Шигирский идол

ШИГИРСКИЙ ИДОЛ

В Свердловском Краеведческом музее было прохладно и малолюдно. Кроме Пикина и его приятеля Юрия, поскрипывая паркетом, по залам бродили одинокая женщина бальзаковского возраста и молодая семья с девочкой лет десяти.
Юрий решил нанять экскурсовода. С виду вчерашняя студентка строгих родителей, слегка картавя и эмоционально подергивая головой, погружала слушателей в историю Идола. 
– Древнего идола нашли на Шигирском озере недалеко от Кировграда, отсюда и произошло его современное название. Идол был найден в торфянике рабочими приисков при добыче золота. В разных слоях торфяниковых отложений находили уникальные древние изделия из кости, рога, дерева. Подобные предметы сохраняются очень редко, они дошли до нас только благодаря консервирующему свойству торфа. Пирамиды, майя, Рим и ацтеки могут отдыхать, ибо до возраста наших находок им очень далеко.
Чтобы сохранить идола в целости и уберечь от влияния окружающей среды, администрации Краеведческого музея пришлось заказать на одном из оборонных НИИ специальную витрину. Дабы скульптура не разрушалась под действием силы тяжести, ее прикрепили к витрине-саркофагу так, чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным. За стеклом работает специальная подсветка, которая позволяет разглядеть мельчайшие детали фигуры. Для Идола выделили отдельный зал, как для особой ценности.
На сегодняшний день это самая древняя деревянная скульптура, подобных нет нигде в мире. Специалисты Российской академии наук провели углеродный анализ, и выяснилось, что возраст находки составляет 9,5 тысяч лет! Получается, что уральский идол не только старше египетских пирамид, но и цивилизаций майя, ацтеков, и Ноева ковчега. Орнамент, которым покрыт идол, –  не что иное, как зашифрованная информация. С помощью орнамента древние люди передавали свои знания
Изначально исследованием этого идола занимался археолог Владимир Яковлевич Толмачев.
Однако первым воспроизвел примерный облик идола тогдашний хранитель музея Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами, как будто он замер в шаге. Но в 1914 году Толмачев понял, что нужна новая реконструкция: некоторые части фигуры между собой не связаны, изображения человеческих лиц на туловище перевернуты, а ряд фрагментов не использовался вообще. Было установлено, что идол в высоту достигал 5,3 метра. Это огромная деревянная статуя, созданная из монолитного ствола лиственницы, расписанная сложным орнаментом. Увы, полностью до наших дней она не дожила: нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена во времена Второй мировой войны, видимо при перевозке.
Идол олицетворяет сразу несколько духов. В нем закодирована история племени, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему–то прислоненный. Почему? Загадка из загадок...
– Почему же загадка. Идол стоял в каменной нише, – спокойным голосом сказал Пикин.
– А кто это утверждает? – с легким удивлением спросила экскурсовод.
– Один дед.
– Ну, это из серии ОБС.
– А что такое ОБС, – шепча на ухо Пикину, спросил Юрий.
– Одна Бабка Сказала. Хотя мне сказал дедка.
– Тогда у тебя ОДС.
Поблагодарив экскурсовода и скупив всю печатную продукцию по Идолу, Пикин и Юрий уже были готовы покинуть музей, как к ним внезапно, решительным шагом подошла миловидная девушка, лет двадцати, с большими серыми глазами на худом лице.
– Извините, господа. Но я должна это сделать. Не откажите мне, – она говорила быстро и нервно, – я прошу вас побыть со мной у Идола.
– Вы его боитесь? – широко улыбаясь, спросил Юрий.
– Нет. Ну, немного. Я на спор обещала прочесть  стихотворение у Идола. Я буду читать, а вы запишите это на мой мобильник.
– И какова ставка в вашем споре, сударыня? – с иронией спросил Андрей.
– Режиссер сказал, что если я это сделаю, то получу роль в спектакле.
– Ну, ради роли мы  с другом готовы оказать вам такую любезность. Если станете знаменитой, не забудьте ваши первых зрителей, – Андрей взял девушку за руку и они пошли к Идолу, – Вы дрожите?
– Это волнение. Это нормально.
Девушка долго не могла найти место, смущалась заглядывающей смотрительницы зала. Потом вдруг замерла, преобразилась и поразила своих слушателей:
Над тобой носились беркута,
Порой садясь на бога грудь,
Когда миял ты, рея, омута,
На рыбьи наводя поселки жуть.
Бог, водами носимый,
Ячаньем встречен лебедей,
Не предопределил ли ты Цусимы
Роду низвергших тя людей?

Не знал ли ты, что некогда восстанем,
Как некая вселенной тень,
Когда гонимы быть устанем
И обретем в времёнах рень?
Сил синих снём,
Когда копьем мужья встречали,
Тебе не пел ли: «Мы не уснем
В иных времен начале»?
С тобой надежды верных плыли,
Тебя провожавших зовом «Боже»,
И как добычу тебя поделили были,
Когда взошел ты на песчаной рени ложе.
Как зверь влачит супруге снеди,
Текущий кровью жаркий кус,
Владимир не подарил ли так Рогнеде
Твой золоченый длинный ус?
И станем верны, о, Перуне,
Ты знаешь: путь изменит пря,
Когда желтой и белой силы пря
Перед тобой вновь объединит нас в уне.
Навьем возложенный на сани,
Как некогда ты проплыл Днепр
Так ты окончил Перунепр,
Узнав вновь сладость всю касаний. 
– Солнышко, откуда ты такая неземная? – сказал Андрей, целуя девушке руку.
– Это стих Хлебникова «К Перуну», – не скрывая радости от удачного выступления, кокетливо бросила она.
– Вы удивительно справились с таким сложным стихом, а какая замечательная у вас дикция, – начал заигрывать Юрий.
– Ну, теперь роль вам обеспечена. И кого вы хотите играть? – спросил Пикин.
– Снайпершу!
– Кого? – переспросил изумлённый Юрий.
– Девушку снайпера в современной пьесе.
– Ну, что я могу вам сказать. У вас обязательно получится. Только вот испытание на храбрость ваш режиссёр придумал странное, – сказал Андрей
– Он странный, но хороший...
– Тогда удачи вам. Вы доставили нам большое удовольствие этим стихотворением. Юрий проводит вас и посадит в такси, за свой счёт, как истинный джельтемен.
– Да, уже темнеет. Лучше на такси. Пойдёмте…

На лице Юрия была улыбка. Его походка пружинила.
– Ну, и как, взял у девчонки телефон?
– А как же. Такое чудо редко встретишь.
– Сегодня был хороший день во всех отношениях. Поехали до хаты. Только не гони на радостях, любитель богемы.
Джип медленно вползал в поток большой пробки.   
– Да, тут разгонишься. Слушай, а что тебе рассказывал дед об Идоле?
– Наш Дед Лешак, как-то разоткровенничался. Это было буквально за пару недель до его смерти. Поведал мне предание местных шаманов. В котором говорится, что очень-очень давно в этих краях был Идол, который мог приманивать к себе некий Дух Огня. Вот Дед Лешак даже подарил мне кусочек горного хрусталя в кожаном мешочке. Этот кристалл по преданию, находился возле  Идола, и, видел самого Духа Огня.
– А про то, что Идол стоял в скале?
– Да. Дед сказал, что Идол «служил на скале» «Чёртового городища», хотя некоторые шаманы утверждают, что он стоял на Азов-горе.
– А как он оказался так далеко на Шигирском озере?
– Вот об этом в предании ничего не рассказывается. Может в период прихода христианства утопили, может так спрятали язычники.
– Идол-то намолен мощно. Я как зашёл в зал, так у меня мурашки по всему телу пробежали.
– Чего ты хочешь – тысячи лет намаливали. Тут все иконы – фонарик на небе.
– А, что про–о кристалл дед сказывал? – Юрий попытался повторить говорок Лешака.
– Наказал не снимать с себя. Говорил, что «камушек» даст знать, когда Дух Огня оживёт.
– И что будет, когда «оживёт»?
– По преданию, когда будет «Великая битва».
– Надо понимать так, что это будет Мировая война.
– Вполне. Он так и говорил, что на его веку «камушек ожил аккурат в разгар войны».
– Представляешь своё состояние, если вдруг «камушек оживёт»?
– Надеюсь, кристалл останется просто памятью о добром Деде Лешаке и снах.
– Каких снах?
– Как только я стал носить кристалл, мне стали сниться странные сны. Ничего подобного прочитать или увидеть в кино я не мог. Какая-то древность, странные культы и мистерии. Те же идолы и кудесники.
– А мне часто снится, что я голый при совершенно нелепых обстоятельствах.
– Когда мы спим, мозг нам не подчиняются. Поди разгадай его ребусы.
– Статью об Идоле будешь писать?
– Непременно. Но Идол будет в контексте…

«После открытия Аркаима история Урала и мировая история потребовали пересмотра и переосмысления. В умах многих Урал стал восприниматься как прародина Ариев и весьма значимый  духовный центр, в котором, по одной из гипотез,  жил основоположник древней религии Ариев зороастризма – Заратустра.   
Топонимические названия на  Урале с корнем «тур» – Тургояк, реки Тура, Турыш и др. – говорят о нахождении в этих местах религиозных и духовных центров древних Ариев-славян. «Тур», по утверждению специалиста в области древнеславянской культуры И. Тёроха, синоним слова «Перун» (божество, возглавляющее пантеон славянских богов): «Палабские славяне называют четверг – Перун Дань (Перунов День), отсюда пошли: немецкое Donnrstag  и англосаксонское Thursday – Туров День. Тур (Тор) значит то же, что Перун». (Тёрох И. Карпаты и славяне. Предание. 2009). Версия же о тюркском происхождении названий с протокорнем «тур» из уст «основателя уральской этимологической школы» А.К. Матвеева, который часто ссылается на Г.Ф. Миллера (известного русофоба, которого Ломоносов считал врагом России), несостоятельна. Под это подгоняются тюркские и др.: «тура» – город,  турах – рукав, тороу – стоять, «стой, нога» и прочее.
А как вам Тургора – деревня в Старорусском муниципальном районе Новгородской области, относящаяся к Астриловскому сельскому поселению. Деревня расположена на левом берегу реки Туренка. Что, и в Новгороде все названия тюркские?  Аналогично нелепым выглядит объяснение названия уральской реки Чусовая с применением коми-пермяцкого и удмуртского языков как «быстрая, проворная» при том, что скорость течения реки 3 км в час! «Учёным» даже не приходит в голову применить для расшифровки местных топонимов санскрит или древнеславянский! То же касается и топонима «Урал». В учебнике для старших классов пишут, что Урал по-татарски означает «пояс», а с мансийского «урр» – гора, возвышенность. А вот открываем знаменитую электронную энциклопедию Википедия и читаем: «Урал (ср. каз. Арал и монг. Арал – остров) – географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами». Вот видите, тут уже и казахи, и монголы дали название.
Интересно  эти учёные комментируют  древний боевой русский клич «Ура»:
«Тюркские народности, наводнившие некогда юг России, шли в бой с оглушительным криком «ур!» – «бей», от глагола «урман» — «бить». Наше «ура» обычно производят от тюркского «ур»». Верх лингвистической мысли!
Нам даже в праве на свой боевой клич отказали.  А почему не хотят вспомнить бога Ра? Тут недавно по радио слышал, что и пельмени, и балалайку русские позаимствовали у тюрков. А как иначе? Только как такой убогий народ создал процветающую империю и мировую культуру, остаётся загадкой. А у этих ребят, у кого мы всё позаимствовали, как-то не склеилось с процветающими государствами. Тут вспоминается известное: «Одни народы историю пишут,  другие создают». 
То же касается и официальных толкований названий многих  «труднообъяснимых» древних сооружений. Например,  названия «Чёртово городище», которое недалеко от города Первоуральска. Якобы это «жертвенник», что вызывает негативное отношение к местам древних святилищ.  Само сооружение имеет явные признаки рукотворного культового места. Официально оно названо так: «Скалы «Чёртово городище». Геоморфологический, ботанический и археологический памятник природы. Гранитные скалы – останцы высотой до 34 метров. Жертвенное место эпохи железного века».
Особенно умиляет утверждение официальных историков, что на этих культовых местах производилась «ритуальная выплавка меди».  Как они представляют технологию выплавки меди из руды ради ритуального действия? В самом деле, на отвесных стенах видны следы сильного температурного воздействия. Тем не менее, однозначно  эту технологию классифицировать пока сложно.  Сооружений, подобных «Чёртовому городищу», на Урале множество («Три сестры», «Каменные палатки»...).
Отсюда до Аркаима – неделя пешего пути. Эти места с Аркаимом соединяет и водный путь.  Парадоксальность ситуации в том, что никто из официальных историков не хочет признавать былое присутствие на Урале Ариев. Хотя экспозиции Свердловского областного краеведческого музея, его артефакты, именно об этом и говорят. В музее  под некоторыми находками просто стоят не те надписи или вообще отсутствует указание на принадлежность к тому или иному народу, культуре.
Вот, например, рубаха с явным свастичным орнаментом, свойственным  арийцам-славянам-русам, отнесена к марийцам. (Тут даже если в названии народности убрать «м», получится «арийцы»).
А вот скульптурная реконструкция по черепу.  На какой антропологический тип больше похожа эта женщина? А этот мужчина? Манси, ханты, марийцы, ненцы? А эти «птицевидные идолы»? Так ли похожи они на традиционные изделия местных народов? А множество так называемых антропоморфных идолов с явно не тюркским типом  лица?
 Особое впечатление производит Большой Шигирсий идол (9500 лет). Врезанные в него лики явно не соответствуют типовым изображениям ликов божков малых народов Урала. Кстати, у Шигирского идола  потеряны «ноги», а это без малого два метра артефакта.
В местном учебнике по истории Урала для учеников 10–11 классов пишется: «Сложный вопрос: «Где была родина Ариев?» – пока остается не решенным, хотя не исключено, что Южный Урал входил в территорию их формирования» (История Урала с древнейших времен до наших дней. Екатеринбург, «Сократ», 2006). И за это спасибо. Хотя почему только Южный Урал?  Древние источники VII–V вв. до н.э. говорят, что на территории Урала проживало большое племя аримаспов. Опять же «ари…» – арийцы.
 Конечно, на Урале жили Арии, и это доказывает не только Аркаим.  Жили здесь и другие народы: тюрки, финно-угры, представители монголоидной расы. Но зачем историкам повсеместно доказывать, что арийцы-славяне-русские пришлый народ там, где их предки были коренным народом? Почему «историки» предпочитают ссылаться на русофоба Миллера и не замечать русофила Ломоносова? Кто задает русофобское направление в исторической науке?! Вот уже и Аркаим стали понемногу закапывать обратно, объясняя, что артефакты портятся на открытом воздухе. А почему не консервируются находки и раскопы? Почему не ведутся раскопки дальше, ведь речь  идёт о «стране городов»? Нам-то ответы ясны. Ведь когда вопрос касается древней истории ариев-славян-русских с приоритетом их пребывания на той или иной территории или их решающего влияния на быт и культуру местных народов, то тема сразу  сворачивается.  А господин Гордон в своей телепередаче  даже ухитрился обвинить открывателя Аркаима Г.Б. Здановича в пропаганде русского фашизма. В какой стране вы можете  увидеть подобное?! Кто-то умело выдёргивает из истории страны государствообразующий стержень  древней славяно-русской цивилизации. Кому-то нужно, чтобы Российская Федерация  развалилась также легко, как и СССР.  Мы уже потеряли «Мать городов русских» Киев (спорная версия о «матери»). Что касается Урала, то Урал может стать новым духовным центром в наших поисках  истоков Русского Мира. Андрей Пикин.  Журнал «Славянские древности» Общины родноверов «Руна Жизни», № 70/5.

«Уважаемый господин Пикин, с интересом прочитал ваш материал в предыдущем номере журнала. Я не спорю в отношении ваших упрёков в сторону официальной исторической науки, она всегда обслуживала власть. Но при чём тут этимология Урала.  Вы описываете «Чёртово городище», но не указываете, откуда пошло название этого «Святилища». Вот есть вполне убедительная трактовка топонима.  Дело в том, что слово «Чортан», точнее «Сортан», можно разложить на составляющие «Сарт–тан». В переводе с мансийского языка – это «передняя торговля». Эти слова при восприятии русскими были трансформированы – Сартан – Чертын – Чертов. Вот и получилось Чертово Городище – городище передней торговли…
О славянских ликах, «врезанных в тело» Шигирского идола, тоже сомнительно…
Племя «аримаспов» ведь мифическое, одноглазое…».
М.Н., коренной уралец   

Уважаемый М.Н.,  почему с мансийского? Если вы знаете мансийский, то это не значит, что под него надо подгонять топонимы Урала. Ведь на Урале проживает много народов, и каждый имеет право адоптировать топонимы «под себя».  Но в данном случае всё проще. «Чёртовых городищ» в России много! Оно есть и в Калужской области, и в Елабуге, и много где ещё, даже в горах Сербии «Дьяволова Варош» (Чёртово Городище) есть. Это название для капищ и святилищ «язычников» придумали попы во времена победоносного шествия христианства, чтобы отвадить людей от этих мест. Вот вам подтверждение этой догадки. Писатель-краевед В.В. Мацнев пишет, как были запуганы местные жители страшилками, придуманными священниками Калужской губернии о «Чёртовом городище»: «Дивье, блазненное место... Княжьи ловчие, бортники, все, кому лес – что дом родной, давали большой крюк. Старики рассказывали, что издревле была тут весь, с незапамятных времен заселенная лешаками, днем хоронились они по дуплам деревьев, да под каменьями в пещерах, а в полночь устраивали на взгорье буйные игрища.
Отовсюду слетались на них ведьмы и прочая глухоманная нечисть». Вот и весь ответ на этимологию слова. А вот «основатель уральской этимологической школы» А.К. Матвеев о Чёртовом городище пишет: «…возникшие невесть когда каменные сооружения, не похожие на созданные людьми (значит и на обычные горы не похожи. – А.П.) , их мог соорудить, да и жить здесь, только чёрт. Вот почему городище – чёртово» (Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. Екатеринбург, «Сократ», 2007). Всё просто у Матвеева. Конечно, из того, что сейчас осталось от Святилища, можно сказать, что «чёрт нагородил». А осталась «несущая стена», которая, вероятнее всего, природного происхождения, и остатки – от рукотворной части сооружения. То есть на базе природной скалы было сооружено Святилище, поэтому и на самой скале видны следы ручной обработки, места стыков и прилегания ровных поверхностей.
Вот ещё блестящий пример высасывания этнонима из пальца Матвеевым: «Татька – пос. на р. Татька. Первоначально название реки, восстанавливаемое в виде Тат я (мансийское тат – «кедр» и я – «река», которое в русском языке приобрело уменьшительный суффикс к (а) и изменилось в Татька» (Там же). Казалось бы, ну почему это название не уступить русским, ведь топоним просто бёт в глаза славянским названием. Но  Матвеев хорошо знает, что гидронимы уступать нельзя! Ведь как отмечает известный исследователь славянской топонимики Г.П. Смолицкая: «Если же учесть тот факт, что названия водных объектов почти никогда не изменяются по экстралингвистическим причинам, сохраняются веками и тысячелетиями, то трудно переоценить лингво-историческую ценность гидронимии». (Гидромнимы — один из классов топонимов – названия водных объектов: рек, озёр, морей, заливов, проливов, каналов и т. п. Изучением гидронимов занимается наука гидротопонимика. Названия водных объектов сохраняются веками и тысячелетиями, поэтому гидронимы имеют очень высокую лингво-историческую ценность. Анализ гидронимов позволяет проследить этнические и миграционные процессы на прилегающей территории, пути заселения и направления миграции народов, выявить контакты и системные связи между различными этносами и историческую смену одного этноса другим, воссоздать географические условия местности, исторические события, этнолингвистическое прошлое, представить этнокультурный фон. http://ru.wikipedia).
  Надо всегда помнить, что под этимологией, прежде всего, понимается  учение об «истинном», «первоначальном» значении слова. Как же называлось это Святилище, а ныне по причинам религиозно-идеологическим «Чёртово городище» у древних, можно только гадать. Думая, что многие ответы лежат в «стране городов» – Аркаиме (города и укреплённые поселения аркаимского типа обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана), но исследования и раскопки понемногу сворачиваются, а результаты не афишируются. Ведь там нашли Ариев. Другое дело, если бы там нашли хорошо вписывающихся в официальную историю тюрков. Тогда бы там копали и копали...

О ликах в Шигирском идоле. Я там, действительно, вижу лик славянина, но не тюрка. Давайте его увеличим. Сама традиция врезания в тело идолов дополнительных божков, тотемов идёт из  славянской традиции, что наглядно прослеживается  на известном Збручском идоле. (Збручский идол – славянский каменный идол, найденный у села Гусятин в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделен на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний – мир людей, верхний – богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола – приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит. Збручский идол хранится в Краковском археологическом музее. В Москве, Киеве и Тернополе имеются копии идола в натуральную величину. http://ru.wikipedia).
 По мнению академика  РАЕН В.А. Чудинова, Шигирский идол – это центральная фигура славянского святилища богини Мары.

Что же касается аримаспов... Начнём от печки. Существующая историческая версия утверждает, что впервые узнали об этом странном народе во второй половине VII в. до н.э., когда греческий поэт и путешественник Аристей из Проконесса совершает путешествие в далёкую «Скифию». По возвращении он пишет эпическую поэму «Аримаспея», описывая в ней земли, которые посетил. Аристей сообщил о некоем племени, представители которого имеют только один глаз, а в остальном ничем не отличаются от прочих людей. Как мы понимаем, поэт не мог вернуться из далёкого путешествия, не привезя сенсации-«байки». Можно придумать про одноглазых и рогатых, но вот название племени всё-таки придумывать сложно, но так или иначе, в основу названия племени, живущего возле Рифейских (Уральских) гор, легло «ари….», что всё-таки ближе к «арийцам». А в одноглазых людей даже Геродот не поверил, но название племени принял. И выдвинул свою гипотезу этимологии слова: «Выше исседонов (исседоны – древний народ, обитавший в степях Южной Сибири. Вероятно, были родственны сарматам, поскольку, по словам Геродота, именно они вытеснили скифов в степи Восточной Европы), по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают со слов исседонов, а мы, прочие, узнаём от скифов и зовём их по-скифски аримаспами: «арима» у скифов значит единица, а «спу» – глаз.» (Геродот. История. – М. : АСТ, 1999 (84 : IV.13 ; с.239).
Но, уважаемый читатель, официальная наука бдит, и, чтобы аримаспы не ушли в ненужном ей направлении, их уже  пытаются пригвоздить к монголам и тюркам! «Не так давно была выдвинута гипотеза о том, что известия об аримаспах восходят к одному корню с «албасты» (у монгольских народов – алмас), мифы, о которых распространены у тюркских и монгольских народов.  (www.bestiary.us/arimaspi.php). Ну вот, «албасты» и всё!  Только при чём тут «аримаспы»?
Хотя есть исследователи, которые  борьбу грифонов с аримаспами иногда считают индоевропейской мифологемой, связанной с представлениями индоиранцев о загробном мире. 
Вот так всё не просто с этими «аримаспами». А то, что рядом Аркаим с арийцами, ну кому надо это отождествлять! Аркаим просто не видят! Ведь невозможно оспорить факт общности ариев и славян (Рыбаков, Тpубачев, Топоpов, Сpезневский и др.)! Поэтому уральская река Тура должна трактоваться в первую очередь не по-тюркски или угро-фински, а с санскрита  «turta» – «быстрый», ведь это куда ближе чем «труба», «стой нога» и прочее. Но кто из представителей официальной истории будет отказываться от своих же «открытий», там ведь вытащи один кирпичик, всё здание посыплется. А кандидатские, докторские. Куда их девать?! Это роль Ленина и Октябрьского переворота в истории можно пересматривать, а что касается вопросов «первородства» народов, тут куда сложнее. Ведь здесь не временная политическая конъюнктура, которую можно менять по ситуации, а вопрос целостности государств. Ведь была попытка использовать Аркаим в геополитических интересах России.
Первый канал «ТВ», 16.05.2005:
«Владимир Путин посетил прародину современных народов – заповедник «Аркаим».
Первую половину сегодняшнего дня Президент провел на юге Челябинской области – в историко-археологическом заповеднике «Аркаим». Это – поистине уникальное место, которое сравнивают с британским Стоунхенджем. Люди, которые жили на Урале тысячи лет назад, создали высокоразвитую цивилизацию. Они строили дома, выплавляли металл, обжигали глину и даже наблюдали за звeздами.
Есть гипотеза, что именно Урал стал прародиной многих современных народов. Смотрим репортаж Дмитрия Кочеткова:
«Вертолет Президента приземлился в заповеднике «Аркаим» на юге Челябинской области.
«Аркаим» – это уникальный музей под открытым небом. Здесь обнаружены следы древней индо-европейской цивилизации. Как считают археологи, четыре тысячи лет назад в Аркаиме существовали города с мощными оборонительными сооружениями и сложными системами коммуникаций, водоотводами и дорогами. Эти города – современники Вавилона, египетских фараонов и крито-микенской цивилизации.
Археологи уверены, что «Аркаим», или, как его ещё называют, «Страна городов», был центром астрономических наблюдений. Города были в форме круга. В окрестностях были сложены из камня специальные знаки для наблюдения за Солнцем и звездами.
Почему древние индоевропейцы покинули свои города – загадка. Но, согласно одной из гипотез, уйдя с Урала, они расселились на огромной территории – от Украины до Северного Китая. Таким образом, древних жителей Аркаима можно считать предками славянских, тюркских и угорских народов».
Ну, вот видите, сначала славянских народов, и то уже хорошо.  А ведь Путин заехал в Аркаим за день до встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и руководителями приграничных областей России и Казахстана. Это была единственная попытка новой власти намекнуть на древнюю историю с геополитическим подтекстом и я, думаю, не последняя. Ведь вопрос о целостности Российской Федерации ещё открыт…
Андрей Пикин.  Журнал «Славянские древности» Общины родноверов «Руна Жизни», № 71/6.

Юрий застал Пикина за ремонтом велосипеда.
– Святослав, сорванец, пытался усовершенствовать конструкцию.
– Водолеи они такие, – сказал Юрий, крутя на пальце флешку, как смуглый таксист ключи от  авто. – Вот тут у меня на пальце крутится сенсация или тайна.
– Поясни.
– Помнишь девчонку в музее, которая читала нам стих Хлебникова про Перуна?
– Помню. Большие серые глаза.
– Когда я её провожал, мы обменялись телефонами. Сегодня утром она мне позвонила в экзальтированном состоянии. Я ей скинул адрес своей электронной почты, и она мне прислала ту съёмку на её мобильник возле Шигирского Идола.
– И что там?
– Пошли, посмотрим на твоём компе.
Девушка в полумраке зала читала стих. Вдруг, к концу чтения, тулово Идола покрылось инеем белого свечения, продержалось секунды четыре и погасло.
– Вот это да! – в восторге произнёс Андрей.
– Интересно, а почему мы  этого не увидели тогда?
– Ну, во-первых, мы смотрели на симпатичную девушку, заколдованные необычным стихом. Во-вторых видеокамера может фиксировать тот спектр света, который наш глаз в естественном проявлении свечения не видит. В-третьих, девчонка могла нас просто разыграть. Сейчас можно на компьютере и не такое с картинкой сделать.
– Мы можем проверить. Съездить в музей, поснимать Идола на камеру, – рассуждая, проговорил Юрий.
– И это сделаем прямо сейчас. Время у нас есть. Я только переоденусь…

Зал Шигирского Идола был закрыт. На цепочке болталась табличка с надписью «Реставрация».  Бабулька в кассе сказала, что «сгорели провода тама».  Пикин достал удостоверение «Пресса» и двинулся в кабинет директора музея.
Строгая дама, похожая на директора школы была приветлива.
– Ничего страшного не произошло. Действительно, сгорели провода подсветки Идола. А так как витрина для Идола делалась на военном заводе, ждём их специалистов.
– А когда это произошло?
– Три дня тому назад, вечером. 
Андрей и Юрий понимающе переглянулись.
– А когда можно будет посетить зал? – спросил, заметно взволновавшийся Пикин.
– Думаю, через недельку. Позвоните, прежде чем приходить. А что, вас так интересует Идол?
– Так, самый древний Идол в мире, – ответил Юрий.
– А вы знаете, что у него есть двойники? – испытующе бросила хозяйка музея.
– В смысле копии? – спросил Андрей.
– Нет, не копии. Присаживайтесь. Я вам расскажу.
Самым большим знатоком Шигирского Идола был Владимир Яковлевич Толмачёв. Один из первых уральских археологов. Создатель археологической карты Среднего Урала.  С 1911 по 1919 год занимался в Екатеринбурге археологией. По приглашению Уральского Общества любителей естествознания работал по упорядочению археологической коллекции музея УОЛЕ и созданием нового каталога. Каталог, созданный в 1913 году, впоследствии был утрачен. В 20-е годы Толмачёв эмигрировал в Маньчжурию. Там являлся хранителем русского музея в Харбине, также занимался археологическими изысканиями. В 1943 году трагически погиб в Шанхае, в автомобильной катастрофе, судьба его архива неизвестна. Поэтому много интересного утрачено, к тому же УОЛЕ было закрыто в 1929 году. – Она взглянула на часы, – Ох, извините, совсем забыла, скоро надо быть на встрече. Мы готовим интересный проект  «Уральские экскурсии барона де Бая».
Так вот были найдены ещё два идола  меньшего размера и не столь искусные. Один сейчас находится в Парижском музее. Прошу извинить, но надо торопиться. Вообще, в нашем музее процента два от всего, что есть в запасниках...

По дороге домой в машине Андрей и Юрий принялись бурно обсуждать свалившуюся информацию.
– Сгоревшая проводка явно связана со свечением Идола, – заключил Юрий.
– Неужели чтение стиха Хлебникова, написанное сто лет назад, запустило какой-то процесс в пространстве, в космосе? – громко озадачился Пикин.
– Как известно, слово и мысль материальны. Стих вполне мог сработать. Сам стих по звукам непростой.
– Это точно, стих непростой. А ты знаешь, что Хлебников  родился в семье учёного-биолога. Сам учился на физико-математическом факультете Казанского, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. Я это хорошо помню, как-то писал статью к его юбилею. Знания у него были обширные. Литераторы называли его экспериментатором в области словотворчества.  Дружил с Ильёй Репиным, а Репин дружил с Бренёвым.
– Это автор «Доисторической цветной цивилизации»?
– Да, её в Питере переиздали, я тебе и давал читать.
– Сильная вещь. Там тоже много непонятных слов и мыслей.
– Вот теперь и подумай. Один писал с непонятными словами, другой тоже. Может, в этих непонятных словах спрятан какой-то смысл? Может это какой-нибудь забытый язык волхвов, кудесников, который всплывает в памяти, на генном уровне в их далёких потомках.
Хлебников ещё был увлечён идеей Общества председателей Земного шара. Утверждал, что открыл законы повторяемости в истории одних и тех же событий. «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством». У него, куда ни пойди, везде загадочно. Я ведь тоже философскими стихами баловался. Ух, как я завидовал дару Хлебникова! Из какого пространства он брал слова?!
– По Толмачёву тоже возникают вопросы. И эта странная смерть под колёсами автомобиля?
– Толмачёв был ещё составителем каталога, который был загадочно потерян. Также загадочно потеряли ноги Идола. Какая-то связь во всём этом есть!
– Идея! Надо устроиться на работу в музей, – с довольным выражением лица сказал Юрий.
– Это хорошая идея…   

1915 год, посёлок Куоккала, Санкт-Петербург, дача художника Ильи Репина.

Илья Ефимович, убедившись, что стёр краску, подал руку.
– Не балуете вы меня,  Велимир, вниманием, у Анненкова осели.
– Извините, как-то так сложилось, что чаще бываем у него, – сказал Хлебников и смутился.
– А я ведь люблю вас. Хотите, докажу. Вот мне особенно понравилось ваше:

Я не знаю, Земля кружится или нет,
Это зависит, уложится ли в строчку слово.
Я не знаю, были ли моими бабушкой и дедом
Обезьяны, так как я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого.
Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу, чтобы солнце
И жилу моей руки соединила общая дрожь.
Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза,
Как олень оленя (о, их прекрасные глаза!).
Но я хочу, чтобы, когда я трепещу, общий трепет приобщился вселенной.
И я хочу верить, что есть что-то, что остается,
Когда косу любимой девушки заменить, например, временем.
Я хочу вынести за скобки общего множителя, соединяющего меня, Солнце, небо, жемчужную пыль.

– Спасибо. А я и позабыл уже этот стих, лет пять тому назад написал.
– Простите хитреца, но это я выучил, узнав, что вы придёте ко мне. Оцените, вас не так просто запоминать.
– Я, действительно, удивлён и благодарен. Услышать свой стих из уст великого художника большая честь.
– Вас обязательно надо познакомить с одним удивительным человеком Григорием Бренёвым. Он пытается докопаться до основ языка и древнего, изначального смысла слов.
– Я с радостью. Эта тема меня волнует.
– Вот и замечательно. Сейчас я за ним пошлю, он тут в соседнем посёлке живёт…
Произошла встреча между двумя великими зна
токами магии слова или нет, истории не известно. Сейчас точно можно сказать только одно. Хлебников посещал Репина в тот период, когда Илья Ефимович уже поддерживал отношения с Григорием Николаевичем Бренёвым, автором необычной, сложной работы «Доисторическая цветная цивилизация», написанной на грани разума и бессознательного.
Доподлинно известно, что в 1924 году Бренёв познакомился с академиком Иваном Петровичем Павловым. Знакомство произошло на даче художника Репина, который писал  портрет академика. Павлов, выслушав Бренёва, рекомендовал ему продолжать свои исследования.
Я впервые познакомился с работой Григория Николаевича Бренёва где-то в 1992 году. Поделился впечатлением со своим знакомым врачом-психиатром и дал почитать эту книгу ему, поскольку в работе много умозаключений на стыке разных наук, в частности психолингвистики, психофизиологии, психиатрии.
Мы восхищались некоторыми мыслями, выводами и формулировками автора и в то же время признавали, что значительная часть работы непонятна. Даже предположили, что автор писал книгу в состоянии психического возбуждения. Ведь грань гениальности и безумия иногда рождает озарения, прорывы на которые обычному  исследователю нужны годы или вообще ему недоступны. В последнее время многие институты заняты изучением «измененного состояния сознания». Это состояние может вызываться различными причинами и может иметь  или не иметь отношение к патологии. Религиозный транс или творческое возбуждение тоже относятся к измененному состоянию сознания.
Для подтверждения своих мыслей я цитировал Бренёва  в своей книге «Психология Национализма» в 1999 году: 
«Ум человека всё забыл, потерял, с умом на путях жизни... это с плохим, заведомо плохим инструментом в стихии Вечности..., но если ум – дурак, то рефлекс всегда стихиен, бессознателен, гениален, целесообразен и точен. Он в нужных деталях, всё запомнил, отложил в крови...».
Эти слова неординарного учённого  Бренёва больше чем слова, – это философско-поэтическая квинтэссенция, гимн генетической памяти человека.
В 2010 году в Санкт-Петербурге под редакцией Олега Гусева вышла книга Г.Н. Бренёва «Доисторическая цветная цивилизация».
Глава из романа «МОЙ БОГ – СОЛНЦЕ!»


Рецензии