Секретная карта
Какая природная ценность для человека является важнейшей? Уверен, что вы назовете воду, особенно воду текущую. Есть такая вода возле поселка. Это крошечный ручеек Падунчик, длиной несколько километров. Где его начало никто не знает. Кто же в наше время пойдет искать истоки ручья, даже Волга вытекает из безымянного болотца. И даже устье ручья скрывается в трубах, кто же видит его из окна машины? Так же скрыт от глаз крошечный природный уголок на правом берегу ручья. Нет там дороги, только робкая тропинка, начинается и тут же исчезает. По левому берегу проложена роллерная трасса. По асфальтовой дороге спортсмены промчатся ее за пару минут. По нашей тропе нужно идти час по другому берегу. Чтобы побывать в заповеднике, нужно пересечь ручей дважды. Сначала просто перепрыгнуть его. Чуть больше метра. Летом появляется дощечка, но, увы, даже не все учителя могут одолеть ее. Безымянный мостик стережет бревенчатая часовенка, поставленная на роднике. Когда-то была там и маленькая иконка. Как то я случайно увидел молодую женщину, что молилась возле нее, опустившись на коленях в первый осенний снег. Крупные хлопья падали в тишине на землю. Иконки больше нет, но тишина осталась. Можно долго слушать тихое журчанье родника, впадающего в ручей. А весной Падунчик грохочет. Его не перепрыгнешь, вброд не перейдешь. Моет он обрывистые берега в балке, заросшей березами осинами, черемухой и ракитами до самого лета, а летом почти пересыхает.
Перепрыгнув ручей нужно подняться на крутой берег и постоять минутку на перекрестке тропинок. Хочешь грибы собирать – иди прямо или направо, заповедник в лесочке налево. Лес для сибиряков лютый враг. Его надо корчевать, вырубать и выжигать под поля. И жгут каждый год нещадно, теперь уже просто так. Весенние палы неукротимы, но вот странно, пройдет дождик и черная земля в лесу скрывается в цветах. Первой пробуждается весенняя чина. Не смотрите на нее слишком долго. После пасмурной зимы голова закружится в калейдоскопе красок, в одном соцветии они и сини и пурпуровые и белые. Им на смену являются спокойные огоньки. Удивительно, лес сибиряки не любят, а огоньки, жарки, купальницы, бубенчики (сколько имен у одного растения!) обожают - вдоль роллерной трассы все давно вырвали. После огоньков зажигаются канделябры многочисленных саранок, диких лилий. Еще сто метров и вы у цели – на поляне сон-травы. Говорят, сибирякам природа принесла не только морозы, но многоцветье прострелов, за Уралом немыслимое. Это пиршество для глаз. Крупные колокольчики сон-травы (почему-то в народе зовут их подснежниками, хотя снега давно уже нет) почти всех цветов радуги – и желтые и белые, и розовые и сиреневые. А с опушки благосклонно наблюдает за своими сокровищами старожил коршун. Свое гнездо он тоже украсил яркими тряпицами и обрывками пакетов. Коршун, одним словом.
Но что это? Тропа исчезла. Можете возвращаться к роднику. Но если пойдете дальше вдоль берега, по опушке лесной балки, вас ждут новые сокровища и зрелища невиданные. Немного в стороне от гнезда коршуна высится пирамида. Поменьше чем у Хеопса, но все-таки. Нет в окрестностях трехметрового муравейника. И ведут к муравейнику тысячи дорог в окружении растений, семена которых муравьи переносят. Даже унылые на полях молочаи кажутся здесь яркими гигантами. За муравейником будьте осторожны. За редкими стволами берез, украшенными сон-травой у подножий, таится пропасть. Огромный овраг, такой глубокий, что кажется идет до центра земли преграждает путь. Каждую весну он становится и глубже и длиннее, рушатся в его глубины старые березы, но падают они не голую глину, на груды золотых монет мать-и-мачехи. Какое же растение способно расти на глине? Обойдите с опаской овраг и перед вами новое чудо огромная поляна огоньков. В начале лета молодая листва не в силах скрыть оранжевое облако, и находятся смельчаки, окружными путями (ручей здесь не перейдешь) пытаются иногда вырвать букет побольше для любимой. Отцветут огоньки летом вся опушка бело-розовая от спиреи и шиповника. Наш путь лежит вверх, к вершине холма. И новое чудо. С роллерной трассы прохожим кажется, что холмы эти покрыты снегом. Но нет, это белые прострелы, которые растут почему-то именно на вершинах, ближе к солнцу и подальше от воды. А вот под ними летом вся земля становится розовой от непроходимых зарослей иван-чая. Осталось пройти сто метров по кочкам и вот он конец заповедника, мостик через Палунчик, гораздо более надежный, чем дощечка, но ведет он в деревню, мимо наших сокровищ.
Карта рассекречена. Ценности доступны любому жителю Линево. Какая судьба ждет их? Может, как и везде, цветы вырвут, перенесут на дачные участки. А может, тропу проложат до конца, благоустроят и перекинут через Падунчик мостики и будут с весны до осени гулять, наслаждаясь природой. Кто знает?
Свидетельство о публикации №222110600966
О ручьи, о река, о вода, - щедрость природы.
"Наша судьба вершилась по воле рек на заре цивилизации"...
Наша судьба вершится каждым днем. Замечательно написано:
"Первой пробуждается весенняя чина. Не смотрите на нее слишком долго. После пасмурной зимы голова закружится в калейдоскопе красок, в одном соцветии они и сини и пурпуровые и белые. Им на смену являются спокойные огоньки. Удивительно, лес сибиряки не любят, а огоньки, жарки, купальницы, бубенчики (сколько имен у одного растения!)...
С наступающим Новым годом!
Валентина Томашевская 24.12.2022 16:24 Заявить о нарушении