будни на севере-3

                Разговор в ресторане
                Пока Тамара Петровна знакомилась с меню, директор с нескрываемым интересом наблюдал за белокурой, умопомрачительно красивой официанткой, хлопотавшей у отдалённого столика. Там четверо подвыпивших мужчин вели себя шумно, приставая к скромно сидящим за соседним столом парню и девушке, по всей вероятности, студентам. И казалось, что возникший конфликт вот-вот перерастёт в драку. Но, каким-то образом утихомирив разбушевавшихся мужчин, официантка, извинившись перед студентами, выпроводила дебоширов из ресторана.
Перехватив восхищенный взгляд директора, адресованный официантке, его собеседница неодобрительно посмотрела на него и, кашлянув, сказала:
– Уважаемый Виктор Иванович, вообще-то в присутствии дамы неприлично обращать внимание на других женщин.
– А это вы напрасно так думаете, и, надеюсь, сейчас поймете, почему. Елена подойдите, пожалуйста, к нам, – негромко позвал он официантку.
Когда она подошла, директор придвинул ей стул и предложил сесть рядом.
– Вообще-то нам запрещают таким образом общаться с посетителями, – предупредила официантка.
– Я думаю, вас заинтересует моё предложение.
Подавив в себе страх перед начальством и нарушая установленную дисциплину, Елена, садясь, ответила, уступая женскому любопытству:
– Вы меня заинтриговали.
– Я предлагаю вам работу на Севере заместителем по хозяйственной части.
– Чем я вас привлекла? – внимательно посмотрев на Тарасова обволакивающе-красивым взглядом голубых глаз, спросила официантка.
– Наблюдая за вами, я обратил внимание на то, с какой легкостью вы управляетесь с потерявшими над собой контроль пьяными посетителями.
– Не понимаю, как это можно связать с предлагаемой мне работой?
– В вашем подчинении будут котельная с кочегарами, сантехники, подсобные рабочие и плотник, вещевые, продовольственные склады, склады с бензином и соляркой.
Елена призадумалась. Её всегда привлекал Север, ей казалось, что люди там какие-то особенные, более надёжные, не то, что местные обыватели.
– У меня есть время подумать?
– Да, ещё возьмите себе на заметку: мы найдём вам жениха – авиатор устроит?
От смущения её щеки зарделись ярким румянцем, подчеркнув очаровательные черты лица.
– К концу обеда я жду вашего решения и надеюсь, что оно будет положительным.

Когда официантка отошла от столика, Тамара Петровна обрушилась на своего руководителя с возмущением:
– Виктор Иванович, вы куда толкаете женщину? С такими внешними данными наши работники изнасилуют её! Вы что, не понимаете, какому риску подвергаете жизнь женщины? Там женщине одной проходить мимо мужиков опасно, не то, что общаться с ними. Мужчина должен этим составом людей командовать, – настаивала Тамара Петровна. – Вот вы взяли на работу диссидента, сбежавшего из лагеря, а чего стоит бригадир Женя, отсидевший пятнадцать лет за убийство, да и все остальные сомнительные личности без документов?!
– Диссидент – бывший студент из Ленинграда – в предварительной беседе заявил: «Я в «Крестах» был», – и, выдержав паузу, изучающе посмотрел на меня, желая увидеть, какой эффект произвели его слова. А я ему ответил: «Молодой человек, здесь не принято о своих подвигах говорить, так как они кому-то могут не понравиться, а это очень опасно. Остерегайся поставить себя в неловкое положение. Там, в Питере, может, и будешь выглядеть героем, а здесь ты – одна из многочисленных песчинок сибирского Севера, так что постарайся не затеряться». – В общем, он мне понравился, вполне откровенный и добросовестный парень, я и взял его кочегаром, – пояснил, как бы оправдываясь, директор. – Кстати, капитану милиции сказал, чтобы он его не арестовывал до окончания отопительного сезона. А Евгений – хорошей души человек, вы зря плохо о нём отзываетесь, он очень успешно своими методами наводит порядок в котельной. Правда, иногда и они дают сбой, но найдите мне руководителя, который бы не допустил просчётов в своей работе. Даже наш новый начальник управления, будучи первым секретарем обкома, допускал ошибки. От искушения бесплатно сделать для себя что-нибудь приятное трудно устоять. Вот и с моим бригадиром случилось подобное.
Буквально полгода назад, погруженный в свои мысли, я возвращался с работы домой. У магазина повстречался мне Евгений. «У тебя в котельной все в порядке?» – спросил его. – «В общем, да, но там чужие мужики выпивают, они мне не нравятся, можно, я их убивать буду?» – «Только не насмерть», – не задумываясь, ответил я. Где-то через полчаса заходит он ко мне в квартиру и показывает окровавленные руки. «Я убил человека, наденьте на меня наручники», – спокойно сказал Евгений. Не допив чай, я надеваю унты, на плечи накидываю шубу. «Пойдем, – говорю, – покажешь, кого убил».
Зашли с ним в котельную, смотрю, на скамейке сидит незнакомый мужчина, а у него в горле – воткнутая вилка. Мы спешно погрузили его в автобус и в поселковую больницу повезли. По пути автомобильные фары высветили лежащего на обочине дороги пьяного рабочего с геологоразведочной экспедиции. На улице за минус пятьдесят, а из одежды на нём – сапоги резиновые на босу ногу да хлопчатобумажный костюм на голое тело. Шофёр аккуратно ломиком отколупнул рабочего от дороги и, бережно взяв на руки, перенёс в автобус. Время было позднее, морг закрыт, поэтому, приехав в больницу, замерзшего бедолагу оставили в коридоре, прикрыв простынёй. Кстати, оттаяв и протрезвев, к утру он сбежал.
А у нашего пострадавшего дежурный врач спокойно вытащил вилку из горла, смазал ему ранки йодом и на всякий случай оставил в палате до утра. Вы думаете, на этом зимние страсти закончились? Глубоко ошибаетесь, ночная история имела свое продолжение. Когда мы проезжали мимо котельной, то услышали громкие возбуждённые голоса. «Леонид, останови автобус, я выйду», – попросил я водителя. Войдя в котельную, я увидел то, что заставило меня оцепенеть на какое-то мгновение: два человека, громко ругаясь, пытались в открытую топку затолкать Евгения! С его разбитой головы стекала кровь, на полу лежало сломанное ружьё. Увидев меня, разъяренные мужчины уронили Евгения на пол.
«Немедленно прекратите безобразие, – потребовал я, – и объясните, что происходит!» Дежурный кочегар Азимкин рассказал: «Когда вы уехали в больницу, тут продолжилась выпивка. Евгения не стали приглашать к столу и культурно вытолкали на улицу, потому что он бригадир, а начальнику по статусу не положено распивать спиртные напитки с подчинёнными. Через некоторое время бригадир с ружьём ворвался в котельную и со словами «под стол, протокольные морды!» начал стрелять над головами. С перепуга все попадали на пол. Воспользовавшись замешательством, Евгений подбежал к столу, в алюминиевую кружку вылил бутылку водки и залпом выпил. Мужики, возмущённые дерзким поступком, выскочили из-под стола. Напав на него, отобрали ружьё и ударили по голове. Ружьё сломалось, а Евгения за такое преступление решили сжечь в топке».
Посмотрев на Евгения, сидящего на скамейке, я не увидел в его глазах страха или раскаяния. Блаженная улыбка и безмятежный взгляд захмелевшего бригадира даже располагали к себе. Чтобы оградить его от дальнейшей физической расправы, я увел его из котельной.
За мою бытность три заместителя сменились, потому что не справились со своими обязанностями, – продолжал говорить директор, медленно расставляя слова. – Помните зама Андреева с двумя высшими образованиями – педагогическим и юридическим? Так вот, зимой, когда на улице был ужасный мороз, я обратил внимание на остывающие батареи в техническом здании. Подхожу к котельной и вижу: у входа стоят кочегары и среди них Андреев. Я стал выяснять, почему они не в котельной. Оказывается, рабочий из соседней геологоразведочной экспедиции, проиграв в карты все заработанные деньги, был выдворен из общежития. И чтобы поправить своё финансовое положение, с винтовкой пришёл в котельную грабить кочегаров. Испугавшись, они выскочили на улицу. Я спросил своего зама, как он думает решить эту проблему, а он, пожав плечами и отведя в сторону взгляд, ответил: «Под пулю не пойду, вы директор – вы и решайте».
– Надо было капитана милиции вызвать, – участливо предположила Тамара Петровна.
– Я разговаривал с ним по телефону, так он ответил: «У меня население в десять тысяч человек, я один кое-как успеваю следить за правопорядком в посёлке. А вы живёте автономно в своём городке, вот сами и разбирайтесь со своими проблемами или звоните в район». А район-то за восемьсот километров от нас находится. Вот такая помощь от доблестной милиции.
– Ну и как вы справились с этим?
– Спросив у кочегаров, как звать вооружённого рабочего, я вошёл в котельную. «Сергей, – говорю, – успокойся, мужики на тебя зла не держат. Ты угости меня чифирем, и давай поговорим». Подошёл к нему, взял из рук наставленную на меня винтовку. Кочегаров предупредил, чтобы его не обижали, а его пожалел, разрешив переночевать в котельной, в красном уголке на диване, дабы не замёрз на улице. Утром заму предложил уволиться по собственному желанию, позвонил в район, и его переводом взяли директором в одну из школ района. Ну, а следующие замы пытались завоевывать авторитет у кочегаров, выпивая с ними в рабочее время, тем самым совершая непростительную ошибку для руководителя. После этого рабочие относились к ним как к собутыльникам.
– Вы думаете, Елена справится с ними?
– Поживём – увидим, но в обиду её не дадим.
После обеда подошла Елена.
– Я согласна ехать на Север.
– Ну и ладненько, – одобрительно отозвался директор. – Вы сейчас напишите заявление, необходимое для оформления договора и получения подъёмных. Не забудьте указать паспортные данные. Через неделю в управлении в кассе получите подъёмные. Удобнее к нам лететь самолётом. Там вас встретит наш автобус и привезёт на место. Ну а мы сегодня с Тамарой Петровной выезжаем на поезде до конечной станции, потом делаем пересадку и остаток пути – пятьсот километров – едем на машине по зимнику или на вертолёте летим. Где-то на третьи сутки будем дома.
– Не лучше ли будет отсюда самолетом лететь домой? – спросила Тамара Петровна.
– Надо на судоремонтном заводе выяснить, почему задерживается ремонт «Мензулы». Из-за них можем упустить момент завоза продуктов по рекам на фактории, – пояснил Тарасов.......


Рецензии