Это старость?

Старость? Мне восемьдесят девять плюс. Это как считать, старость, или...? Некоторые считают, что старость наступает, когда человек начинает обращаться к воспоминаниям. А знаменитая актриса Фаина Георгиевна Раневская, например,  считала, что старость  наступает тогда, когда стоимость свечей на именинном пироге превышает стоимость самого пирога.

Пятилетняя внучка наших приятелей, обращаясь к бабушке, говорит, что ты, бабушка, ты не старая, ты – пожилая, потому что ты много пожила.

И все-таки я думаю, что старость наступает не с возрастом, а с состоянием здоровья, с изменением образа жизни, с изменением образа мыслей, с изменением интересов, с сокращением жизненной активности.

Можно быть стариком уже в сорок – пятьдесят лет. А можно в семьдесят – восемьдесят  быть просто пожилым.

Первый раз в свой адрес я услыхал слово: «старик» лет тридцать назад. Дело было так. Будучи на даче, мне потребовалось обратиться с вопросом к соседу по участку. Подхожу к дверям его дома, на пороге стоит пожилой мужчина тоже житель нашего товарищества, но мы с ним незнакомы. Мой сосед находится внутри дома, и разговаривает с этим товарищем. Я окликаю соседа.  Тот, не видя меня, спрашивает товарища: - «Кому я там нужен?» «Да это старик с соседнего участка» - отвечает тот.

 Меня тогда это так резануло. А потом стал постепенно привыкать. Меня теперь называют и «отец», и «батя», и «дед». И меня это не трогает. Потому что сам себя стариком я не считаю. Я только лет пять назад перестал работать. Правда, последняя работа была щадящая, физически не очень утомительной. Работали по четыре – четыре с половиной часа в день. Еще интересуюсь окружающим меня миром и происходящими  событиями. Пока, к счастью, еще не страдаю ни склерозом, ни, тем более, старческим маразмом. Только несколько лет назад перестал ездить на экскурсии и даже зарубежные. Правда, последнее время ноги побаливают. Это месть мне за сорокапятилетнее курение. Был дураком. Начал курить не в 14, и не в 17. Ни в школе, ни в институте меня, хотя и соблазняли, но не соблазнили. Я начал курить в 25 лет! Почти 18 лет уже не курю. Бросил сразу. Такая была боль в ногах! Как говорят: «Жареный петух клюнул». Я не верю людям, которые говорят, что не могут бросить курить. Значит, петух еще не клюнул.

  В одном из своих стихотворений я написал:

Жизнь пролетела, близится финал,
Оставшиеся годы быстро тают,
Еще недавно в транспорте места я уступал,
Теперь, как старику,  мне уступают…

          Вообще в своей жизни, когда я жил и работал в Москве, мне пришлось много ездить по стране. Я 43 года проработал в проектно- изыскательской организации по своей  основной специальности инженера путей сообщения.
  Приходилось выезжать на проектируемые объекты или на согласования с различными местными организациями. Тогда приходилось много ходить. Я как-то подсчитал, что был примерно в 170 городах Советского Союза, почти во всех республиках, за исключением: Молдавии, Армении, Киргизии и Таджикистана.

В то время за рубеж выезжать не удавалось, хотя мы проектировали и зарубежные объекты. Тогда выезд заграницу, особенно в капстраны был наглухо закрыт, выезжали только избранные. Вероятно, боялись, что люди увидят, как живут при «загнивающем капитализме» и, не дай Бог, будут сравнивать с тем, как живут при развитОм социализме. А в так называемые страны соцлагеря, кому-то везло, получали путевки в Болгарию, Венгрию, Чехословакию и др. Но при этом приходилось проходить серьезные комиссии с пристрастными допросами, а кроме того кандидат на поездку должен был иметь чистейшую анкету, в которой нет родственников, живущих заграницей, и что ты сам не жил во время Второй мировой войны на оккупированной нацистами территории.
 
Репатриировавшись в Израиль в 2000 году, мы получили свободу выезда в любую страну, правда, кроме стран, куда израильские власти не рекомендуют ездить. Это относится преимущественно к странам, враждебно настроенным к Израилю. Из 193 стран - членов ООН, Израиль имеет дипотношения с 160, а безвизовый режим со 140 странами.

Всегда при выезде заграницу настоятельно рекомендуют не брать с собой вещи или предметы с израильской символикой. Сейчас регламентирует наши выезды только содержимое нашего кошелька.

Не смотря на все это, за те 22года, что мы здесь живем, кроме семи раз выездов в Москву, мы с женой побывали в европейских странах: Англии (4 города), Франции (6), Италии (11+ Ватикан), Чехии (2), Германии (7), Австрии (6), Словакии (1) и Венгрии(5).
 
      Сегодня, когда появилось много свободного времени, когда пока отсутствуют маразм и склероз, я решил записать свои воспоминания. Помещая ниже свои воспоминания, я, все-таки, остаюсь при своем мнении: я – не старик, я – пожилой.  И закончу продолжением того же стихотворения:

                Уже прожито   много-много лет,
                Года промчались, пролетели очень быстро,
                Мелькнули и сверкнули, словно искры,
                Но в памяти оставили свой след.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.