Проповедь в день памяти Димитрия Солунского!
Но почему же мы так часто поминаем своих почивших родственников, спросите вы? Ведь это же так тяжело вспоминать о прошлом, и печалиться о том, чего уже не вернуть. Да, если считать, что смерть – это полное исчезновение человека в небытии. Но мы, христиане, верим в то, что есть жизнь после смерти, и потому относимся к факту кончины спокойно. Да жизнь после смерти физического тела будет другой, но есть одно неоспоримое ее достоинство – близость к Богу. Вот для чего мы поминаем наших родственников, чтобы они, находясь прямо перед Богом, помянули и нас. Духовная поддержка на всех уровнях бытия. Но почему это так важно произносить имена при поминовении? Дело в том, что имя обладает удивительной способностью: оно привлекает внимание того, кто назван и призывает его к действию.
Итак, вернемся к названию последней поминальной субботы. Димитриевской она названа в честь великомученика Димитрия Солунского и была установлена святым князем Димитрием Донским после победы русского войска на Куликовском поле. Так кто же этот Димитрий, что в честь него названа одна из великих поминальных суббот?
В греческом городе Фессалоники (устар. Солунь, соврем. Салоники), расположенной на Балканском полуострове, и омываемый водами залива Термаикос Эгейского моря, жило одно благочестивое семейство. История, увы не сохранили их имен. Отец исполнял должность проконсула Фессалоник, то есть был полноправным наместником римского императора. А мать происходила родом из знатной греческой семьи. Хоть их брак и был совершен по расчету (аристократы не могли позволить себе жениться или выйти замуж самостоятельно), но между супругами была настоящая любовь. Время шло, но в семье не было детей. Супруги никогда не опускались до того, чтобы обвинять друг друга в случившемся, а вместо этого обращаются к вере во Христа, как к последнему прибежищу в их проблеме. И Бог утешил их рождением единственного сына, которого они нарекли Димитрием (с греческого языка это имя переводится как посвященный Деметре, то есть богине земли и плодородия). На радостях родители возблагодари Бога, и устроили большой пир по случаю рождения наследника.
Шло время, мальчик рос. Он получил превосходное образование. Прекрасно разбирался в литературе, философии, музыке. А еще он был отличным воином и стратегом. Отец рано приучал его к ратному делу. В поединках он всегда выходил победителем. Также родители не забыли открыть своему сыну правду о том, кто сотворил чудо в их семье. Так что еще в детстве мальчик был окрещен и наставлен в христианской вере. Юношу ждала блестящая карьера. Но случилась беда. Внезапно умирает его отец, а затем и мать, которая не пережила разлуки с мужем. И юноша остается сиротой и наследником дома.
В это время на римском престоле находился император Максимиан. Это был необразованный, но очень коварный и жестокий правитель. Когда до него дошло известие о смерти проконсула Фессалоник, он без колебаний назначил на эту должность его сына – Димитрия, чью удаль и силу он отметил еще в одном из военных походов. Это один из немногих случаев в истории, когда в столь молодом возрасте человеку доверили управлять провинцией. Но у Максимиана было одно условие. Он требовал от Димитрия уничтожения всех христианских общин в краю. Как мы с вами понимаем, Димитрий, будучи истинным христианином, не собирался воевать против церкви. Он сделал все с точностью до наоборот. Продав все, что он имел, он на эти деньги построил в своем краю школы, больницы, странноприимные дома, церкви. Позволил христианам свободно проповедовать свою веру. Фессалоники расцвели, люди боготворили своего наместника. А до Максимиана уже дошли слухи о неповиновении Димитрия.
И вот, возвращаясь с похода на кочевников сарматов, император заезжает в Фессалоники. Тут же Димитрия арестовывают, но не сразу предают казни, а решают поиздеваться над ним. Были организованы специальные гладиаторские игры, в честь приезда императора. На них опытный и известный гладиатор Лий издевательски убивал безоружных христиан на арене на глазах у заключенного под стражу Димитрия. Максимиан знал, какую боль причиняет это зрелище молодому проконсулу. И тут, Димитрий проявляет смекалку. Он, заранее заручившись согласием своего друга христианина Нестора, который был его соратником по боям, предлагает испытать его на арене с гладиатором Лием. Ничего не подозревавший император соглашается. Тем более, что Нестор был хрупок телом, и вряд ли мог поразить мощного Лия. Но на арене произошло удивительное. Нестор оказался настолько опытным воином, что после нескольких неудачных атак Лия, насадил его на копье и представил на зрелище императору. Максимиан был в ярости. Убит его любимец. Он догадался, что так Димитрий хотел прекратить убийства христиан. Но убить Димитрия на глазах у жителей города он не мог, они любили своего начальника. И этот трус, перед отъездом из города, приказывает заколоть Димитрия копьями ночью в тюрьме. Так окончил свою жизнь Димитрий Солунский, до конца оставшийся верен своим принципам и вере. А Максимиана ждал ужасный конец. Он, под конец жизни преданный и ненавидимый всеми, закончил свою жизнь самоубийством (повесился) в городе Массилия (г. Марсель).
Чему же нас учит жизнь Димитрия Фессалоникийского? Во-первых, смелости. Во-вторых, неукоснительному следованию принятым идеалам. В-третьих, готовность жертвовать всем, даже своей жизнью, ради блага людей и Истины. Будем же и мы в своей жизни нелицемерными, смелыми, добрыми и милосердными. С праздником, дорогие друзья.
Свидетельство о публикации №222110801012