Неписьменные источники по истории Улуса Джучи

     Эпос – это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации...
(В. М. Жирмунский)

     Здесь выделим, естественно, археологию и, как ни странно... нумизматику, которые дополняя официоз арабских, иранских, русских, тюркских хроник, позволяют историкам с достаточно высокой степенью достоверности, восстановить реалии социально-экономической жизни Улуса Джучи.
   
     Археологическое изучение памятников золотоордынской материальной культуры началось еще в первой половине XIX века, когда по поручению министра внутренних дел Империи Л. А. Перовского были проведены раскопки Царевского городища1, расположенного на территории современной Волгоградской области. Однако вплоть до конца 1930-х годов усилия археологов были сосредоточены по большей части на изучении памятников Северного Причерноморья.

     Подлинный прорыв в изучении материальной культуры Золотой Орды связан... со строительством каскадов гидроэлектростанций на Волге. В преддверии затопления больших площадей АН СССР организовала ряд археологических экспедиций (объединенных в 1958 году в Поволжскую археологическую экспедицию АН СССР), результаты деятельности которых привели к пересмотру устоявшихся взглядов на Золотую Орду, как о "диком" государстве со слаборазвитой материальной культурой, существующем лишь за счет завоеванных земледельческих народов2. Выводы археологов, работающих в Поволжье, подтвердили археологических исследований в других регионах, находящихся под властью Золотой Орды (в Пруто-Днестровском междуречье, на нижнем течении Днепра и Дона, в Крыму, на Кубани и Северном Кавказе, Хорезме...).

     О развитии торговли свидетельствует и находящийся в распоряжении историков обширный нумизматический материал. Более того, он помогает ученым в изучении политической истории Улуса Джучи. Так на его основе А. П. Григорьев сделал попытку воссоздать хронологию правления ханов во время Великой замятни3.

     Завершая наш короткий обзор, скажем несколько слов о идеологии, которая, как и при изучении Киевской Руси, зачастую превалирует над беспристрастным критическим анализом средневековых источников. Особенно ярко эта тенденция прослеживалась в эпоху СССР. Достаточно вспомнить приснопамятное постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года4, в котором Татарскому обкому ВКП(б) "предлагалось" (один из стандартных оборотов партийного новояза, обозначающий прямой и требующий немедленного исполнения приказ) «организовать научную разработку истории Татарии, устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьёзные недостатки и ошибки националистического характера в освещении истории Татарии (приукрашивание Золотой Орды, популяризация ханско-феодального эпоса об Идегее).  Обратить особое внимание на исследование и освещение истории совместной борьбы русского, татарского и других народов СССР против чужеземных захватчиков, против царизма и помещичье-капиталистического гнёта, а также на историю социалистического преобразования Татарии в период Советской власти и популяризацию выдающихся деятелей, учёных и революционеров татарского народа и его сынов – героев Отечественной войны.»
    
     Кроме освещения "истории совместной борьбы русского, татарского и других народов СССР" советские номадисты были вынуждены в своих работах лавировать между Сциллой идеологических установок о наличии у степняков феодального государственного устройства и Харибдой известных науке фактов, недвусмысленно свидетельствующих об обратном. Одним из результатов такого маневрирования был введенный в научный лексикон Б. Я. Владимирцовым мем-оксюморон «кочевой феодализм»5.

   Впрочем, большинство имперских номадистов не согласились с такой концепцией ученого, предпочитая называть монгольский феодализм полупатриархальным-полуфеодальным. Правда, в качестве контрдоводов ими использовались не научные аргументы, а... мудрые указания И. В. Сталина, согласно которым, «следует полностью пересмотреть привычные многим историкам взгляды на монгольское общество XIII-XIV вв. как на вполне развившееся феодальное общество».6

     И вновь самое время вспомнить А. Т. Фоменко. Если, конечно, исходить из того предположения, что его "Новая хронология" является гротескным троллингом исторической науки7. Что же касается И. В. Сталина, то  в своих тезисах к X cезду РКП(б) “Об очередных задачах партии в национальном вопросе” он ни словом не упоминал о Золотой Орде времен Узбека, а писал лишь о том, что существует "25 миллионов по преимуществу тюркского населения (Туркестан, большая часть Азербайджана, Дагестан, горцы, татары, башкиры, киргизы и др.), не успевших пройти капиталистическое развитие, не имеющих или почти не имеющих своего промышленного пролетариата, сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кавказ) или не ушедших дальше первобытных форм полупатриархального – полуфеодального быта (Азербайджан, Крым и др.), но уже вовлеченных в общее русло советского развития."8

     Естественно, победить в подобном "научном споре" можно было лишь применив такое же сверхоружие, отыскав в произведениях классиков марксизма-ленинизма «нужную» цитату, "подтверждающую" посылку ученого. Увы, такой возможности Б. Я. Владимирцов, умерший в 1931 году, был лишен.

   Тень идеологии нависает над историками и в наши дни. Правда, в большей степени это касается ученых тюрко-язычных стран и республик, участвующих вместе с политиками в создании новых национальных мифов. Однако продолжим...

     1. Царевское городище – один из крупнейших археологических памятников эпохи Золотой Орды. Первое упоминание в письменных источниках о развалинах древнего города встречается в «Книге Большому чертежу» (1627 г).28 (Глухов А. А. Историческая топография Царевского городища. Поволжская археология. N2(8) 2014.) Представляет собой центр средневековой городской агломерации, протянувшейся на многие десятки километров вдоль левого берега рукава Волги Ахтубы. Долгое время Ц. Г. отождествлялось историками с одной из двух золотоордынских столиц Сарай-Берке (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. Издательство АН СССР. Москва-Ленинград 1950 год.), однако в недавнее время появились альтернативные версии. Согласно первой, Сарай-Берке – это лишь другое названия города Сарай-Бату (Селитренное городище), а на месте Ц. Г. находился, основанный в 1330-х годах Сарай Ал-Джедид. (Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII;XIV вв.) Согласно второй, Ц. Г. – это руины, также возникшего во время правления Узбека, другого крупного города Золотой Орды – Гюлистана. (Евстратов И. В. О золотоордынских городах, находившихся на местах Селитренного и Царёвского городищ (опыт использования монетного материала для локализации средневековых городов Поволжья) // Эпоха бронзы и ранний железный век в истории древних племён южнорусских степей. Ч. 2. — Саратов, 1997. Пачкалов А. В. Следы монетного производства на средневековых памятниках Нижнего Поволжья // Проблемы археологии Нижнего Поволжья. — Волгоград, 2007.)

     2. Усманов М. А. Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223–1256. Казань 2001. С 12.

     3. Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/mongol/10.php

     4. Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». 9 августа 1944 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, доп. и испр. Т. 7. – М.: Политиздат, 1985. С.513–520.

     Как видим, имперские идеологи изо всех старались "стереть" историческую память волжских татар, представить историю их более чем непростых взаимоотношений с другими народами, также оказавшимися под крылом имперского орла, в отлакированном виде. Впрочем, аналогичному воздействию подвергалась историческая память всех народов Империи. И здесь мы должны... ВОЗДАТЬ ДОЛЖНОЕ строителям Империи, поскольку эта самая пресловутая память является сильнейшим ядом, способным отравить не только сознание, но и повседневный быт едва ли не всех народов Ойкумены. Современных примеров тому нет числа (предоставим читателям самим сделать выбор между, скажем, Балканами и Ближним Востоком).  В то же время наиболее благополучные с социально-экономической точки зрения народы нашли в себе силу перешагнуть через, выражаясь политкорректными эвфемизмами, прошлые «недоразумения» и «обиды». В первую очередь это относится к жителям Западной Европы, на протяжении столетий в тех или иных военно-политических комбинациях воюющих между собой. Они не отвлекаются на воспоминания, а живут днем сегодняшним, занимаясь экономикой и повышением своего жизненного уровня населения.

     5. Коляков А.М. Очерки истории Евразийской империи. Кн. 1. Киев 2019. С.

     6. Якубовский А. Ю Из истории изучения монголов периода XI-XIII вв. Очерки по истории русского востоковедения' - Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1953

     7. Зализняк А. А. Лингвистика по А. Т. Фоменко. УМН. 2000. Т. 55. Вып. 2(332). С.166.

     8. Сталин И.В. Cочинения. – Т. 5. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 15–29.
      На момент проведения Х съезда РКП(б) И. В. Сталин еще не был "великим вождем и учителем", и даже первым среди равных, а всего лишь комиссаром по делам национальностей.


Рецензии