Театр... Рассказ из цикла Дедушкины рассказы тех л

Посвящается Ангелине Васильевне Костиной

Мы въехали в только что построенную кирпичную пятиэтажку, как потом их стали называть «хрущёвку», из полногабаритной трёх комнатной коммуналки, где занимали одну комнату. Дом обычный, типовой, на четыре подъезда с первым этажом, выстроенным для каких-то учреждений или организаций.
Двор объединял два дома: наш — четырёх подъездный и соседний — двух подъездный. За деревянным забором, который ограничивал наш двор, стоял детский садик с деревянными верандами и деревянным сараем с плоской односкатной крышей.
На лестничной площадке располагалось две однокомнатные, одна двух- и одна трёхкомнатная квартиры. Наша квартира была двухкомнатная, комнаты, как тогда говорили, располагались «трамвайчиком». Моя комната выходила на улицу с односторонним движением, а комната родителей выходила во двор. Мне купили письменный стол, чтобы я делал уроки не на общем столе, как в коммуналке, а на своём, куда я водрузил отцовский радиолу «Рекорд 53» с проигрывателем пластинок на семьдесят восемь оборотов и сменными иглами, как в старых патефонах.
Заканчивался декабрь и нужно было после зимних каникул, пойти уже в другую школу, которая располагалась недалеко от нового дома и, если выйти на небольшой пустырь, который в дальнейшем служил нам футбольным полем с одними воротами у стены двухэтажного общежития, то школа была видна за деревянными домами, которые на следующий год должны были снести, чтобы на этом месте построить пять панельных пятиэтажек.
А пока надо было обживать новые территории и знакомится с теми, кто также заселился в нашем и соседнем домах. Народу заселилось много, когда я посчитал сколько там было парней и девчонок. Кстати, девчонок было всего шесть или семь на два дома, а парней в каждом подъезде минимум три, максимум шесть человек. По поколениям расклад был такой: четверо — старшее, одиннадцать — второе, остальные — третье поколение те, кто в следующие год-два готовились только пойти в первый класс.
С первых дней мы заметили, что в нашем подъезде каждый день кто-то делает влажную уборку. На подоконниках появились цветы в глиняных  горшках, которые впоследствии заменили стеклянные цветные витражи об оказании первой помощи при получении повреждений типа переломов, ожогов, укусов и прочее.
Оказалось, что в однокомнатной квартире на втором этаже проживает одинокая пенсионерка по фамилии Костина Ангелина Васильевна. Она и убирала и мыла наши лестничные пролёты, поливала цветы, протирала окна. Организовала обустройство цветных витражей через Общество красного креста, этажерку с тетрадкой и ручкой для общей библиотеки на одной из лестничных площадок, была зачинщиком наших субботников по приведению двора весной и осенью в надлежащий вид.
Обратив внимание на большое количество детей, она предложила нам организовать театральное представление постановкой пьесы «Снежная королева» в своей однокомнатной квартире.
Мне была предложена роль Кая, Лариса играла Герду, Нина, подружка Ларисы, — разбойницу, Лёшка, сын учительницы, — Сказочника, Димка, имевший привычку собирать пальцами крошки со стола и есть их, — Советника, Бабушку играла сама Ангелина Васильевна, а Снежную королеву — Света из соседнего дома, - она была первой потерей нашего двора — её через два года собьёт машина, когда она выбежит на дорогу за мячиком.
А сегодня мы репетировали.
- Все читаем свои роли, если не выучили, - сказала Ангелина Васильевна и мы достали свои тетрадки, куда роли были переписаны, - Итак, Кай, Герда и Бабушка сидят дома и любуются на распустившийся цветок.
Тут она взяла глиняный горшок с геранью и поставила его на маленький столик, за которым сидели мы с Гердой на детских стульчиках. Хотя Ангелина Васильевна нам прочитала потом даже лекцию о многочисленных полезных свойствах этого растения.
- Появляется Сказочник, Алексей, давай читай, - подбодрила она Лёшку и тот очень хорошо начал. И тут Ангелина Васильевна как бы вспомнила, - А где у нас Советник?
- Он на кухне печенье трескает, - сказал Лёшка.
- Дима! - позвала Ангелина Васильевна. - Ты где?
- Здесь! Только я тетрадку дома забыл, - выходя из кухни и облизывая пальцы, произнёс Димка, - А родители уже ушли, закрыли дверь на ключ, а мне сказали, чтобы я на улице их ждал.
- Хорошо! Значит ты заходишь и говоришь, - и она зачитала его текст по своему экземпляру, отпечатанному на машинке.
Мы отрепетировали, потом стали обсуждать костюмы. Самым сложным костюмом оказалось платье Снежной королевы. Света была на пол головы выше девчонок и с двумя каштановыми косичками. Ангелина Васильевна достала небольшой рулон широкой марли и девчонки стали ей помогать делать головной убор Светы, убирая её вьющиеся волосы, и само платье. Марли не хватило.
- А у меня есть дома белое платье, - сказала Света и добавила, - только оно короткое!
- Принеси, пожалуйста, а мы посмотрим, - поддержала её Ангелина Васильевна, - Тогда марли у нас может и хватить!
Света убежала домой за платьем, а мы, парни, пошли во двор учить свои роли.
Всем желающим, конечно, место в однокомнатной квартире не хватило. Часть народа не столько смотрела пьесу, сколько слушала её и поддерживала аплодисментами.
Пьеса получилась довольно короткой, поскольку места не хватало ни зрителям, ни артистам, которые переодеваться и менять сцены, убегали на кухню, а потом возвращались. Но это была наша первая постановка, которую мы запомнили на всю жизнь.
Рядом с нашими домами, обрамляющем нашу детскую площадку с качелями, стоял длинный пятиэтажный дом, в котором был довольно удобный подвал а вход в него был с нашего двора. В нём домоуправление проводило собрания жильцов тех домов, которыми это домоуправление и руководило.
Ангелина Васильевна в ноябре месяце договорилась с домоуправлением, что наши два дома будут проводить там новогоднюю ёлку для детей и театрализованное представление по сказке «Морозко» силами нашего театрального коллектива и жильцов. Целый месяц мы готовились и репетировали спектакль.
И вот 30 декабря состоялась премьера настоящего театрального  представления сказки «Морозко», а также новогодней ёлки для детей и взрослых с подарками и чаепитием. Всё это организовала наша Ангелина Васильевна.
У нас появились планы сделать этот подвал нашим постоянным театром, поскольку там был и зрительный зал с лавками, и сцена на возвышении с деревянным полом и занавесом, а также и отдельная комната для артистов с выходом, как в зал, так и на сцену. И на следующий Новый год был поставлен ещё один спектакль.
Но дальнейшим планам не суждено было сбыться — наше второе поколение к тому времени выросло. Школу, в которой училось большинство детворы из наших домов, закрыли и перестроили в интернат, а ученики разошлись по разным училищам, техникумам, школам, сменам. Да и детство, как самый замечательный период нашей жизни, осенью, для нашего поколения в этом доме, закончилось.
ЭПИЛОГ
Я иногда захожу в наш старый тихий двор. С тех пор прошло пятьдесят  лет. Спускаюсь и в подвал — сейчас там очередной магазин, уже пятый или шестой по счёту, где всё перестроено и ничего уже не напоминает ни сцену, ни зрительный зал, ни комнату, в которой мы хранили наши костюмы и реквизит, а шикарный вход, с которым совсем теряешься, а где же были те самые, сложенные из силикатного кирпича, обмазанные кладочным раствором и выбитые с годами, одиннадцать ступеней в наш детский театр, который организовала и которым руководила Костина Ангелина Васильевна — для многих из нас простая пенсионерка, заслуженный врач РСФСР, труд которой отмечен семью государственными наградами.


Рецензии