Звено цепи

   ЗВЕНО ЦЕПИ

   Фантастический памфлет


   Опять Они собрались вокруг планеты, третьей от звезды.
   И опять – без разрешения Нулевого.

   - Ну, боги, как называют нас наши подопечные – сказал Первый, - опять мы здесь. И опять – с одним из двух из наших вечных вопросов: «Что делать?»
   С вопросом: «Кто виноват?» мы разобрались. Оказалось, что – мы сами.
 
   - Ну, я-то совсем не причём – завозражал Седьмой. – Я сегодня здесь, вообще, впервые.
   - Ну, значит, в этом и виноват – сказал Первый. – Не виноватых не бывает. Ни на этой планете, ни на какой другой, ни в иных сферах Бытия. Ничто не идеально, кроме Абсолюта. Но Его ничей суд не может коснуться.
   Вот и здесь, на этой планете, индийцы ещё в древности поняли, что человек страдает исключительно за то, что он такой, какой есть.

   - А мы-то тут причём? – не успокаивался Седьмой.
   - Так, ведь, мы их и создали – сказал Первый. – Ну, понятно, не без оплошек. Вот и пытаемся исправить ошибки: стимулируем мышление, индуцируем нравственные истины, посылаем аватаров, создаём новые религии…
   А люди, пользуясь мышлением, обо все даруемые им нравственные ценности точат свои зубы и когти, и остаются в зверином состоянии, всегда готовые броситься друг на друга.
   А задумано было совсем не так…

   - Да – сказал Второй, - столько сил потрачено на то, чтобы внушить людям, что они - исключительное явление на планете.
   Столько мыслителей пытались одухотворить жизнь людей гуманистическими идеями…
   Всё равно и сегодня человеку удобно думать, что он – всего лишь мыслящее животное.
   Для большинства основания так думать были всегда.
   Иногда слышится: «Ничто человеческое мне не чуждо».
   Чаще всего это говорится о до человеческом.
   Действительно, желания, ведущие человека по жизни, те же, что и у животных.

   - Но всё не так безнадёжно – сказал Третий. -  Временами у человека, всё-таки, появляется ощущение того, что он уже «вырос» из звериной шкуры.
   Рядом с вечным вопросом «как жить?», у человека, сначала - изредка, но дальше – всё чаще, возникает, вроде бы, необязательный вопрос «зачем?»

   -  Такой вопрос никогда не возникнет у зверя – сказал Четвёртый. -  Это удивительное «зачем?» становится поиском смысла жизни.
   Конечно, всю свою историю люди пытались ответить на этот вопрос. Но сами менялись мало. Значит, ответы не очень  соотносились с реальными качествами человека и реальными возможностями жизни на Земле.
   Нет этого ответа и сегодня.

   - Человеку, живущему в материальном мире, изначально надо было постоянно отвечать на вопрос «как жить в этом мире?» - сказал Шестой – Отвечать не словами, а всей своей жизнью.
   Человек был неконкурентоспособен рядом с сильными соседями по планете. И он начал усиливать свои возможности – создавать то, что через десятки тысячелетий стало называться техносферой.
   Техносфера началась с изготовления каменного рубила.   
   Тысячелетия труда всего человечества ушли на создание техносферы.
   Всё, чем человек завоевал и занимает своё место на Земле, базируется на техносфере.
   А на все остальные вопросы оставалось не так уж много сил.
   И человеческое общество, принявшее форму государства, имеет отчётливый технократический характер.

   - Сегодня техносфера развивается взрывообразно – подхватил Пятый. - Она выполняет всё эффективнее человека: от изготовления вещей и выращивания урожаев на мирных полях до массовых убийств людей на полях сражений.
   Человек мчится за техносферой и не "успевает".
   Но бежит не сам. Его гонит социум.   
   Социум, как структура созданная человеком для организации своей жизни, по мере усложнения, выработала свои законы, которые стали подчинять себе человека. И уже человек стал для социума, а не социум - для человека.
   Для социума в форме государства человек – всего лишь, социальная единица, ценная только своими социальными функциями: крестьянин, рабочий, солдат.
   Кто он, как человек, государство, по большому счёту, не интересует, и оно не занимается развитием человеческих качеств. Оно ими манипулирует. Из тысячелетия в тысячелетие качества человека не меняются. Поэтому, кажется, что они вечны.

   - Понял в чём опасность – сказал Седьмой. - Индивидуальные качества человека: талант, отвага, доброта и сочувствие, симпатии и антипатии теряют смысл для технократического социума, так как они уже не нужны для его функционирования.
   Индивида замыкают в его социальной функции, и он лишается возможности стать индивидуальностью.   
   Стирается всё, что делает человека человеком.   
   Человек исчезает.
   В этом процессе и у «верхних слоёв» иерархического социума, полагающих, что это они – вершители судеб, будет утрачен «вкус жизни», а там, ведь, какие-никакие, а тоже – люди.
   Как люди, исчезнут и они, потому что человек может быть человеком только среди людей.
   Так исчезнет человеческое общество, изжившее свои человеческие качества. Оно станет человейником, превратившись в сообщество социальных млекопитающих, вернувшихся в Царство Животных, из которого они попытались выйти.

   - Вот как может решиться вопрос о смысле жизни: его некому станет задавать – огорчённо сказал Четвёртый. - Единственной задачей людей, вернувшихся в Царство Животных, станет, как и у других животных – иррациональное стремление просто быть. Без цели для себя.

   - Но эта цель есть у нас – сказал Первый. - Это – не цель человека. Это – цель создания человека. И мы не позволим человеку вернуться в Царство Животных, подчинившись обесчеловечивающему диктату технократического социума.
   Такой социум не добавил человеку ни одного нового желания.
   Зато немногие желания, унаследованные человеком от его животного прошлого, расцвели как ни у одного зверя, и набросились на человека, делая его потребителем.

   - Таких, конечно, много, но не все же…
   - Это кто сказал? – удивлённо спросил Первый.
   - Я сказал - тот самый человек, о котором вы тревожитесь…
   - Я Вас не вижу, где Вы? – спросил Первый.
   - Около избушки, которую строю – ответил голос человека. – Не в ваших сферах, поэтому и не видите.
   - А Вы нас видите? – насторожённо спросил Первый.
   - Тоже нет - ответил человек. – Пока вас не превзошёл.
   - Как же мы общаемся? – озадаченно спросил Второй.
   - Обычно – никак – ответил человек. – Но сегодня много вас собралось – вот я и услышал. И сам голос подал.
   - А избушка Вам зачем? – спросил Третий – Жить негде?
   - Есть где – ответил человек. – Только в городе очень шумно стало. Это я – буквально и фигурально. Себя слышать перестаёшь. А вас и подавно не слышно.   
   - Точно – сказал Третий. – В этих страшных ловушках – такой техногенный шум. Даже тараканы разбежались.

   - Так Вы решили выйти из техносферы? – поинтересовался Второй.
   - Да куда же без неё? – удивился человек – Избушку топором ставлю. Да и все гаджеты при мне.
   Поставлю избушку, иногда буду отдыхать от шума цивилизации, себя слушать. Может быть, и вас почаще слышать буду. И услышу что-нибудь воодушевляющее.
   Между прочим, не один я такой.
 
   - Ну, что ж, боги – сказал Первый. – Как всегда, прав Нулевой. Напрасно мы тут опять мельтешим со своими вечными вопросами.
   Сказал же Нулевой: люди сами выйдут на правильную дорогу.
   Для начала – опять начнут слушать Природу без посредников: люди записали много законов Природы, но не написали ни одного из них. А все законы Природы выполняются неукоснительно. В отличие от человеческих.
   Наш собеседник только начал делать шаги в нужном направлении, и тут же нас услышал.
   Значит, нам пора по другим делам.

   - Совсем-то не уходите – раздался голос человека. –  А то появится ощущение богооставленности. А так – всегда есть, на кого ответственность переложить, и становится как-то спокойнее.

   - Да никто вас оставить и не позволит – сказал Первый.
   - И у вас есть начальство? – удивился человек.
   - Да как же без него… - сказал Седьмой.
   Хотел добавить что-то ещё, но Первый остановил его.
   - Значит, и у вас, как у людей – сказал человек. – Пойду махать топором дальше.

   - Вот мы и видим – сказал Первый, - что сегодня развитая техносфера обеспечивает уверенное присутствие человека на Земле и отказываться от неё не надо. Пока. Но пора ограничить её всемогущество. Потому что технократический социум, усилив все животные способности человека, не позволяет ему вырваться из звериного состояния – для многих оно оказывается вполне достаточным, чтобы жить на Земле, не думая больше ни о чём.   
   Изначально, свирепые животные были тотемами первобытных племён.   
   Издревле, человек стремился стать самым сильным зверем. И стал им…
   Но человек создан для достижения человеческого состояния и обретения куда бОльшего могущества, чем могущество техносферы.
   Поэтому мы не «отстанем» от человека, пока он не ответит себе на вопрос «зачем жить?».
   Ответив на этот вопрос, человек окажется на новом уровне понимания  Бытия, и станет звеном цепи, протянувшейся от преходящих миров Земли в Вечность.
   - А мы можем подсказать ему ответ на этот вопрос? – спросил Третий.
   - Нет – ответил Первый. – Мы его тоже не знаем. Если бы ответ был, человек был бы не нужен.
   - Как же так? – удивился Четвёртый – мы создали человека, а он сам должен придти к ответу на вопрос «зачем он нужен»?
   - Все желания, в том числе и наши – не совсем наши – сказал Первый. – Если мы создали человека, значит нам самим нужно что-то, что мы можем обрести только с его помощью.
   Мы, ведь, тоже – не самое высокое небо.
   
   - Так вот и я – о том же – Седьмой никак не мог не избавиться от внезапно посетившей его навязчивой мысли. - У Нулевого есть руководство или Он – конечная инстанция?
   - Каждая причина была следствием, каждое следствие становится причиной – задумчиво сказал Первый, - так что  у каждой причины есть своя причина.
   А дальше думай сам…
   - Как всегда - хорошо ответил… - озадаченно сказал Седьмой.
   - Тогда, для упрощения понимания, для начала - бери топор и ставь избушку – улыбнулся Первый.
   


Рецензии
Прааавильно. Очень жизнеутверждающий вывод. Тоже пойду. Спасибо, Александр, очень вовремя!

Лада Вдовина   25.12.2023 11:54     Заявить о нарушении
Спасибо.
Убеждён, что, несмотря на драматичность жизни, законы, по которым существует Бытиё, оптимистичны.

С уважением

Александр Гаврилов 7   25.12.2023 12:35   Заявить о нарушении
Я тоже убеждена, что законы бытия оптимистичны, это и даёт надежду. Спасибо, Александр!

Лада Вдовина   25.12.2023 12:37   Заявить о нарушении