Куда исчез Степан Веребрюсов? Часть 5

   САМОЛЁТ Н-227, ЗА КОТОРЫМ БЫЛ ЗАКРЕПЛЁН ЭКИПАЖ СТЕПАНА ВЕРЕБРЮСОВА, ДО СИХ ПОР ЛЕЖИТ В ТУНДРЕ НА ОТРОГАХ ГОР "БЕРЕГ ПЕТРА ЧИЧАГОВА" В 60 КИЛОМЕТРАХ К ЮГО-ВОСТОКУ  ОТ ОСТРОВА ДИКСОН.
   АВАРИЯ ПРОИЗОШЛА В ДЕКАБРЕ 1938 года.
 КОМАНДИР – ЕРЁМЕНКО, БОРТМЕХАНИК – А. ПРИЙДАК. 

   В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ САМОЛЁТ ПОТЕРЯЛ СВОЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ (КАК НА СНИМКЕ) ЦЕЛОСТНОСТЬ. В  1984 ГОДУ С ЭТОГО САМОЛЁТА КУРСАНТЫ ВЫБОРГСКОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА  ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ  СНЯЛИ ОДИН ИЗ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПИЛОТСКУЮ И ШТУРМАНСКУЮ КАБИНЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДРУГОГО САМОЛЁТА АНТ-4 (Г-1) Н-317, НЕКОГДА ВХОДИВШЕГО В ИГАРСКУЮ АВИАГРУППУ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ.
  В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Н-317  НАХОДИТСЯ  В УЛЬЯНОВСКОМ МУЗЕЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.
      (Фото из архива автора).
   
   У историков авиации всегда особый интерес вызывал самолет АНТ-4 (ТБ-1), массово выпускавшийся с середины 20-х годов, самолет, некогда установивший множество рекордов дальности, еще в 1929 году совершивший перелет по маршруту Москва – Нью-Йорк, самолет, бывший не просто символом достижений социализма, но и символом СССР, который так и называли – «Страна Советов». В полярной авиации этот же самолет получил другое название – Г-1. В фюзеляже устанавливались дополнительные топливные баки, самолет использовался на колесах, лыжах и поплавках. В состав экипажа входили командир самолета, второй пилот (управление было сдвоенным), штурман, два бортмеханика (1-й бортмеханик и 2-й бортмеханик), бортрадист. Самолеты АНТ-4 (Г-1) ремонтировали на Смоленском авиаремонтном заводе, именно там по просьбе полярных летчиков сконструировали закрытые пилотскую и штурманскую кабины. В гражданской авиации АНТ-4 эксплуатировался практически до 1950 года. 

  Ну, а пароход «Степан Веребрюсов»  так и оставался единицей ведомственного флота. Пройдя широко практиковавшуюся перестройку в Красноярских судоремонтных мастерских, пароходы, как вторую жизнь, обретали не только вторую палубу, но и белоснежную пассажирскую надстройку.

  Поскольку в расписаниях Енисейских пассажирских речных линий не значился, занят он был, скорее всего, не менее почетной работой – перевозкой норильских детей в Курейку, где с 1944 года работало отделение совхоза «Полярный» и где была открыта санаторная школа и пионерский лагерь, а затем – в атамановские пионерские лагеря.
 
  Впрочем, атамановские пионерские лагеря появятся много позднее.  Сталинский пантеон в Курейке откроют в 1952 году, а до того момента будет немало работы иного рода. Строителей: каменщиков, плотников, электриков, художников – специалистов  не просто  высокой квалификации, а уникальных мастеров, набирали в окрестных лагерях... И всё это, как и строительные материалы, нужно было доставить из Норильска и Красноярска. И многое легло на палубы и в трюмы парохода  «Степан Веребрюсов».

 Возможно, и сам лётчик Степан Веребрюсов был причастен к началу создания подсобного хозяйства НГМК в Курейке.  А начало было положено зимой 1944 года, когда на лёд реки Енисей произвели посадку самолёты Г-1, доставившие из Норильских лагерей первых строителей  совхоза  «Полярный»...

  Позднее на Енисей пришли новые, уже дизельные, винтовые и более мощные буксирные теплоходы.
   К концу 50-х годов все енисейские колёсные пароходы постепенно списали, как говорят – на дрова.  Но они до сих пор в памяти тех, кому пришлось идти на «севера» чаще всего не по своей воле... «Иосиф Сталин» – самый крупный енисейский пароход того времени... Он был настолько крупным и громоздким, что в иные годы, когда Енисей мелел, пароход не мог преодолевать атамановские камни и загружался в Енисейске. А это триста с лишним километров ниже по течению от Красноярска...

...«Ян Рудзутак», ставший в одночасье «Марией Ульяновой». Из воспоминаний игарчан:«Вёз нас в Игарку «Ян Рудзутак», а на фронт отправляли уже «Марией Ульяновой»... Но мы не верили новому названию и по-прежнему называли его наш «Ян Рудзутак»...

...А был ещё не менее знаменитый «Спартак» – он, кажется, дольше всех продержался на линии Красноярск – Игарка. «Спартак» в момент строительства Красноярской ГЭС поставили чуть выше будущей плотины в устье речки Шумихи. Использовали в виде брандвахты. В момент заполнения водохранилища он был ещё нужен, но потом его не сберегли, хотя были предложения сохранить пароход в качестве музея.  Судно получило  пробоину и ушло на дно вновь образованного Шумихинского залива. Теперь этим вполне полноценным брандером  могут любоваться только дайверы.  Хотя местному судоходству он не мешает, поскольку лежит на глубине около двенадцати метров.
 
  Потом пришли другие времена, люди постарались поскорей забыть всё, что было связано с Гулагом. Наступила великая эпоха переименований, перемен, иногда напоминавших то непредсказуемо ранний ледостав, то непрогнозируемо мощный ледоход...

   Судя по количеству орденов, награждали Степана Веребрюсова слабо. За 8 – 9 лет в авиации у него должна быть вся грудь в орденах. Полярных летчиков награждали чуть ли не за каждый вылет, а уж по итогам экспедиции или навигации – как правило. Даже бортмеханики получали ордена Ленина. А тут – пилот, командир самолета! И вдруг – какой-то солдатский орден Красной Звезды и совершенно не «летчиский» и даже не орден, а Знак Почета. Подозрительно!
 
  Может, действительно сидел? И здесь следует обратить внимание на приказ №933 по Норильскому комбинату и ИТЛ НКВД СССР о переименовании парохода «АМУР». Если майор  Веребрюсов лётчик отряда Норильского комбината, то при чём здесь ИТЛ НКВД? Ещё есть информация краеведов Норильска, а там чтут и уважают память и Завенягина, и Веребрюсова… Что Завенягин позаботился о семье Веребрюсова, она была перевезена в Москву с предоставлением жилья…

   Хочется ещё немного о «пароходе и человеке»…
 Завенягин… Из крестьянской семьи (отец машинист паровоза, мать – крестьянка), с 17 лет – на фронтах гражданской войны, комиссар… В 20 лет – редактор газеты в Рязани… Через рабфак направлен в институт стали и сплавов, оканчивает с отличием, занимается научной работой, становится проректором, а затем ректором этого института… Уходит на практическую работу, направлен на строительство Магнитогорского металлургического комбината, становится директором этого комбината…

  Чуть ли не в ссылку попадает в Норильск и первое, что он начинает строить, по воспоминаниям старых норильчан, школы и детские сады…  И не Норильскстрой, а уже Норильский горно-металлургический комбинат даёт никель для танковой брони…

   Да, комиссар госбезопасности… Руководитель атомного проекта… В течение 1945 – 46 годов организовал доставку в СССР немецких специалистов (всего семьдесят человек, их имена известны), обеспечил им нормальные условия для проживания и научной деятельности… Присутствовал при взрыве первой атомной бомбы и лично после этого побывает в зоне поражения Семипалатинского полигона… Первая звезда Героя Соцтруда за атомную бомбу, вторая Звезда – за водородную бомбу… Лауреат Сталинской премии, генерал-лейтенант, министр среднего (оборонка) машиностроения. Похоронен в Кремлёвской стене.

   О Завенягине писал в «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Солженицын: «… о нём смакуют газетчики: „легендарный строитель Норильска“! Да уж не сам ли он и камни клал? Легендарный вертухай, то верней. Сообразя, что сверху любил его Берия, а снизу очень о нём хорошо отзывался эмведешник Зиновьев, полагаем, что зверь был отменный. А иначе б ему Норильска и не построили».
  Да, именно так – «сообразя»!  Значит, создал, слепил со-образ из множества информации правдивой, неправдивой и где-то  откровенно лживой...  И мы имеем то, что имеем... Со-ложь... У читателей «Архипелага» сложилось впечатление, что автор на себе испытал тяготы всех лагерей... А он просто «сообразил, полагая»...
 
  И ещё одно... Завенягин занял свои посты в строительстве Магнитки и Норильска ещё задолго до появления в Москве Лаврентия Берия, до 1938 года... Конечно, в дальнейшем они тесно сотрудничали. Но коим боком Солженицын приплёл сюда Зиновьева, который, оказывается, был  «эмвэдешник и любил Завенягина снизу»? Во-первых, до определённого момента Зиновьев не мог любить «снизу». Он мог любить только «сверху», поскольку до 1934 года занимал видные посты в партии. И никогда не курировал органы внутренних дел. В 1934 году Зиновьев был исключён из партии, отправлен в ссылку, где перевёл «Майн кампф» Адольфа Гитлера. Во-вторых, кто мог прислушаться к хорошим  отзывам врага народа? Вернувшись из ссылки, Зиновьев работал в издательских структурах, в 1936 году был расстрелян... Вот захотелось писателю притянуть за уши  какую-то громкую личность, чтобы и читатели озаботились и тоже полагали.
   
   А вот воспоминания Андрея Сахарова о Завенягине, с которым он работал над ядерным оружием:
  «…Завенягин был жёсткий, решительный, чрезвычайно инициативный начальник; он очень прислушивался к мнению учёных, понимая их роль в предприятии, старался сам в чём-то разбираться, даже предлагал иногда технические решения, обычно вполне разумные. Несомненно, он был человек большого ума — и вполне сталинских убеждений. Я иногда задавался мыслью: что движет подобными людьми – честолюбие? страх? жажда деятельности, власти? убеждённость? Ответа у меня нет…».
    Да, наверное, Андрей Сахаров, когда работал над водородной бомбой, нисколько не задумывался о том, что движет им и подобными людьми – его коллегами: честолюбие, страх, жажда деятельности, власти, убеждённость… Лукавил академик…
  А до этого? Первая звезда Героя Соцтруда в 1953 году! Неужели в представлении к званию Героя не написали тогда, что товарищ Сахаров человек вполне сталинских убеждений? Попробовали бы не написать! Это уж опосля, когда писал мемуары…  Может, просто жил рядом с кормушкой…  И, захлёбываясь слюной, с гордостью носил звёзды героя соцтруда...

   Ходит по Енисею с припиской к Дудинке ледокол типа река-море «Авраамий Завенягин» – обеспечивает круглогодичную навигацию на речном участке Северного морского пути…

   С 16 июля 2019 года речные активы «Норникеля» (НГМК им. А. Завенягина) переданы управляющей компании ООО «Норникель – Енисейское Речное Пароходство»…
   
   Кстати, что интересно… Завенягин прожил 55 лет, причина смерти – лучевая болезнь, официально – инфаркт… Солженицын – страдалец «всея лагерей» – 89 лет. И если первый строил и создавал, то второй – немало способствовал разрушению и весьма преуспел в этом...

   Ну, это я не просто так…

  Игарка - Норильск - Красноярск - Дивногорск, 1980 - 2022 гг.


Рецензии