Хазарская Русь. Откуда пошла русская земля? Часть

Хазарская Русь. Откуда пошла «русская земля»? Часть II

/исторический детектив/

(начало)

Поводом для этой работы стал фактический материал в статье «Как «наводнялась» Русь?» (2004) белгородского краеведа Анатолия Жучкова из его книги «Тайны земли Бояновой» (2010). На наш взгляд, он представляет определённый интерес, при этом была сделана редакционная обработка, сокращены общие места, но появились наши комментарии.

Мы остановились на том, что В.И. Панарин, д.и.н., в своей «Исторической географии летописной Руси» отмечает: «Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое «русь»: если это социальная прослойка, то почему в целом ряде письменных источников, причём разноязычных, она фигурирует как этноним в ряду названий других народов; если же это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определённом этапе усилился и куда впоследствии исчез»?

Что такое «русь»?

Термин «русь» обычно связывают со славянскими племенами, когда они появились в Восточной Европе. Археолог М.И.Артамонов в статье «Первые страницы русской истории в археологическом освещении» говорит об этом так: «Мы не будем задерживаться на рассмотрении остро дискуссионных вопросов о местонахождении славян до их вступления на историческую арену и о славянской археологической культуре до VI века н.э. Отметим только, что на этот счёт существуют две тенденции, одну из которых принято называть миграционистской, а другую — автохтонистской. И та, и другая представлены различными оттенками и различной степенью агрессивности. Особенной нетерпимостью отличается вторая, стремящаяся из чувства ложного патриотизма максимально расширить пределы славянской прародины, или по крайней мере доказать глубокую древность проживания славян на занятой ими территории».

Заметим, что эти «две тенденции» существуют в советской археологической исторической школе. Сам Артамонов относится к первой, миграционистской тенденции, а статья эта написана под занавес его научного пути. Вторую автохтонистскую тенденцию, «отличающуюся особенной нетерпимостью», возглавляет академик Б.А. Рыбаков, официальный руководитель советской археологии, на что намекает в конце своей научной карьеры Артамонов. Упоминавшаяся нами ранее археолог С.А.Плетнёва — ученик академика Рыбакова и работает под его научным руководством.

По мнению Артамонова, славянские племена начали расселяться в Восточной Европе в VI веке н.э., хотя он признаёт византийские источники, сообщающие о проживании славянских племён антов во II-IV веках н.э. «где-то к северу от причерноморских греческих городов». Рыбаков выводит славян от праславян - «сколотов» VI-IV веков до н.э., которых он называет также «скифами-пахарями».

Славяне в письменных источниках

Письменные источники VI века сообщают нам кое-что существенное о славянах, в первую очередь, аланский священник Иордан в своём труде «Гетика» (551 год н.э.): «От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основывалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племён и местности, однако главным образом они именуются склавинами и антами. Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое именуется Мурсианским, до Данастра, а на севере до Вислы. Место городов занимают у них болота и леса... Анты же, храбрейшие из них, живя на изгибе Понта (Чёрного моря. - В.К.), простираются от Данастра до Данапра (от Дуная до Днепра. - В.К.). Реки эти относятся друг от друга на много дневных переходов».

В Византийской империи, в правление императора Маврикия (582-602), был написан трактат о военном искусстве «Стратигикон», который, в частности, сообщает: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинить своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иностранцам относятся они ласково и оказывают им знаки своего расположения.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озёр. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросшим густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей».

Надо признать, весьма лестная характеристика дана славянам Иорданом и в «Стратигиконе». М.И.Артамонов по этому поводу пишет: «Точное местоположение антов остаётся неизвестным, но, судя по событиям, описанным Иорданом, они в VI веке жили где-то в пределах так называемого Готского царства, то есть в области распространения Черняховской культуры или в близком соседстве с нею». Так у нас появляется Черняховская археологическая культура и готы.

Иордан приводит события, произошедшие в IV веке между между готами и славянами-росомонами: «Германарих, король готов, хотя, как мы выше сообщили, и был победителем многих племён, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов, которые в те времена служили ему в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из этого племени, по имени Сунильда, за изменчивый уход от короля её мужа, Германарих, движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Сар и Амий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о его несчастье, Баламбер, король гуннов, двинулся войной...» Однако, нравы в «царстве» готов были далеки от «царского» эпитета, которым его награждают. Но кто же такие «росомоны»?

Росомоны и Черняховская культура

В.Щербаков в статье «Века Трояновы» (М. «Молодая гвардия», 1988) анализирует сведения о «росомонах» Иордана: «Правомерно и двойное звучание «рос-рус» для античной эпохи, оно позднее стало нормой — росомоны-русомоны. Но почему всё же не «русы»? Потому что слово «росомоны» - готское образование, записано оно рукой немецкого историка на официальном языке того времени. Росомоны, вероятнее всего, - целый союз племён, имя это собирательное, оно могло быть входу и у самих «русов». Археологические данные показывают, что после первого натиска готов, конфликтов между ними и русами не было вплоть до прихода гуннов. О конфликте, совпавшем с вторжением гуннов, мы уже знаем. Область конфликта гуннов, готов и русов того времени совпадает по времени с Черняховской культурой».

Академик Б.А.Рыбаков в книге «Язычество в Древней Руси» пишет о росомонах: «Самый важный для нас вопрос, связанный с повествованием Иордана, это пересказ эпического сказания о вражде готов и росомонов. В готской и аланской среде слово «росомоны» (вариант — росоманы») означало «люди рос», что позволяет нам вспомнить свидетельство сирийского автора VI века о народе «рос» где-то на северо-запад от земли амазонок, локализуемых в Приазовье, на земле остготов».

При этом Рыбаков возражает сторонникам готской принадлежности Черняховской культуры: «На восток от Нижнего Днепра, как мы помним, Черняховских памятников совершенно нет, а правый, западный берег Днепра и излучина Понта усеяны ими. Это даёт нам полное право отождествлять Черняховскую культуру II-IV веков с антами, хотя, разумеется, в южной приморской полосе население неизбежно должно было быть смешанным, так как земледельцы здесь жили издавна, а славяне-анты просочились сюда в связи со своими торговыми операциями, дававшими им несметное количество римской монеты. Огромная область Черняховской культуры не только не была населена готами, но и не принадлежала им».

Заметим, что на карте «Империи Германариха» из вышеназванной книги Б.А.Рыбакова, на восток от Среднего Днепра, в верховьях Малого Дона - Северского Донца, мы видим обособленный ареал Черняховской культуры, который нас особенно интересует.


А. Жучков обращает внимание, что имена «антов» и «русов» напоминают греческие имена: сына богини земли Геи зовут Антей. Греческий язык исторически связан с ближневосточными языками. Игорь Машников в статье «Атлантида» («Вокруг света», №3, 1988) приводит: «Известно, что хеттское слово «ант», древнееврейское «ам», древнеегипетское «анх» восходят к шумерскому «ан», означающему «живущий под солнцем, проживающий на земле, имеющий жизнь». Тогда причерноморские, приднепровские и придонецкие «анты» были для греков «дети земли».

Слово «анты» в греческом языке близко по смыслу слову «парусия» - сельская местность, провинция. Слова «анты» и «русь» сливаются по смыслу для греков, поскольку дети земли «анты» живут в «парусии», в сельской местности, если смотреть из причерноморских греческих городов Византии. Тогда имена «русь» и «анты» греческого происхождения, а не скандинавского.

Таким образом, черняховские земли по-гречески могли называться «парусия» - сельская местность, населяли их «русы», так из лесостепей Днепра и Малого Дона появляется «русская земля»?

По Рыбакову, «существенным отличием Черняховской культуры от предшествующей был иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось усовершенствованным плугом с череслом — плужным ножом, гончары заимствовали (вероятно, из Ольвии) гончарный круг, усовершенствовалась выплавка железа, возобновилась после длительного перерыва широкая торговля хлебом, отразившаяся в сотнях кладов римских монет, обнаруженных в лесостепи, появилось вновь множество античных предметов роскоши, ввезенных из греко-римских городов юга, изменилась форма поселений: старые родовые укреплённые посёлки сменились обширными открытыми сёлами с вольной планировкой. В итоге о Черняховской культуре следует сказать, что она является, прежде всего, порождением, прямым следствием того подъёма в развитии причерноморского региона и его широкой периферии, который наблюдается, начиная со II века н.э.»

По византийским, готским и арабским письменным источникам, в излучине Понта-Чёрного моря до западного берега Днепра жили анты, академик Рыбаков сообщает, что эти причерноморские земли усеяны археологическими материалами Черняховской культуры, «что даёт нам полное право отождествлять Черняховскую культуру II-IV веков с антами». Добавим, что также и с «русью».

При этом возникает вопрос: какой этнос породил Черняховскую культуру? По Рыбакову, стороннику автохтонного, то есть местного происхождения славян в Восточной Европе, анты-черняховцы происходят из местных племён.

Миграционистская историческая партия отвечает на этот вопрос по другому, так А.В.Кропоткин, д.и.н., в книге «Могильники черняховской культуры» (М.1985) пишет: «В научной литературе высказаны различные мнения об этнической принадлежности населения черняховской культуры и её датировке. По-видимому, черняховская культура складывалась в конце II – первой половине III веков н.э. в результате смешения пшеворских и вельбарских племён на Волыни и в верхнем Поднестровье. Черняховская культура — это археологическое отражение большого союза различных по происхождению племён, возникшего в III веке в Северном Причерноморье. Во главе этих племён стояли готы. По всей вероятности, некоторые славянские племена входили в состав этого обширного племенного союза, вошедшего в русскую и зарубежную историческую литературу под именем «державы Германариха».

«Археология СССР» (М. Высшая школа, 1982) сообщает: «Недостаточная изученность памятников зарубенецкой и черняховской культур, некоторое сходство в обряде погребения привели учёных к нескольким разным точкам зрения. Одна группа археологов считает, что черняховцы являются приемниками зарубенецкой культуры. Другие исследователи связывают черняховскую культуру со славянскими племенами антов. Третьи отрицают славянскую принадлежность черняховской культуры, считая её этнически разнородной (готы, фракийские и славянские, сармато-аланские племена), связывая с существованием готского союза племён в Восточной Европе.

Черняховская культура прекратила своё существование в конце IV века н.э. Её исчезновение связано с Великим переселением народов: в 375 году орды гуннов перешли Дон и разорили черняховские поселения по Днепру и Южному Бугу». А по Малому Дону - Северскому Донцу?

Откуда пошла «русская земля»?

Племена Черняховской культуры в империи Германариха, до нашествия гуннов, располагались в бассейнах Днепра и Донца, и находились под культурным влиянием римско-греческих причерноморских городов, об этом говорит черняховская глиняная гончарная посуда, сходная с греко-римской, и множество найденных археологами кладов римских монет в черняховских поселениях, от Днепра до верховий Северского Донца.

Гунны шли от Дона, и разгромили поселения в степях по Нижнему Днепру, а вот в верховьях Днепра и Донца, где начинается лесостепь, где много больших лесов, русы-черняховцы могли с успехом защищаться от конных гуннов, укрываясь в лесах. Здесь, возможно, сохраняется «русская земля», отделившаяся от империи Германариха после её разгрома и распада.

Примечательно, что Черняховская культура II-IV веков, в империи Германариха, граничит с Салтово-Маяцкой археологической культурой Хазарского каганата, датируемой нашими археологами VII-X веком, то есть эта граница образовалась в IV-VI веках, очевидно, она связана с гуннским нашествием, в котором могли участвовать и хазары, которые, как и гунны, тюрки. Можно сказать, что здесь, на границе с Хазарией, была восточная граница «русской земли» в V веке после нашествия гуннов.

Куда ведёт «тропа Траянова»

Об этой «тропе» говорится в «Слове о полку Игореве»:

О Боян, соловей старого времени!

Вот ты походы те воспел,

Скача, соловей, по мысленному древу,

Летая умом под облаками,

Свивая славу обеих половин сего времени,

Рыща по тропе Траяна через поля на горы.

Наши историки, во главе с «автохтонным» академиком Ю.А.Рыбаковым, считают, что речь здесь идёт о римском императоре Траяне (98-117), во времена которого процветала причерноморская торговля греков и черняховцев-русов. Под словами через «поля на горы» Рыбаков понимает Правобережье Днепра и Карпатские горы. Но... поход князя Игоря в «Слове» проходит через 1000 лет! Полк Игоря идёт по левой стороне Днепра к «Дону Великому», а не к Карпатам. По логике «Слова», Игорь идёт к «Дону Великому» по «тропе Трояна»...

История знает и другого Траяна — сына бога Одина из скандинавской мифологии. Е.М.Мельникова в «Древнескандинавских географических сочинениях» (М. 1986) пишет об этом мифе следующее: шведский народ из Передней Азии, из Трои, сын бога Одина Траян вывел когда-то в земли «великий Свитьод», то есть в «Великую Швецию», а современная Швеция по этому мифу - «Швеция малая»; границы «великого Свитьода» изображаются от Днепра до низовьев Дона, от Чёрного и Азовского морей до лесостепи на севере. Во многом границы «Свитьода» совпадают с границами «империи Германариха».

Автор «Слова» и сам вещий Боян, считают исследователи «Слова», был знаком со скандинавской мифологией, именно во времена Бояновы русские летописи помещают рассказ «о призвании варягов», трёх викингов из Скандинавии. Отметим, что знаменитый шведский учёный-этнограф Тур Хейердал в 2002 году проводит археологические раскопки «великого Свитьода» в районе Ростова-на-Дону, безуспешно, но ведь искал его.

Тур Хейердал в начале XXI века ищет «великий Свитьод» в «германо-готской империи Германариха» на Нижнем Дону. Здесь мы видим новейшее столкновение автохтонистской исторической партии Рыбакова с миграционистской, но уже в лице Тура Хейердала, и шведской мифологии.

У Малого Дона — Северского Донца

В верховьях Северского Донца, под Белгородом в районе Ячнево, местный житель Н.Масленников в 1985 году случайно, при земляных работах, находит клад римских монет в 166 штук! У села Головино археолог М.Обломский, при раскопках черняховского поселения, находит римскую монету из причерноморского города Тир. Много таких же кладов монет было найдено при раскопках приднепровских черняховских поселений.

Всего в Белгородской области известно около 100 черняховских поселений, исследованы только считанные единицы. В 1980-е годы поселения у сёл Хохлово, Головчино, Головино раскапывали археологи Института археологии РАН СССР А.М.Обломский и А.В.Кропоткин при участии А.Д. Жучкова, который их и обнаружил. Участие в раскопках принимали археологи БелГУ А.Г. Дьяченко и Е.Н.Петренко. Все черняховские поселения располагаются в надпойменных террасах рек и, обратим внимание, на путях древних кочевий, у степных родников. Вот эти степные «Траяновы тропы», скорее всего, имел в виду автор «Слова о полку Игореве».

В XVII веке родники и ручьи в документах «Белгородской черты» назывались «колодезями»: Ячнев колодезь, Болховской колодезь»... В XI веке пишется «колодязь», через «я». Согласно этимологии, это слово происходит от древне-германского «калденс» - «холодный, студёный источник», и указывает также на «империю Германариха» в этих землях во II-IV веках. Здесь находился донской источник «русской земли», где сохранились черняховцы-русы после нашествия гуннов в 375 году новой эры, к которому шёл по «Траяновым тропам» князь Игорь Святославич.

Виктор Каменев, Пушкинский клуб г. Белгорода

20.10.-07.11.2022


Рецензии