Стефан Пермский и Пафнутий Боровский

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, октябрь 2022.


26 апреля (9 мая), то есть в день памяти окончания страшной в истории всего человечества, но русских особенно, бойни мы празднуем еще и память святителя Стефана Великопермского, величайшего миссионера XIV века, а 1 (14) мая — память преподобного Пафнутия Боровского, основателя Боровского монастыря. Их разделяет почти столетие, но мне хотелось бы немного поговорить об этих житиях вместе. Они оба связаны с особым вселенским, по крайней мере международным значением православной России.

Святитель Стефан скончался в 1396 году, был таким образом современником преподобного Сергия и, смело можно утверждать, вторым светочем той эпохи. А тогда же было много светочей. Только подумайте, сколько преподобных жило в то время — Стефан Махрищский, Кирилл и Ферапонт Белозерские. А сколько учеников было у Сергия! Преподобный Андроник, Роман, Феодор, Павел, Михей, Симон… Их было много. А скольких мы не знаем! А святые благоверные князья! То была эпоха множества святых, то было настоящее полновесное начало святой Руси.

И все-таки вторая фигура, наверное, святитель Стефан. Он выходец из Великого Устюга, выученик лучшей школы тогдашней России — Ростовского монастыря Григорьевский затвор, своего рода российского предуниверситета, протоуниверситета, где можно было получить классическое эллинистическое образование. Он потратил свою жизнь на просвещение целого зырянского народа — народа коми. Просветить он мог ведь и на славянском языке или по крайней мере вести богослужение, владея местным языком для проповеди. Но Стефан не идет по простому пути, он идет по сложному и вводит православное богослужение на зырянском языке. Если в мировой истории есть миссионеры, ну, апостолы прежде всего, вполне соизмеримые и даже превосходящие святителя Стефана своим значением, то научный его подвиг равных не имеет. Это величайший христианский филолог в истории человечества. Почему? А вот сравните, например, его подвиг с подвигом Кирилла и Мефодия. Они переводили с родного греческого языка на знакомый им с детства славянский. Они были из Фессалоники, там всегда был славянский квартал. Конечно, их подвиг велик. Но на их фоне насколько же велик подвиг святителя Стефана, который один переводил Священное Писание и основные элементы богослужения с неродного языка на неродной! Да кто бы упрекнул его, если бы он стал переводить со славянского! Но он и здесь не упростил себе задачу, переводил с греческого оригинала.

Мы часто подозреваем, что у нас миссионерский подвиг не в чести. А между прочим, не так мало у нас и в Святцах миссионеров. Это первые святые ростовские — святитель Леонтий и преподобный Авраамий. Это священномученик Кукша, просветитель вятичей, киево-печерский монах. Это знаменитый Феодорит, просветитель лопарей, то есть саамов. А скольких мы еще не знаем! Русские первыми принесли христианство литовцам и первые множеству угро-финнов. И православие карел, финнов, эстов, ливов — это реальность давно ушедших эпох.

Так же точно, как и с северо-волжскими народами. Просвещение коми, пермяков, удмуртов, мордвин, марийцев, чувашей — это очень немало. Это длилось столетиями. Новейшая история Русской церкви до оккупации России — это тоже история миссионерской активности. В XIX веке мы просветили жителей Дальнего Востока алеутов и эскимосов Аляски. У нас в Святцах чтится память митрополита Московского Иннокентия, чей главный подвиг прошел не в Москве, а на Дальнем Востоке, и преподобного Германа Аляскинского. В начале XX века мы восстановили христианство в Японии. Там первыми были римо-католики. Но католическая ветвь христианства была уничтожена в Японии в XVII веке. И память об этом — святитель и равноапостольный Николай Японский, скончавшийся всего лишь в 1912 году. Это так близко! Но ведь не только святые. Была Урмийская миссия в Иране во второй половине XIX века, которая привела к воссоединению с православием целого народа — народа ассирийцев, многие из которых переселились впоследствии от исламских гонений в Россию и живут до сих пор среди нас.

Миссионерство в старой, доброй православной традиции имеет свои достижения в XX веке, даже в его второй половине и не только среди славян. Например, миссионерство греков привело к тому, что сейчас в самом сердце Африки, в черной Уганде существуют православные общины. Нам это было несколько затруднительно, ведь не было России, мы были оккупированы антихристианским интернационалом и до сих пор остаемся в видоизменившемся, помягчавшем, ослабевшем плену. А восстанавливать наши миссионерские традиции необходимо. Одна из 4 духовных академий России была миссионерской. Это Казанская духовная академия. И пора бы восстановить ее. Это насущно требуется современностью. Кстати спросить, а каковы ее результаты? Например, среди татар Российской Империи было столь много православных, что существовали специальные татарские мужские и женские монастыри, не потому что татар не брали в другие, а потому что это были монастыри с татарским языком. То было естественно. Россия всегда оберегала вселенский характер православия. Оно не было специфически русским. И то делалось не в обрусительных целях.

Почему я сблизил святителя Стефана, великого переводчика и великого миссионера, с преподобным Пафнутием. А это тоже одна из страниц просвещения иных народов, соприкасавшихся своей жизнью с Россией. Преподобный Пафнутий по сути дела татарин, ордынец, ну, потомок ордынца. Его прадед был великим баскаком Владимирским по имени Амирхан, в русских летописях часто «Амраган», с искажением. Он был православный христианин также по имени Захар, и крестным его был сам Александр Невский. Другие дети Амирхана (Захара) неизвестны. Но известно, что сын его был православный ордынец. Внук его был русский служилый человек, средней руки вотчинник, а два его сына уже известны. Один — преподобный Пафнутий, другой — его брат, от которого пошла и дошла до наших дней дворянская фамилия Баскаковых. Такой крупный знаток иконописания, как Владимир Николаевич Сергеев, однажды обратил мое внимание, что на очень ранней, лицевой пелене с изображением преподобного Пафнутия, хотя это шитье, которое более условно, чем икона, видна его некая монголоидность, его ордынское происхождение, монгольские корни видны. Дело в том, что у него очень характерная борода, росшая только на подбородке, видимо, совершенно не росшая на скулах. Это признак явной монголоидности.

Преподобный Пафнутий вместе с тем через старца Никиту ученик преподобного Сергия, всего лишь через поколение. Видите, как тесно проходят пути духовного учительства, духовного преемства, духовного влияния. Сам преподобный Пафнутий, борец за строгое общежитие, основатель общежительного монастыря — учитель Иосифа Волоцкого, одного из величайших деятелей и возродителей монашества, особенно культурной и нравоучительной, просветительской функции монашества. Через Пафнутия тянется ниточка от преподобного Сергия к преподобному Иосифу. И звеном в этой ниточке стоит потомок крещеного монгола.

И вот я думаю, сведя вместе вот эти аспекты, мы еще раз можем вспомнить, что главная наша функция в этой земле — это сохранение православия, сохранение в большей степени православия, чем государственных и национальных интересов. А сохранять его есть от чего. Мы живем в странные, мрачноватые времена. Приезжает глава Турции, совершает поездку по так называемым «мусульманским государствам СНГ». Казалось бы, это не совсем наше дело. Но почему и каким странным способом «мусульманским государством СНГ» оказывается Республика Казахстан? Ну, например, Узбекистан — это, наверное, понятно — по большинству мусульманского населения, хотя Россия гораздо более православная держава, чем Узбекистан мусульманская. У нас доля православных по рождению больше, чем в Узбекистане по рождению мусульман. У нас даже просто доля русских больше, чем там узбеков. Но почему Казахстан? В Казахстане русских больше, чем казахов. Следовательно, мы должны вероятно решительно считать, что раз существует государство Казахстан, то это православное государство, в котором в том числе живут и мусульмане. Но что-то не очень на это похоже. Древнерусский город Гурьев, основанный в XVII веке, переименован в «Атырау». Так что, если вы будете есть гурьевскую кашу, не забудьте, что она теперь «атырауская». А город Уральск предлагается переименовать в «Актыке», что означает «Белый Козел». Вероятно, в таком случае надо считать, что он столица Белокозлиного казачьего войска, ибо это был центр уральских казаков. Странности происходят у нас с вами.

Дело епископа, братья и сестры, хранить чистоту нашего с вами вероучения, а наше дело — склоняться перед его блюстительной властью. А дело священника, безусловно, заниматься нашим душепопечением, стараться хоть немного исправить нашу греховную природу, за что всем священникам низкий поклон.

Но вы глубоко заблуждаетесь, если полагаете, что дело мирянина — забиться в угол и молиться под руководством священника и епископа. Дело мирянина — защищать церковь, во всех смыслах, доставлять ей благосостояние материальное, оберегать священников и епископов, беречь землю православную. Нам с вами за все это отвечать. Нам отвечать за каждый городок, который по нашему недосмотру был православным и перестал быть таковым. Нам об этом напоминают святитель Стефан и преподобный Пафнутий.

Стефан Пермский, кончина 26 апреля.
Пафнутий Боровский, кончина 1 мая.


Рецензии