Иоахим Флорский, хронология и теология

Иоахим Флорский, его учение и какой свет оно проливает на историю становления хронологи и теологии
по мотивам уже изложенного в «Как возникла глобальная хронология»


Условные обозначения

ГДР – Германская Демократическая республика
РМЕШ – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
РУДН – российский университет дружбы народов



В порядке небольшого предисловия

Дорогие друзья !

Эта статья – уникальна. Лет так двенадцать назад научно-популярная версия диссертации автора этих строк по теме становления мировой хронологии вышла в свет в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([1]). Сейчас, в свою очередь, автор этих строк готовит и упорядочивает материал для видео-курса по истории, где прежде всего речь пойдет о достижениях российской междисциплинарной естественнонаучной школы (РМЕШ), и этому будет посвящен целый плей-лист. И по этой причине он считает своим долгом до появления видео-версий материала его хоть как-то причесать и представить его в текстовом виде. (К слову: материал этой статьи получается предпоследним, а последним из таковых хочется дать материал о т.н. древнем Риме и появлении мифологемы о нем).

По некоторым главам и разделам упомянутой книги у автора этих строк отдельные статьи были, а по некоторым – не было. По иохимизму, то есть по учению Иоахима Флорского, о котором в этой статье и пойдет речь – не было. И фактически то, что будет представлено – это просто отрывок из «Как возникла глобальная хронология», посвященный иохимизму… Разумеется, адаптированный к формату статьи, отредактированный, и с необходимыми исправлениями.

В упомянутой книге о нем речь идет в главе 4 под названием «Становление традиционной версии мировой истории и разнообразные факты, связанные с ней». В ней видно место уделено глобальным мировым хроникам, прежде всего хронике Евсевия-Иеронима, затем речь переходит на ученых тех лет, которые внесли заметный вклад в окончательное утверждение традиционной версии, т.е. о Скалигере и Петавиусе, а также немного об Исааке Ньютоне как об ученом, который тоже предпринял свою попытку улучшения. О них идет речь непосредственно перед Иоахимом Флорским. И…


Основная часть статьи

«… повествование переходит на такой закономерный вопрос, как историческая контр-культура и творческие ответы на введение и утверждение глобальной хронологии. Одним из них было введение ряда эр от сотворения мира и признание их главным способом датирования в ряде стран. Вопрос: а были ли в тогдашней исторической культуре какие-то другие историко-философские явления, затрагивающие вопросы хронологии, и, если были, то как они назывались и как они выглядели? В свете величайшего брожения в умах, которое вызвала появление традиционной хронологии, вполне логичен вопрос: имел ли жанр мировых хроник свой контртезис?

Мнение автора книги: да, имел. И выглядел он в виде учения Иоахима Флорского. Последний в своих трактатах делил мировую историю на три периода, каждый из которых связывал с одной из ипостасей святой Троицы: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. При этом начало эры Христа, то есть первое пришествие Христа, относилось на начало общей эры (common era, как это фигурирует в англоязычной литературе), то есть на Рождество Христово. Его второе пришествие, которое связывалось Иоахимом Флорским с наступлением эры Святого Духа, было напророчено на 1260 год. При этом сама смерть Иоахима Флорского приписывалась 1202 году.

Была четко указана связь между этими эпохами и томами священного писания: эпохе Бога-отца соответствовала эпоха Ветхого Завета, а эпохе Бога-сына – эпоха Нового Завета. Если все это изобразить на схеме, то в упрощенном виде она выглядит так:

 

Рис. 1. Хронологические аспекты учения Иоахима Флорского. Упрощенная схема.

Что касается числа 1260, то оно фигурирует в 11-й и 12-й главах Апокалипсиса (одна из последних канонических книг, как Нового Завета, так и Библии вообще). Одну из цитат можно воспроизвести.

"12-6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней"

Что самое интересное, если вести ассоциативный ряд дальше, то мы видим взаимосвязь таких важных понятий, как «день» и «год». Но от основной нити повествования не отвлекаемся.

Именно с Апокалипсисом непосредственно связано название его книги, (точнее - трактата) которая среди его трудов увидела свет самой первой: «Expositio in Apocalypsim» ("Представленное в Апокалипсисе"). Она вышла в свет в Венеции в 1527 [2]. Самым популярным из его произведений по праву считается Liber Figurarum – «Книга чисел». Она была издана в виде цветного буклета совсем недавно, в 2002 году, когда отмечалось 800-летие с момента его ухода из жизни ([3]). Оно, в свою очередь, было организовано итальянским обществом по изучению его памяти. Непосредственное рассмотрение одного из самых ярких мест из этой книги будет место ниже, а пока вернемся к вопросу осмысления изображенного на рис. 1.

Если принять во внимание теоретически не исключенную трактовку понятия «Дух», фигурирующего в вышестоящем абзаце, как понятия «Ум», то возникает совершенно четкая эмотивная (то есть выраженная в неявном виде, или в виде сигнала, который понятен для немногих) оценка всему летосчислению в новой эре, или летосчислению от Христа, и связанной с ним  традиционной мировой хронологии. Последняя в эпоху выхода в свет его трактата, то есть в начале XVI века, еще не до конца оформилась и только вводилась в широкий оборот.

В рамках приведенной трактовки, согласно этой оценке Иоахима Флорского, достоверным можно считать лишь время Святого Ума, или Святого Духа. А вот то, что приписано эпохам Бога-отца и Бога-сына, уже не блещет подобной достоверностью. В связи  с этим можно вспомнить, к примеру, смыслу, или дискурсу слова «Бог», фигурирующего в русской народной поговорке «а бог его знает».


 

Рис. 2. Иоахим Флорский: одно из самых популярных изображений

Теперь на основании изображенного на рис. 1 давайте проведем некоторые рассуждения, касающиеся взаимосвязи ипостасей святой троицы, глобальной хронологии и теологии.

Если их, то есть ипостаси Бога-отца, Бога-сына, и Святого Духа разместить порознь и непрерывно вдоль всей временной оси, то эта временная ось будет соответствовать традиционной версии мировой истории. При этом с точки зрения теологии это означает раздельную трактовку ипостасей Святой Троицы.

Если же при этом не обращать внимания на эпохи Бога-отца и Бога-сына, а обращать внимание лишь на эпоху Святого Духа, то мы получим наиболее достоверную, лишенную необоснованных налетов мифологии, и по этой причине краткую версию мировой истории. Которая, кстати, согласно чаяниям наиболее добросовестных представителей исторической науки, могла бы опираться на хоть как-то датированные массовые актовые архивы.

Если же, вспомнив о теологическом тезисе триединства всех ипостасей Святой Троицы, то есть Бога-отца, Бога-сына, и Святого Духа, разместим всех их где-то на временной оси вместе, то тем самым мы получим теологическую иллюстрацию вышеупомянутой наиболее достоверной, лишенной необоснованных налетов мифологии краткой версии мировой истории.

Ниже идет рисунок из его «Книги чисел» (“Liber Figurarum”), из которого ясно следует, что перемещение ипостасей Святой Троицы в рамках его учения вполне допускалось.

 


Рис. 3. Хронологическая структура эпох согласно учению Иохима Флорского (рисунок из его «книги чисел» - “Liber Figurarum”). Полная схема

Тем самым на основании вышеизложенного мы можем смело сформулировать главный тезис нашей статьи:

учение Иоахима Флорского является ключом для познания тайн мировой хронологии !

Это сейчас. А на тот момент, т.е. на начало XVI века оно могло еще вполне выступать в роли ее идейного противовеса. В чем, собственно, и состояла одна из важных ее компонент.

На этом, по сути, весь хронолого-теологический концептуоз учения Иохима Флорского можно считать изложенным. Для любителей теологии скажем, что тема святой Троицы является весьма популярной в христианской литературе, и эта тема мало-мальски подробно и обстоятельно представлена, к примеру, в статье «Антитринитаризм» на википедии ([4]).

Далее пойдет лишь углубление в отдельные аспекты его учения и исторический экскурс.

Здесь можно было бы воспроизвести другую картинку из «Liber Figurarum», также представив ее в виде общего плана (правый нижний угол) и крупного плана (оставшаяся часть рисунка). Как раз на первый план выйдет хронологическая структура эпох Бога-отца и Бога-сына в рамках его учения (рис. 4).

 

Рис. 4. Хронологическая структура эпох Бога-отца и Бога-сына согласно учению Иохима Флорского (рисунок из его «книги чисел» - “Liber Figurarum”). Полная схема

Центральная горизонтальная полоса рисунка, окрашенная на рисунке в светло-серый цвет, содержит в верхней своей части порядковые числительные на итальянском языке (на рисунке они идут от «seconda» - «вторая» до «sesta» - «шестая»). Под ними, на полосе, окрашенной на рисунке в серый чуть более темного оттенка, идет перечисление ветхозаветный эпох. Над ними, на полосе светло-зеленого цвета, идет перечисление пророков и персонажей эпох более поздних.

Таким образом, можно считать, что на этой иллюстрации к его Liber Figurarum проиллюстрирован тезис о параллелизме Ветхого и Нового Заветов. Что Ветхий, что Новый Завет делятся на семь периодов, или времен, причем делятся удивительно: один из них плавно перетекает в другой. На правой нижней части рисунка приведен общий вид страницы из Liber Figurarum, а в остальной части рисунка приведена ее верхняя часть в увеличенном виде.

События, которые происходят внутри этих интервалов, во многом носят между собой черты сходства. Тем самым, здесь просматриваются идеи событийного параллелизма, которые в свое время были предметом дискуссий представителей РМЕШ.

От идеи событийного параллелизма мы переходим к следующей теме. Здесь и в дальнейшем в нашем рассказе мы будем опираться в основном на самое популярное исследование в русскоязычном пространстве – книгу профессора РУДН Всеволода Львовича Керова «Идеи апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции)» ([5]).

С Иоахимом Флорским связывают идеи о грядущем Третьем Завете, связанным с господством монашества. Переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Существование католической церкви Иоахим Флорский относил ко второму периоду, в третьем же будет обновлённая церковь без недостатков прежней.

С третьим периодом Иоахим Флорский связывал и установление тысячелетнего царства Божьего на земле (кстати, один из первых в мире проповедников подобной идеи, на сей раз не хронологической, а социальной). Согласно официальной версии, его учение было осуждено церковью, как ясно следует из некоторых актов католических соборов, которые в латиноязычной традиции называются словом, вошедшим в русский язык из латыни – consilium.

Продолжая тему, можно отметить, что Иоахим Флорский считается одним из основоположников хилиазма. Согласно википедии, хилиа;зм (от греч. ;;;;;; «тысяча»), или милленаризм (от лат. mille «тысяча» + лат. annus «год») — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии (науке о конце света - ВП) о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении тысячи лет.

Идеи Иоахима Флорского пользовались популярностью среди т.н. францисканских спиритуалов, апостольских братьев и ряда других движений, объявленных еретическими. Более того, спиритуалы часто просто назвали себя его последователями. Его идеям приписывается не очень маленькая популярность: согласно весьма популярному итальянскому писателю и историку Умберто Эко (его эссе «Имя розы. Заметки на полях "Имени розы"» ([7])), последователи  Петра Иоанна  Оливи полностью обладали властью духовной в общинах Нарбонны и Безье. При этом папа Иоанн XXII (годы понтификата – 1316-1334) к ним некогда сам принадлежал, но предпринял против них крестовый поход (или, по крайней мере, благословил его - ВП).

Более того, есть сведения, что спиритуалы как подразделение ордена францисканцев в один прекрасный момент решили отделиться от него и сформировать свой собственный орден. По некоторым причинам до этого не дошло. Более подробно об этом у Керова в [5].

Одно интересное замечание, хочется верить, что не слишком маргинальное. Во многих языках мира, в частности, во французском, корень «Spirituel» связан с понятием «остроумие». Это вполне может пролить свет на то, что учение Иоахима Флорского выглядит вполне остроумно. И, может быть, не только на это.

Здесь можно уместно упомянуть, что имя папы римского, который пребывал на понтификате в момент празднования первого юбилея со дня рождения Иисуса Христа в 1300 г. - Бонифаций. По счету этот Бонифаций был восьмым. Годы пребывания на посту папы римского – 1294-1303. Его придворного хронолога, который в историю вошел как продолжатель до своего времени отдельных биографий римских пап, которые время от времени компоновались в книгу пап римских Liber pontificalis, звали Бернард Гвидонис (Bernard Guidonis), и он был известен еще как просто Бернар Ги. Он же, кстати, и вошел в историю и как автор одного из первых руководств для инквизиторов (исследователей? - ВП), и как последователь традиции, связанной с одновременным написании истории пап и императоров, которая была начата хронологом Мартином Полонусом ([8]). Среди тех лиц, которых он, как епископ и инквизитор, преследовал (исследовал? - ВП), помимо прочих, оказались лица, оставившие след в истории гуманитарной мысли запада, в том числе иохимизма. И, тем самым, оставили свой след в области хронологии. Что для нас особо интересно. Самым видным из них оказался Петр Иоанн Оливи (Жан-Пьер Оливье), со скромной точки зрения, высказанной католической энциклопедией, "Духовный францисканский и теологический автор" ([9]), который, с точки зрения автора, тему юбилея 1300-го года осветил лучше всех.

Конкретно Оливи была в свое время посвящена книга американского философа Дэвида Бурра «Преследования Петра Оливи» («The persecution of Peter Olivi», [10]). Эта же тема фигурирует у немецкого исследователя, в свое время гражданина ГДР, Герта Вендельборна в его книге «Бог и история» («Gott und Geschichte», [11]). И еще можно вспомнить, что историческая традиция донесла, что, помимо «истинных» продолжателей его дела, были еще «мнимые» его продолжатели – т.н. псевдоиохимиты. С точки зрения автора, сам этот факт довольно ярко свидетельствует о популярности его учения.

Что весьма любопытно, и Бурра, и Вендельборн обращают внимание на равенство

1260 = 42*30

При этом у них число сорок два трактуются как сорок два поколения, а число тридцать трактуется как число лет в поколении. И в самом «Апокалипсисе» это число по сомножителям разлагается именно так.

Давид Бурр в своих работах проливает свет на еще одну особенность творчества Иоахима Флорского, связанную с особенностями расположения периодов Нового и Ветхого Завета относительно друг друга. Цитата из самого Флорского звучит примерно так: «второй период в третьем, третий в четвертом, четвертый в пятом», а иногда та же самая мысль выражается числительными не количественными, а порядковыми: «два в трех, три в четырех» и т.д.

Точка зрения автора этих строк: здесь речь идет о своего рода философской формуле умножения чисел друг на друга. К такому выводу можно легко прийти, если, к примеру, нарисовать неких два объекта внутри неких трех объектов. Тогда подобная фраза, которая содержит ряд последовательных натуральных чисел, будет иметь смысл вычисления последовательного произведения этих чисел, или, как говорят математики, вычисления их факториалов. Ряд математических выражений, связанных с факториалами, были в его поле зрения при работе над работой «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([12]).

В книге Графтона о жизни Скалигера ([13]), да и на страницах самого скалигеровского “De emendation temporum” ([14]) Иоахим Флорский не упоминался без лишней надобности, у Графтона был упомянут лишь раз в связи с описанием атмосферы ренессанса в целом, Оливи и Гвидонис и не были упомянуты вообще.

Иохимизм  имеет удивительное переплетение с таким мостиком естественников в древность, как катастрофизм. Расчет датировок мировых катастроф, данный гляциологами – специалистами по таянию льдов – дал ряд датировок мировых катастроф, претендующих при определенных условиях на высокую точность. Если пойти по такому пути, то год 1260 выплывает как год одной из мировых глобальных геофизических катастроф.

Ярослав Аркадьевич Кеслер, опираясь на некоторые свидетельства специалистов по катастрофам и развивая тему эпидемий, в своем «Осознании времени» [15] пишет так:

«Что реально произошло в 1259/1260 г., действительно, на сегодня известно одному Господу Богу, но есть реальные физико-химические свидетельства об экстраординарных ПРИРОДНЫХ событиях этого времени. Историки пишут, что в ожидании конца света обезумевшие люди убегали в леса, кончали жизнь самоубийством.

Эпидемия ревматической лихорадки, сопровождающейся гиперкинезом (нервным тиком), именуемой также "пляской Св. Вит(т)а" вспыхнула как раз в XIII в., породив тарантизм: экстатические танцы (в том числе, среди могил, а также итальянский танец тарантеллу), флагеллантов (впервые - в 1260 г.!) и массу прочих ущербных. В XIV в. появляется сюжет "пляски смерти" в изобразительном искусстве (от легенды о св. Витте, мальчике, якобы замученном Диоклетианом в 303 г., отстоящем в традиционной истории на те же 1000 лет). Но то, что это болезнь (хорея) - впервые определил Парацельс в XVI в., когда, собственно имя Св. Вит(т)а было впервые связано с хореей. Наводнения, влажность, распространение стрептококовых инфекций, спорыньи (грибкового заболевания ржи) и эрготизма (отравления злаками, заражёнными спорыньёй, сопровождаемое галлюцинациями) - это дополнительные приметы последствий катастрофического события 1259/1260 гг.

Следы катастрофического события наблюдаются повсеместно в полярных ледниковых кернах в виде исключительно мощных и острых (в распределении по времени) кислотного и сульфатного пиков при исследовании образцов коренных льдов, относящихся к этому году. На протяжении 5000 лет до этого, а также после этого доныне ничего подобного не отмечено.

Как считают вулканологи, это было крупнейшее эруптивное событие, выбросы которого транспортировались от источника по всему миру (со ссылкой на работу гляцеологов [16]). Причём сигнал этого извержения отмечается в кернах как северного, так и южного полушария, что может свидетельствовать не только о большой мощности извержения, но и о том, что оно произошло скорее в низких широтах, чем в средних или тем более в высоких. Тем не менее, привязать сульфатный и кислотный пики "1259" г. к конкретному вулкану не удаётся. Существует также мнение, что это катастрофическое событие могло послужить триггером для начала Малого Ледникового Периода за счёт загрязнения атмосферы твёрдыми и летучими продуктами извержения.

Катастрофичность события 1259 г. по мощности вброса серной кислоты в атмосферу можно оценить в сравнении с извержением вулкана Тамбора (1815 г.)…

Такое резкое воздействие на окружающую среду не могло пройти без очень серьёзного ущерба для флоры и фауны. Серьёзный аргумент в пользу этого получен в результате недавних исследований палеодендрологов, установивших резкое увеличение содержания углекислого газа в атмосфере в XIII в. (со ссылкой на научно-популярную статью [17]).

То, что о конкретном гигантском извержении вулкана нигде никаких упоминаний нет (а оно явно должно было бы произойти в обитаемой части Ойкумены), говорит о том, что это могло быть не вулканическое, а экстратерриальное событие, т.е. катастрофа, вызванная внеземным источником. Или описание стараниями хронологов "попало" в более древние времена.

Всё это может быть объяснено последствиями релаксации Земли после импульсного воздействия извне. Миграции крыс и распространение чумы в XIV в. могут рассматриваться как прямое следствие катаклизма. И не только одной болезни - обыкновенной чумы, но и бубонной чумы, и туберкулёза, и цинги и т. д. "Чумное время" - как обобщающая характеристика - закончилось в середине XV века».

Иными словами «время святого духа» именно в XIII веке наступило неспроста».

А после этого в «Как возникла глобальная хронология» имеет место призыв бросить взор на исторические источники.

Поддержка автора и научной школы: 2200 2404 0551 5350 Мир
Книга «Как возникла глобальная хронология» продается в электронном виде.


Литература
1.  Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
2. Ioachimus Fiorensis. Expositio in Apocalypsim . Venedig 1527
3. Le miroir du mystere. Les planches du Liber Figurarum de Joachime de Flore. Catalogue de l'exposition. Editions Pubblisfera 2002.
4. Антитринитаризм. https://ru.wikipedia.org/wiki/Антитринитаризм
5. Керов В.Л. Идеи апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции) М. 1995
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хилиа;зм
7. Умберто Эко. Имя розы. Заметки на полях "Имени розы". https:// hist.bsu.by /images/ stories/ files/ uch_materialy/muz/ 3_kurs/Estetika_Leschinskaya/30.pdf,
пробелы убить
8. Martini Oppaviensis Chronicon pontificum et imperatorum (Martin Polonus). Edidit Ludewicus Wieland ph. d. MGH, Scriptores Tomus XXII. Hannoverae, 1872 (unveraenderter Neudruck: Leipzig, 1928)
9. Pierre Jean Olivi. https://www.catholic.org/encyclopedia/view.php?id=8712
10. Burr David. The persecution of Peter Olivi. The American philosophical society. Transactions of the American philosophical society. Philadelphia, 1976.
11. Wendelborn Gert. Gott und Geschichte. 1976. Rostock
12. Поляковский В.Т.  О разгадке тайн иудейского летосчисления. Вторая версия статьи. http://www.academia.edu/39458794, https://proza.ru/2019/06/08/1192
13. Grafton Anthony. Joseph Justus Scaliger. A study in the History of Classical Scholarship. V. II. Historical chronology. Clarendon press. Oxford. 1993.
14. Scaliger Iosephus Iustus. De emendatione temporum Iosephi Scaligeri. Paris 1583.
15. Кеслер Я.А. Осознание времени. Электронный альманах Арт&факт №1, artifact.org.ru. 2006
16. Langway C.C.Jr., Clausen H.B., Hammer C.U. An inter-hemispheric time-marker in ice cores from Greenland and Antarctica /Ann. Glaciol., 10, 1988, p.102-108
17. Kate Ravilious. Europe's chill linked to disease. http://news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/4755328.stm


Рецензии