Клад

История седьмая  

Клад (Март)  

 

Я не преувеличиваю! Мы в школе нашли клад. Я решил об этом написать, потому что эта история оказалась такой необычной для нас, для учителей и, в особенности, для директора. Вот как это было.  

В конце прошлого года в подвале школы начался ремонт. Подвал у нас просторный, но никак не используется. И вот руководство школы подумало и решило открыть в нем патриотический клуб с тиром. Мы все обрадовались. Тир – это же круто! Мы, немешкая, предложили свою посильную помощь в расчистке подвала. Руководить расчисткой назначили нашего электрика Степаныча. Правда, Степаныч спускался в подвал только для того, чтобы впустить нас, а сам он затем уходил по своим делам. Мы же трудились в поте лица, разгребали завалы всякой всячины, попавшей в подвал, похоже, со дня открытия школы. Чего только мы там ни находили: старые парты, которые еще вполне можно было использовать, стулья, старые глобусы, карты СССР, груды какого-то железного лома, несколько сломанных микроскопов и даже настоящий большой телескоп на треножной подставке.  

Мы выходили из подвала грязными и запыленными; отряхивались, чистились и усталые брели по домам, чтобы уже на следующий день с новыми силами спуститься в это таинственное подземелье. Так проходили наши вечера последние несколько дней, и вот сегодня неожиданно для всех раздался крик Баскетболиста.  

– Идите все сюда! Я, кажись, клад нашел!  

Мы, перелезая через груды разбросанного повсюду барахла, ринулись к нему.  

– Глядите, – тихо сказал Баскетболист, показывая нам на дверцу в полу.  

Это был маленький люк. Он был без ручки и замка. Там не было ни привычной прорези для ключа, ни висячего замка, которым когда-то давным-давно запирали двери.  

– Что это может быть, а? – спросил я, глядя на Шерлока.  

– Вход в Нарнию! – провозгласил Сизя.  

Мы все засмеялись.  

– Если бы в Нарнию, а то вдруг там могила чья-нибудь. Вот будут дела! – насторожился Бульдог. – Тогда и клуба может не быть.  

– Не думаю, что это могила. Это похоже на схрон, – предположил Шерлок.  

– Чё такое схрон? – поинтересовался Баскетболист.  

– В старинные года, когда надо было что-то спрятать, все запихивали в подвальные тайники или схроны, – объяснил Шерлок. – Например, надо спрятать золото, неси в схрон, тогда никто ничего не найдет.  

– Золото! – воскликнул Сизя.  

– Мы чё клад нашли?! – воскликнули ребята.  

– Надо, короче, идти за Степанычем, – предложил Шерлок.  

Приходит Степаныч.  

– Что меня дергаете! Ну, чего тут у вас?  

Мы показываем ему люк.  

– Дела! – почесав затылок, сказал он.  

Мы смотрим на Степаныча, Степаныч на нас.  

– Клюквин говорит, что это схрон какой-то, – пробасил Баскетболист.  

– Схрон?! Думаете, тут что-то ценное? Клад? – улыбнулся Степаныч. – Это, небось, какой-нить технический люк, вот и все дела. Клад! Да там провода какие-нибудь или реле не функционирующее, которое строители оставили. Клад! Во умора!  

Мы расстроились. Версия Степаныча была намного скромнее нашей.  

– Так, я щас принесу лом и попробую вскрыть, – сказал Степаныч и ушел.  

Увы, лом не помог. Никак этот люк не хотел открываться. Степаныч его и так и эдак, но люк не сдвинулся ни на миллиметр.  

– Вот зараза! – выругался Степаныч. – Ладно. Тут надо одновременно двумя ломами с двух сторон поднатужиться, тогда откроется. Сегодня все. Все по домам.  

Однако домой мы не торопились и решили в этом деле разобраться. Шерлок предложил отправиться к его дедушке, хорошо знающему историю нашего района и расспросить у него, что может находиться под таинственным люком.  

Дедушка Шерлока жил в нескольких автобусных остановках от школы. Мы пришли к нему в то время, когда он, по заведенному им обычаю, пил вечерний чай.  

– А, ребята! Заходите, – радушно пригласил он. – Внучек, проводи гостей на кухню. Будем сейчас вместе пить чай.  

Дедушке Шерлока был уже восемьдесят один год. Жил он хоть и один, но человек он был активный, общительный и его часто навещали, то родственники, то знакомые, поэтому дедушка никогда не чувствовал себя одиноким.  

– Как поживает молодежь? – улыбнувшись, обратился к нам дедушка.  

Мы сидели за кухонным столом, и пили чай с печеньем и вареньем.  

– Дед, – начал Шерлок. – У нас к тебе дело.  

– Дело?! чем смогу, помогу.  

– Дело в том, что мы сегодня в подвале нашей школы нашли странный люк, – начал объяснять Шерлок, – но никто не может понять, откуда он там взялся и что под ним может быть. Наш электрик считает, что там какие-то строительные провода или еще что-то, но мы так не думаем, – сказал он и посмотрел на всех нас.  

Мы закивали в знак согласия.  

– А вы решили, что там клад? – усмехнулся дедушка.  

– Не знаю. Может и клад. Так вот у нас к тебе вопрос. Ты не помнишь, что было на том месте до нашей школы? – спросил Шерлок.  

Дедушка, уточнил адрес школы, задумался, встал и, выйдя из кухни, принес из комнаты старенький планшет.  

– Вот сюда, – сказал он, постукивая пальцем по планшету, – я заношу интересные факты из истории нашего района. У меня здесь вся информация структурирована по улицам. Так! Ищем улицу Нижнюю. Во-от! Читаем.  

Он какое-то время читал про себя, затем, отложив планшет на стол, начал рассказывать.  

– До революции на месте школы стоял двор богатого купца Еремеева, – мы переглянулись. – После революции Еремеева раскулачили, а его дом передали районному управлению по борьбе с безграмотностью. Проще говоря, дом купца уже тогда стал чем-то вроде школы.  

– Может это тайник купца Еремеева? – спросил я.  

– Не торопись! – сердито сказал дедушка. – Я еще не закончил. Так вот. Эта школа просуществовала вплоть до войны…  

– Великой Отечественной? – спросил Баскетболист.  

– Да, Великой Отечественной, – подтвердил дедушка. – У нас тут шли жуткие бои. Много домов разбомбило, а этот уцелел, благодаря тому, что он был на самой окраине города. Погоди-ка! Там еще штаб немцев был. Когда фрицы отступали в сорок втором, дом они не стали взрывать. Почему они его не взорвали, я не знаю. Может что-то у них пошло не так, как хотелось.  

– А потом? – спросил Сизя.  

– Потом мы гитлеровцев выбили из города, и в доме оборудовали госпиталь. Тогда раненых было очень много.  

– А вдруг немцы его заминировали, но не успели взорвать, – предположил Бульдог.  

– Ага, а под люком немецкие бомбы, – хихикнул и тут же устыдился своей реакции Баскетболист.  

– Или забытые немецкие документы, – добавил я.  

– А может там наши оружие схоронили, – выдвинул версию Шерлок.  

– Ребят, так если там бомбы, то школа ведь давно бы могла взлететь на воздух, – ужаснулся Баскетболист.  

Мы вдруг осознали, что столько лет все, кто был в школе подвергались смертельной опасности. Стало страшно.  

– Не, бомбы и мины наши все еще тогда обезвредили, – успокоил нас дедушка. – Скорее всего…  

– А я думаю, что это и не бомба, и не золото, – вдруг сказал Шерлок, – а что-то совсем иное.  

– Завтра Степаныч с кем-нибудь из учителей вскроет этот люк, вот и узнаем, что под ним, – громко заявил Бульдог.  

Так и случилось. После уроков мы, спустились в подвал с Степанычем и нашим физруком. Они прихватили с собой два лома и на всякий случай лопату.  

– Директор разрешил пошуровать, – подмигнув, сказал Степаныч.  

Принялись вскрывать люк. В начале он, как и вчера, не поддавался, но затем, но затем на него поднажали, и усилия двух взрослых мужчин сделали свое дело – люк начал приподниматься.  

– Еще немного, – кряхтя, проговорил физрук.  

Мы с ребятами с опаской переглянулись. А вдруг бомба!  

Еще усилие и люк, наконец, отбросили в сторону. Нашим взорам предстало совсем не то, на что мы рассчитывали. Под люком оказалось небольшое углубление, на дне которого виднелось что-то серебристое. Когда Степаныч достал этот предмет, им оказался металлический термос.  

– Тьфу, ты! – расстроился Степаныч. – Стоило ради этого термоса убиваться?!  

– Открой-ка, – предложил физрук.  

– На, сам открывай, – и Степаныч передал термос физруку.  

Повозившись немного с крышкой, физрук открыл термос.  

– Пустой? – спросил кто-то.  

– Вроде что-то есть, – тихо сказал физрук. – Листок бумаги какой-то.  

И вынул его из термоса.  

– Посветите поближе, – попросил Степаныч.  

Сизя направил свет фонарика на листок, и физрук прочил, что там было написано.  

– Неужели вы ее нашли! – не веря своим глазам, воскликнул директор и посмотрел на нас, сидящих за его большим столом. – Я уж и забыл о ней. Капсула времени! Надо же!  

И, развернув найденный нами лист бумаги, вслух прочитал его содержимое.  

– Потомки! Мы, ученики десятых классов передаем вам наш комсомольский привет! Наша школа – это большая семья, а мы в ней – дети. И как ее дети, мы мечтаем о процветании нашей школы, о ее счастливом будущем и о счастливом будущем нашей необъятной Родины. Мы не знаем, кто будет читать это послание, но мы уверены, что это будут достойные люди, умные и смелые хранители и продолжатели наших традиций, – директор сделал паузу, вздохнул и, подавив волнение, продолжил. – Мы надеемся, что вы будете придерживаться тех ценностей, которых придерживаемся мы. Прежде всего, это честность и искренность. Во-вторых, дружба. Ведь только друзья, честные и искренние, способны создать такое, что никогда не сможет сделать один человек. И третье, самое главное, это любовь к своей Родине. Без этого не может быть будущего. Только искренняя любовь к Родине со школьной скамьи способна побуждать к подвигам, строить, созидать, творить наше великое будущее. Помните это, наши потомки! Мы же, со своей стороны, обязуемся достроить совместными усилиями спортивный зал, в котором вы будете заниматься спортом. Завещаем вам беречь и приумножать достижения нашей школы, отстаивать ее честь и достигать новых рекордов. Пусть солнце светит ярко и никогда не будет войны! Миру мир! До встречи через много, много лет!  

Под текстом стояли имена, фамилии и подписи учеников десятых классов. В самом низу страницы был, умело, нарисован человек, выпускающий из рук голубя.  

Директор положил пожелтевший от времени лист бумаги на стол и, взглянув на нас, улыбнулся.  

– А ведь это я писал, – сказал он.  

Мы молча сидели и смотрели то на директора, то на послание из прошлого.  

– В восемьдесят пятом году десятиклассники решили заложить капсулу времени под фундамент строящегося спортзала. И вот мы собрались, придумали этот текст, и я его записал на этом листе бумаги. Потом мы вложили его в термос, который принесла моя одноклассница Ангелина Степановна, а теперь ваша учительница биологии. И заложили под люк. Ну, надо же! Наша капсула времени! Спасибо, ребята! Спасибо вам большое за такой сюрприз.  

Мы стояли у входа в школу и вспоминали события последних дней: обнаружение люка, дедушку Шерлока, наши предположения о том, что там под люком и капсулу времени.  

– Во как бывает! – доедая сандвич, произнес Бульдог.  

– Вот так клад! – воскликнул Баскетболист.  

– Чуваки, так это и есть самый настоящий клад, – сказал Шерлок. – Только другой. Он может даже круче, чем клад. Это ведь как машина времени, а мы путешественники во времени.  

Мы пожали друг другу руки и разошлись по домам. А капсула времени стоит теперь на видном месте среди кубков и вымпелов, завоеванных нашей школой за все годы ее существования.  


Рецензии