Милосердие Тита Моцарта

La clemenza di Tito, Salzburg-2003

http://www.youtube.com/watch?v=lYPu0CE7e8A
https://www.youtube.com/watch?v=HKRz3XVioxA
https://www.youtube.com/watch?v=tMiXuKB_Qfs

Stage director: Martin Kusej

Tito: Michael Schade.
Vitellia: Dorothea Roschmann.
Servilia: Barbara Bonney.
Sesto: Vesselina Kasarova.
Annio: Elina Garanca.
Publio: Luca Pisaroni.

Dir: Nikolaus Harnoncourt.
Wiener Philharmoniker.

Salzburg 2003


xatai
3 октября 2010, 12:02:51

Про Тита любимого, красавицу Беренику и оперных Вителлию и Секста собираюсь с духом. Можете пока либретто пробежать. )


chumanew
3 октября 2010, 21:26:33

Либретто все собираюсь пробежать, ну вот чесслово, собираюсь! Просто ставлю себе в числе прочих целей на неделю, но как-то...все еще... А какое исполнение рекомендуете?


xatai
4 октября 2010, 17:58:40

Исполнение я видел только одно, поэтому очень его рекомендую.)
Постараюсь сегодня перекодировать с ДВД и начать выкладывать.

Что мы видим при просмотре?

1.Некая дама Вителлия, отвергнутая императором Титом, ради некоей Береники, решает стрррашно отомстить.
2.Она подговаривает своего зомбированного поклонника и ближайшего друга императора - Секста, совершить гос.переворот.
3.Потом, узнав, что Тит решил расстаться с Береникой, дает "отбой" на переворот.
4.Потом, узнав, что Тит решил жениться на Сервилии, снова дает "добро" на переворот.
5.Потом узнав, что , Тит передумал жениться на Сервилии, и решил жениться на ней, Вителлии, снова решает дать "отбой" на переворот, но не успевает.
6.Секст начинает и проигрывает, беря всю вину на себя.
7.Вителлия под венцом, испытывая угрызения совести, признается Титу, что она инициатор заговора.
8.Тит всех прощает и ни на ком не женится.

такой вот бред... Если бы не Рошман, я бы эту оперу с двумя мужиками-бабами вряд ли бы до конца досмотрел.
Но, благодаря любимой певице, решил вникнуть в суть конфликта и увидел железную логику происходящего. Правда, придя к некоторым допущениям.


chumanew
4 октября 2010, 21:31:31

Спасибо! Меня очень сильно зацепила зальцбургская постановка, попробую поискать ее тоже, хоть там и простой тенор, а не контра.
Ха, бред! А где не бред? "Трубадура" вспомните! Бред либретто скрашивает музыка.


xatai
5 октября 2010, 21:52:44

Все-таки не верится, что гениальный Верди тратил время на дурцкое либретто. Что у него выбора не было? Может это символы какие-то?


chumanew
5 октября 2010, 22:17:59

Нет, не символы, обычная бредятина. В Ла Скала учредили приз, кубок, кажется, тому, кто сможет связно рассказать сюжет "Трубадура". То есть можно просто прийти с улицы и рассказывать. До сих пор лежит! Это учитывая милую привычку итальянцев ходить в оперу с клавирами и одновременно слушать музыку и читать клавир. Верди очень повезло в конце творческого пути, когда его либреттистом стал Бойто. Он не только писал либретто к последним операм Верди, но еще и исправил либретто "Симона Бокканегры", написанного еще до их знакомства, в результате чего опера сильно выиграла.


xatai
4 октября 2010, 18:00:29

Немного истории.
Погибает Нерон, правивший 14 лет, не оставив законного наследника.
Гальба, Оттон (кстати муж Поппеи до Нерона), Вителлий (отец Вителлии), Веспасиан (отец Тита)
по очереди в течении 1 года (!) сменяли друг-друга на посту императора, зверски убивая предшественника.

А у Тита все это время была любовь с прекраснейшей женщиной того времени - еврейской принцессой Береникой.

Береника была старше Тита на тринадцать лет и 12 лет они жили друг для друга. Вот какая была красавица.
Но, как поется, все могут короли... В момент, когда Тит должен был, по смерти отца, занять трон,
и стать самым могущественным человеком того времени, они принимают тяжелое совместное решение - расстаться.

"...вряд ли кто приходил к власти с такой дурной славой и с таким всеобщим недоброжелательством.
Не только жестокость подозревали в нем, но и распущенность - из-за его попоек до поздней ночи с самыми беспутными друзьями;
и сладострастие — из-за множества его мальчиков и евнухов и из-за пресловутой его любви к царице Беренике, на которой, говорят, он даже обещал жениться;
и алчность — так как известно было, что в судебных делах, разбиравшихся отцом, он торговал своим заступничеством и брал взятки.
Поэтому все видели в нем второго Нерона и говорили об этом во всеуслышанье.
Однако такая слава послужила ему только на пользу: она обернулась высочайшей хвалой, когда ни единого порока в нем не нашлось и, напротив,
обнаружились великие добродетели. Пиры его были веселыми, но не расточительными.
Друзей он выбирал так, что и последующие правители в своих и в государственных делах не могли обходиться без них и всегда к ним обращались.
Беренику он тотчас выслал из Рима, против ее и против своего желания. Самых изысканных своих любимчиков он не только перестал жаловать,
но даже не желал на них смотреть на всенародных зрелищах, хотя танцовщиками они были замечательными и вскоре прославились на сцене.
Ничего и ни у кого он не отнял, чужую собственность уважал как никто другой и отвергал даже обычные и дозволенные приношения."
Гай Светоний Транквилл. ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ

У меня есть только одно объяснение этой метомарфозы, неподтвержденное пока историческими документами.
Береника, родившаяся за 5 лет до распятия Христа, прониклась его учением, и вдохнула его в будущего римского императора.
(хирургическое вмешательство в молекулу)).


Как же Вы меня обнадежили, когда сказали, что в "Риенци" кто-то осмелился отдать теноровую партию баритону.
Двух римских военачальников превратили в безвольных педерастов. (Даже ни о каких тенорах речи быть не может!)


Предлагаю на Ваш суд свой взгляд на персонажи:

Секст. У него в жизни два кумира Тит и Вителлия. Жизнь так подстроила, что оставаясь другом одному, нужно стать врагом другому.
Он делает этот выбор и после уже не сожалеет и не жует сопли. (И он не ошибся!)

Анний - между Сервилией и Титом сознательно выбирает Тита. Интересна эволюция Сервилии в этой сцене (какая актриса!).
Отчаянно решившись отказать императору, в конце разговора, она почти жалеет об этом, понимая какого человека теряет.
http://www.youtube.com/watch?v=lYPu0CE7e8A

Тит. Просто нигде не идет против долга и своей совести, какими бы страшными не казались последствия. (Я думаю , что это суть христианства.)

Вителлия. Самый трагический, противоречивый и жертвенный образ. Любит человека, лишившего ее трона, и предавшего позорной смерти ее отца и брата.
В конце, дождавшись трона и супружества с любимым человеком, понимает, что недостойна его и очищает свою совесть, ставя покаяние выше цели своей жизни.


chumanew
4 октября 2010, 21:27:17

ОЧЕНЬ круто. Ну просто очень. Я под огромным впечатлением, даже слов не нахожу. Значит, Зальцбург 2003? Буду искать. А красивая женщина на портрете в статье! Но это, очевидно, некий собирательный образ, откуда бы сейчас мог взяться портрет Береники? Вот Вам и Тристан с Изольдой - Тит и Береника. Финал, конечно, другой, чисто житейский (романтики тогда еще не родились), но не легче. Вместе умереть проще, правда? Разом скинул с себя всю ответственность, все осложнения списал на любовь. Наплевал на возможность прекратить кровопролитие и смягчить репрессии. Береника, Береника...


xatai
5 октября 2010, 21:42:18

Сначала, извиняюсь за мой французский, порезавший глаз печатника - метОмАрфоза (ай-яй-яй).
Перекодировал в ави "Тита" - 2003. Теперь преодолеваю н.б. чтобы куда-нибудь его положить, чтобы можно было взять. Там есть рус. субтитры.
Я, впрочем, скачал ДВД отсюда: http://hi-copy.livejournal.com/?skip=20 (Август 26, 2009)
Вчера пересмотрел со слезами на глазах (от Тита, когда он сказал, что покаяние Секста ему дороже, чем слепая преданность).
Да, они с Береникой были великими. И правителями, и людьми.

В результате столкновения евреев с римлянами погибло 3600 человек.
В эти тяжелые для еврейского народа дни Береника, подвергая свою жизнь смертельной опасности, встала перед трибуналом Флора.
«Это была красивая женщина, в Иерусалиме ее очень любили, охотно принимали и при римском дворе. Слава о ее походке облетела весь мир.
Ни одной женщине, от германской границы до Судана, от Англии до Инда, нельзя было сделать большего комплимента, чем сказать, что у нее походка, как у принцессы Береники. И вот теперь эта знатная дама шла смиренной поступью, подобно тем, кто просит защиты, босая, в черной одежде, стянутой тонким шнурком, поникнув стриженой головой» [Л.Фейхтвангер, «Иудейская война»].
Свои великолепные волосы она отдала в Храм, как и обещала, излечившись от тяжелой болезни.
Она просила прокуратора Флора об одном – прекратить резню.


chumanew
5 октября 2010, 22:12:11

Глаз печатника ничего не режет, и не такое печатали.
Большое спасибо, качаю потихоньку, взяла по Вашей ссылке. Но это ведь 2003 год, а Вы же хотели выкладывать другую запись? Насколько я поняла, пробежав, к сожалению, синапсис, а не либретто, полного либретто так и не нашла, Береника там не появляется? Ну это и хорошо, вылезла бы на сцену уродина, как часто бывает. Условности оперной сцены! Очень хорошо, что будут русские субтитры, я в италийском полный и абсолютный дуб, понимаю пиццу, аморэ, ля мортэ, мафию, ну и если как следует покопаться в памяти, то еще 3-4 слова вспомню. Опера, например.

В результате столкновения евреев с римлянами погибло 3600 человек. А в результате иерусалимской резни, описанной в статье о Беренике, ссылку на которую Вы мне дали? Полмиллиона? Больше? Свои своих, во имя идеи... Я в восторге от Береники как исторической личности!


xatai
5 октября 2010, 22:29:14

Я только эту запись и знаю - зальцбург 2003г. Там могут быть трудности с записью на диск, мне пришлоь покупать болванки на 10 гигабайт (ДВД-9).
Но скачивалось без проблем. Здесь субтитры для двух частей под эту постановку:

http://narod.ru/disk/25673673000/tit1.srt.html
http://narod.ru/disk/25678573000/tit2.srt.html

Как Вам Арнонкур?


chumanew
5 октября 2010, 22:41:42

Арнонкур молодец, прекрасный дирижер, у меня есть с ним "Геновева" Шумана, очень символистическая постановка, могу выложить, качество отличное, формат avi, Зальцбург, год не знаю, но точно после 2000. К огромному сожалению, полного текста либретто на русском языке не нашлось, только синапсисы.
Спасибо за субтитры!

+++

chumanew
11 июня 2014, 13:10:30
 
А хотите интересную, нестандартную постановку "Милосердия Тита"? Ни на что не похоже, включая дирижерскую интерпретацию.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2830137
Я просто обалдела. Ни таких Титов, ни такого Моцарта еще никогда не было.


xatai
11 июня 2014, 17:49:22
 
Боюсь я Кауфмана. Неужели так хорошо?


chumanew
12 июня 2014, 00:24:35

А чего его так уж бояться? Колоратуры, конечно, не его конек, но постановка настолько необычна, образ Тита настолько нестандартен, что напряжение при исполнении колоратур выглядит не как недостаток, а как признак мужественности. Вителлия в начале выглядит тупой и фригидной, и никакая она не заводила, не центр действия, а в конце, в последней арии, обретает женственность и нежность. Я сначала была разочарована, а потом поняла, что эта режиссерская идея только подчеркивает смысл постановки. Весселина Казарова (Секст) мне не понравилась, слишком она женственна, в такой постановке Секст не имеет права на малейшую толику женственности. В общем, кратенько история такая: вооруженный переворот, молодой энергичный генерал Тит захватывает власть, свергнутый монарх (по всему, дрянь порядочная, погрязшая в разврате и прочих нехороших излишествах, его давно пора было свергать), видимо, бежит за границу, даже не прихватив с собой дочку (Вителлию). Вителлия совершенно свободна, не подвергается преследованиям, но хочет вернуть власть себе (как и положено по либретто). Титу нужны соратники, он хочет навести в стране порядок, не заливая ее кровью, для этого ему надо привязать к себе политика Секста, пользующегося в народе популярностью, и еще Тит хочет привлечь в качестве союзников местную мафию (судя по костюмам, это где-то 20-30 годы прошлого века) в лице сына ее главы юного Анния (уж очень у Анния костюмчик характерный). Публий тоже военный, помогал Титу захватить власть. Ради более тесных связей с Секстом, Тит решает с ним породниться из политических соображений, но узнав, что у Сервилии любовь с Аннием, быстренько переигрывает и привязывает к себе Анния известным способом. Почему ему нужен именно мальчик Анний? С крутыми донами договариваться себе дороже, подомнут, а юного Анния он, приблизив к себе, воспитает так, как ему выгодно. Вообще очень рассудочный Тит, и очень одинокий, причем на одиночество он идет сознательно, Беренику прогнал, потому что близкий человек ему бы мешал. Ему не нужны близкие, нужны только помощники. На Вителлии он хочет жениться тоже из политических соображений, чтобы придать своей власти какую-то видимость легитимности. Казнить Секста он не хочет ни в какую, тоже по либретто, но не потому, что любит старого друга, а просто ему нужен этот человек, этот конкретный помощник. В финале такая изюмина - Тит не рвет смертный приговор Секста, он эту бумажку на всякий случай сохранил, как рычаг давления, мало ли, как дальше сложится, будет чем воздействовать на Секста. Тит по образу железный мужик, а не рефлексирующий слабак, он постепенно всех заберет в кулак, а пока он в самом начале карьеры правителя. Военная форма сидит на нем очень ладно, а вот, когда он появляется в штатском костюме, костюм этот сидит на нем, как на корове седло. Вот кратенько о постановке. Поют неплохо, лучше всех поет Казарова, но образ не доработан, поэтому выглядит она хуже всех. Вителлия поначалу режет уши, но потом привыкаешь и начинаешь понимать, что так надо для образа, в последней арии у нее голос становится мягким и приятным, происходит ее преображение из змеи подколодной в милую любящую женщину. Кауфманн очень мужественен и даже выбрит, но щетина у него растет мгновенно, так что ко 2 действию она заметна сильнее, чем в начале 1-го. Начинаю понимать, почему Кауфманн всегда недобритый, бриться начисто ему просто бессмысленно, все равно через пару часов зарастет. Физиология такая, куда денешься. У Публия такой красивый бас! Декорация не меняется, мы никуда не уходим из Капитолия. Дирижер Вельзер-Мёст, машет так, что кажется - это Вагнер. Конкретно опера "Риенци", сплошные милитаристские маршики. Никогда не слышала Моцарта в такой интерпретации.
В общем, полюбопытствуйте на всякий случай, это интересно. Может быть, у Вас получится другая история. В данной постановке Кауфманн весьма на месте.


xatai
12 июня 2014, 11:50:38

Как Вы описали, верю, что Кауфман хорошо сыграл рассудочного Тита. Режиссер молодец, подстроил спектакль под характер ведущего актера. Но мне нравится Тит безрассудный в своем всепрощении. Мне кажется в этом смысл образа, что он идет до конца, на принцип: "Увидим же, что постояннее: предательство других или моя милость."


chumanew
12 июня 2014, 21:16:22
 
То есть Вы не хотите смотреть, потому что Вам не нравится режиссерская концепция? А не потому, что Вителлия - не Рошманн? Потому что Рошманн в этой партии просто полный улет, абсолютный, она идеальная Вителлия согласно либретто, она ураган, я ее обожаю, полагаю, вы тоже. Да и Тита в опере гораздо меньше, чем Вителлии. Первое действие вообще все на ней держится. А в миллеровской постановке она не главная героиня, а пешка в чужой игре. Женщины у Миллера вообще ничего не значат, все разборки только между мужчинами, и тут Казарова сильно подпортила, зато Публий очень и очень интересный. Ну и как хотите. О вкусах не спорят. Не хватало нам еще поспорить по поводу исполнения.


xatai
13 июня 2014, 22:40:53

В этой опере для меня очень важна концепция режиссера. Само название Милосердие Тита, а не Милосердный Тит, например, делает Милосердие, как в мистериях, самостоятельным персонажем. Для Тита милосердие не средство, а цель. Он стал рабом милосердия. По мне, у Шаде 100% попадание, как для Вас у Колло с Тристаном.


chumanew
14 июня 2014, 12:16:58

Правителю быть рабом милосердия не очень-то полезно. Получится, что миловать придется всех бунтовщиков без исключения, не только старого друга Секста, но и принципиальных врагов, террористов, проливающих кровь подданных этого правителя. Тут палка о двух концах - стоит ли личность бунтовщика милосердия, или милосердие нужно жертвам этой личности во избежание новых жертв. Тит все-таки помиловал немного свихнувшегося верного друга, а не чужого дядю, человека, хорошо знакомого, Тит знает, на что способен и на что не способен Секст. Но в общем-то я просто предложила интересную необычную постановку, мне всегда казалось, что Вы приветствуете новинки. Оказывается, не любые. Ну что ж, я свое дело сделала, впечатление от режиссерской концепции описала, Вам решать, смотреть или нет. Сильная личность у Кауфманна получилась достоверно. Секст не достоверен. Вителлия... скажем, оригинальна. Публий! Эпизодический, ничего не значащий Публий-кушать-подано превратился в одно из главных и важных для сюжета действующих лиц. Когда в финале Тит объявляет о помиловании Секста, у Публия истерика случается, но он, как человек военный и дисциплинированный, ее скрывает, просто срывает с головы военную фуражку, хватается за голову, и у него такой оскал! Мне было интересно, хотя в отношении вокала слыхали и получше.


xatai
14 июня 2014, 16:19:39
 
Да это никому не полезно, ни главе государства, ни главе семьи, ни отдельной личности. Возлюбишь врага, подставишь другую щеку, а он тебя так двинет, что сознание потеряешь. А он тебе карманы обчистит и помирать бросит. Лучше упредить. Есть ли безумцы жить по библейским преданиям. Наверное нет, но в каждом есть надежда, что кто-то решится на такое. А вдруг, все это не сказки, вдруг у него получится, тогда и мне можно будет попробовать.

Все же Тит старался поступать милосердно не только со старыми знакомыми. Вот его диалог с Публием:
https://www.youtube.com/watch?v=lYPu0CE7e8A

-Что это за бумага?
-Список тех, кто дерзнул
безрассудными словами
оскорбить память покойных императоров.
-Покойным это не приносит пользы,
зато предлагает тысячу способов
обманывать и угрожать невинным.
Но, повелитель, среди них один
дерзает посягать и на твоё имя!
И что с того?
Если им двигало безрассудство,
меня это не беспокоит.
Если глупость - мне жаль его.
Если истинная причина,
я ему благодарен.
А если он замыслил недоброе...
то я его прощаю!


chumanew
14 июня 2014, 20:08:39

Ну сильный же человек Тит! Твердый и принципиальный, не тупо милосердный, а вполне рассудочный. От слов до дела расстояние немаленькое. Мало ли кто как языком треплет. Вот сделает - будем разбираться, а сотрясение воздуха карать нет смысла, не бывает власти, которой абсолютно все довольны.


xatai
15 июня 2014, 16:01:56
 
Его Данте в рай, даже, поместил.


chumanew
16 июня 2014, 11:01:28
Охххх... Бросила я "Божественную комедию". Не по зубам мне такие умные вещи. Переключилась на несерьезное чтиво, на Дугласа Адамса, американский фантаст, парадоксальный человек.


xatai
16 июня 2014, 14:17:42

А я как то втянулся. Нравится мне его подход к жизни. Даже жалко, что скоро все закончится. Там все просто, если не зацикливаться на частностях, не искать сокрытого смысла и не читать комментарии.
Более эрудированный человек получит может больше эстетического удовольствия, но не это ж главное. И с Титом он возможно погорячился. Тит был развращенный до крайности человек. Когда он захватил Иерусалим, то устроил резню, и по улицам текли реки крови. Потом с ним вроде произошла метаморфоза.


chumanew
17 июня 2014, 12:03:35
Любили римские императоры устраивать резню. С Карфагеном еще похлеще получилось, хоть это и не Тит отдавал приказы, там же вообще все население поголовно вырезали, не в рабство угнали, а уничтожили. Риму не нужны были конкуренты. Насчет метаморфозы не уверена, скорее политическая необходимость, выгоднее иметь в Иудее покорных слуг из местных жителей, чем заселять опустошенную территорию кем-то, сорванным с места и непривычным к природным условиям. Может, и Береника постаралась, походатайствовала за земляков. Красивая и умная женщина может их мужчины вить веревки.


xatai
24 июня 2014, 07:45:49

Интересная мысль. Я верю в посланных ангелов, которые меняют судьбу и характер человека.


chumanew
24 июня 2014, 11:07:27

Судьбу и характер больше меняют обстоятельства, в которые попал человек, мне кажется. Возможно, Тит устрашился видом рек крови, текущих по улицам? И испугался, когда представил себе то же самое на улицах Рима? А ведь могло бы такое быть, не прояви он милосердия в одном конкретном случае.


Рецензии