Голубое озеро

Ни для кого из жителей города Железногорска, что расположен в Красноярском крае, не секрет, что главным украшением города является Голубое озеро. В официальных путеводителях указано, что озеро изначально не планировалось, но строители города сильно захотели и при помощи дамб и канала запустили воду из реки. Для приезжего туриста хорошая легенда, кто будет разбираться и углубляться в историю строительства, тем более, что город был закрытый и строителями в основном были заключённые и солдаты и без особого распоряжения сверху никто и пальцем бы не пошевелил, а тут озеро выкопали. Мало кто знает, почему появилось озеро в центре города и практически никто не знает, что в центре озера вода солёная и вытекает она из камня, который там лежит. Откуда ты знаешь? - спросите вы меня. Да вот, знаю и хочу поведать вам древнюю легенду народа, издревле проживавшего в Саянских горах, но в те времена горы не имели названия.
«Я живу в городе Ханты-Мансийске, работаю в музее под открытым небом «Торум Маа», и по долгу службы работаю с посетителями. Ко мне на экскурсии приходят люди со всех уголков нашей страны и зарубежья, и дети, и даже президенты разных государств, я всем одинаково провожу экскурсии со сказками и легендами своего народа. Однажды ко мне на экскурсию напросился один дедушка, на вид лет ему было как кедру в два обхвата».
Он долго и терпеливо слушал мои рассказы, а после сказал:
– Интересно ты рассказываешь, здесь и быль, и небыль, и легенды, раз уж ты мне рассказал легенду, то по обычаю нашего народа, я расскажу тебе свою легенду, может быль, а может небыль.
И дед начал свой рассказ:
В стародавние времена, задолго до прихода пришлого населения на берега Сибирской реки Енисей, жила девушка, красоты не писаной, звали её Ася. Отец Аси, вождь племени Бугор решил отдать её в жены за сына вождя соседнего племени, тем самым расширить границы своих владений. Но Ася с детства любила простого охотника и хотела всю жизнь прожить с ним. Пришла она к отцу, говорит:
– Отец, не серчай, но я люблю Саяна, и не буду выходить замуж за сына вождя соседнего племени, коли ты меня любишь, дай своё благословение. Осерчал Бугор, отец девушки, но сказал:
– Хорошо, отдам тебя за Саяна, но только если он принесёт мне с гор камень цвета неба, что даёт власть над всеми живущими на земле.
Согласился Саян, пошёл в горы искать камень, что не сделаешь ради любимой. А хитрый Бугор отправил за Саяном своих приближенных и приказал:
– Когда Саян найдёт камень, убейте его, а всё подстройте как несчастный случай. Поплачет Ася немного и забудет своего охотника.
Много лун ходил охотник по горам, но нигде не находил камня цвета неба. Однажды он лез на высокую гору, у самой вершины началась пурга, Саян подумал – Обогну верхушку горы, может там потише ветер. Стал он обходить гору и увидел пещеру, зашёл в неё, а в пещере тепло, тихо и светло как днем.
– Что за чудо? - подумал Саян, – Никогда такого не видел. И вдруг его взгляд уловил движение в углу пещеры, из горы к нему шла девушка, в красивом плотном платье из змеевика во весь рост, изумрудные волосы струились до пояса, а в руке сиял камень цвета ясного неба. Волосы у Саяна зашевелились на голове при виде девушки, ведь перед ним стояла Хозяйка гор.
– Здравствуй, Саян, знаю, зачем пришёл, – сказала девушка – но прежде, чем взять камень, подумай, нужен ли он тебе. Ведь Бугор отправил за тобой убийц, которые убьют тебя и отберут камень.
– Да, я знаю про всё, – ответил Саян – но ради Аси я готов попробовать, а вдруг повезёт.
– Но просто так Камень я тебе не могу отдать, ты мне должен что-то оставить взамен. - сказала Хозяйка гор.
– Ради Аси, я тебе готов отдать, что угодно.
– Ишь ты, какой он прыткий, не спеши разбрасываться подарками, что ты мне можешь предложить?
– Так-то у меня ничего нет. - сказал Саян.
– Как это нет? - ответила Хозяйка гор, у тебя есть сердце, душа и имя, что тебе не жалко для меня?
– Сердце моё принадлежит Асе, только для неё оно бьётся. Душа моя с детства принадлежит тайге, с тех пор, как я взял в руки лук. Тебе я отдам своё имя, забирай его, хоть у гор твоих появится название в честь меня. – Ответил охотник.
– Хорошо, Саян, – сказала Хозяйка гор – выбор сделан, с этого момента горы к востоку от Енисея будут называть Саянами. А ты бери камень, но знай, счастья он тебе не принесёт, но я искренне хочу, чтобы вы с Асей были вместе, иди и найди свою Асю.
Саян взял камень, поблагодарил Хозяйку гор, запихал камень под малицу и пошёл. Хозяйка гор помогла ему пройти незамеченным мимо убийц, и спустя несколько дней он пришёл к Бугру.
Бугор разозлился и закричал на Саяна: – Как ты смел прийти ко мне без камня?
– А почему ты решил, что я пришёл к тебе с пустыми руками? – Ответил Саян и достал из малицы камень, юрту сразу осветило голубым сияние, но свет был не холодный, от него шло тепло.
– Отдай мне камень и убирайся, – сказал Бугор, – его дрожащий руки уже тянулись к камню.
– Отнимите камень и выкиньте этого простолюдина из моей юрты, – закричал Бугор, – никогда тебе не быть мужем Аси.
Слуги уже хотели наброситься на Саяна, но в юрту вошла Ася и кинулась к любимому со слезами на глазах.
А старый Бугор кричал: – никогда вам не быть вместе, не отдам за охотника свою дочь.
–Ася с силой прижалась к Саяну, слезы лились ручьём из её глаз, он ей шепнул: – дорогая не разжимай объятий иначе не быть нам вместе. Она ему в ответ прошептала: – не отпущу никогда. Они слились в поцелуе, тела их казалось стали одним целым, камень цвета неба впился им в грудь и засиял ещё сильнее, свет от камня стал проходить сквозь Саяна и Асю. Все кто находились в юрте, бросились из неё от невыносимого света. Целый день и всю ночь юрта вождя светилась голубым светом, к утру свет рассеялся и из юрты Бугра побежал ручей, с голубой, прозрачной как слеза водой. Когда люди вошли в юрту, на месте, где стояли Ася и Саян, стоял большой голубой камень, из которого тёк ручей с солоноватой водой.
– Вскоре Бугор поменял стоянку поселения, а камень приказал зарыть в землю, чтобы ничего не напоминало ему о влюблённых. Так родилась эта легенда, а озеро в Железногорске появилось случайно. Когда приехали строители города, на месте озера должны были выкопать котлован, для строительства подземной лаборатории по обогащения урана. Котлован вырыли, а в центре оказался голубой камень цвета неба, из которого сочилась солоноватая вода. Руководитель стройки позвонил в Ленинград, сообщил о находке, ему велели ждать особых указаний и на неделю все забыли о котловане. Когда приехала комиссия и пришла на объект, на месте котлована было Голубое озеро, всем оно так понравилось, что его решили вписать в ландшафт города и придумали легенду с вышедшей из берегов рекой, чтобы головы остались при фуражках, так и родилась легенда о Голубом озере, которую размещают в путеводителях. Но те, кто живут всю жизнь в Железногорске, говорят, что раз в месяц на полную луну озеро светится и освещает всё вокруг, если в этом свете сделать предложение девушке, то ваша жизнь будет долгой и крепкой, а любовь неиссякаемой.
– Такая моя легенда сынок, мало кто её знает.
– А как вас зовут, можно узнать? – Спросил я.
– Конечно сынок, с детства все кличут Саяном, в честь гор и хорошего охотника родители меня назвали.
-Хорошее имя, сказал я, и мы с дедушкой пошли к выходу из музея, а с неба светила полная луна, освещая своим волшебным светом дорогу.


Рецензии