О святителе Михаиле Киевском

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, октябрь 2022.


Он один из самых загадочных наших святых. В календаре есть даже дата — 992 год. Но дата эта легендарная. В аутентичных источниках в Начальной летописи никакого митрополита или хотя бы даже епископа Михаила, скончавшегося в этом году, нет. В списках древнейших русских митрополитов, в списках Русской кафедры первым значится митрополит Лев или же Леон, а Михаила там нет. Однако эти списки начинаются только при преемнике святого Владимира, при князе Ярославе Владимировиче, Ярославе Мудром. Кто занимал Киевскую кафедру в княжение Владимира, нам просто неизвестно.

И вот тут-то начинаются интересные моменты. Скажу вам прямо, я совершенно искренне далек от мысли, что в Святцах мог оказаться никогда не существовавший человек, мнимый святой. Все, кого мы встречаем в календаре, несомненно исторические лица. В первые века христианства есть святые, о которых мы не знаем ну ничего, кроме имени и дня. Правда, чаще всего они мученики, но такие святые есть. Так что ничего удивительного, что такая ситуация начинается в ранний, может быть, в долетописный период нашей киевской истории. Во всяком случае до нас не дошли летописи того времени. Но соображения все-таки есть, их несколько, они высказывались разными историками, разными исследователями.

Во-первых, первый Киевский иерарх мог не иметь сана митрополита. Крупный историк церкви начала XX века Евгений Голубинский полагал, что митрополия была основана позже, потому что первые киевские святители имели сан архиепископа. А архиепископ может быть как ниже митрополита, так и выше митрополита как автокефальный независимый архиепископ, как например, и сейчас архиепископ Кипра или архиепископ Афин. И тогда в списках митрополий Константинопольского патриархата, естественно, Михаила нет.

Второй вариант. Единого центра в виде митрополии могло быть не учреждено после установления нормальной иерархии при святом Владимире, потому что кафедры, вероятно, еще имели миссионерское значение и были учреждены в тех городах (их было всего восемь), где были мощные христианские общины.

Третий вариант. Святитель Михаил, о котором мы определенно ничего не знаем, жил раньше Владимира. И не только дата 992, а, может быть, даже X век к нему никакого отношения не имеет. Почему? В 860 году славяно-варяжская рать под предводительством киевских правителей Аскольда и Дира осаждает Константинополь. Пораженные превосходством и величием культуры (которая тогда была прежде всего вера), Аскольд, Дир и их окружение не только изъявляют желание заключить мир и снять осаду, но в уважении к подвигу цареградских греков они принимают крещение. Это документальный факт. О нем сообщает окружным посланием великий ученый того времени, при котором это все происходило, участник событий святитель Фотий, патриарх Цареградский. А ведь окружное послание — это информация, если хотите, в переводе на современный язык это информационный бюллетень, разосланный другим епископам. Он сообщает, что он направляет новопросвещенному христианскому народу епископа и проповедников. А что произошло потом? Князь Аскольд, мученик, в святом крещении Николай, был убит Олегом. Олег был язычник. Христианство не получило княжеской поддержки. Но из того же не вытекает, что христиан перебили или разогнали. Да и не мог этого Олег. Олег захватил Киев и всю свою жизнь старался трудиться на благо киевлян, потому и вошел в историю как «Вещий». Просто осталась христианская община в языческом городе. Христианская община могла сохранить своего епископа, или же епископ мог погибнуть с Аскольдом. Или же, более того, и такой город, как Киев, и такая мощная христианская община, впоследствии, после Ольги, при Святославе более многолюдная, чем число язычников в Киеве, могли иметь своего епископа.

И вот в любой момент от крещения Аскольда и Дира с киевлянами и до основания Русской митрополии при Ярославе Мудром мог жить и трудиться в Киеве святитель Михаил. Видимо грек. Если даже славянин, то пришлый, и скорее всего, из Византии. Мы о нем ничего не знаем. Конечно, это нисколько не должно умалять нашего усердия в молитвенном к нему обращении, тем более что по нашим молитвам святитель Михаил может устроит так, что мы будем точно знать, когда он подвязался.

Преставление 15 июня. Перенесение мощей 30 сентября (с 1730 года).


Рецензии