Поездка на Иловлю

    Лето 2022 года в Волгоградской области выдалось жаркое с переменной облачностью.
В июле вначале в Камышин приехал в гости внук Артём. Отдыхал, купался на Волге, на Камышинке, а потом мы с ним поехали в село Дворянское. С нами поехал и мой двоюродный брат – Владимир Иванович. После дождей проехать  в луга было невозможно, и мы поехали в сторону села Веселое. Там я учил внука водить машину. Тренировались около часу. Все было хорошо, кроме как сдавать назад на машине не получалось красиво. Решили, что нужна практика.
Вскоре приехали Катерина с мужем Денисом и Евгений, мой старший сын. У них тоже в планах и Волга, Камышинка,  ну и, конечно, Иловля. В детстве я своих детей часто брал в село Дворянское и показывал своё родовое гнездо. Обязательно ездили в луга и на речку Иловлю на рыбалку.  Помню случай, когда Евгений играя с пойманным сомом,  случайно упустил его. Утром он молчал и признался,  когда мы с Геннадием обнаружили. На это я сказал, что такое бывает. Поймаем его же в другой раз.
Теперь на Иловлю поехали вчетвером: я,  мой сын Евгений, его друг Сергей Чернов и мой двоюродный брат Владимир Иванович. На поездке настаивал Евгений. Он и на встречах «дворян»  раньше часто участвовал.
Ехали на моей машине «Приоре» и всю дорогу разговаривали, вспоминали, смеялись. Остановились у дворянского родника под  названием «Бабий» набрать воды и поехали дальше.
 Вот выдержки из моего стихотворения:

Родник «Бабий» назван живоносным.
Освещения  обряд прошёл.
И стоит часовня будто остров,
И народ за верою пошёл…

 Переехав железнодорожный переезд в село, и повернув налево, мы все сразу поняли, что дорога будет трудной и может тяжёлой. После дождя она ещё не просохла. И мало  того, что земля была мокрой, так ещё в ухабах и ямах полными водой.
Я нет, нет, да и вспоминаю своё детство в селе Дворянское, приключения на речке Иловле, наши купальные места - «Мелки-пески», «Калмычка», «Купалка». Особенно рыбалку,  когда ходили с ребятами в «ночное». Почти всё лето мы ходили босиком и нам это нравилось. В селе сложился свой уклад  жизни, свои поверья и праздники. Старый люд потихоньку верил в Бога, во всякие предания и чудеса. Как быстро летит время…
Вот отсюда и любовь к малой родине, к природе и друзья, привязанность к месту проживания в детстве и юношестве.
А природа у нас степная и речки с жёлтыми кувшинками, и белыми лилиями.
Конечно, любовь  к Родине -  России, она не случайна и продиктована, как местом проживания с детства, так и литературой, живописью, музыкой и нашими учителями в школе. Не забывать надо и наших родителей, которые жили прежде нас и тоже любили родную землю и передали нам, потомкам.
Вот поэтому край обладает большой притягательной силой.

Но  не буду отвлекаться. Едим мимо моего дома детства.  Правда, дома нет уже 12 лет. Сгорел во время большого пожара в селе. Тогда в 2010 году всего  в селе сгорело 43 дома. И что так непонятно,  это то, что загорелись села сразу в нескольких районах Волгоградской области в один и тот же день-2 сентября 2010 года. В Руднянском районе одно село вообще сгорело полностью.
В этот 2010 год, я как будто почувствовал, что не так что-то пошло лето. Стоял пекучий зной. В сельском хозяйстве жаловались  на засуху. И я не стал собирать своих «дворян» на ежегодную встречу. Ребята звонили, спрашивали, но я стоял на своём, что в этом году не поедим. И как в воду смотрел. Предчувствие меня не обмануло. Начались пожары. Могли нас обвинить в этом. Поэтому хорошо, что я не собирал ребят на Иловле в селе Дворянское. В этот день мы поехали в село тушить пожар. Об этом я даже в стихах пишу:

Этот  год нас не жаловал вовсе.
Это лето беду принесло.
Как по жизни ты к ней не готовься,
Та застанет врасплох всё равно.

Загорелась деревня родная.
Был я рядом – не в силах помочь.
И горели дома и сараи…
Виноватой осталась лишь ночь.

Напротив моего бывшего дома ранее был выгон  (ровное место, заросшее мелкой, короткой травой). Обычно там пацаны играли в футбол. Теперь не выгон, а какое-то вспаханное поле, заросшее полынью и татарником.
Дорога вся в ухабах и рытвинах. То и гляди съедим в яму с водой. Я ребятам говорю, что не проедим мы к Иловле в луга  и надо поворачивать назад. Но, наверное, неизвестное и тайное сильнее истины, и мы едем дальше.
Показываю им справа «Лучку» - самоё любимое моё место на речке Иловле.  Там в детстве на приколе стояла моя лодка, и я в этом месте ловил и сомов, и щук, и лещей, линей, окуней, плотву и краснопёрку. Я был хозяин этого места. Потом появилась лодка Василия Павловича Щеглова.  Юра Щеглов тоже на ней ловил рыбу, кидал блесну с лодки и ловил щук. Мы с ним ставили вентеря,  перетяги, самоловки. Вообщем жизнь кипела.
 Это всё привил мне отец, Григорий Андреевич. Мастер был на все руки. Он и плотник был, и вентеря сам вязал, и корзины плел, и обувь чинил. В саду прививки делал на деревья. У него сарай был полон всяких инструментов. Там же были капканы на сусликов, разные металлические машинки, тиски, наковальня, машина для отжима арбузов для сока. Вся амуниция для лошадей. Про отвертки, ключи  и другую дребедень я уж промолчу.
Мы с ребятами, а это  я,  Юра Щеглов, Виктор Дубровин, Сергей Прокофьев, потом брали эти капканы и ловили сусликов на горе, сразу за железнодорожным полотном. Затем обрабатывали сусликов,  сушили шкурки и сдавали их  в заготконтору.
Перед мостом в «Первые» луга я останавливаю машину. Надо проверить мост на проходимость. Все выходят посмотреть и убедиться, что всё нормально. Я еду и только потом все опять садятся. Справа «Первые» луга проезжаем мимо.
Наша цель попасть на Казачий брод, где я с дворянскими пацанами, каждый год встречался более 25 лет.
 Это были незабываемые встречи. Целые сутки мы там купались, варили шулюмы, супы и жарили шашлыки. Произносили тосты за нашу малую родину, за дворянское братство, за дружбу и единство. Нам даже суток не хватало, чтобы наговорится. Перед отъездом все кричали, чтобы я на следующий год никого не забыл пригласить и оповестить тех дворянских ребят, которые ещё не знают о наших сборах.

Каждый год после долгой зимы,
Еду к Иловле в угол Сорочий.
Там с друзьями встречаемся мы,
И проводим бессонные ночи.

Съезжаем с горы, и сразу я чувствую, и вижу, как разительно отличаются луга от тех лугов, в которых мы были всего-то лет 10 назад.
Бурьяны повсюду. Ямы почему-то и валуны земли. Луга заросли полностью крапивой, чертополохом, бодяком, борщевиком, осокой, тростником и  камышом. Поселилась в лугах даже степная полынь. Вижу пырей, чистотел, окопник лекарственный, донник, подорожник.
Правда местами встречается такие травы как клевер красный, одуванчик лекарственный, люцерна, житняк, тимофеевка луговая. А также щавель конский, мятлик, тысячелистник, лютик, мята луговая, дикий лук (мы его ещё в детстве ели), цикорий, шалфей луговой.
И вот что примечательно, так это цветы ещё растут: зверобой, ромашка, иван-чай, василёк синий полевой, мышиный горошек(синий), пижма жёлтая, анис обыкновенный,  горец змеиный. Растут  также: девясил,  овсяница повсюду, кипрей, анютины глазки, лопух большой.  Даже есть лаванда, дельфиниум, ирис, анютины глазки, мать-мачеха. У самого берега речки валериана лекарственная. В болотистых канавах вязель пестрый, калужница, купальница желтая, кашка.
 Ну, а весной в наших лугах растут: подснежники, тюльпаны, ландыши, колокольчики.
Значит не всё ещё потеряно. Но за лугами тоже нужен уход. Обязательно ежегодно косить травы, а в пойменных лугах два раза в год. Сорную траву выкорчёвывать. И ни в коем случае не вспахивать луга. Беречь их надо. Это и кислород, и сено, и целебный воздух.
Какой в лугах целебный настой воздуха, какая аура и благодать. А какой пахучий аромат от этих трав? Так и хочется упасть и лежать долго, долго, вдыхая всю  эту свежесть. Смотреть в бездонное синее небо и пусть этот тленный мир побудет без тебя!
А если сено хорошо просушить и весь запах ощутить на себе, то никуда уже больше не захочется. Это я испытал на себе, на своём личном общении с лугами и речкой Иловлей. Не зря я убегал в пятницу со школы в городе Камышине в своё село и возвращался обратно в понедельник.
Показываю  ребятам места слева, где по рассказам старожилов было «Челимное озеро» и чистая  «Дубовая роща». Сейчас ни озера, ни тем более рощи нет, но жиденький дубовый лесок ещё остался вперемешку с другими деревьями. По краям реки компактно растут клёны, липы, осины, вётла, тополя. Чаще встречаются: ольха, ива, вязы, орешник, терновник. Растут дикие яблони и груши. Местами много кустарников шиповника и волчьего лыко.
В этих местах ещё при мне водились лоси, и я лично видел красивую пару. А Василий Павлович Щеглов, наш председатель сельского Совета, со своей женой видели тоже пару лосей в Лупандино. Он даже меня предупреждал, что они не всегда добрые и могут рогами даже убить человека.
И вот  представьте, что в этом сказочном мире природы я не просто жил, а участвовал, познавал и впитывал душою эту ауру жизни.
Едем, конечно, едем дальше.  Ищем Казачий брод. Дорога отвратительная. Мало  того, что ямы бугры, так еще и корявая трава высотой более метра и выше. Нет, это не дорога, а видимость дороги. Я постоянно жалуюсь и давно бы повернул назад, но цель у нас одна  – Казачий брод.
Уже три раза останавливаемся и ищем, ищем Казачий брод.
Вот Владимир Иванович ушёл в кусты и пропал.
Берега Иловли заросли камышом, чаканом, ивняком, борщевиком, татарником, осокой, таволгой, терновником и шиповником. Встречается дикая ежевика и болотная куга.
 Раньше тоже берега встречались заросшие травой, но не до такой же степени. Сейчас не то что пройти нельзя, а просто жутко. Постоянно где-то, что-то пищит, квакает, плюхает, кричит. Из кустов вылетают перепела с шумом и писком. Откуда-то выбежала рыжая лиса и наутёк кинулась в сторону железнодорожного полотна. В кустах упал Женькин друг Серега Чернов, лазая за нами в поисках речки Иловли в районе Казачьего брода. Или мы уже состарились и принимаем всё так серьёзно и болезненно? Или действительно всё так быстро заросло.
Да, а где же мой братан? Евгений тоже ищет Владимира Ивановича и Казачий брод!
Наконец  - то выходит Владимир Иванович совсем с  другой стороны.
«Идите, я вам покажу, где был Казачий брод, - говорит он, и снова скрывается в джунглях реки Иловли. Мы пробираемся через кустарники, крапиву,  ежевику, охая и ахая. Нашему возмущению нет предела. Всё заросло до такой степени, что не только места, даже видимости нет Казачьего брода.
 Раньше здесь была поляна перед Иловлей. На ней ставили около двадцати машин. Был красивый подход к речке. В одном месте был песчаный сход, а в другом с бугра ребята прыгали в Иловлю с разбега, а некоторые делали сальто-мортале. Это нам показал Алексеев Саша, спортсмен, председатель  колхоза и наш земляк. Я тоже прыгал и более - менее удачно. А вот Золотарев Виктор Иванович, немного толстый и грузный, разбежался хорошо, но перевернуться вообще не смог и упал пузом. Ладно, волны сразу вышли из берегов, но вот  пузень стало красным и потом  болело неделю. Саша Щеглов вначале прыгает, а потом, удачно перевернувшись, говорит, что вот так вот надо делать сальто-мортале. Но не все собираются повторять его прыжок.

Всегда в места родные тянет,
Порой без видимых причин.
И это чувство не обманет,
Я детством только излечим.

А теперь этого места просто  нет! Ну, нет его! Остался от речки в этом месте ерик и тот порос камышом и чаканом. Почему? Мне даже писать страшно, почему так происходит. Траву никто не косит, совсем не косят. Течение речки из-за заторов, стало тихим. На дне стал оседать ил, который способствует хорошему росту водорослей. Повсюду высохшие коряги деревьев. Развелись бобры целыми выводками  и подгрызают деревья у берегов Иловли. При мне вообще бобров не было. Повымирали наши мальчишки на деревне. Коров в селе держат мало, а значит и сено никому не нужно, рабочих рук не хватает. Молодёжи на селе почти нет.
 Я помню, когда пошёл в первый класс Дворянской школы, то было 2 первых класса. А теперь в одном классе по 7-12 человек.
А сегодня просто некому топтать луга и ловить рыбу в Иловле. Хиреет  речка год от года.
Удручённые такой обстановкой, мы решили ехать  в «Первые» луга. Машина опять поехала по колдобинам и высокой траве. И вдруг мы увидели выкошенное место у самой Иловли. Кто-то не поленился и сделал место для ловли рыбы и купания. Какие молодцы.
Мы свернули к речке, провели рекогносцировка на местности, как учили в военном училище и приступили рыбачить, купаться, кушать, так как время уже было обеденное. Вода в Иловле была тёплая и чистая. Сын кидал блесну на щуку и одну поймал, а потом  зацепил за кусты на другом берегу. Чернов поплыл отцеплять. Из кустов выплыла дикая утка со своим выводком утят. По краям Иловли видим белые лилии и жёлтые кувшинки. Вдруг закуковала кукушка и все сразу глянули на часы. Вообщем наши приключения продолжались. Мы сфотографировались для истории и, отдохнув, надышавшись дурманом травы, поехали домой.
Слева я увидел цаплю, потом ещё  одну. Они важно ходили по лугам. Я даже порадовался за них. Сохранились, прилетают милые, не забывают Иловлю и луга. Высоко в небе висел не то коршун, не то орел степняк. Эта птица тоже редкостной стала в наших краях.

Цапля - важная птица

По лугам ходит важно и чинно,
Цапля серая с клювом большим.
И походкой своею невинной
Говорит, что она не спешит.

Никого, ничего не боится.
На одной может ножке стоять.
Цапля - важная, гордая птица.
Саранчу может клювом поймать.

И лягушек в канаве глотает,
А наевшись,  она тихо спит.
На ноге лишь одной засыпает,
И подолгу в болоте стоит.

К нам на лето она прилетает.
Значит, нравится наша земля.
И до осени не покидает,
Потому что родные края…

Уже перед горой слева было живо маленькое озеро.  Вода в нём была отвратительно чёрная. Со дна пузырями поднимался болотный газ. В детстве мы удили здесь красных карасей. Потом в озеро попали щуки и съели всех карасей. Потом и щуки перевелись из-за нехватки еды.
И представляете, как только въехали в Камышин, то все, буквально все почувствовали тяжесть, которая свалилась  на наши плечи и головы. В городе стоял такой пекучий зной, что асфальт плавился и тёк.
 Вот вам и погода в лугах и в городе. Вот так мы и живём. В железобетонных квартирах спим, кушаем, по асфальту ходим, газами от машин дышим.
 Так надо нам всем, хотя бы раз в неделю,  ну, в крайнем случае, в две недели раз, выезжать на речку, в луга, в поле, соприкасаться лично, зреть и быть наедине  с природой, ощущать гармонию и родство. Да, да ходить босиком по траве, купаться и голышом ощущать аромат  трав и дышать, дышать, дышать целебным воздухом…
                2022 г.


Рецензии