какая доза лишь усыпит, а какая будет летальной. Было высказано мнение, что потеря ног связана с каким-то несчастным случаем – например, обрушением здания или наездом колесницы. В этом случае можно считать, что ребёнок погиб ещё до того, как его стала мучить ришта.

Вид мумии указывает на то, что тело бальзамировали уже на стадии разложения. Такое впечатление, что оно было не сразу обнаружено. Его пришлось буквально выпотрошить дочиста. В нём не было даже сердца, хотя его удаление в норме сочли бы святотатством. В области под грудной клеткой зияла пустота, но ниже её тело набили смешанными с илом свёртками из льняных бинтов. Тело обильно полили смолой, что, однако, не уберегло его от распада, ведь перебор с подобными составами в течение долгих лет вызывает обугливание. Тут можно неволей вспомнить мумию Тутанхамона – тоже почерневшую и «бессердечную».

А мастера римской эпохи уже экономили умащения. В их время идеальная оболочка для мумии значила куда больше, чем идеальная же сохранность тела. Собственные ноги умершей не сохранились либо из-за того, что их не стали мумифицировать, сочтя «скверной», тем более, что была ещё надежда, что девочка выживет. По другой версии, ампутированные конечности попросту были утеряны бальзамировщиками. В таких мастерских часто были аврал и хаос. В монографии Э. Фойхт был упомянут тот факт, что как раз мумии детей чаще всего несут на себе следы грубой работы «творцов мощей» – сломанные рёбра, скрученные конечности.

Но в случае мумии 1770 все проломы на костях, в том числе и на шее и черепе – это явно дело рук грабителей, срывавших с неё драгоценные талисманы. На их совести, быть может, и отбитые надколенник и малоберцовая кость на левой ноге выше уровня ампутации. Быть может, мародёров кто-то спугнул, или они вдруг увидели более богатый источник поживы, раз часть погребальной «бижутерии» всё же осталась на теле. С правой стороны «венецианская маска» мумии сломана – её пытались сорвать. Но золотое девичье лицо от этого не особо пострадало. В условно-кукольном образе едва угадываются черты юной мученицы. А вот имени её уже никто не вспомнит.

Её не выставят в зале для толп праздных зевак именно потому, что даже картонаж уже утратил свой «парадный» вид. Не ахти какой экспонат. Но все увидят её «оживший» в двух статуях из гипса, воска и стекла облик. А чтобы те не выглядели как манекены, им добавят и парики, и подобающие наряды. В первой версии она бледнолица, с простой стрижкой на прямых волосах, охваченных алой лентой. Во второй – смуглая и яркая, и, как водится, «по сторонам молодого лица локоны в виде спирали». Душа «ка» и душа «ба». Вот она – «некрасивая, но живая девочка». Так и не раскрывшийся бутон лотоса.

Источники:

Миллер Р.Л. Операция «декер»: прядение и лечение дракункулеза в папирусе Эберса (§ 875)/Miller R.L. Dqr, Spinning and Treatment of Guinea Worm in P. Ebers 875. The Journal of Egyptian Archaeology. Vol. 75 (1989), pp. 249-254 (7 pages)

Буше-Берт Люк. К вопросу о понятии «декер» и стерильных лезвиях в папирусе Эберса (§ 875)/Bouchet-Bert Luc. The Question of dqr and Sterile Blades in P. Ebers 875. The Journal of Egyptian Archaeology. Vol. 84 (1998), pp. 224-228 (5 pages)

Проект Манчестерского музея «Мумии»: междисциплинарное исследование. Древнеегипетские мумифицированные останки. Под редакцией А. Розали Дэвид. Редактор производства: Дж. Форд-Джонстон/The Manchester Museum Mummy Project: Multidisciplinary Research on. Ancient Egyptian Mummified Remains. Edited by A. Rosalie David. Production Editor: J. Forde-Johnston. Published by Manchester Museum. Distributed by Manchester University Press, Oxford Road, Manchester M13 9PL, England. C) Manchester Museum, 1979. ISBN 0-7190-1293-7.

Лаубер, Патрисия Г. Истории, которые рассказывают мумии/Lauber, Patricia G. (1985). Tales Mummies Tell. Harper Collins. p. 128.

Абу Али ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Академия наук Узбекской ССР Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни. Книга IV. Изд-е 2-е. Издательство «ФАН» Узбекской ССР Ташкент, 1980 г. Пер. с арабского М.А. Салье. Под председательством академика А. С. Садыкова

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Dracunculiasis (Guinea Worm Disease): Case Study of the Effort to Eradicate Guinea Worm D. Hopkins, E. Ruiz-Tiben Published 26 October 2011 Medicine
Donald R. Hopkins, Ernesto Ruiz-Tiben, Mark L. Eberhard, Adam Weiss, P. Craig Withers Jr., Sharon L. Roy, and Dean G. Sienko. Dracunculiasis Eradication: Are We There Yet? June 2018. The American journal of tropical medicine and hygiene 99(2) DOI:10.4269/ajtmh.18-0204 LicenseCC BY 4.0. Project: Dracunculiasis.

Фойхт Эрика. Ребёнок в Древнем Египте. Положение ребёнка в семье и обществе согласно древнеегипетским текстам и представлениям/Erika Feucht - Das Kind im alten ;gypten Die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach alt;gyptischen Texten und Darstellungen, Frankfurt - New York, Campus Verlag, 1995


Рецензии