ПВО против Армии Крайовой В полях за Вислой сонной

По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

Части ПВО Красной Армии воевали не только на территории Советского Союза, но и за рубежом. Журналы боевых действий показывают, что ситуация в различных странах Восточной Европы для зенитчиков отличалась кардинально. Так на территории Югославии, ЖБД 13 ОБ ВНОС фиксирует за все время нахождения батальона, только одну попытку нападения на пост в районе Бачка Паланки тремя неизвестными, без каких либо последствий. Совершенно по другому складывалась обстановка в Польской республике, где нападения националистов - аковцев на зенитчиков носили постоянный характер. Боестолкновения с Армией Крайовой можно разделить на три района - первый - это Западная Белоруссия, второй - Южная Литва, третий - собственно сама Польша. Везде отрядами аковцев применялась тактика, аналогичная бандеровской - обстрелы и налеты на посты ВНОС, засады на небольшие группы зенитчиков, переодевание в форму Красной Армии или польской милиции. Однако в связи с дальнейшим включением Польши в социалистический лагерь информация об этом в советское время была засекречена. Дополнительно осложняет ситуацию отсутствие ЖБД некоторых подразделений ПВО воевавших в Польше. Тем не менее, отдельные эпизоды удалось восстановить по наградным и скупым сообщениям ЖБД Западного фронта ПВО.
В 2 часа ночи 11 апреля 1945 года аковцы атаковали пост ВНОС в районе села Клечанув, недалеко от Сандомира. Им удалось захватить одну из девушек - зенитчиц, отошедшую от поста. Ее потом нашли связанной, раздетой, избитой, но живой. Однако обычно все заканчивалось куда печальней. 28 апреля 1945 отряд Армии Крайовой внезапно напал на пост 14 ОБ ВНОС у города Острув. 4 бойца пропали без вести вместе с ручным пулеметом, 2 ППШ и одной винтовкой. Постовое помещение было разрушено. Нападения шли одно за одним.

14 отдельному батальону ВНОС судя по документам пришлось тяжелее всего - его личный состав сражался и нес потери вдали от фронта уже когда война заканчивалась. Если посты располагались рядом с границей, то еще можно было рассчитывать на помощь погранвойск. Так например начальник поста старший сержант украинка Маша Троценко в феврале 1945 года отбиваясь от нападения националистов, смогла вызвать на помощь погранцов, точно сообщив где находятся польские боевики. Парни в зеленых фуражках уничтожили банду, а Мария Ивановна Троценко была награждена медалью "За боевые заслуги".

Но в глубине Польши зенитчики могли рассчитывать только на себя. Так 8 мая 1945 года у города Семятыче аковцы в составе 50 человек пришли убивать трех девушек - зенитчиц. Боевики рассчитывали на легкую победу, но 21 - летняя Таня Щеглова из ППШ сразу уложила одного "жолнежа", а затем под огнем доставляла боеприпасы для пулемета. Командир взвода лейтенант Марк Пономаренко, бил по врагам из ручника, командир поста - коммунист сержант Худова, и две ее подчиненных - красноармейцы Орлова и Щеглова 2 часа вместе с ним вели неравный бой, до подхода истребительной группы. Нападение было отбито, 2 аковца были убиты, да еще 20 - летняя сержант уроженка Сталинграда умудрилась захватить в плен шофера банды с автомашиной. 16 июля 1945 Марк Демидович Пономаренко, Худова Таисия Васильевна и Щеглова Татьяна были награждены орденами Красной Звезды.
7 мая 1945 года в 16 -00 красноармейцы Саша Зверева и Сорвара Фарахова возвращались на пост у деревни Домбровка, недалеко от Кракова, после исправления обрыва связи. Зенитчицы весело болтали, и им оставалось идти всего 5 км, как вдруг из леса к ним навстречу пошла группа крепких парней с оружием. Зенитчицы насторожились. Первые идущие поляки вдруг резко кинулись к ним, пытаясь вырвать оружие и схватить девушек живьем. Но Саша и Сорвара, врезав "ухажерам" и успев отскочить, буквально в упор застрелили двух невезучих "рыцарей" Речи Посполитой, заставили огнем автоматов залечь остальных, и сами грамотно заняли огневые позиции. Не ожидавшие такой поразки, "повстанцы" час перестреливались с русской и татарской девчонками, но были вынуждены отступить. Захватив трофейную винтовку, воины ПВО продолжили путь. За храбрость и умелые действия Зверева Александра Ивановна и Фарахова Сорвара Мухалидовна были награждены медалями "За отвагу". За все время исследования автором наградных листов зенитчиков это второй зафиксированный случай рукопашной схватки.

Замполит 1928 ЗЕНАП капитан Шабалин, был ветераном Гражданской войны. Звание коммуниста он понимал как обязанность быть на переднем крае, и вместо красивых речей и проведения политинформации в безопасном штабе, ездил по разбросанным по лесам постам, где банды АК чувствовали себя вольготно. Подбадривая молодых, 47 - летний капитан лично руководил обороной, и во время одного из боев сумел захватить в плен восьмерых "белополяков", как он их называл по старой памяти. За образцовое несение службы Шабалин Кирилл Никифорович был награжден орденом Красная Звезда.
Увы, далеко не все награды предназначались живым. Ночью 23 марта 1945 года небольшая группа аковцев подошла к посту у села Лужки недалеко от Варшавы. Нападавших заметила, дежурившая на вышке начальник поста сержант Биткова. Девушка успела поднять тревогу, вызвала подмогу и прикрывала огнем своих подруг, не заметив что один из аковцев в темноте сумел подобраться на расстояние броска. Осколок гранаты убил ее, попав в висок. Похоронили с воинскими почестями 22- летнюю русскую девушку из старинного города Выксы Нижегородской области в городе Соколов - Подлясский. Посмертно Серафима Максимовна Биткова была награждена орденом Отечественной войны 2 степени. В родном городе в честь Серафимы названа улица, а местные журналисты и краеведы посвящают ей свои публикации.
Однако многим ее сослуживицам была уготовано полное забвение. Согласно списку потерь 79 дивизии ПВО в победном мае 45 - го. из 19 погибших, только один случай смерти произошел в результате ЧП. Остальные 18 по документу - "убиты польскими бандитами". Из них 11 человек - это девушки. Основные даты потерь - это 10, 13 и 14 мая - т.е. уже после окончания Великой Отечественной. Других подробностей узнать не получилось - документы частей отсутствуют, либо обрываются 9 мая. Видимо аковцы воспользовались всеобщей эйфорией, царившей после Победы, потому что до этого основная часть атак успешно отбивалась. Особенно жуткое впечатление производят записи напротив четырех девушек погибших 13 мая - "труп не найден". Давно забытые Надя Чаплыгина из Астрахани , Таня Мязина из Оренбурга, Валя Егорова из Башкирии, Аня Кудрявцева из Сталинграда даже не имеют последнего упокоения. Остальных хоронили на православных кладбищах Белосточчины - рядом с белорусами, погибшими от террора Армии Крайовой. И это все, что удалось найти автору.

"Полно вам, снежочки, на талой земле лежать.
Полно вам, ребятушки, горе-горе горевать...
Дай вам Бог, ребятушки, пожить да послужить -
на дальней сторонушке голов не положить..."


Рецензии