Справедливость? Нет таковой!
Расскажу сначала о том, что порекомендовал мне один журналист, прочитав про мою работу на заводе.
- Раскрывай ДУХ работы! Дополняй о работе подробно!
По каждому твоему письму и по каждому случаю решения любого технического вопроса на заводе или в командировках можно писать роман не роман, а уж, не менее повести точно, и сценарий для постановки спектакля.
«Сжал» всё, как учёные в астрономии загоняют целые Вселенные в «чёрную дыру»!
Надо «разжать», а то не прощу тебе такого упущения. Я на одном дыхании прочитал всё и на самом деле прямо-таки почувствовал этот ДУХ времени, который, мне показалось было, ты в самом начале девизом повествования провозгласил – так, в качестве некой метафоры.
Ан, нет. Всё тогдашнее как-то всплыло, и ощутил спиной. Вспомни-ка роман «Молодые львы» Ирвина Шоу, которым зачитывались в шестидесятых годах прошлого века, особенно молодые люди? Эпизод-то там…
- Да, помню. В 1961 году в общежитии читаю эпизод, когда немецкий лейтенант Гинденбург. с группой солдат в Африке попали в безнадёжную ситуацию, и он принимает решение бежать. Берёт с собой сержанта Христиана Дистля. На мотоцикле с коляской, бросив ничего не подозревающих солдат, вдвоём удирают. Дистль сидит сзади, у него рой мыслей: бросить товарищей на погибель!?.. Может прикончить лейтенанта …и т.д.
Кончив читать эпизод, я «очнулся»: начинал читать лёжа на койке, а тут уже сижу на одеяле и чую где-то на спине, то самое, о чём говорил М.Горький – «настоящее искусство ощущается спиной».
Было полное ощущение, что сам сижу на месте Дистля, и это всё происходит со мной. Вот впечатление! (Заслуга переводчика - сработал хорошо, возможно, у автора романа по-английски куда преснее). И это в 20 -летнем возрасте, уже после окончания техникума, а не маленького впечатлительного мальчика.
___________
Убедил, приступаю к выполнению рекомендации опытного журналиста!
Правда, длинновато. Зато понятно, не скучно и описал всё, чтобы любому обывателю, имеющему представление о конструкторско-технологической работе на заводе, было ясно видно, как бессовестно ведут себя всевозможные персоны, коими в основном являются инородцы - ими оккупированы практически все начальственные должности (круговая порука).
Все персоналии реальные, как и в любой моей статье. Каждый персоналий, если прочитает, узнает себя и возразить ничего не сможет. Художественным вымыслом не занимаюсь,так как реальная жизнь богаче и интереснее фантазий писателей.
ПОПИРАЕТСЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕЩАДНО!
Поэтому молодые талантливые люди и бегут из страны, что в новой России стало разрешаться, в отличие от СССР.
Познаём жестокость бытия.
Понятие «справедливость просто уничтожено!
В новом «бюро групповой обработки» нас пока всего 2 человека, работаем в кабинете Главного технолога Гиновкера Давида Шлёмовича. Помещение для нас не подобрано.
Дело – само открытие, но внедрять новшество энтузиазма на заводе не ощущается.
Решил, - надо что-то менять.
И тут встал вопрос передачи в серийное производство нового изделия для самолётов типа СУ-24 – гидроусилителя (Бустер) двухкамерного БУ-220 в замену БУ-49. Главное отличие было в смене золотниковых устройств цилиндрических на плоские, которые обещают быть надёжнее – не будут заклиниваться в условиях загрязнённой рабочей жидкости.
У меня впереди пора подготовки дипломного проекта
(кончаю Горьковский политехнический институт им Жданова без отрыва от производства. Кстати, прекрасный вариант учёбы получился у нас в 1 и 2-м выпусках в
«Павловском филиале». Как на «дневном».
После работы, еле успев перекусить, бежим в институт на лекции. Для их чтения, каждый день к нам приезжали (на 4-5часов) профессора и преподаватели из Горького, порой, и в субботу с воскресеньем).
Внедрение нового изделия намечается скоро, а кому передать в СКО (серийно конструкторский отдел) что-то не видно, загрузка каждого способного конструктора хорошая.
Изделий много.
Мне оформляется переводная в Серийно-конструкторский отдел. Получаю конструкторскую документацию на гидроусилитель Бу-220.
Приступаю к новому делу. Темой дипломного проекта выбираю технологическую: «спроектировать механо-сборочный цех по производству плоских распределительных устройств». В качестве детали беру основную - узел крышки распределительной данного гидроусилителя.
Анализирую чертежи, на базе работы технологом у меня есть понимание сути дел. Готовлю изменения конструкторской документации, для изготовления применительно к действующему производству. Таких нестыковок более, чем достаточно.
Иногда, хожу в техбюро (при необходимости, с ведущим технологом ОГТ Зрячевым А.К уточняю какому цеху будет расцехована деталь. Вместе с ним готовим и замечания по чертежам) уточнить какую-нибудь операцию (хонингование или шлифовка, или с доводкой: долбёжка или фрезеровка червячной фрезой, или протяжка шлиц и т.д., чтобы соответственно в чертеже задать как надо: фаски, радиуса, центровые гнёзда, канавки и пр.
Наконец, хожу к разработчикам изделия и с ними договариваюсь конкретно по каждому моменту. Готовлю извещение и оформляю его. Иногда «вынуждаю» их самих оформить уточнение, уличая в явном промахе конструктора, но не признающего этого. В данном случае было двое конструкторов – проектировщиков этого изделия. И они – как небо от земли! Один сходу понимает (Скворцов), а второй мычит, тянет, спорит, упирается, Измотаешься с ним, идёшь к Зам. Главного конструктора, тот согласовывает вопрос, и вот в этом случае оставлял этому упрямцу самому и оформлять поправку. Чтобы не перезажирел на сидячей работе.
В итоге был выполнен весь комплекс изменений конструкторской документации, которые неизбежны при начале производства изделия в серии. Всё это сделано было до начала изготовления деталей в цехах. Обычного «кувыркания» и серьёзной задержки в подаче деталей на сборку из цехов по причине «сырой» документации, а также в процессе сборки и испытаний практически не было.
Ещё бы, мной было подготовлено свыше 450 извещений по уточнению чертежей и Технических условий, в каждом извещении порой по несколько изменений (кто знаком с системой этой поймёт всю значимость работы).
А дальше приходится сказать то ли о профессионализме, то ли …
Конструкцию узла крышки я доработал, до этого написав и оформив, можно сказать вынужденно, рацпредложение, так как их количество нам планировали и требовали с каждого конструкторского бюро конкретную сумму эффекта экономии и в рублях, и в нормо/часах на каждый квартал и на каждый месяц.
За счёт этого было получено снижение трудоемкости изготовления на 30 тысяч нормо/часов – гигантская величина!
За каждый н/час экономии, по действующему положению на заводе, автору полагалось 2 рубля премии.
Вопрос снижения трудоёмкости на авиационных заводах был поставлен очень остро и за это «драли» семь шкур со всех «руками водителей» заводов, а они с нас - бедных тружеников. Был такой этап продолжительностью 1.5 -2 года в жизни заводов. Кампанейщина?
Напомню, идёт 1966 год.
Вспоминайте, смотрите, какие были цены и прикидывайте, что это тогда значило. (А оклад конструктора 180 рублей в месяц). Сколько можно было бы купить на 60 тысяч рублей, когда (даже в 1983 году) автомобиль ВАЗ 21013 стоил менее 7 тысяч рублей. И дом в г. Павлове стоил 7 тыс.рублей. Да и доллар-то стоил копеек 40. Рубль был не деревом.
Дипломный проект защищён. Работаю в СКО инж. конструктором 1 категории. Через пару месяцев, за час перед обедом, ко мне подходит начальник отдела, бывший недавно Главный инженер, и говорит, что бюро Мозгова Д.М. не справляется с работой (воздушные винты 4-х видов, гидронасосы...) и мне предлагается возглавить это бюро.
Спрашиваю, подумать-то можно? Конечно – подумай.
А уже в 13 часов, после обеда подходит опять и говорит:
- «подумал?»
- Так Вы мне только что предложили!
- Ничего, ничего. Пойдём, Главный инженер ждёт нас. Приспичило, стало быть.
Что делать? Программа растёт, Винтов только АВ68 разных серий увеличивается до более 2000 штук в месяц (для: АН-12, АН-10, АН-26, Бе-12, ИЛ -18, ИЛ-38). Ещё АВ-2, АВ-50 (Ан-2, ИЛ-14). А одних только самолётов АН-12 (основа транспортной авиации СССР), более 10 тысяч штук в эксплуатации, то есть более 40 тысяч винтов для них (4 силовые установки). Гидронасосов выпуск тоже более 2000 штук в месяц.
Да-а, хомутик предлагается…
Заходим в кабинет, грузновато-жирноватый Сухотник Борис Моисеевич, развалившись в кресле, говорит:
- «Ну что, порядок? Главное – это требовательность!».
Вопрос закрылся. Думаю, как это красиво – требовательность.
Было бы с кого требовать, в бюро с высшим образованием нет никого. Но это ладно, и со средне-техническим приемлемо. Беда, что знающих дело, въедливых, заботливых, активных – ноль, да по «блату» устроенные «старушки» две…С кого потребуешь?..
Но всё, приказ подписан, придётся пахать.
…
Вот настал момент, и дело дошло до подсчётов экономического эффекта по рац.предложению, о котором было сказано. И оказывается, объявилось – не сосчитать, каких-то других предложений начальник БРИЗа нарегистрировал.
Коршуны налетели делить шкуру теперь уже убитого медведя?..
Когда было внедрено р/предложение и встал вопрос расчёта экономии, я заходил к Гиновкеру (Гл. технолог) и говорил ему, что поскольку Вы были у меня консультантом по дипломному проекту, то, Давид Шлёмович, не удивляйтесь, когда я получу вознаграждение, то половину Вам отдаю.
Он (зная, видимо, начавшуюся возню около жирного куска) сказал:
- Зря ты меня в соавторы не записал, тогда никто не посмел бы претендовать на что-то.
- Вы что же мне не сказали, откуда я знал, что жизнь устроена далеко не по настоящим честным правилам.
Начались рассмотрения этого дела на технических советах у Главного инженера. Через пару заседаний все заявления были отклонёны, кроме одного (совсем, как оказалось потом, не зря оставленного), в котором предложено отсечные пазы торца крышки делать методом электропрожига, что технологически будет дешевле.
Но ведь это не имеет отношения к моему предложению по изменению конструкции.
Делай, как хочешь, и оформляй как самостоятельное мероприятие.
Авторами этого технологического «прорыва» записаны были шестеро: от завода (в их числе зам.гл. технолога Халецкий) и от ОКБ (в их числе Зам. Главного конструктора Косорубов).
В итоге, нач. БРИЗа стал меня непрерывно донимать, чтобы я согласился их включить в соавторы. Какая же нечистоплотность?!
«Доконали».
Делаю от морального истощения жест. Советуюсь с конструктором, учившимся и окончившим ГПИ вместе со мной – Чуркиным В.С., который в нашем же отделе работает.
Умный мужчина и по всем параметрам очень грамотный.
(Кстати, его после окончания института, никуда из цеха не оформляли, причиной чего был его отказ в своё время вступить, будучи уже кандидатом,в партию КПСС – мстили. Вот и делайте выводы о "сладости" жизни в СССР.
И только Юнин, ушедший с поста Гл. инженера на пенсию и ставший начальником СКО, его взял в отдел. Только, «вчера» ещё бывшему Гл. инженером, не смогли отказать).
Даю ему письмо на «Верха», напечатанное на одном листе, в котором изложена суть дела, и в котором прошу перечислить всё вознаграждение (а это не менее 60 тысяч рублей только за н/часы) в фонд Мира и добавляю вслух: или в детдома, например. Он прочитал, откинулся на спинку стула, подумал и говорит:
- «письмо хорошо написано, сдержанно, очень культурно, Но…не поймут!
Это же будет такая оплеуха нахалам, а тут замешаны не только эти шестеро, а и в тени повыше…
Лишиться такого лакомого кусочка?!..
Да, против лома нет хорошего приёма, и я написал в БРИЗ служебную записку, что согласен на включение этих шестерых в соавторство с оплатой им половины суммы - по 50% на моё и их р/предложения.
Отдел труда и зарплаты (ОТиЗ) так нанормировал, и плановый (ПЭО) так рассчитали эффект, что за моё предложение - мизер (около 250 руб.-1,5 оклада месячного мне начислили) а за их прожиг – всё остальное!.. Вот так.
Чуркина, спросившего меня чем дело кончилось, мой ответ по трюку «экономистов» поразил наповал. Но тут уж я его успокоил, сказав, что пусть подавятся. А я, смирившись, буду считать:
- «ладно, я дипломный проект сделал и защитил этой работой. За «дипломные» оплата институтами не предусмотрена?!..».
(Выходит, что я заплатил за диплом сумму больше стоимости 10 штук автомобилей. Такое получилось бесплатное образование). Как всё в жизни относительно!
На том и порешено.
В семье не без уродов.
Факты. Только факты !
После защиты мы с Чуркиным занимаемся освоением новинок, я – см. выше, а Чуркин изделием КАУ-30Б – комбинированный агрегат для вертолётов МИ-8 (управление тангажом, хвостовым винтом, курсом…).
Однажды (он в отпуске, и на подхвате мне этот агрегат препоручили), совещание (все начальники цехов и Главные специалисты) у директора завода Каргаленкова по этому агрегату:
повестка – нет для него потенциометров.
Директор начинает по очереди всех допрашивать (с полуиздёвкой в тоне) где достать можно этот покупной узел?
Все отвечают, что не знают.
И это вполне естественно-закрытое предприятие, да и ничьё это дело, кроме отдела кооперирования (ОК).
Доходит очередь до меня, я оказался последним лицом в этом спектакле,
- может ты, Рябов, скажешь где? Была мысль сказать, мне это не положено знать. Но не стал, испортил бы сценарий, да и последствия можно от него получить любые. Ответил, как и все - не знаю.
Директор поднимает вверх палец и начинает гнусавить:
- И это советские инженеры, ничего не знают и так далее... Вот раньше, посылает один руководитель человека узнать, чего это там везут около города Богородска, так он не только узнал что везут, но и воз завернул к себе…
Кончил, и «совещание» закрылось.
Выводы делать читателю. Мне же остаётся добавить, что во время освоения мной БУ-220, один из конструкторов нашего отдела, параллельно по времени был прикреплён к сопровождению изготовления то ли жатки, то ли чего-то другого к новому комбайну в РОСТОВ на ДОНУ.
Изделие из нагрузки заводу в качестве товара народного потребления, всем заводам авиационным такую продукцию распределяли.
Заказ этот, в котором собственно ничего особенного, завод выполнил, и конструктор Шестериков…квартирой премирован был этим Каргаленковым.
Что этим он, волюнтаристского стиля «руками водитель», хотел показать всему коллективу, непонятно!?
Ведь тут никакого эффекта в н/часах или рублях не было по сравнению с моей работой по Бу-220, да он и не знал об этом, сказав на оперативке:
- «что-то легко изделие Бу-220 вошло в серию».
И «блат» у Шестерикова не имел места.
Волюнтаризм партийный – больше ничего не просматривается!
И, чтобы закончить с этим залётным из Горького директором, направленным для наведения какого-то порядка на заводе, такой штрих.
Начальник Первого отдела Козинцев, утром с сотрудницей принесли ему вчерашнюю «секретную» почту. Он спросил, что ещё нового, и этот Козинцев (весьма ограниченный человек) говорит, что вот один конструктор брал письмо и в конце работы в 17 часов не сдал, как положено.
(А работникам 1-го отдела, заметим, положено звонить, чтобы сдали (или придти и самим взять), а они и не «почесались».
Козинцев сам подлежал за это увольнению, если уж об этом по пижонски затевать речь.
Конструктор же «замотался» весь день в делах, и не до пустого письма ему было.
При этом надо отметить, что многие фирмы явно злоупотребляли, засекречивая всякую чепуху,
- для более серьёзного (??) отношения к какому-либо документу,- как мне, на мой вопрос:
«на кой чёрт вы письмо направили секретным -?!»,
- ответил один зам. Главного конструктора).
Так вот это письмо было из таких пустышек, только затрудняющих бюрократией с ними работу.
Директор, не читая даже этого письма, сходу ляпает:
может, уволим, пиши приказ!
Тот испугался, как сказала сотрудница, отлично зная этого конструктора и соображающая куда более своего начальника, и они вдвоём начали говорить, что не стоит, человек-то он на хорошем счету, хороший специалист и т.д.; письмо ничего секретного не содержит, - одно из таких пустышек.
Чуть уговорили.
Типичный руководитель тех времён, выходец из партийных рядов.
Кстати, мне удалось в квартиру из общежития переехать только через долгие 10 лет.
(Работа по освоению Бу-220, давшая громадную экономию, не удостоилась подобной чести).
Кадры решают всё !
Цех по изготовлению лопастей винтов
(начальник Коган Хаим Иосифович, надо сказать прямо, с ним ничего нельзя было решить - примитив полнейший)
планов поставки не выполняет, тонет напрочь.
Чуркин был в кабинете у Главного инженера по какому-то вопросу, и заходит в кабинет срочно вызванный Коган.
Сухотник ему говорит, не обращая внимания на свидетеля Чуркина:
- «Сколько раз я тебе говорил, найди ты себе умного заместителя, который, чтобы за тебя работал! Ты так и не сделал этого.
Мне в Главном управлении Министерства сказали, что хотя я кровный для них человек, но буду снят с работы в случае дальнейшего срыва плана поставки воздушных винтов. Я тебя вынужден уволить».
И «уволил»… в начальники БНС к шестерым женщинам, работающим по обеспечению завода стандартными документами и проведению в них изменений : ГОСТов, ОСТов, Технических условий, инструкций и т.д… С той же зарплатой. А как же - родной кровный человек.
Свидетельство о публикации №222110600655
Василий! Мне понравилось и это Ваше произведение. Именно, такие сюжеты и берут за основу Художественных фильмов, ибо в них реальная жизнь богатая и интересная. Только не хватает изюминки, которую без проблем внесет сценарист, как то, например: какая-нибудь из Ваших шестерых БНС предпочтет грузновато-жирноватого Сухотника Бориса Моисеевича с окладом в 350 рублей Вам красивого и талантливого, но с окладом 180 рублей.
По жизни я очень далека от той деятельности, где справедливость нещадно попирается. Я - воробышек, пархала только до колышка, и полеты сталистых орлов были где-то далеко и высоко. Однако, окажись я на Вашем месте, я сказала бы так же: "Пусть подавятся!"
С уважением -
Инна Бахместерова. 06.11.2022 г.
Инна Бахместерова 06.11.2022 22:45 Заявить о нарушении
Надеюсь, что и ещё что-нибудь прочитаете, так же совершенно реальное из жизни.
Про сценарии Вы хорошо упомянули.
Разве плох был бы фильм по моему произведению "Такие были воспитатели - виновники развала СССР!" http://proza.ru/2022/09/09/319
Зритель всей своей сущностью мог осознать этих дебилов, работавших на отчуждение людей от труда в радость, на порчу нравственного климата.
Всех Вам благ и доброго здоровья.
Василий Рябов Слабов 07.11.2022 07:02 Заявить о нарушении