Багаж и колея нашей жизни

"Машинистки". По пьесе Мюррея Шизгала.
 Режиссёр - Илья СМИЛГА.
 Актёры: Валентин КАРНЕЗО, Надежда КАРПОВИЧ.
Театральная Долина, Артмуза Санкт-Петербург. Ноябрь 2022.
В спектакле «Машинистки» Илья Смилга обращается к теме пространства человеческой жизни, изучение этого сложного, многовекового объекта философско-психологического познания осуществляется им в сценическом воплощении пьесы Мюррея Шизгала, автора широко известного многомилионной кинообщественности благодаря картине «Тутси». В этой картине он создаёт некую отправную точку для нашего познания пространства человеческой жизни, его границ и факторов влияние определяющих его форму и содержание. В пьесе «Машинистках» Шизгал продолжает и расширяет свои исследования и рассматривает человеческую жизнь, в качестве замкнутого пространства, сформированную и управляемую набором различных факторов влияния. Они едины для всех, но потенциал их влияние варьирует в каждом из нас, сплетение и наслоение этих факторов затягивает тугой клубок проблем и противоречий человеческой жизни, которой Шизгал исследовал в своём творчестве.
В сценическом воплощении плодов познания человеческой жизни Илья Смилга создаёт плоскость, в которой он фокусирует наше внимание на двух персонажах мужчине (Валентин КАРНЕЗО) и женщине (Надежда КАРПОВИЧ), в этой истории они люди, которые по воле судьбы они обыкновенные люди корпоративной системы в маленьком обезличенном конторском помещении. Это направление нашего взгляда позволяет нам наблюдать персонажей, погружённых в корпоративную рутину монотонной, однообразной работы в обезличенном офисе. Подобное корпоративное пространство в спектакле - это плоскость нашего познания факторов человеческой жизни, в нём наше внимание сосредоточено на изучении индивидуальных проекций универсальных факторов, играющих главную роль в формировании пространства человеческой жизни. Одним из таких факторов является «Багаж человеческой жизни», концепция которого точно определена в старинной английской поговорке: «Каждый несёт багаж своей жизни». В спектакле его концепция определяет контент этого чемодана, в нём у каждого из нас аккумулируются различные аспекты и компоненты человеческой жизни. В истории под названием «Машинистки» в этот входи предыстория персонажей, которая здесь вынесена за границы сюжетного пространства пьесы, их устремления и чаяния, комплексы, незакрытые, а также многое другое, скрытое за внешней оболочкой их образов.
В спектакле «Машинистки» визуальная проекция этой концепции представлена в открывающей сцене, в ней мы видим возникновение персонажей в обезличенном корпоративном пространстве некой компании, при котором каждый из них бережно несёт ящик конторского стола. Обыкновенный конторский, мебельный артефакт в этой картине – это некое хранилище, содержащие объекты их повседневной жизни, эти ящики внешне стереотипны, индивидуальность им придаёт их содержание, которое отличается у каждого персонажа. Персонажи вносят и устанавливают их в серых обезличенных конторских столах и таким образом визуальную проекцию багажа человеческой жизни в прагматично-унифицированном корпоративном пространстве. Для каждого персонажа этой истории контент его ящика столешницы - это некий объект privacy, скрываемый им от постороннего взгляда, так как в нём собраны особые факторы-артефакты жизни, которые оказывают влияние на их мировоззрение, формируют концепцию восприятия окружающих их людей. Эта вуаль тайны, окутывающая этот контент, превращает его в объект постоянного любопытства коллег и этот интерес является не только предметом праздного любопытства, персонажи ищут в них первопричину поступков и систему взглядов, хотят увидеть в них изнаночную сторону жизни их визави. Их попытки проникновения также объясняются тем, что в этом пространстве они пытаются сопоставить их жизни, изучают иную парадигму существования и восприятия мира вокруг них, пытаются найти оправдание собственных жизненных неудач и ошибок.
Наше изучение контента багажа жизни персонажей логично направляет наше познание на познание других компонент, концепции пути и колеи человеческой жизни. В реалиях нашего времени эти понятия сложно взаимосвязаны между собой и концепцией багажа человеческой жизни. В истории персонажей спектакля «Машинистки» каждый из персонажей несет свой собственный багаж прошлого и настоящего, оказывающий прямое и косвенное влияние на их выбор, приоритеты их жизненного пути, поступки и действия, совершаемые ими. В своём движении по выбранному ими жизненному пути они осознают свою ошибки прошлого, в душе каждого из них теплится огонёк надежды и веры, в то что их ошибки не окончательны и могут быть исправлены. В душе они верят в свой творческий потенциал, что они смогут совершить поступок, который разорвет оковы обречённости их существования, их жизнь будет лучше и интересней. поддерживающие в Мерцающий огонёк в их душе поддерживает их веру в собственные творческие устремления, которые откроют всему миру их индивидуальность но багаж их жизни с ошибками прошлого выступает в качестве стопора в их движение к обозначенной ими цели. Его контент сужает горизонт их поиска, не даёт им возможность раскрыть крылья и взлететь над обезличенной корпоративной рутиной, их проблемы прошлого, незакрытые гештатльты создают им глубокую однонаправленную колею, инвариантно направляющей траекторию их жизненного пути.
В пространстве жизни персонажей колея - это некое прокрустово ложе для творческой индивидуальности персонажей, оно подобно щупальцам спрута жестко опутывает их, не даёт открыть крылья для полёта творческой индивидуальности. Этими удушающими щупальцами становятся для них становятся различные социально-психологические факторы, неуверенность в собственных силах, ошибки и неудачи прошлого, боязнь приятия ошибочного решения и прочие компоненты, вселяющие им страх и неуверенность, заставляющие вернуться в глубокую колею собственной жизни. В нашем изучении эффекта колейности жизненного пути в персонажах мы наблюдаем процесс суммирования сомнений, неуверенности, различных страхов и комплексов. В результате этого процесса создаётся мощная сила, которая противостоит желаниям и устремлениям персонажей, она заставляет персонажей отказаться от их устремлений и желаний, пробуждает желание поиска безопасного решения, которое поможет им избежать ошибки прошлого. Их хрупкие измученные рутиной души под натиском этой силы возвращает к движению по установленной колее, так как она является этим безопасным решением. Их неудачные попытки выйти из предопределённой им колеи приводят персонажей к внутренней эмиграции в замкнутое пространство внутреннего мира, места где они могут почувствовать в полной безопасности. Эту силу оказывающую влияние на персонажей можно условно назвать «Обратной тягой», её вектор инвариантно направлен от желаемой цели в колею жизни, в убежище пространства их внутреннего мира.
В истории персонажей эти факторы конденсируются в замкнутом корпоративном пространстве, которое разграничивает жизненное пространство персонажей и превращает персонажей в узников, приговорённых к заточению в четырёх стенах тюремной камеры. В спектакле концепция их корпоративной жизни воплощена в небольшом квадрате офиса, куда они приходят строго по установленному распорядку от звонка до звонка. Багаж человеческой жизни, колейность его пути и сила обратной тяги становятся факторами трагедии человеческой жизни. Они создают парадигму обезличенного экзистенциального существования при которой жизнь превращается в серую, безликую рутину, растянутую на десятилетия, с заранее предопределённым финалом.
В спектакле «Машинистка» Илья Смилга представляет нам всем возможность взглянуть на свою собственную жизнь через призму героев Шизгала и попробовать увидеть в ней всё то что обезличивает, ограничивает пространство нашей индивидуальности, направляет её по колее безысходности.
Видеофрагмент и краткий анализ спектакля вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд» :https://youtu.be/A1IcPMILV4M


Рецензии