Кафатасчылары или скрепы Нихаль Атсыза

ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОЧАГИ-BOZKURTLAR

Сторонники Нихаля Атсыза - это те, кого в Турции обычно называют в просторечии "кафатасчылары" ( "измерители черепных коробок") и "лаборатувар ыркчылыгъы" ("лабораторный расизм"). Если вы в Турции произнесёте эти словосочетания, то собеседники первым делом вспомнят идейно-литературное наследие Атсыза.


Современные Идеалистические Очаги (они же "Серые Волки") будучи молодёжным крылом ПНД до сих пор продолжают относится с огромным уважением к Нихаль Атсызу, но на некоторые его наиболее крайние высказывания (с упоминанием термина "раса" и т.п.) наложено негласное табу. Их не озвучивают. И не только это- из лексикона молодёжного националистического движения Турции выведен ряд терминов и  связанных с ними символов, имевших идейную отсылку к Атсызу, об этом мы скажем в конце статьи.

Взгляды Атсыза в целом типично национал-социалистские. Многое из того, что он писал практиковалось в национал-социалистической Германии.Так как в Турции, в отличии от СССР и РФ не принято огульно поливать грязью идейных вдохновителей и предшественников, то особо нелицеприятной критики Атсыз со стороны турецких крайне правых не подвергся.Хотя дистанцирование от него большого количества прежних единомышленников, включая Альпарслана Тюркеша-лидера Партии Националистического Движения - сегодня эта партия во главе с Бахчелиэвлер в одной коалиции с Эрдоганом- очевидно для всех.

"Оджак" - турецкий перевод итальянского "пучок" (фашио). Нам непонятно лишь, откуда взята духовная скрепа т.н. "идеализма" (уьлкуьджуьлуьк)? Этот неологизм (заимствованный из древнетюркского с приданием нового  смысла) можно встретить ещё в работах классика Зия Гёкальпа в форме "МЕФКЮРЕДЖИ" (араб.) - "идеалист". На наш взгляд, они призваны заменить частое употребление других терминов с арабским звучанием. В "очаговых" молодёжных журналах типа "Бизим Оджак" можно напр. прочитать такое кредо: "Величайшими идеалистами на Земле были пророки.Мы следуем их пути". В данном случае мы видим, что "уьлкуьджуь/юлькюджю)" накрыло сразу два понятия "тевхид" (единобожие) и "ахляк" (нравственность). И так каждый раз оно накрывает какое-нибудь арабо-мусульманское понятие турецким националистическим неологизмом. Оговоримся сразу, что сам Нихаль Атсыз никогда бы такое не написал "мы следуем пути пророков" и никаким пророкам он никогда в своей жизни не следовал. Атсыз являлся талантливым создателем фантазийных миров, главными персонажами были герои типа Конона-варвара,только сам одноименный фильм, будучи в авторстве Атсыза обязательно бы завершился каким-нибудь волчьим символом, под которым не забыли бы лозунг "ТЮРК СОЙ САГЪОЛСУН!"

Сегодня для Турции популяризация тюркизма в духе Атсыза не характерна, это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Такое "сойное" (soy "род, происхождение") прочтение турецкого национализма пытаются избегать, декларируя куда более демократичный и толерантный подход единства всех турецких граждан: "Биз дин, диль, сой, бой, ырк, мезhеп айрымы япмайыз; биз бир бютюнюз. Буьйуьклер бойле анлатты, тербийемиз буну геректирийор. heп бирликте Тюрк Миллетийиз". На данный момент невозможно найти в Турции хотя бы одну сколько-нибудь серьёзную политическую партию, лидеры которой бы не подписались под вышеприведённым текстом о единстве всех в рамках одной турецкой нации без учёта религиозных, языковых, племенных и пр. различий. Но при этом употреблён термин "миллет"- т.е. по сути "религиозная община-нация", "миллет/миллийет" другим в принципе и не может быть. Разница с Османской империей лишь в том, что там не могло быть и речи о вхождении в "Мюслюман миллети" (а вовсе не "Тюрк") османских граждан немусульманского вероисповедания и вообще каких-либо сект. А под всем остальным подписались бы сегодня и османские чиновники, в том числе и сам султан. В 1453 г. потомки туркменского племени "къайы" из аджамского Хорасана положили конец православной Византийской империи являясь носителями именно такой идеологии, а развалили её лица типа Мустафы Кемаля, за которым пришли ещё более странные вдохновители новых путей в якобы ещё более "лучезарное" будущее. Одним из них и был Нихаль Атсыз. И знаменитый русский поэт Николай Гумилёв, вероятно, имел в виду таких первопроходцев когда писал: "Капитаны, капитаны- открыватели новых земель, чья не пылью затерянных хартий, солью моря пропитана грудь, кто иглой на разорванной карте отмечает свой дерзостный путь". Атсыз - вполне подходяшая иллюстрация, так как будучи сыном майора, сам был родом из черноморского Трабзона и в его биографии есть связь с ВМС Турции.



ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ. ИДЕАЛИЗМ,НРАВСТВЕННОСТЬ

Ябанджы hакимийетлер алтында кырылан, сюрюлен милйонларджа ыркдашымызын булунмасы бизе вазифемизин бююклюгъюню ве шерефини hатырлатсын  (Пусть нам напоминают о величии и благородстве нашей задачи то, что миллионы наших земляков [букв. "лиц одной с нами расы"] в угнетённом состоянии под иностранным (чужими) правлением"]

Уьлькуь йолунда йуьруьйен миллитлер башка миллетлери hем коркутур, hем кендисине hайран быракыр ["нации, идущие по пути идеала приводят другие народы как в страх, так и восхищение"]

Уьлькуьлер,герчекле hаялин карышмасындан  догъмуш олан,дюне бакарак ярыны арайан, миллетлере hыз верен ве угърунда оьлуьнен буьуьк дилеклердир [идеалы, рождённые из смешения мечты и реальности- это  глядящие в прошлое в поисках завтрашнего дня , придающие ускорение нациям великие желания,достойные того, чтобы за них погибнуть]

Яшайып йуксельмек,аhляклы ве ирадеси сагълам миллетлерин hаккыдыр [возвыситься/подняться при жизни - право нравственных и волевых наций]

Ялныз казанджымызы, мидемизи, маддемизи дющюнмейелим.Буну hайванлар да йапар.Даhа чок манайа, дющюнджейе, уьлькуьйе дёнелим. Инсанлык будур [Давайте думать не только о нашей выгоде, наших желудках, собственном материальном положении. Так могут и животные. Давайте всё же почаще возвращаться к смыслу, раздумьям, идеалу. Вот это - человечность]

Уьлкуьсюз топлулук йеринде сайан, уьлькуьлю топлулук йурюйен бир йыгъындыр [общество без идеала- застыло на месте, идеалистическое же - поток в движении]

Миллетлер федакяр фертлерин чоклугъу нисбетинде юкселир [Нации возвышаются числом готовых за них отдать жизнь-букв. "сравнительным соотношением числа тех, кто готов на самопожертвование"]

Аhлякын мейдана гельмесинде эн оьнемли себеп сойдур. Бу топлумун аhлякы,сойунун карышмасы иле дегъищебилир [Основная причина обладания моральным уровнем/нравственной позицией - порода (происхождение). В обществе однако могут измениться нравственные основы при смешении своей породы (родового начала)]

Хаккымызы, аталар мирасыны истийоруз. Аладжагъыз да. [Мы желаем нашего права/справедливости/того, что нам положено.Наследия предков. И обретём непременно]

Федакярлык инсанлары да, миллетлери де асиллещтирир, каhраманлаштырыр [Самопожертвование облагораживает и людей и нации, творит из них героев]

ИЗБРАННОЕ.НАЦИОНАЛИЗМ

Илк дющюнеджегъимиз щей: Туьркийеде Тюрк кюльтуьрюню hаким кылмак, йабанджы тесирлери силькип армактыр [ Превое о чём мы будем думать: установление тюркской культуры в Турции в качестве господствующей, стерев и отбросив иностранное влияние]

hер Тюркчю, булундугъу йерин гёревини инанчла йапарса, Тюркчюлюк уьлькюсю сагъламлашыр. Тюрклюк гючленир [Если каждый "Тюркчю" (тюркский "къавмперест") уверенно выполнит задачу в пребываемом им месте, идеал тюркизма/пантюркизма укрепится. Тюркская нация усилится]

heр иман аhляка юрюйеджегъине гёре,Тюркчюлюкде де сагълам бир аhлякын булунмасы биринджи шарттыр [Точно так, как каждая вера идёт к нравственности, и в тюркизме/пантюркизме обладание нравственностью- наипервейшее условие]

hем дуйгуйа, hем де дющюнджейе дайанан милли щуур, бир миллетин маневи кувветлеринден эн оьнемлисидир [ Национальное сознание, опирающееся как на чувство (эмоции), так и на раздумья (идею) самое важное из духовных (моральных) сил нации]

Герчектен Тюркчю олмак колай дегъильдир. hер оьнуьне гелен Тюркчю оламыйаджагъы гиби,hер Тюркчюйум дийен  де Тюркчю оламаз [В действительности, нелегко быть "тюркчю" (тюркским националистом). Точно так как каждый идущий вам навстречу не способен им стать, точно так и каждый из тех, кто утверждает "я-тюркский националист" не может им  быть]

Эски топракларымызы куртармак истегъимиз эмперйализм исе эмперйалистиз. Тюркистаны,Идил-Уралы,Азербайджаны, Кафкасйайы, Кырымы ве Тюрклерин яшадыгъы башка йерлери истемек эмперийализм исе кутлу бир дющюнджедир [Мы империалисты такого империализма, который желает спасти прежние наши земли. Империализм, желающий Туркистан, Идел-Урал, Азербайджан, Кавказ, Крым и другие территории, на которых живут тюрки - такой империализм -священная идея]



ТРАГИКА СВОБОДЫ НА МОСТУ ОДИНОЧЕСТВА

Турецкий язык Атсыза- блестящий, он талантливая, но глубоко душевно одинокая, трагическая личность (чего стоит, напр., его знаменитое стихотворение "Одиночество"), ближе всего стоящего по типажу к японскому Юкио Мисиме: глубокое знание традиции, эстетизм, упоение чувством жертвенности, острое ощущение бессмысленности и трагичности бытия, если в нём не нашли места его идеалы...

Критики отмечают, свойственное Атсызу противопоставление прошлому и будущему,  дня насущного, который он считает никчёмным. Как поэт Атсыз часто замирает на мосту- mazi (прошлое)-hal (то, что сегодня)-istikbal (будущее). Нихаль Атсыз буквально завораживает своим чувством обречённости, умело передавая все грани героического пессимизма и выставляя символический ряд путём аллитерации:

 "Ятагъында оьльмейи башындан сёк, чыкар,
  Ятагъын Кара Топрак, йорганындыр бельки кар,
  Сен гурбетте калырсан, бен оьлюрсем, нэ чыкар?
  Руhларымыз булушур Танры Дагъында..."
[Извлеки, выбрось из головы умереть в своей постели,
Ложем станет - чёрная (мрачная) земля, а стёганным одеялом, быть может,- снег.
Если ты окажешься на чужбине, а я умру, какой в этом толк?
Наши души встретяся на Горе Б-га (Танрыдаг/Тяньшань)].

Он настолько погрузился в героические эпохи невероятно далёкие от его родного Трабзона и византийско-османского Стамбула, с их абсолютно иной географией, что читая его, каждый раз видешь как рука в кимоно, освещённая лампадой чертит тушью иероглиф за иероглифом. Ветер, снег, дали, тоска по прошлому- его постоянные спутницы.

БОЗКУРТЫ-ШАМАНИСТЫ

Журналы с ультранационалистическим содержанием, которые он издавал носили названия, говорящие сами за себя: Оrhun и Otuken,- оба термина воспроизводят географию древних тюрков, и как-бы заранее подготавливают читателя к ландшафту из мира Джека Лондона: "Белое безмолвие" и "Великий холод". Как высказался о нём один известный турецкий журналист и критик дагестанского происхождения Осман Оьзтуна: "Насчёт Атсыза скажу следующее- он был безбожником, как и все в его семье, вместе с тем, Турция много потеряла недополучив от этого тонкого знатока тюркского прошлого. Вместо того, чтобы реализовать себя в том, в чём он был силён, Атсыз погрузился в какие-то склоки, обвинения и судебные разбирательства. Предоставим его, наконец, самому себе,- пусть душа его летает над Леной и Енисеем".

Тем не менее, идейное наследие Нихаля Атсыза с её столь частой негативной аурой, не осталось без изменений в том числе и в кругах националистической турецкой молодёжи. Лидер турецкой Партии Националистического Движения (ПНД) Альпарслан Тюркеш внёс собственные коррективы: основным флагом ПНД стала османская эмблема "три полумесяца" вместо атсызовского "Бозкурта". По этому поводу Тюркеш довёл до всего молодёжного крыла ПНД следующую мысль: "НА ЭТОМ ПУТИ У НАС НЕТ НУЖДЫ В БОЗКУРТАХ- ШАМАНИСТАХ". Прежний популярный термина "бозкуртлар" повсеместно был заменён на "уьлькюджюлер" - "идеалисты". Кроме того, и "тюркчюлер" ("тюркисты") стало вытесняться, по желанию Тюркеша, на менее одиозное и более привычное "Тюрк Миллийетчилери". Судя по одному из прежних - атсызовских отголосков в виде бозкуртовского слогана "Танрыдагъы кадар Тюрк, Хирадагъы кадар Мюслюманыз"* Атсыз, задействовав свой талант, пытался привить турецкой молодёжи оголтело националистическую идеологию с элементами явно из шаманистского прошлого, где мизер мусульманства, но море расистско-языческого национализма. Атсызу должен был быть близок тарикат "Йесевийе" (Ясави),так как в нём сильно шаманистское влияние. По- крайней мере, в наши дни у "Йесевийе" много поклонников из турецкой идеалистической молодёжи. Мусульмане-сунниты из "уьлькуьджюлер, как правило,- или тарикатисты или категория без обязательного намаза (в отличии от другого крыла, за которой стоит другая партия и другой лидер), в добавок ко всему склонные к занятиям восточными единоборствами. Среди них можно встретить самые различные турецкие нацменьшинства, все они в ряды "идеалистов" принимаются, но с обязательным условием, что они считают себя "турками", даже если никого абсолютно турок в роду нет. Взгляды ваххабитов отвергаются как "недостаточно турецкие" и "вообще не из турецкого прошлого", все тарикатские направления из тюрко-исламской исторической географии- приветствуются. Одним из скреп "идеалистических" является: "За нами нет никого кроме великой турецкой нации". Тем не менее, портреты Ататюрка в "Очагах" отсутствуют.

Ячейки "Идеалистических Очагов" имеются в школах, лицеях, университетах, колледжах, раньше негласно также - в силовых структурах и таможне, присутствует свой "общак", постоянно поддерживается связь с отбывающими тюремные сроки членами организации, которых называют "Юсуфийелилер". Существует и женское крыло "Очагов"- "Асена". Вся "идеалистическая" рать замкнута на самой себе-  к вам могут подойти и поздороваться, казалось-бы, совершенно незнакомые вам лица, и лишь затем вы можете узнать, что это родной брат "идеалиста" из числа тех, кто видел вас всего лишь один-два раза в  местном "Очаге". И он уже успел сообщить, что тот или другой на улице - "свой". Даже "кафешки" идеалисты предпочитают посещать только членов "Очагов" или их родни.

ЭСТЕТИЗМ ВОЙНЫ И ГЕРОИЗМА

У "идеалистов" есть своя выработанная годами стратегия, атрибутика, собственные- только им присущие традиции. Так,например, порой может применяться тайный сигнал при рукопожатии, непонятный непосвящённым и незаметный со стороны. Есть также открытое приветствие "бозкурт селямы",напоминающее т н  "арийское" (оно же "римское"). Когда появляются в помещении лидеры "идеалистов" высокого ранга, то молодёжь, сбегается со всех сторон и вскидывая правую руку, скандирует : "башбугъ Тюркеш!".При других ситуациях используются иные слоганы, напр. "Ya Allah, Bismillah, Allahu ekber!" Такой слоган говорит о том, что "бозкурты" готовы идти в бой. Лидер,услышав громоподобные речёвки в свой адрес, в ответ также отвечает собравшимся "волчьим приветствием". В такие моменты на подобных сборищах царит истерия, напоминающая ту,что можно встретить на футбольных матчах. Схожая методика используется при нападении толпой на идеологических противников: вскидывание рук, скандирование лозунгов -набег, "замес"- отход и опять демонстрация волчьей символики: "пусть прольётся наша  кровь, но победа за исламом!" и т п. Услышав тюркешистские кличи, к своим "бозкуртам" начинают сбегаться отовсюду, присоединяясь к дерущимся.

У "уьлькюджюев" имеется свой пантеон героев, это мученники за идеал, павшие от рук левых или казнённые по приговору суда Военного Трибунала. О них сложены песни и стихи: Оьзмен,Оьнкузу, Пехливаноглу и др.- эти фамилии известны и в наши дни всех "идеалистам". Прощальное письмо последнего перед повешением читал перед собравшимися депутатами турецкого "меджлиса" сам Эрдоган, не сдерживая нахлынувших слёз. Одним словом, у "Идеалистических Очагов" заметен свой молодёжный эстетизм войны, жертвенности и героизма. Есть и схемы своего т.н. "почётного конвоя" при передвижениях на автотранспорте.
Все эти тюркешистские традиции перенесены и в "Очаги" на территории Германии,правда, в последнее время германские власти пытаются под давлением местных курдской и алевитской общин наложить запрет на знамёна с трёма полумесяцами, называя их "флагами войны".

Прошедшие через опыт подобных организованных "бозкуртовских" стай, через ритуалы и традиции, привнесённые в молодёжную среду со школьного возраста никогда не переходят в какие-то другие патриотические и мусульманские организации. Они их расценивают как унылые, не достаточно патриотические и вообще не "Тюрк-Ислям даъвасы" (Тюрко-исламский призыв). Этот контингент экзальтированных турецких националистов- "тюркешистов", напр., трудно представить среди разного рода фундаменталистских исламских организаций. Они предпочитают жить в собственном, понятном им мире. "Тюркешисты" для нас в целом - турецкая разновидность "миллатских националистов", что же касается т.н. "бозкуртов-шаманистов", т.е. чисто "атсызовского" контингента, то мы считаем их полностью вышедшими за границы мусульманства вообще. Нет ровным счётом ничего, что связывало бы их с мусульманской общиной-нацией ("миллатом"). Мы делаем эти выводы согласно критериям юриспруденции Османской империи. Там бы рассудили, что ничего антисуннитского, антиосманского у тюркешистов нет, единственное отклонение от османского стандарта- замена термина "Мюслюман миллети" на "Тюрк миллети", но константация этого факта всё же недостаточна на территории,населённой преимущественно турками для вывода "тюркешистов" из "Мюслюман миллети" как сектантов или даже неверных. По всем остальным параметрам они всё же в составе  правоверных мусульман-суннитов. К такому же выводу пришли бы,на наш взгляд, напр., и в Имамате Шамиля: это суннитская организация со своим миллатским почерком, сложившимся у них в условиях их страны проживания.

КОНСПИРАЦИЯ   

Проникновение агентуры спецслужб в ряды "идеалистов" маловероятно, так как все знакомы друг с другом и за каждым тянется "очаговая" история. Если,напр., детство прошло в Сивасе, а затем вы переехали в Стамбул и поступив в университет, пожелали вступить в местную ячейку "уьлкюджюлер", то там "башкан" (руководитель) обязательно заинтересуется вашим прошлым через сиваский филиал "Очагов". Кроме того, списки всех членов "улькюджюлер" с  их адресами со временем идут на самый верх к лидеру всего движения "Идеалистической Молодёжи". Последний, при необходимости, может передать списки руководству курирующей их партии, напр. ПНД. Проскочить незаметно не удастся. Поднимут все филиалы, кружки, ячейки, бюро и соберут необходимые сведения о каждом из "идеалистов". А если кто-то не состоял никогда в "Очагах", то тогда возникает вопрос "почему"? Проверить и перепроверить информацию через турецкие "Идеалистические Очаги" всегда было несложной задачей. Останутся и очевидцы, и фото, и видео. К тому же, все скреплены между собой публичной клятвой на верность идеалам движения.

Партийные кураторы "Идеалистического Движения", имея всю необходимую о вас информацию, при необходимости, могут утверждать полиции и спецслужбам, что о вас ничего не знают- "мы запросили и он у нас по спискам не проходит" - и вообще "идеалисты" сами по себе, а мы сами по себе, почитайте, мол, их устав. И там действительно будет сказано, что "идеалисты" - независимая организация, но придающая большое значение - в рамках тюркской традиции- роли лидера, вождя. Исходя из этого она признаёт своим "башбугъом" ("вождём") того или иного политика. Но это лишь - декларация верности, поддержки, а сам лидер за конкретно вас не в ответе. Этот факт подтверждает один из популярных слоганов "Идеалистов" - "Башбугъ нередэ биз орадайыз" (мы там где вождь) и здесь нет ни слова о подчинении ему его "бозкуртов", обязанности выполнять чьи-либо приказы.         

МОРАЛЬ "ОЧАГОВ"

Все нравственно-моральные нормы ислама ими  признаются и безукоризненно соблюдаются. Пьянство, прелюбодеяние,матерщина,неуважение к исламу и пр. немусульманское поведение в их среде не встречается и несёт за собой исключение из "Очагов". В каждом "Очаге"- месте сбора турецких  идеалистов обязательно имеются библиотеки, телевизор, место моления, по стенам развешаны флаги, пропагандистские плакаты. В каждом "Очаге" есть свой избранный путём голосования руководитель. Эти точки собирания "идеалистов" время от времени посещают представители других "очагов". Любое нападение на членов "очагов" приводит за собой немедленную и скорую расправу со стороны собранных в "стаю" всех "уьлькюджюлер", которые способны выставить сравнительно многочисленные и при необходимости - вооружённые группы. В "Очаге" принято говорить исключительно по-турецки и лишь о делах, касающихся их идеологии и организации. Ими же организуются различного рода культурные мероприятия с участием большого количества приглашённых и с музыкальным сопровождением в виде громких маршей. Общение между собой на этих сборищах на различных тюркских языках и диалектах (или даже на любом другом-но только не языке иудеев и христиан)- прямо не осуждается, но признаётся неуместным. На сборищах "идеалистов" всегда можно увидеть значки, колье, флаги и пр. с националистической символикой. В конечном счёте атсызовское направление заметно принижавшее исламские ценности не получило развития и основным слоганом "идеалистов" стало принципиальное чуждое Атсызу- "канымыз акса да зафер Ислямын!" **


АССАСИНЫ С ВОЛЧЬИМ ПРИВЕТСТВИЕМ

Одна из самых весомых причин массового отхода турецкой праворадикальной молодёжи от недостаточно мусульманских (и по сути - вообще не исламских) взглядов Нихаль Атсыза , это страдания, убийства и потери своих сотоварищей в ожесточённом гражданском противостоянии с мощным лагерем турецких маоистов, коммунистов, курдских сепаратистов и алевитов. Таким образом, ещё до военного переворота, организованного кемалистами (12 сентября 1980 г.) под руководством генерала Кенана Эврена (бывшего офицера в составе турецкого корпуса в Южной Корее), уже наметился очевидный раскол в Идеалистических Очагах- на два лагеря. Одни из них ратовали придерживаться максимальной -насколько это возможно в условиях кемалистской Турции- буквы и духа ислама, другие сторонились изменений, несогласованных с Альпарсланом Тюркешем. Аресты, пытки и сроки за терроризм, последовавшие после событий 12 сентября 1980 г. привели к окончательному дистанцированию-вполне мирному- наиболее происламской части идеалистов/бозкуртов. С ними вместе ушла и полическая фигура N1 в стане боевых молодёжных струкур ПНД Мухсин Языджыоглу, заслужившего среди алевитов славу "кровавого фашиста" и обладавшего обширными связями не только в самой Турции, но и за её пределами. Через него проходили в том числе денежные потоки, регулярные пожертвования как турецких граждан, так и "гастарбайтеров" в Германии, Зап. Берлине, Франции, Бельгии и др. странах. Турецкая левая и социал-демократическая пресса до событий 12 сентября обвиняла его в создании по всей Турции мафиозной сети "идеалистов", занятых якобы выколачиванием "дани", а его самого называла "Халифом Тюркеша". Автор наиболее резонансных статей о "Мафии Уьлькюджю" Абди Ипекчи был демонстративно застрелян среди бела дня в Стамбуле боевиком Мехметом Али Агджой- уроженцем Малатьи. В тот период турецкие "Идеалистические Очаги" производили впечатление "ассасинов-терминаторов", так как не было места, куда бы они не могли добраться с оружием и не было тюрьмы, к которой они бы не провели свои нити и где бы  не смогли организовать свои группы. Предотвратить появление подобных групп, напр., в Зап. Европе было трудно, так как они следовали по уже проложенной их соотечественниками лыжне, не привлекали к себе внимание наличием, напр., бород и при необходимости могли выглядеть как типичные испанцы, португальцы или итальянцы. Так инструкция, полученная Агджой в Риме перед покушением на Римского Папу в 1981 г., гласила, чтобы он покрасил волосы и надел на себя крест, т.е. здесь учитывался любой мало-мальский риск  близкого подхода к цели в плотной толпе, где он должен быть выйти на дистанцию выстрела. На наш взгляд, тот, кто мог вести Агджу к объекту покушения и давать подобные инструкции,- это профессионал высокого класса -Абдуллах Чатлы, унесший в последствии с собой в могилу многие тайны в результате загадочной автомобильной катострофы и ещё более странных улик, найденных на месте его гибели. Папа Иоанн Павел II был, по-существу, обречён, но его спасла неприцельная стрельба Агджи сверху вниз из Браунинга большой мощности- пули летели навылет, не задев жизненноважных органов, а смерть из за большой потери крови была исключена, так как Папу быстро доставили в госпиталь.

Впоследствии Абдуллах Чатлы привлекался турецкими спецслужбами для координции по ликвидации главарей армянской Секретной Армии Освобождения Армении (ASALA) в Европе, поэтому он легко пересекал европейские границы с турецким дипломатическим паспортом. Военному режиму в тогдашней Турции было необходимо остановить всплеск армянского терроризма, причём чужими руками, чтобы тень не падала на Турцию как государство. Осуществлялись все эти операции через структуры зарубежных филиалов "Идеалистических Очагов". Взамен из турецких тюрем был освобождён внушительный список членов "Очагов", обвинявшихся в терроризме, организации массовых беспорядков, поджогах и погромах. Вышел из мест лишения и сам лидер ПНД Альпарслан Тюркеш, приговорённый до этого Военным Трибуналом к смертной казни через повешение.   

Лидер турецкой ПНД Альпарслан Тюркеш в своих брошюрах сравнивал ислам и национализм с двумя крыльями, утратив одно из которых птица не полетит. У него есть также уподобление тела - тюрецкому национализму (тюркизму), а души/духа мусульманству с утратой хотя бы одной из этих субстанций личность обратится в падаль. Ещё одно требование к членам "Серых волков" ещё с конца 60-х годов было бескорыстная поддержка соратников любой ценой и не взирая ни на какие жертвы. Таким образом, явно противоречащие исламскому мировоззрению языческо-националистические взгляды Нихаля Атсыза были максимально смягчены, но при этом сам их творец и популяризатор оказался в целом вне критики как талантливый человек своей эпохи с их атмосферой кипения страстей и взаимных обвинений.

На наш взгляд, отчасти правы те исследователи, которые видят связь идеологии и структур "Идеалистических Очагов" с советами ветерана Туркестанского легиона СС Рузи Назера, с кем Тюркеш был хорошо знаком. Нарукавную эмблему легионеров Туркестан Ваффен СС украшало изображение мечети с надписью латиницей "Biz Alla bilen", на петлицах - волчья голова. Для нас очевидно, что Альпарслан Тюркеш стоял ближе тем легионерским традициям- исключавшим безбожие и шаманизм, чем к  романтику- Атсызу. Начиная с середины 70-х и кончая примерно первой половины 80-х  Турцию захлестнула волна террора- "бозкурты",турецкие коммандос-молнии", "акынджылар" обрушили на  левую палитру политической жизни Турции- партии, организации,землячества,контролировавшимися левыми профсоюзы удар за ударом- в людей стреляли среди белого дня, избивали дубинками, сжигались дома и магазины  алевитов, со стен не сходили погромные лозунги, целые кварталы городов контролировались теми или иными группировками, чаще всего маоистского (левые - "солджу") или тюркешистского (правые- "сагъджы")  толков. Нихаль Атсыз, естественно, никакой абсолютно роли в этом гражданском противостоянии не играл и играть не мог даже на заре своей молодости. Атсыз - явно интеллигентский типаж из категории преподавателей лицеев и библиотекарей, он и близко не стоял с боевиками типа "Идеалистических Очагов".


ЯЗЫДЖЫОГЛУ - ОТ "ОЧАГОВ" К ВЕЛИКОМУ ЕДИНСТВУ

Тем не менее, турецкие немусульманские националисты атсызовского типа в молодёжной среде Турции остались до сих пор- они отзываются о тюркешистах как "синтезаторах", имея ввиду высказывания Тюркеша о необходимости синтеза национализма с исламом. Им присущи провокационные, оскорбительные реплики и видеоролики с таким же содержанием, в которых ценность для турок всего нетюркского (в том числе - мусульманского) отрицается. Такая позиция, конечно же, на руку тюркоязычным алевитам и шиитам, так как такой подход ведёт к расколу мусульманско-суннитского общества. Как мы видим, основное направление турецкого националионализма в лице ПНД размежевалось со взглядами Атсыза, но однако и такое мирное Goodby, Atsiz устроило далеко не всех прежних сторонников Альпарслана Тюркеша- часть из них распрощалась и с самим "башбугъом" ("вождём") Тюркешем, выйдя окончательно из его структур и создав Партию Великого Единства- Буьйуьк Бирлик Партиси, полностью отвечающую интересам большинства радикально-националистической молодёжи суннитской общины Турции во главе с харизматическим экс-лидером "Серых волков" Мухсином Языджыоглу. И это был самый болезненный удар по ПНД, которого она ожидала, но предотвратить не смогла. В это направление ушёл прежний, по-сути, самый ценный партийный актив. В "Великом Единстве" многое из того, что мы привели в качестве характеристи "тюркешистских идеалистов" нет. Кроме того, весь авторитет его партии держался исключительно на притягательности и неподмоченный репутации самого Языджыоглу, но он, к сожалению не так долго прожил после окончательного раскола с "тюркешистами" ПНД, Мухсин Языджыоглу  погиб в вертолётной аварии в заснеженных горах при предвыборной агитации. Причины его гибели до сих пор вызывают споры и сомнения.


Интересно, что на YouTube этому "Великому Единству" приписываются атсызовским ("къавмперестлик", "ыркчылык") националистическим контингентом симпатии к Дагhестану и дагестанцам. Видеоролик, подписанный неким "Черкезоглу" показывает каких-то условных нищих и забитых горцев, приветствующих в папахах с лопатами в руках якобы Языджыоглу, в произношении исполнителя закадрового текста сопровождающей нелепой по смыслу песни гипертрофированно преувеличены некоторые согласные, свойственные как дагестанским, так и арабскому языкам, что,вероятно, по замыслу сочинителей этой пародии, должно передавать произношение как дагестанцев, так и арабов. Что могло послужить размещению на YouTube подобного ролика нам неизвестно, но намёк на симпатии турецких дагестанцев по отношению к Партии Великого Единства совершенно очевиден. По нашему мнению, за ними стоит некий житель Кахраманмараша Али Улви Авароглу (вымышленные данные, он же - "Алибек"), раньше с одной стороны выдававшего себя за этнического Avar из Турции, а с другой- оскорблявшего всех кавказцев, включая и дагестанцев. Вряд ли он имеет отношение к каким-либо местным турецким дагестанцам, но выглядит так, что всё же с ними лично знаком по Сивасу и Ялове. Мы его определили в единомышленники Атсыза. Активность последних заметна, по крайней мере, по г. Бурса.

МАРГИНАЛЫ ТЮРКИЗМА В КРАЮ JABAL AL-QAF

Арабское "Jabal al-Qaf" (гора "Каф", упомянутая в Коране) взято из среднеперсидского (пехлеви) языка, это Quh-i Qaf, овеянная многочисленными легендами и преданиями. Именно персидское Qafqaz было заимствовано в азербайджанский и турецкий (Kafkas,Kafkasya) языки. На иранское происхождение указывает и армянское Kapkoh, где второй компонент идентичен перс. kuh "гора" и афг. "гох" в орониме "Сулеймангох" - "Сулеймановы горы". Так как в армянском нет "f", то этот согласный передан через "p". Незначительная разница в произношении в современном турецком легко объяснима особенностями орфографии  турецкой латиницы, аджамское "q" было повсеместно заменено на "k" для максимального дистанцирования от арабо-мусульманской цивилизации, а заодно и восточных турецких диалектов, сохранивших отчасти подлинно туркменское звучание. И почему бы турецким Толкинам прежде чем искать свои гору Отартен и Перевал Дятлова, где ни они сами, ни их отуреченные византийские предки вообще никогда не были, не попытаться осознать, что собственно их тюркоязычный мир пришёл на земли ромеев/румов всё же прежде всего из Туркменистана? Он же Дахистан и Парфия. И всё это всего лишь два берега одного и того же Волчьего моря (Vehrkana, Vrkan, Gorgan). В царской России территория Туркмении называлась "Закаспийский край".Более того, сегодня многие не знают, что после краха царизма эсэровское правительство Закаспийского края слало телеграфные депеши с обращением к Союзу Объединённых Горцев Кавказа с просьбой включить их в свой состав.

Совершенно бесталанными-в отличии от Атыза- являются всем в Дагhестане знакомые къумукъские "тенгликовцы" (сайт "кумыкский мир"). Если даже у них мизерные представления о нём, то всё равно эта къумкъско-кипчакская мелкотравчатая группа къавмперестов-единомышленников всё же атсызовская. Ногайцев и терекеменцев Дагhестана мы в эту группу  не включаем, так как они всё же скорее про-дагестанские, чем антидагестанские. Инфантильный кипчакский къавмперестлик-национализм вообще по всей РФ явно атсызовский, но не тюркешистский. То же самое направление характерно и для Азербайджана. И нигде он не носит сколько-нибудь тюркешистских черт турецких  "Идеалистических Очагов", а, скорее схож с их идеологическими противниками: алевитами, курдами, левыми и т.п.. Кроме того, къумукъский Тенглик - не испытывает никаких симпатий к Имаму Шамилю, а у тюркешистов Шамиль одна из культовых исторических фигур. "Ассасины с волчьим приветствием" так легко не меняют и тем более никогда не охаивают своих предшественников и вдохновителей. Как мы уже говорили, это черта свойственна туркам- никогда не поливать грязью своих единомышленников, не лить воду на чужую мельницу, даже если очевидны явные разногласия. Да и вообще, "Тенглик" это пророссийско-татарский проект руссифицированного т н. "евразийства"- всё это явная ересь и крамола в восприятии приверженцев Тюркеша и Языджыоглу. "Тенглик" по всем параметрам производит впечатление комичной руссифицированной, про-казацкой, антимусульманской структуры. Тенглик - это прежде всего сборище говорящих и думающих по-русски антикавказских сепаратистов с набором каких-то  джахилийских конструкций в головах. Это коллектив, пишущий всякий вздор исключительно из желания кому-то гадить, кому-то что-то противопоставить как тоже якобы "умных", "знающих" и "продвинутых". Никакой морали, никакой элементарной нравственности у них нет, и они, вероятно, даже никогда не задумывались над таким вопросом- что это и для чего. Их до сих пор держали и поощряли, чтобы при необходимости они о чём-то там выкрикивали с мест как противники, липовые "оппоненты".

В принципе, это явление присуще Дагhестану вообще, а не только одному лишь "Тенглику". Главное - сочинить какую-то "проблему", а потом носиться с ней как с писанной торбой, не видя в упор, что они до сих пор теряли и продолжают терять. И вдобавок ко всему предлогать для её решения наиболее неприемлимые и глупые методы. Реальных же врагов и Кавказа и мусульман, а не только къумукъов, такая ситуация вполне устраивает. Именно этого им и нужно. Абсолютно согласно их сценарию- один демонстрирует лишь подлость и тупость, а другой соревнуется с ним в ещё большей подлости и тупости. И бессмысленно вообще выслушивать обоих. Мир движется вперёд, а они назад, к ещё более туннельному мировидению, которое и десяти атсызам вместе взятых не снилось. Ему этого было мало, того было мало... Сомнение у него вызвало то качество собственности, которое получил его народ от предков. Подавайте ему ещё шаманские танцы с бубнами и волчий вой на фоне северного сияния- как будто вечная мерзлота и голодная степь могут быть чем-то лучше его Трапезунта и Царьграда! Не ценил того, что имел и грызся со всеми- эти предатели, те, мол, - недостойные...А эти, о которых турецкий Толкин тоже упоминал в списке тех, кого таким как он "бозкуртам" надлежит спасать - живущие на одной жилплощади  под общим названием "Дагълык Кафкасйа" никак не могут поделить даже ту мусорную кучу на которой уселись и преступно кивая головой, соглашаются при этом ещё передать её в собственность третьих лиц, прекрасно осознавая к чему это  приведёт.



* "Как гора Б-а (Тяньшань) -мы тюрки, как гора Хира - мусульмане"
** "Пусть прольётся кровь (букв. - "хоть и истечём кровью...), но восторжествует ислам" 



09.11.2022


Рецензии