Звезда по имени Таня

   Татьяне Коньковой! 
   Неугасимой Звезде отечественного джаза!
   С любовью и восхищением!

   На звёздном небосводе российского джаза ярко сверкает и неугасима Звезда по имени  Таня. Музыканты, работавшие с ней, до сих пор при одном упоминании её имени  почтительно, с улыбкой кивают головами, тем самым отдавая дань таланту,  человеческим и душевным качествам Татьяны Васильевны Коньковой.

   Я познакомился с ней в «Джаз Арт» Клубе на Беговой в начале 1995 года. Тогда, как всегда,  собралось много музыкантов, так как после концерта по традиции начинался джем. Среди них был завсегдатай клуба, контрабасист Толя Соболев.  Он сидел за столиком в компании женщины, выглядевшей старше его. Толя в характерном для него шутливо-серьёзном тоне обратился ко мне. 

   – Сэр, позвольте представить, Татьяна Васильевна Конькова. Певица от Бога, джаз поёт – закачаешься.
 
   Татьяна Васильевна пыхнула сигаретой и улыбнулась.
– Вы его больше слушайте, этого балагура. Зовите меня просто Татьяной. И вам и мне так удобнее.

   Толю  позвали на сцену, а я разговорился с Татьяной, рассказал ей историю возникновения клуба, кто в нём выступал и выступает, что за публика. Она коротко и совсем немного рассказала о себе в пределах допустимого для нашего первого знакомства. Слушала ли Татьяна или говорила, с сигаретой она не расставалась. Видимо, от того, что она была ярой курильщицей со стажем, речь её  отличалась заметной  хрипотцой. Такой надтреснутый голос у вокалистов с давних пор ценится в блюзе и джазе.
 
   Татьяна относилась к той категории людей, которые сразу располагают к себе своей откровенностью, искренностью, юмором, которые не занимаются самопиаром, наоборот, скромны и достаточно критически относятся к себе.  Я узнал, что в 60-ых годах она работала   солисткой в оркестре Эдди Рознера. Находясь в окружении крепких джазовых музыкантов, Татьяна вошла в джаз и полюбила его всей душой. Помимо выступлений с оркестром она много работала с именитыми музыкантами в дорогих заведениях, о чём рассказывала с явным удовольствием, перечисляя названия ресторанов, казино, гостиниц. Для неё   ресторанная работа стала  отличной школой в плане оттачивания техники, расширения репертуара и хорошего ощущения зала, публики. Благодаря именно этой школе, она уехала в Канаду, где работала в варьете и в клубах. Там она отточила свой английский, точнее американский язык, выучила большое количество популярных песен, в том числе джазовых стандартов.

   Джем был в разгаре. Соболев пригласил Татьяну на сцену. С места в карьер музыканты заиграли “Beautiful Love” (Прекрасная любовь). После короткого вступления Татьяна вошла в песню темпераментно, ярко, всё внимание сосредоточилось на ней. Страсть ворвалась в неё, она её тут же щедро отдавала публике, со сцены мощным потоком шли киловатты Таниной энергии.
Меня покорила её исполнительская манера, её голос, ма;стерское интонирование, темперамент, американское произношение. Я наговорил Татьяне кучу искренних комплиментов, которые мы закрепили коньяком.   
    
   В ту пору меня захватила идея провести фестиваль вокального джаза “Jazz Voices”, я поделился этой идеей с Татьяной и Анатолием. Они её одобрили и  согласились принять участие в фестивале, если только он состоится.  Поводы для сомнений тогда давала суровая действительность развала страны. Проводить самостоятельно фестиваль без финансовой поддержки многие считали авантюрой, тем более, что в истории московского джаза подобных прецедентов не было. Но я уже не мог остановиться и двигался к намеченной цели напролом.

   Прошёл почти год и в декабре 1995 года в клубе на Беговой  состоялся 1-ый Международный фестиваль “Jazz Voices”. Фестиваль длился 4 дня, в нём выступили 12 участников и среди них Татьяна Конькова с “Gray’s Trio” Константина Серова. У каждого участника фестиваля была возможность выступить  в течение полного сета в 45 минут. В составе трио кроме Кости Серова участвовали  басист Толя Соболев и барабанщик Женя Рябой. Под аплодисменты, в  красном  платье строгого покроя, с красивой причёской выходит Татьяна.

   Раздался еле слышимый счёт, и зазвучала знаменитая песня Гершвина “Oh, Lady Be Good” (О, леди, будьте добры). Быстрый темп, напор, свинг, всё в одном стакане. Татьяна поёт и словно купается в музыке, в словах этого знаменитого стандарта. Эта песня стала яркой прелюдией ко всему выступлению, стала допингом для всех.
   Следующая песня “I’m а Full to Want You” (Как глупо мечтать о тебе). Это не просто песня – это, по сути, романс –  знаменитое любовное послание Фрэнка Синатры  голливудской звезде Аве Гарднер. Синатра наполнил этот романс печалью и отчаянием  провинившегося и отвергнутого любовника.

   До знакомства с Татьяной я считал, что во всём мире есть только два артиста, у которых разрывается сердце, когда они поют этот  романс о любви, о душевных ранах, о стремительных взлётах и оглушительных падениях, вплоть до самоубийства. Эти исполнители –  Фрэнк Синатра и Билли Холидэй. И вот сейчас я слышу Татьяну. Она поёт английский текст, но вкладывает в него свою израненную русскую душу, наполняет его болью, отчаянием  и страданием о своей трагически погибшей дочери Светлане, о расставании с мужем Костей Носовым, о несбывшихся мечтах, о реальной жизни, в которой приходится бороться за всё самой. Поёт женщина, которая знает, что такое потеря в жизни, как дорого это стоит и что это невосполнимо.
 
   В зале воцарилась тишина, не слышно даже шёпота, все взоры устремлены на сцену, на Таню, на музыкантов, которые своим аккомпанементом и соло ещё больше усиливают драматизм романса. Звучат заключительные слова, которые в последнем душевном порыве, может быть даже в изнеможении, произносит Татьяна: “I can’t Get а long Without You” (Я не могу жить без тебя). Несколько секунд тишины, зал взрывается и долго не утихает.
 
   После фестиваля Татьяна ещё несколько раз выступала в Клубе в разных составах с участием Игоря Бриля, Давида Голощекина, Григория Файна, Ивана Волкова, Виталия Хренова и других музыкантов. Ряд её концертов  я записал с целью в дальнейшем издать CD. Поразительно, но при огромном стаже работы на сцене у Татьяны не было   своих изданных компакт дисков. Я решил восполнить  этот пробел и издал два сольных альбома Татьяны Коньковой. Один из них - это двойной альбом, на нём живые записи с концертов, которые проходили с разными музыкантами в “Джаз Арт” Клубе и в других местах. Некоторые песни повторяются, но каждый раз звучат иначе и передают те переживания, которые испытывает Татьяна в данный момент времени и с данными музыкантами. А без переживаний, без раскрытой души Татьяна никогда не пела.

   Название двойного альбома повторяет название  романса Александра Вертинского на слова Сергея Есенина – «До Свидания…». По настроению, по теме разорванной любви,  одиночества и жизненной безысходности этот романс удивительным образом совпадает с романсом Синатры. «До свидания…» – это прощальная  песня Тани. Вот последний куплет романса:

   "До свидания без руки, без слова,
   Не грусти и не печаль бровей.
   В этой жизни умирать не ново,
   Да и жить, пожалуй, не новей.
   До свидания…" 

   "До свидания" – последние слова, прощальный крик. Таня прощается с нами.
На неё обрушилась тяжёлая, неизлечимая болезнь.
21.05.2015 Татьяна Конькова ушла из жизни земной.
Но живы воспоминания о ней, в истории российского джаза остались записи,
фото, видео и этот небольшой рассказ о Звезде по имени Таня.


Рецензии