Торопецкая

                Ю.А. Осипов   
                К ИСТОРИИ ОБРЕТЕНИЯ СВЯТОГО ОБРАЗА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТОРОПЕЦКАЯ»
                с мощами Преподобного  архимандрита Троицкого Дионисия    

                «Радуйся, земли Русския скорая Заступнице,
                любовь Свою и милость нам являющая». –
                из акафиста  Пресвятой Богородице пред иконой
                Корсунская, Эфесская, Торопецкая .

               
               
               
                В начале ноября 2019 года в наш сельский храм пришла Быкова Елена Владимировна и принесла автору этой статьи
              большую аналойную икону, 46 х 35, попросив провести экспертизу иконы и дать предварительное заключение о
        состоянии сохранности образа и возможности проведения реставрационных работ. Получив благословение от настоятеля
        нашего храма  и составив договор, -  приступил к работам.

Григорий Абрамов. Богоматерь Торопецкая с мощами преподобного архимандрита троицкого Дионисия.  XVII век.

Надпись правого нижнего поля. Скоропись. XVII век.
          Работа с архивами,  иконографическими сведениями и публикациями на тему: - Образ иконы Божией Матери “Торопецкая”
          сразу же дал обилие интереснейших и противоречивых материалов связанных как с историей бытования иконы, так и
      достоверными свидетельствами явления Образа на нашей земле.
          Исторические свидетельства наиболее раннего появления на Руси иконописного образа
          Божией Матери “Эфесская”, “Корсунская”, “Полоцкая”, “Торопецкая”. 
          “ В лъто 862 прiа власть Рюрикъ и раздаiа мужемъ своимъ градъi: wвому Полотескъ, wвому Ростовъ, другому
           Бълоwзеро.” -  Лаврентьевская летопись.
           В Северо-Западной  Руси, обосновалась младшая ветвь Рюриковичей, которой мешали жить торовато
           в богатых угодьях Западной Двины, сначало Киев, затем Новгород. Св. князь Владимир Святославич, взяв Полоцк,
           отдает его своей наложнице - жене Рогнеде, гордой варяжке, дочери полоцкого князя Рогволода, и своему
           младшему сыну Изяславу, который и становится родоначальником Полоцких князей. Безусловно влияние на
           решения князя Владимира его варяжской дружины, которая помогала князю в походе на Киев. Но история всей
           Европы, и Западной и Восточной, - как писал А.В. Карташев, предписала: - Покориться благородному наследию
           средиземноморских культур и укрепившейся в них высшей богооткровенной религии.
      Существует упоминание исландскими сагами о крещении полоцких земель в Гардарики, но признанными письменными
      свидетельствами крещения остаются упоминания о пяти крещениях русского народа: 1) при св.апостоле Андрее,
     2) при равноапп. учителях словенских Кирилле и Мефодии, 3) при патриархе Фотии, 4) при св. княгине Ольге,
      5) при св. князе Владимире...
        Наиболее значительные храмовые постройки, такие как один из самых ранних на Руси каменных соборов,
        Святая София  Полоцкая, создаётся в первой половине 11 века, почти вслед за возведением соборных храмов
         Софии Киевской и Софии Новгородской. Все эти храмовые и монастырские комплексы, как показали многолетние
        исследования учёных археологов и архитекторов, сходны по древне-русской манере строительства с
         использованием в кладке природных камней валунов, плинфы и раствора цемянки, что позволило ряду ученых
         предположить наличие  в этот период в Киевской Руси хорошо слаженных в работе строительных артелей,
        древне-русские имена некоторых мастеров строителей  были найдены в эпиграфике  на закладных камнях собора
        Софии Полоцкой.
       
         Расцвет дальнейшего монастырского строительства в Полоцке, как и  деятельности скриптория,
         иконописных, златошвейных и ювелирных мастерских связан с трудами Полоцкой княжны,
         монахини,  преподобной Евфросинии, дочери полоцкого князя Святослава-Георгия.
      Началу её трудов во славу Божию было положено благословенным явлением в Полоцком княжестве “Эфесского” образа
      Божией Матери,  который был привезен её попечением из Константинополя около 1157 года.
    
     Богоматерь Эфесская. XII век. ГРМ.
    
     В 1155 году, когда император ромеев, басилевс Мануил I Комнин (1118 – 1180) участвует, но без серьёзного успеха,
     в италийской кампании против норманнов, а германский  король Фридрих I Барбаросса (1122-1190), который скоро
     станет императором Священной Римской империи, не окажет ему договорённой поддержки в битве с норманнами,
     дальняя родственница правящей фракийской династии Комниных, монахиня и иуменья Спасо-Преображенского монастыря,
     преподобная Евфросиния, пошлёт уставшему от битв басилевсу и патриарху Константинопольскому Луке Хрисовергу (1157-1170).
     дары своего дальнего монастыря и прошение о даровании обители святого Образа Божией Матери Эфесской.
     Эфес, город в котором бывала, как гласит церковное Предание, сама Богородица, которая посещала этот город и близкого Ей апостола
     Иоанна Богослова, единственного апостола, которого не коснулась грубая смерть, который и почил здесь среди своих учеников в
     глубокой старости. На месте его захоронения стоял храм его имени, и здесь проходил Третий Вселенский Эфесский Собор,
     который и охранил святое имя Богородицы от ересиархов того времени. Отсюда, по благословению патриарха Луки и велением
     басилевса  Мануила, список с Образа Одигитрии Эфесской был отправлен сначала в Константинополь, для получения патриаршего
      благословения и грамот, затем в Корсунь, где когда-то крестился Святой князь Владимир, чьей праправнучкой была игуменья
     Евфросиния, а затем и в Полоцк, где Образ был торжественно встречен и помещён в храме Всемилостивого Спаса в 1157 году.
      
     Графическая реконструкция Спасского храма XII в.
     Выполнена исследователем, архитектором- реставратором В.В. Ракицким на основе летописных свидетельств и археологических изысканий.
     Особенно примечательны наиболее ранние на Руси элементы архитектурного завершения кровли в виде двойных килевидных кокошников и
     ранний, шлемовидный купол.
      Время создания храма, возведенного мастером Иоанном по благословению прп. Евфросинии, 1140-е -1161 гг., крайняя
     дата (1161) точно соответствует времени создания воздвизального Креста прп. Евфросинии, мастером Лазарем Богшей, о чем есть упоминание в
      эпиграфике на самом кресте. Икона «Одигитрия» Эфесская, привезённая прп. Евфросинией в 1156-1157 гг. в Полоцк из Константинополя,
     пробыла в этом храме до 1239 года, когда была отправлена как Богом завещанная для венчания полоцкой княжны Александры и князя
      Александра Ярославича в Торопец, в храм Св. Вмч. Георгия Победоносца, где и оставалась на все времена лихолетий на земле полоцкой и
     литовского, католического пленения этих земель. Крест прп. Евфросинии Полоцкой ввиду этих же обстояний, был сначала перенесён в
     Смоленск, затем великий князь Василий III перенёс Крест в Москву.  В 1563 году царь Иоанн IV Грозный начал Ливонский поход и взял с собой
     святыни - Крест прп. Евфросинии и «Донскую» икону Божией Матери из Успенского собора села Коломенского. Взяв Полоцк, Иоанн IV
      возвращает чудотворный образ в  Спасо-Евфимиевскую обитель. Дальнейшая историческая судьба Полоцка, оставшегося без православного
      охранения, будет связана с завоеванием этих земель Стефаном Баторием (1533-1586). Весь город, как и его храмовые, православные постройки,
     будут до неузнаваемости изменены во всех архитектурных, стилевых элементах.
     Спасо-Преображенский храм будет возвращён православной общине города только в 1832 году. Следует отметить, что реставрационные
     работы начатые в начале 90-х прошлого века и продолжаемые по сей день, дали уникальный материал ранних фресковых росписей XII века,
     открыли раннее основание  храма. В помещении древней церкви, в подклете, который является криптой этого храма, было найдено
     захоронение, предположительно, князя Георгия, отца прп. Евфросинии.
     В первой половине XIII века на территории Восточной Европы происходят события вполне отразившие расширения Священной Римской
     империи на Восток и при этом идея  крестовых походов за Гробом Господним  стала вытесняться идеей завоевания более близких земель
     «неверных» пруссов и иных прибалтийских племен, еще не обретших своей государственности. Золотая булла 1223 года дала возможность
     императору Фридриху II Гогенштауфену и  папе Иннокентию IV  начать свой натиск, совместно с меченосцами, на земли куршей, ливов, эстов,
     на земли Померании и Пруссии, где им попытался безуспешно оказать сопротивление поморский князь Святополк II Померанский (+ 1266)
     поддерживавший пруссов и некоторые князья Рюриковичи из южных и северо-западных земель Руси. Папский престол посылает на Русь
     посольства с главной целью, склонить её князей под скипетр Римского престола, выдавая это за желание противостоять нашествию татар.
     На самом деле ближайшей целью понтифика и императора было - открыть путь в Восточную Европу для Тевтонского ордена и Ливонского,
     и обезопасить его с целью христианизации варваров и завоевания их исконных земель, включая  земли давно принявших христианство славян.
     Об истинных целях своих притязаний Понтифик весьма ясно высказался в письме 1248 года великому князю Александру Невскому: - «…только
     под сенью Римского престола князья и их подданные на Руси найдут тишину и славу…». При этом Понтифик просил князя уведомить магистра
     Тевтонского ордена в Ливонии если вновь татарские полчища направятся против христиан Европы. Просил и содействовать в строительстве
     католического храма в  Пскове для приезжих купцов, и принять у себя епископа Прусского. Весьма обещающим было и обращение к князю в
     зачине письма, как к  «герцогу Суздальскому», хоть к моменту получения письма в 1252 году князь уже получил ярлык на Владимирское
     княжение. Подобным  отношениям и предложениям со стороны папского престола способствовали и возможности заключения
     династических браков между правящими домами Европы и Руси, таких как брак великого князя Владимира Мономаха (1053-1125) и
     последней англосаксонской принцессы Гиты Уэссекской (1053-1098), как и браки некоторых их детей, таких как Мстислав Великий и его
     жена, принцесса шведская Христина (+1122), с их детьми, некоторые из которых так же заключили впоследствии династические браки :
     Ингеборга – с датским князем Кнудом Лавардом; Мальмфрида – с Сигурдом I Норвежским; Евпраксия – с Алексеем Комниным, сыном
     византийского императора Иоанна II Комнина. Подобные браки не столько укрепляли позиции князей Киевской Руси, а позднее и
     Московского княжества, сколько давали надежды притязаний на земли Руси и даже православную веру.
     Особенно, когда англосаксонская династия в Англии  прекратила своё  существование после гибели Гарольда Годвинсона (1022- 1066) и его
     двух братьев. А единственная, боковая линия англосаксонской правящей динистии, не признанная духовным правом Англии, перешла к

          Юрию Долгорукому (1095 – 1157) и его прямым наследникам. Следует упомянуть, что современная правящая династия Великобритании, а
      так же Бельгии, Болгарии, Германии, Латвии, Литвы, Польши и Португалии – это немецкая, швабская династия Саксен-Кобург-Готская,
      которую чаще называют, облагораживая на английский манер – Виндзорская, и историческим основателем которой считается готский
      корольТеодорих I о родителях которого нет достоверных сведений.
     Последним главой династии считается Великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский, он же – Великий магистр Тевтонского ордена.
    
     Карта показывающая расселение славянских племён Восточной Европы в Позднем Средневековьи. Из книги профессора Германа Шмитца, директора Библиотеки
     искусств в Берлине. Hermann Schmitz. Die kunst des fruhen und hohen mittelalters in Deutschland. Munchen. 1924. p. 38.
     Так начался долгий исторический процесс манипулирования массами населения Востока Европы в целях захвата или использования
     ресурсов, который можно назвать в современном понимании этого понятия – геополитикой властного влияния. Простейшим из них был
      силовой захват территории группой людей с целями: извлечения личной выгоды, единовременной или долгосрочной, распространения
     длительного влияния на территориях с нужными ресурсами, поглощения или ассимиляции населения ввиду особого интереса к поглощаемым
      территориям. Что с точки зрения современной палеогенетики полностью подтверждает историческую общность балто-славянского населения
      Западной Европы. Филогенетическое древо балто-славянских языков говорит об их исторической общности. Мощное воздействие сил
     Священной Римской империи и воинов Христовых папского престола привело к возникновению новых общностей в среде «варварского»
     оседлого населения, как Северо-Восточной, Северо-Западной, так и Юго-Восточной Руси. В эти изменения попала обширная территория как
      западных, так и восточных славян. Испытало это воздействие и Полоцкая земля и ее раннии княжества, которые граничили с землями
     восточно-славянских племён: пруссов, литвы, чуди, жмути, ятвягов, куршей, ливов, эстов и ещё многих малых народностей, которых в немецких
     хрониках и официальных посланиях императорскому двору и папской курии было принято называть – сарацинами севера.
      Так называемая с конца 19 века  балтийская общность многих малых племён этого региона – это новообразованная общность, неологизм,
      который возникает  почти одновременно с Германской  и Польской  государственными общностями, как естественное поначалу
     противодействие племён исконно проживающих на захватываемых землях при расширении сопредельных, новых  государств. Прямым
      подтверждением этому процессу в первоисточниках является, например, ссылка на « Хронику Ливонии»
     Генриха  Латвийского (Индригиса Латышского) (1180-1227), где в Книге Первой «О первом епископе Мейнарде» о событиях 1186-1196 гг.,
     упоминается о попытках крестить ливов и полученного разрешения на это от Полоцкого князя Владимира Рогволодовича (1186 -1216).
     В 1186 году Мейнард становится епископом и создаёт первую в Ливонии епархию. Папа Климент III в 1188 году ставит Мейнарда на
     епископство «Икскюль на Руси», подчинив его Бременскому епископу Гартвигу. Места исконного проживания ливов и
     окормляемые епископом Мейнардом не раз испытывали набеги литвы принёсшие им большой урон. Епископ Мейнард обещал укрепить их
     поселения и построить замок при принятии ими крещения. В 1185 году на острове Готланд была возведена небольшая крепость и каменный
      замок. Соседнее племя земгалов не раз пыталось разрушить эти постройки. Взаимоотношения этих земель с полоцкими князьями были
     мирными, так как полочан устраивал контроль торговых путей по Западной Двине. Форпостом этого контроля был «русский замок»
     Ливонских хроник – Кукейнос.
     Как образ иконы Божией Матери «Эфесской» стал и образом иконы Божией Матери «Торопецкой»
     Княжество Торопецкое, граничащее с Полоцким, было обширно и всегда дружественно соседям, настолько,
     что некоторые князья находили там пристанище после ухода с родных земель в силу сложных причин престолонаследия,
     а, позднее, и натиска на их земли соседних воинственных племён, среди которых была всегдашняя литва. 
     Немного о географии и топонимике Торопецких земель.
     В конце VII века славяне-кривичи стали заселять земли в верхнем течении реки Западной Двины и её притоке, реке Торопе, находившихся на
      историческом, торговом и военном пути «из варяг в греки».
     Наиболее многолюдным стало поселение Кривитеск, ставшее позднее Торопцем - главным городом союза волостей,
     первое упоминание о городе встречается в Ипатьевской летописи за год 1074 (6582) о житии преподобного Исаакия Печерского(+1090),
     который был родом из Торопца, купеческого достоинства, и первым на Руси, по словам Киево-Печерского Патерика, принял на себя подвиг
      юродства. В 12 веке образуется Торопецкое княжество и правят в нём младшая ветвь Рюриковичей, а поначалу смоленские князья
     Ростиславичи.  Не будем путаться в датах княжеского престолонаследия Торопецкого княжества, отметив только летописно подтверждённые
     даты владения им. В 1168 году Торопецкое княжество пытается отъять у Мстислава Ростиславовича Храброго его брат Ростислав о чём есть
      летописное свидетельство. После смерти князя Мстислава Храброго, княжение переходит к его сыну Мстиславу Мстиславовичу, который
     овеет себя славой в первой, хоть и неудачной битве с монголами на Калке в 1223 году. Князь Мсислав Удалой  вместе с южнорусскими
     князьями: Мстиславом Романовичем Галицким, Мстиславом Святославичем Черниговским, Мстиславом Романовичем Киевским, решили
     объединиться в союз с половецкими ханами против наседавших монголов. Многое войско их, перейдя Днепр, 31 мая дало бой.
     Русско-половецкие полки потеснили монголов, которые втянули их в мешок и ударили с флангов своими засадными  полками.
      Первыми дрогнули и побежали на своих, половцы, смявшие черниговские полки. Мстислав Мстиславович с малой ратью бежал до Днепра,
     изрубив ладьи,  чтобы отрезать путь к нечестию своим и врагу, сложил оружие на обещание жизни своим немногим, оставшимся в живых
     воинам. Монголы исполнили обещание, - они не изрубили в кровь оставшихся воинов, а придавили их в усмерть скамьями на праздничном
      пиру в честь их первой победы.
      А во всех храмах земли Полоцкой, Торопецкой и Руси ближней и дальней, молились о даровании победы над супротивными и
     неверными.
      Нестор Летописец написал о таковых событиях словами Христа: « О сяковых бо Господь рече: « Да кто положить душю свою за другы
     своя». Соломон же рече: «Братья в бъдах пособива бывають». Любы бо есть выше всего. Яко же Иоан глаголеть: «Богъ любы есть,
     пребываяй в любви, в Бозъ пребываеть, и Богъ в немь пребываеть».
      В 1215 году князь Ярослав Всеволодович (1191-1246) женился на дочери князя Торопецкого Мстислава Мстиславича, будущего героя
     Калки. В 1239 году в Торопце будет венчан его сын Александр с княжною Полоцкою Александрой, дочерью князя Брячислава
     Васильковича, а благословлённы они будут образом святым Матери Божией Эфесской, привезённым из храма Всемилостевого Спаса, ныне
     Спасо-Преображенского храма Полоцка. Венчание проходило в самом старом храме Торопца - Св.Великомученика Георгия, который стоял
      в детинце Малого, хорошо укреплённого городища.
     Так преподобная Евфросиния Полоцкая (1110-1173) благословила брак своей внучатой племянницы с будущим великим князем
      Александром Невским. Княжна Александра родит князю Александру четырёх сыновей, из которых младший,
      Даниил Александрович (1261-1303) станет родоначальником московской ветви Рюриковичей, её князей и царей.
      Такова благодатная сила заступничества Божией Матери и Её Сына есть. Из рода в род. Летописные свидетельства тому, были записи в
     летописях: Новгородской Первой и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря: «1239(6747) Перенесение Эфесской иконы Пресвятой
     Богородицы  в Торопец по случаю браковенчания Благоверного Великого князя Александра Невского с Полоцкой княжной Александрой». 
     Именно эта благодатная сила единила ранние княжества Руси, их духовных пастырей, князей и народ, в противостоянии многим угрозам, как
      папского престола, множества «охочих» людей, как пришлых так и из нарождавшихся новых государственных общностей, таких как
     Литовское княжество великого князя Миндовга (1195-1263). Среди «охочих» людей можно назвать и своих, торопчан, купеческих и торговых
     сословий, которые ещё при жизни преподобной Евфросинии, пользуясь вечевым правом, начинают перебирать тех, кому дадим, али нет,
     владети нами.
     В этот же год (6747) 1239, как пишет летопись Первая Новгородская: - « Нехотя исперва окаянный всепагубный дьявол роду человечьскому
     добра, въздвиже крамола межи Русьскыми князи, да быша человъци не жили мирно, о томъ бо ся злыи радусть кровопролитiю
     крестьяньску…».
     Литовские князья, Туровские и Галицкие, абы рода князей Полоцких, притязают на земли и города, среди них Смоленск и Полоцк. Ярослав
      Всеволодович, великий князь Владимирский,  уже поучавствовавший в войне с Великим княжеством Литовским за Смоленск, укрепляет
     многие пограничные города, чему последует и Александр Ярославич.
     Они не приняли участия со своими полками в битвах с ратью хана Батыя на реке Сить, не смогли противостоять разорению Рязани,
     Владимира, Коломны, Суздаля, Юрьева, Переяславля, Дмитрова, Волока Ламского, Твери, Углича, Кашина, Ярославля, Козельска.
     Тверская летопись сочилась слезами: - «Язычники взяли город, убив всех - и мужчин и женщин, всех
     священников и монахов. Всё разграблено и поругано, и в горькой и несчастной смерти…5 марта 1238».  Господь уготовил Александру
     Невскому иные подвиги и битвы. Перед каждой битвой благочестивый князь Александр молился со своей дружиной в Софии
     Новгородской, а образ Божией Матери Эфесской благословлял его рать. « О Владычице и Взбранная Воеводо воинства православного,
     сподоби и нас, вкупе с великим воином и заступником земли нашея, сокрушати врагов державы Российския, и воспевати Христу Богу
     нашему победную песнь: Аллилуия». Так поётся в кондаке сейчас, так думалось православным воинам и тогда. « Не в силе Бог, а в правде!».
     1240 – Невская битва; 1242 – Чудская; 1245 – Торопецкая. Последняя, о ней мало говорят и часто называют Литовским походом. Русь
     ослабленная Батыем и княжескими усобицами трудно было собирать на ратное дело, но как только Александр Невский узнал, что литовские
     князья многие дошли до Торжка и Бежецка и уже возвращались взяв добычу и многих в полон, воскрылился, и с новгородской ратью поспешил
      на помощь. Литовцы засели в Торопце. Городе, где князь Александр был счастлив и венчан, в городе с благословенным Образом Богоматери
      Эфесской, который оберегал теперь и город и людей, и его славный род. В тот же день город был взят Александром, а восемь литовских князей
     и множество из их ратников погибло. Князь Александр преследовал оставшиеся литовские силы и разбил у озера Жизца. Литва Миндовга была
      хитра и искушена в обходных маневрах и набегах, снова двинулась к Усвяту. И снова поднялся князь с дружиной, и были они биты. «Хотяше
      полки сильных воинов литовских град Торопец пленити, огню и мечу землю нашу предати, и веру православную в ней разорити, обаче   
     преславным заступлением Твоим, Пречистая Владычице, даровала еси благоверному князю Александру Невскому помощь, и град Твой
     от разорения чудесно спасла еси».
     На этот раз Александр Невский со своей дружиной, уже после битвы, молился в храме Св. Георгия Победоносца у иконы Божией Матери
     Эфесской, которая всегда дарует победу правому. С этого момента  Её святой образ стал называться и Торопецким.
     Следующее повествование можно было бы назвать так: - «Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет…»
     В Евангелиях от Матфея 10:22, Марка 13:12 и Луки 21:16 мы слышим последние слова Христа оставляющего
     иерусалимский храм на страстной неделе: - Предаст же брат брата на смерть, отец – сына; и восстанут дети на
     родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся.
     Блаженный Иероним Стридонский так толкует эти Его слова - « Это мы неоднократно видим во время гонений, так что у тех, вера которых
     различна, нет никакого доверия между собой, претерпевший же до конца спасётся. Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы
     положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца».
     Вся наша история российская об этом, как прошлого, так и нынешнего времени. Вся она есть во исполнение одной из стихир гимна Святой Руси
      ( по стихирам Недели Всех святых Русских) : «Уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, В нейже тебе утверждение».
     Начало великой смуте на русской земле и пришествию польско-литовских интервентов положила Брест-Литовская уния 1569 года, когда
     «Великий раскол» Церкви на Восточную и Западную произошедший в 1054 году, после которого оба крыла духовных Церкви Христовой
      жили более пяти столетий со своими особенностями служения и исповедания. На сейме в Бресте попытались эти два крыла «склеить», но
      отторгнув от живого тела Церкви, от самих верующих, - велением западного королевского эдикта. Первая резолюция собора на принявшего
     «королевкую унию» гласила: « Мы даём обет веры, совести и чести за себя и наших потомков – не слушать этих, осужденных соборным
     приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами. Напротив, сколько возможно противиться их
     определениям и распоряжениям, и стоять твёрдо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей св. церкви, особенно при наших
      патриархах, не оставляя старого календаря, тщательно сохраняя ограждённое законами общее спокойствие и сопротивляясь всем
      притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали мешать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю.
     Объявляем об этом торжественно, прежде всего пред Господом Богом, потом и всему свету и, в особенности, всем обитателям Короны, областей
     великого княжества Литовского, к Короне принадлежащих».
     После тяжкой утраты убиенного? в 1591 году в Угличе восьмилетнего отрока, царевича Димитрия Иоанновича (1582-1591).
     По утрате царственного рода Рюриковичей после последнего из царствующей Московской династии царя, святого благоверного Фёдора I
     Иоанновича, рождённого в отчине Переславле - Залесском в 1557 году и почившего в 1598 году. Начались невзгоды, нестроения и духовные
     преткновения, ослабившие державную крепость. Тут же с окраинных земель, на которые всегда притязали недружественные соседи, и Литва с
     Польшей были первыми из них, начались поползновения на престол Русский и иные злонамерения. Вначале первые попытки опробовать
     державную крепость пограничья в 1604 году , а с 1609 года по 1618 год, началась открытая военная интервенция. Закончилась эта
     общенациональная трагедия, двухлетним присутствием польско-литовско-немецкого гарнизона в Московском Кремле, после предательства и
     попыток подкупа московских бояр Короной. Поруганные и обобранные святыни Кремля и гробы святителей Московских, тяжкие мучительства
     поляками патриарха Гермогена в кремлёвском затворе и его огненные письма и молитвы об избавлении Святой Руси от разорителей.
     Шестнадцатимесячная защита духовной твердыни веры, православной Троице Сергиевой Лавры, когда иноки древней обители, 
     вместе со стрельцами и посадским людом, малым числом противостояли длительной и коварной осаде, с подкопами, осадным огнём пушек и
     засадами… Келарь монастыря, старец Авраамий Палицын, участвовавший в защите Лавры, описал все дни этого долгого стояния в своём
      знаменитом произведении, - вот несколько печальных строк из этого повествования: - «тогда бе не едина беда и зрю: внеуду – меч, внутрь ж
      юду – смерть… и по тридесяти и потом по пятидесяти и по сту умираху во един день… и всех во осаде померло старцев и ратных людей побито
      и померло своею смертью от осадные немощи слуг и служебников, и галичан, и датошных и служних людей 2125 человек кроме женьску полу и
     недорослей и маломощных и старых». Как писал Случевский Константин Константинович(1837-1904) , главный редактор « Правительственного
      вестника» и  гофмейстер двора Е.И.В., доктор философии и поэт: - «Защитники находили в себе силы не только обороняться, но и
     организовывать вылазки…Каждый из них, защищая монастырь, видел в нём частицу Родины, сражался за честь Земли Русской, оберегая её от
      поругания. Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал
     символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам».
     Поляки, не выдержав сопротивления защитников монастыря и боязни быть уничтоженными идущими на подмогу русскими полками, отступили
      малыми силами в сторону Дмитрова, сея погибель и смерть, как мирским так и монашествующим. Но общерусское дело противостояния злу –
      было завершено в главном. Духовное единство даже малого числа людей православных защищавщих Веру и Отечество – привело к Победе!
     Преподобный Дионисий, поставленный в феврале 1610 года архимандритом Троице-Сергиева монастыря, до этого был настоятелем
      Старицкого монастыря, где вопреки велениям Лжедмитрия I, оказал внимание и радушный приём низложенному патриарху Иову(1525-1607).
     Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II он поддеживает царя Василия Иоанновича Шуйского и становятся ближайшим помощником
      патриарха Ермогена. Будучи архимандритом Троицким, Дионисий, не щадя своих сил и сбережений монастыря, помогает всем увечным
      страдальцам, раненым и потерявшим кров в результате многомесячной осады монастыря и воровского ограбления округи польско-литовскими
      гицелями, совершал многие погребения почивших. Когда в конце зимы 1611 года началось народное восстание против поляков захвативших
      Кремль, архимандрит Дионисий начинает писать и рассылать свои «бодрящие к противлению захватчикам» грамоты в «смутные города».
     «Восстань душа, что спиши!». Призывая к единению всех народных сил и изгнанию захватчиков. В марте 1611 года архимандрит Дионисий
     благословляет посылаемых 50 монастырских слуг и 200 стрельцов на помощь Первому ополчению, как когда-то преподобный игумен Сергий
     благословивший иноков монастыря на Куликовскую битву. Такую же роль архимандрит Дионисий сыграл для объединения всех сил Первого и
      Второго ополчения. Подробное жизнеописание архимандрита Дионисия оставил келарь троицкий Симон Азарьин, который прожил
     сокелейником преподобного шесть лет, и называл архимандрта человеком обладавшим соверщенным незлобием и смирением.
     Что он доказал всей своей ревностной о Боге жизнью, почив принимая великую схиму. Мощи его почивают под спудом в Серапионовой палате
     у Троицкого собора. Почитание схиархимандрита Троицкого Дионисия началось сразу после его кончины в 1633 году.
     При венчании на царство Алексея Михайловича в 1645 году, «стояли у чертожнаго места на низу, с левую сторону, Живоначальныя Троицы и
     Преподобнаго Сергия чудотворца келарь старец Авраамия, да казначей Симон, да соборные старцы».
     В 1667 году царь Алексей Михайлович начинает строительство своего дворца в селе Коломенском, приглашая к трудам лучших мастеров со
     всех земель, русских и иноземных. В первую очередь потрудились там его кормовые иконописцы и мастера палатного письма и стенописи.
     Алексей Михайлович хорошо знал не только историю обретения святыни, образа Божией Матери Эфесской – Корсунской- Полоцкой –
      Торопецкой, но и сам бывал в благословенных краях служения преподобной Евфросинии Полоцкой. Так он, после того как русские войска
      освободили Полоцк и была восстановлена православная кафедра, лично участвовал в переосвящении древнего Спасо-Преображенского храма
      в 1656 году. А со святыни полоцкой, иконы Одигитрии Эфесской, которая тем временем хранилась во вновь устроенной Соборной церкви
      Пречистой Богородицы Корсунской в Торопце, царь Алексей Михайлович повелевает своему кормовому иконописцу Григорию Абрамову,
      труды которого знал и хвалил ещё по его работе в Архангельском соборе и дворце села Коломенского, сделать список для келейного
      дворцового обихода. Что мастер иконописец весьма исправно соделал.  О чём говорит полное совпадение манеры письма и надписей
      Торопецкой иконы  Божией Матери и подписной костромской иконы 1703 года этого мастера – «Феодоровская».
    
   
       
                REFERENCES
1. История родовъ русского дворянства. Составитель Л.П. Петровъ. Ч. первая. Рюриковъ родъ. Спб., 1886.
2. ПСРЛ. Т.1, Лаврентьевская. Л. ИАН. 1926-1928.
3. Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. III, Гл.VI, с. 118-121.
4. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 8, с. 335, М., Мысль, 1989.
5. Житие Александра Невского // Памятники литературы Древней Руси: XIII век // Подготовка текста, перевод и комментарии В.И. Охотниковой. М. : Худож. Лит., 1981. с. 436-437.
6. Булкин В.А., Рождественская Т.В., Надписи на камне из храма Софии в Полоцке // Памятники культуры. Новые открытия. Л. Наука. 1984, с. 7-14.
7. Иван Побойнин. Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времён до конца XVII века // Императорское общество истории и древностей российских при Московском Ун-те., 1902, с. 27.
8. Кретинин Г. В., Брюшинкин В. Н., Гальцов В. И. и др. Очерки истории Восточной Пруссии, Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002, с. 28-48.
9.     Дашков С.Б. Императоры Византии., М., Красная Площадь, 1996., с. 249-255.
10. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. Судьбы Русской митрополии. с. 288.
11. Хорошкевич А.В. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М., Древлехранилище. 2003, с. 326.
12. Флоря Б. Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М., 2005.
13. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНП «ПЭ», 2007.
14. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., ГИПЛ, 1956, с. 375.
15. Сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись. http://www.spas-monastery.by ( даты обращения 23.04.2022; 4.05.2022).
16. Троице – Сергиева Лавра // Автор-составитель Архимандрит Иннокентий Просвирнин. М., Московская Патриархия, 1985, с. 68-69.   
      
    
            


Рецензии