Образование живое и мертвое

Образование «живое» и «мертвое»
Олег Смолин февраль 2018

    Выступая на одном из последних заседаний Госдумы, О.Н.Смолин вновь привлек внимание своих коллег к проблемам образования и воспитания юношества. На мой взгляд, эти причины делятся на две группы.  Группа первая, самая очевидная - глобализация пороков. Похоже, большинство нападающих насмотрелись на американских любителей публичного насилия и решили сделать то же самое у нас. Вторая группа причин имеет более глубокий характер и связана с реальной ситуацией в нашей школе и стране. Вот лишь некоторые из них.  1. Психологическое состояние детей, которое все более и более ухудшается. Если верить главному психиатру России Зурабу Кекелидзе, то ситуация в школе не только не улучшается, а скорее, ухудшается: 60% дошкольников страдают психическими аномалиями; аналогичный показатель среди школьников – 70–80%; у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме.

Подумайте сами, может ли учитель в такой ситуации уследить за психическим состоянием каждого ребенка?  Не раз говорил с этой трибуны: наша школа, чем дальше, тем больше становится бюрократической. И, как печально заметил Евгений Ямбург, школа все больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами. 2. Прибавлю к этому еще одно обстоятельство: эмоциональное выгорание учителей как результат стрессов и чрезмерной перегрузки. Повторю: по данным Общероссийского народного фронта, президентский указ в части заработной платы педагогов не выполняется в 75 из 85 регионов, и при этом средняя нагрузка педагогов превысила 28 часов в неделю. Убежден: образование – это предмет не конъюнктурной партийной политики, но общенациональных интересов, а значит, согласия широких политических сил.  Наверняка большинство из вас, а может быть, все помнят классическую формулу Иммануила Канта: «Две вещи не перестают удивлять нас в этом мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». А закончить я хочу афоризмом Сократа, который через две с половиной тысячи лет стал еще более актуальным: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

МНФ: Умнейший человек – пусть и слепой, а видит дальше нас. Хотел бы добавить еще одну цитату с советских времен, не знаю чью: «От воспитания подрастающего поколения зависит будущее любого государства». На мой взгляд, в наше время звёздное небо отдаляется от нас, гаснет и нравственный закон внутри. Перспектив жизни не вижу и для богатых стран. Страны второго и третьего мира, вообще не имеют перспективы – лишь жалкое прозябание и то не всем. Хотел бы дополнить Олега Смолина, всем понятно, что состояние психическое и психологическое наших детей оставляет желать лучшего. Но, что может сделать один учитель, при своей и так дикой нагрузке, если родители ничего сделать не могут. Вдобавок, прибавились дети мигрантов, которые, практически, не знают русского языка, и учитель, большую часть своего времени, отводит детям мигрантов. Проблема значительно шире.


Рецензии