Как ни бесчеловечны все убийства
But this most foul, strangе and unnatural.
Вместо шексприровского «Murther» в современном английском стоит «Murder».
Итак, в сцене четвёртой первого акта «Гамлета» Призрак отца Гамлета провозглашает сыну:
Отмсти за подлое убийство!
Убийство? – Удивляется Гамлет.
Да, – отвечает Призрак,-- Убийство из убийств,
Как ни бесчеловечны все убийства!
Перевод Б.Пастернака
В переводе М.Лозинского эти же слова звучат по-русски чуть иначе:
Убийство гнусно по себе, но это
Гнуснее всех и всех бесчеловечней.
Если сравнивать с оригинальным английским, перевод Лозинского фактически ближе к шекспировскому.
Но у Пастернака весь перевод звучит «поэтичней и музыкальней».
Странным образом при цитировании ЭТИХ строк почему-то в памяти всплыл, ну, совсем неподходящий по антуражу персонаж с его «бранчливыми ямбами»:
«Волчица ты, тебя я презираю,
К любовнику уходишь от меня...»
Наверно, размер тот же, что и у Призрака. Вполне допускаю, что при их великом таланте и чувстве юмора Ильф и Петров специально вложили в уста Лоханкина монолог, по тональности созвучный с Призраком.
.
Вернёмся, однако, к нему.
Меня рассмешил эпитет, обозначающий это убийство: БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ.
Причём, заметьте, у обоих переводчиков.
А что в оригинале?
UNNATURAL! – Неестественный, противоестественный, чудовищный, бессердечный, странный, необычный – так переводится это слово.
Кажется, сию секунду я понял, ПОЧЕМУ мне вспомнился вдруг неподходящий к моменту Лоханкин.
Все эти эпитеты, включая и «бесчеловечный» смешны своей неприкрытой ложью. Причём ложью самого автора, Шекспира.
Да «Убийство» самое что ни на есть ЧЕЛОВЕЧНОЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ, ОБЫЧНОЕ, ЛЮБИМОЕ ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ занятие!!!
Два миллиона лет «человеки» только ЭТИМ и занимаются, получая несказанное удовольствие от самого этого действа!
Писал уже, ПОЧЕМУ.
Два миллиона лет каннибализма создали в мозгу предков некую безусловно-рефлекторную цепочку:
УБИТЬ – ЗНАЧИТ НАБИТЬ БРЮХО!
УБИТЬ – ЗНАЧИТ ОТХВАТИТЬ САМОЧКУ УБИТОГО БЛИЖНЕГО ИЛИ САМЦА УБИТОЙ!
Некогда сложившись, такая цепочка давала явный перевес в борьбе за существование в стаде каннибалов перед другими, у которых такая цепочка или не образовалась или работала слабо.
УБИТЬ =ПОЖРАТЬ=ПОСОВОКУПЛЯТЬСЯ!
Раз полезная помогающая ЖИТЬ, значит перешла и в гены.
Ну, что может быть лучше?
Именно такой БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС и достался нам, достойным потомкам людоедов, потому и НРАВИТСЯ ЛЮДЯМ УБИВАТЬ И НАСИЛОВАТЬ.
Гены, прошедшие через жесточайший отбор в течение двух миллионов лет и ДОКАЗАВШИЕ свою ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ в кровавой бoрьбе за существование, НЕ МОГУТ так просто, сами собой, атрофироваться, отмереть как атавизм, реликт, анахронизм, рудимент!
ЭТО ЖЕ ЦЕННЕЙШИЙ ГЕН!
Такие – НЕ ОТМИРАЮТ!
Из последних пяти тысяч лет «человеческой» истории, лишь пара сотен была без войн!
ВОТ ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПОЛНАЯ АБНОРМАЛЬНОСТЬ!!!
UNNATURAL!!!
Но, поскольку бесплатным приложением к каннибальским инстинктам людям дано ЛИЦЕМЕРИЕ, то, изображать НАДО повсеместно, что
«МЫ – МИРНЫЕ ЛЮДИ, но наш НОЖ РАЗДЕЛКИ
На полке лежит запасной...»
Ох, Шекспир, поменьше читать бы тебя...
7 XI 2022
Свидетельство о публикации №222110800148
Днесь этот срез воспринимается особенно свежо!
С большим уважением к Вашим аналитическим выкладкам и несомненному литературно-публицистическому мастерству!
Георгий Георгиевич Ларин 13.11.2022 16:59 Заявить о нарушении
Примите мою сердечную благодарность за Ваши, надеюсь, искренние похвалы, мною, впрочем, незаслуженные,
Семантика, аксиология, -- это для меня чересчур сложно.
Второе слово я, честно говоря, слышу впервые и не очеь улавливаю его смысл.
Аксиоматика -- ещё куда ни шло.
Но АКСИОЛОГИЯ -- это для меня "замного"!
Вы поставили меня в положение "Гросмейстера Бендера", игравшего второй раз в жизни, но, оказывается, разыгрывавшего на многих досках некие дебюты и защиты, о существовании которых он даже и не подозревал!
С признательностью Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 13.11.2022 17:54 Заявить о нарушении
Относительно искренности моих слов можете не сомневаться: родители воспитали во мне отвращение к лести и подхалимажу (в отцовской лексической обработке эти анти-качества пейоративно обозначались таким образом: "м<...>дозвоны" и "ж<...>полизы"... - прошу Вашего прощения за эти вербальные иллюстрации)... - обычно я говорю и пишу именно ТО, ЧТО думаю...
Что касается семантики и аксиологии, то семантика - это лексические нюансы (внутренние, дополнительные смыслы к основному, общему значению); аксиология - это наука о мировоззренческих ценностях.
С большим уважением и читательским почтением!
Георгий Георгиевич Ларин 13.11.2022 18:58 Заявить о нарушении
Признателен Вам за разъяснения! Добавил к своему лексикону ещё два термина.
Значит аксиология не есть аксиоматика.
Странный вопрос, простите, ради бога: Имя Вашего дедушки не было ли Геннадий?
Ваш искренне Эспри
Эспри Де Лэскалье 14.11.2022 00:05 Заявить о нарушении
Абсолютно ничего нескромного нет в Вашем вопросе!
С удовольствием на него отвечаю: имя моего дедушки по материнской линии - Никифор; как ни странно это выглядит, но и по отцовской линии - тоже - Никифор...
С искренним уважением, Георгий.
Георгий Георгиевич Ларин 14.11.2022 02:29 Заявить о нарушении
Редкое явление! Если считать, что русских имён мужчин несколько тысяч, то вероятность такого совпадения может быть порядка одной десятимиллионной! И даже меньше, так как я приписал всем именам равновероятное употребление, но Никифор -- это имя не столь частое, как, скажем, Владимир, Александр, тот же Георгий. Поинтересуйтесь родословной Вашей семьи. Может быть, обнаружатся ещё более редкие совпадения!
Ваш с благодарностью Эспри
Эспри Де Лэскалье 14.11.2022 03:32 Заявить о нарушении
Вы совершенно правы: наша жизнь изобилует чудесами. Есть в моей фамильной "сокровищнице" ещё одно чудесное совпадение: мои любимые двоюродные бабушки по материнской линии(Марфа Давидовна Тюпич - родная сестра маминой матери и Марфа Назариевна Самусева - родная сестра маминого отца), помимо того, что носили одинаковые имена, обе были схимонахинями, только Марфа по женской ветви - в Русской Православной Церкви (РПЦ) послереформенного /т.н. "никоновского"/ обряда, а Марфа по мужской ветви - в РПЦ дореформенного /древлеправославного/ обряда. Но это им отнюдь не мешало отлично ладить друг с другом. Обе они - особая гордость нашей большой и дружной Семьи.
Георгий Георгиевич Ларин 18.11.2022 23:09 Заявить о нарушении
Спасибо за описание ещё одного столь маловероятного совпадения!
Если бы был верующим, принял бы такое за некие "знаки свыше".
Впрочем, столкнулся со странными "знамениями" несколько лет тому назад, но объяснение им дал, увы, сугубо земное, и с опозданием в 10 месяцев. "Пасхальные туманные яйцеобразные овалы" на стеклах окон моей квартиры.
В одном Вы, несомненно, правы: Надо обладать некой ЧУТКОСТЬЮ к чудесам, дабы заметить их в кишении рутинной суеты нашей жизни.
Искренне Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 18.11.2022 23:28 Заявить о нарушении
Обеих своих почтенных родственниц я обожал безумно, и они меня тоже невероятно любили и всегда баловали всячески.
Марфа Давидовна большую часть своей подвижнической жизни паломничала по православным монастырям и храмам не только в России, Украине и Белоруссии, но также в Сербии, Греции и Израиле.
Марфа Назариевна побывала в старообрядческих миссиях в Белоруссии, России, Украине и Молдавии, а также в Румынии и Франции.
Обеим было "о чём рассказать"... я всегда слушал их "открыв рот" (и в прямом, и в переносном смылах)...
Самое удивительное: для них вообще как бы и не существовало никаких границ - а ведь речь идёт об эпохе до 1985-1991 г.г.! Вот это и есть самое настоящее чудо из чудес!
Георгий Георгиевич Ларин 18.11.2022 23:45 Заявить о нарушении
Не могу не откликнуться на Ваш удивительный рассказ о чудесных пасхальных узорах на оконных стёклах Вашего дома.
У нас в Семье принято праздновать также и ряд католических праздников, в т.ч. Рождество и Пасху. Это у нас - с подачи моей родной бабушки Акулины Назариевны (в замужестве -Стандецкой): она придерживалась латинского обряда Римско-Католической Церкви (РКЦ)... Я, напр., могу сейчас с искренним откровением сообщить Вам, что для нас в Семье всегда чрезвычайно важно ежегодно отмечать 1 ноября - День Всех Святых и 2 ноября - День Всех Усопших Верных.
Кстати, каждая из моих незабвенных бабушек (это происходило в разные времена, естественно!) в большой тайне от окружающих меня окрестила: Марфа Д. -по новому каноническому обряду РПЦ, Марфа Н. - по древнему каноническому обряду РПЦ, Акулина - по латинскому обряду РКЦ... - теперь вот перед Вами - трижды по-разному крещённый раб Божий Георгий )))
Георгий Георгиевич Ларин 19.11.2022 00:45 Заявить о нарушении
Несомненно, личности необыкновенные, хотя в те годы, с 1985 и дальше, начиналась уже эпоха "Гласности и Перестройки", так что за границу выпускали НЕ только КГБшников или "проверенных товарищей". Конечно же, привозили они сонмы впечатлений об образе жизни "за бугром" и, главное, об образе МЫШЛЕНИЯ. Ибо одно накрепко связано с другим. Там связь и прямая и обратная.
Признаюсь, что попытался прочитать отдельные Ваши статьи.
К сожалению, это не мой уровень. Стратосфера! Слишком (для меня) научно, насыщенно множеством ссылок на авторов, которых никогда не читал или вообще, слышу впервые. Пара имён -- весьма одиозных по моему скромному мнению, типа Ноама Хомского и ещё кого-то.
В общем, увы, ТУПОВАТ-С!
Простите великодушно!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 19.11.2022 00:59 Заявить о нарушении
Смиренный грешник, Джордж Дж. Ларин
Господний раб и бригадир,
Крещённый трижды, впрямь -- боярин,
Во "Прозе" удивляет мир!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 19.11.2022 01:08 Заявить о нарушении
Вы правы: с горбачёвской перестройкой заграница перестала быть чем-то экстраординарным. Но мои любимицы странствовали задолго ДО сего знаменательного события, при этом не будучи ни сотрудницами или агентками, ни осведомительницами специализированных карательных структур. И заграница как таковая в нашей Семье никогда не входила в "горячую десятку" жизненно важных приоритетов и ценностных преференций.
Стихотворная реплика Ваша крайне хороша... - смутили Вы меня... )))
Дружески жму руку, ГЕОРГИЙ.
Георгий Георгиевич Ларин 19.11.2022 02:40 Заявить о нарушении
Ещё несколько моих глупых тирад вдогонку предыдущим моим "глупостям".
Несмотря на своё тройное, так сказать, "воцерковление", я не отношусь к легиону христианских фанатиков: да, мне абсолютно всё равно, на каком языке читать молитвы - на старославянском или на классической латыни... и отнюдь не важно, какого религиозного обряда при сём придерживаться - современного православного, старообрядческого или же католического латинского...
Но я не назвал бы себя также и атеистом. Нет, подобное определение - мимо...
Скорее всего, по принципу архитектурного "золотого сечения": и ни первое, и ни второе, а посередине ))) ...
Что касается мира, то его ничем поразить или удивить невозможно. Здесь работает логика надписи на легендарном перстне не менее легендарного царя Шломо бен Давида: hakol over, ve gam zeh ya'avor...
С дружеским теплом, Ваш Георгий.
Георгий Георгиевич Ларин 19.11.2022 03:39 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за терпимость и необидчивость!
Что касается моего чуть игривого парафраза четверостишия из "Евгения Онегина", то, что ещё можно ожидать от "парафразёра Эспри"? Очень уж знаменитая у Вас фамилия! Так что. невольно потянула вместо эпитафии написать что-нибудь, рифмическое.
Последую Вашему совету и попробую воспринять рецензии. Впервые слышу это имя, никогда и нигде до Вашей страницы его не встречал. Даже грешным делом подумал, что Вы, подобно моему духовному папочке и учителю, Станиславу Лему, пишете рецензии на несуществующие драматические произведения.
Ваш искренне Эспри
Эспри Де Лэскалье 19.11.2022 03:44 Заявить о нарушении
Вам не в чем себя упрекать. Всё!!!, написанное Вами, очень интересно!!! и представляет для меня большую ценность!!!
Юри Мэттью Рюнтю реален - точно так же, как бесспорно то, что ночь сменяется рассветом.
Я, к "несчастью" ))), просто совершенно не приспособлен по жизни, уподобившись сервантесовскому Дон-Кихоту, рыцарски сражаться с гипотетическими "великанами", то бишь ветряными мельницами - во имя виртуальной "дамы сердца" Дульсинеи Тобосской. Такие полуинфернальные страсти - увы!!!??? - не для меня...
Кстати, пьесы упомянутого выше австралийского драматурга - в свободном доступе, на его авторских страницах на Прозе.ру и Стихах.ру. В моём списке Избранных его имя стоит в списочном начале.
Сердечно и дружески обнимаю, Ваш ГЕОРГИЙ. (Вы можете безболезненно "пропускать" мою фамилию, а то я ощущаю себя порою этаким зловещим сюрреалистическим "монстром" или "забронзовевшим идолом" скифских времён - при условии, что к Вам-то я обращаюсь лишь по имени.)
Георгий Георгиевич Ларин 19.11.2022 04:46 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интересные комментарии и ответы, в которых, даже стараясь, глупостей обнаружить не удастся. Я – и не старался!
Мне кжется, приписывать психически больному человеку, в принипе, безобидному и никак не буйному, «Полуинфернальные страсти» – это даже метафорически «замного»!
Что касается драматурга, то, по отдельным цитатам из его, одного всего лишь, произведения (рецензию на которое я прочитал у Вас), судить о его творечестве затрудняюсь, хотя иногда мне удаётся по нескольким фразам сразу «ухватить ведушую шестерню» явления и сразу определить его смысл и внутреннюю логику.
У людей талантливых это часто как-то сразу проявляется. Но не всегда.
Эпитеты «Сюрреалистический монтср» или «Забронзовевший идол скифских времён» находятся в слишком уж явном противречии с реальностью, дабы принять их хоть «на-чуточку» всерьёз.
Что касается, по аналогии, меня, то я явно превосхожу Вас в этой временнОй самоценке, ибо отношу себя к Мезозою с его динозаврами, давно вымершими или, как совершенный анахронизм, ДОЛЖЕНСТВУЮЩИМИ вымереть в этом новом, зияющем компьютерными «Окнами» (неизвестно, ВО ЧТО?), радостном мире.
Как сказал незабвенный О.Бендер: «Мы – чужие на этом празднике жизни!»
С признательснотью Ваш Эспри Динозаврович
Эспри Де Лэскалье 19.11.2022 17:27 Заявить о нарушении
Приятно, что мы с Вами ещё вполне в состоянии шутить и, в т.ч., над самими собой подшучивать. Думаю, это неплохо в наше очень уж мрачно-свинцовое время, когда люди (по меньшей мере, сверх 85 %, считаю!?) замерли, словно египетские мумии. Их, всё-таки, лучше лицезреть в музеях древностей или в к/ф в жанрaх science fiction либо horror, а не в повседневной суете?!
ОБЪЁМА ДЛЯ ТЕКСТА МАЛОВАТО. НАПИШУ ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Георгий Георгиевич Ларин 20.11.2022 23:41 Заявить о нарушении
Дорогой мой Эспри, Вы совершенно правы: в контексте реплики - и "полуинфернальный", и "инфернальный", и синонимы к ним - не более, чем метафорический оборот речи, немного "приправленный" позитивным эмоционально-ироничным "соусом" -для придания реплике бОльшей живости и динамичности...
Психический статус - понятие весьма условное. Ведь любой индивид, с одной стороны, "психически здоров", а с другой стороны, "психически болен", т.е. "психически не здоров". Абсолютно любой индивид. Исключений здесь изначально не запрограммировано (неважно: природой ли, Богом ли - кому как нравится!). С т.зр.подсознания, "психически не здоров" = "психически здоров": так уж устроена человеческая сущность, что на подсознательном уровне частица "не" автоматически аннулируется.
С большим уважением, с дружескими пожеланиями - Ваш Георгий.
Георгий Георгиевич Ларин 21.11.2022 00:29 Заявить о нарушении
Спасибо за два последних Ваших письма. Постараюсь ответить на оба сразу.
Чувство самоиронии и отсутствия излишнего почтения к собственной персоне, мне представляется важнейшей чертой характера здравомыслящего человека.
Наличие этих двух качеств сразу автоматически снимает малейшие подозрения в комплексе неполноценности у человека и всего, из него вытекающего: Мании величия, болезненной чуткости к царапанию его нежной шкурки при одновременном наглом чванстве, хамской грубости и злобной ругани в адрес оппонента. Можно быть эмоциональным и категоричным, но не тупо самовлюблённым и сварливо высокомерным.
Полагаю, Вы согласитесь с этим «тезисом».
Хоть я и являюсь ценителем и последователем Теории Относительности, как одного из гениальных произведений человеческой мысли, тем не менее, не перевожу это в сферу бытовой общеприннятости: Де, «ВСЁ ОТНОСИТЕЛЬНО».
Поэтому мне трудно согласитться с Вами об относительной психической вменяемости или невменяемости того или иного индивида или всех.
Если человек псих- он псих. Если человек здоров и адекватен в своих мыслях (пусть иногда «неожиданных») и поступках – он ЗДОРОВ!
Третье. Не «ИХ» надо ставить в музей древностей, а как раз НАС! Как живых окаменелостей в этом новом мире, зияющем «Окнами» компьютеров, смотрящих в абсолютный вакуум! (с обеих сторон «Окна»). И нельзя даже сказать, что музеи натуральной истории будут отказываться от таких «экспонатов» за нехваткой места. Место найдётся, ибо музеев БОЛЬШЕ, чем подобных петрифицированных обломков давно прошедших эпох!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 21.11.2022 01:23 Заявить о нарушении
С радостью с Вами соглашаюсь... если честно, радости-то, собственно, никакой и нет <это я опять, по своей чрезмерной пассионарности, театрально "перегнул палку" )))))) - смеюсь!>... просто соглашаюсь...
Вы абсолютно правы... хотя и принято считать, что всё относительно...
Девиант, он и есть девиант... - как ни крути, адекватным девиантное в основном не становится. Но девиантность часто бывает маркером гениальности: художник Винсент Ван Гог... писатель Всеволод Гаршин... философ Фридрих Ницше <не помню, может, не он, а Артур Шопенгауэр? - я их иногда путаю!>... тот же Сальвадор Дали... тот же Фёдор Достоевский... Сюлли-Прюдом <нет, наверное, не он, а Ги де Мопассан! - oh, diantre! parbleu!.. что-то с памятью... - видимо, усталость или старость ))) - чуть не сорвалось с языка: merde! - но вспомнил, что это неприлично и благоразумно промолчал ))))))>.
Дружески салютую, с теплом - Ваш Георгий.
Георгий Георгиевич Ларин 21.11.2022 03:32 Заявить о нарушении
Я уже много лет воюю с этим «маркером» и писал не раз:
Первое: Мотив сделать таланта чокнутым – прост и явен. Большинство рабов иерархического стада, ОТЛИЧНО сознавая свою полную бездарность, НЕЗАВИСИМО от высоты ступени , на которую залезли, снедаемы тщательно скрываемым комплексом неполноценности, понимая, что ЕСТЬ И ДРУГАЯ лестница: ТАЛАНТА, на ступенях которой они – в самом низу, у дна! И что залезть по ней, в отличие от стадной, никакие хитрости, коварство, подлость и вероломство НЕ ПОМОГУТ!
Это лестница ЧЕСТНОГО АБСОЛЮТА, а не иерархии подлости и безнравственности.
Что им остаётся? Стянуть талант ВНИЗ, втоптать его в грязь.
А как это сделать, ежели самим даже и соревноваться с ним не под силу?
ОБЪЯВИТЬ ЕГО ЧОКНУТЫМ. Повод отличный – ведь любой настоящий талант МЫСЛИТ ОРИГИНАЛЬНО, НЕ СТАДНО, ИНАЧЕ, НЕ КАК ВСЕ! – Значит чокнутый!
Механизм «маркировки»
Их два.
Объявить настоящий талант сумасшедшим, раздувая до крайней патологии его личный черты и странности, которые есть у всех.
Гаршин покончил с собой. Верно. Но не у всех людей кожа нносорога и есть люди, очень болезненно воспринимающие кровавую жестокость нашей жизни и, одновременно, не находящие в себе сил и твёрдости духа для борьбы со злом или считающие её безнадёжной.
Другой талант, Вирджиния Вульф, тоже покончила с собой.
Самоубийство не есть признак сумасшествия, а лишь состояние безысходности и неконтролируемого желания уйти от душевных илди физических мук.
Я знал лично нескольких людей, больных раком, которые на определённой стадии болезни покончили с собой и ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛИ, не желая продлевать свои мучения! И это были люди ясно думающие, безо всяких «отклонений»! Один – профессиональный военный —генерал.
Ницше заболел сифилисом и на последних стадиях это приводит к разрушению мозга.
Это НЕ ЕСТЬ сумасшествие.
Шопенгауэр был абсолютно нормальным и умер от воспаления лёгких.
У Достоевского была явная патология, но при чём здесь его талант писателя?
Другой приём – обратный: Объявить «гением» психопата.
Мазила и, действительно, полный психопат, Ван-Гог. Где его талант художника? МАЗНЯ!
Так же и псих – ФРАНЦ КАФКА, ИЗ КОТОРОГО СДЕЛАЛИ ОЧЕРЕДНОГО «ГЕНИЯ» ЛИТЕРАТУРЫ. БРЕД БЕЗ СМЫСЛА И БЕЗ МЫСЛИ.
Сальватор Дали – умелый ТОРГОВЕЦ , писавший иногда, действительно, интересные картины, но, главное, всячески РАЗДУВАВШИЙ свою «абнормальность» с сугубо коммерческими целями! Он, как раз, и оседлал эту подлую манеру числить талант – психом и ИСПОЛЬЗОВАЛ это для целей продвижения своего БИЗНЕСА!
И главное: Возьмите всех психов и посмотрите, сколько среди них талантов? НУЛЬ!
Возьмите всех по-настоящему талантливых людей и посмотрите, сколько среди них психов. НИЧТОЖНАЯ ЧАСТЬ! МИЗЕР! Подавляющее БОЛЬШИНСТВО талантливых людей – абсолютно нормальные психически люди!
Но, опять, вернёмся к неистовому желанию тупых стадных скотов … Вот и ответ!
Позор для людей мыслящих -- бездумно и некритично принимать на веру стадные рефлексы и блудливые суеверия толпы черни!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 21.11.2022 17:18 Заявить о нарушении