Пётр Турчанинов протоиерей, русский композитор

Пётр Иванович Турчанинов (1779—1856) — протоиерей, русский композитор, регент.

Содержание
1 Биография
2 Музыкальное наследие
3 Память
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки

Биография
Родился 20 ноября (1 декабря) 1779 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье Ивана Павловича Турчанинова. Крещён в Васильеостровской Благовещенской церкви. Вскоре семья переехала в Киев. Воспитывался в киевском народном училище, где учился вместе с сыновьями Иоанна Леванды. В 1790 году, стараниями матери, Дарьи Козьминишны, был взят за прекрасный голос в хор певчих при стрелковом корпусе генерала Леванидова и записан в службу генеральным писарем с 17 июля. Услышавший пение этого хора князь Потёмкин, был восхищён голосом Турчанинова и забрал его в Яссы, поручив руководству знаменитого Джузеппе Сарти, находившегося тогда в потёмкинском имении. В 1792 году, после смерти Потёмкина, был возвращён в Киев — в тот же хор. С украинским пехотным корпусом Турчанинов участвовал в польском походе, вернувшись в Киев в 1874. году. В начале 1794 года музыкальную капеллу генерала Леванидова при штабе пехотного корпуса возглавил Ведель, который стал много времени уделять музыкальному образованию Турчанинова. В марте 1796 года вместе с хором переехал в Харьков, что было связано с назначением генерала Леванидова генерал-губернатором Харьковского наместничества. С 16 ноября 1796 года был записан на обучение в Харьковское казённое училище, в котором и получил аттестат 6 июня 1798 года.

С 1800 года был приписан к канцелярии Киевского губернатора А. Г. Теплова, обучая собственных его певчих. В 1801 году, после отъезда Теплова в Петербург, обучал певчих хора орловского архиерея Досифея в Севске (при Орловской духовной семинарии), куда приехала и мать Турчанинова.

В 1803 году вступил в брак с семнадцатилетней «дочерью вдовы из дворян, Зайцевой, урождённой Тимоновой, Олимпиаде»[1] и в том же году, 12 марта был рукоположён во священника.

В 1809 году был вызван в Петербург и 24 октября оставил Севск; 25 мая 1810 года он был назначен регентом митрополичьего[2] хора в Санкт-Петербургской семинарии и священником Ревельского храма; 8 июля 1814 года был возведён в сан протоиерея к Кексгольмскому собору. В 1818 году переведён в Петропавловскую церковь при Мариинской больнице для бедных.

С 1827 года — учитель пения в Придворной капелле. В 1828 году был награждён орденом Св. Анны 3-й степени; в 1830 году пожалован наперсным крестом. В 1833 году был причислен к придворному собору и награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1835 году назначен священником в церковь Мраморного дворца и вскоре переведён в Стрелинскую придворную церковь, при которой находился до конца 1841 года, когда вышел в отставку по расстроенному здоровью. В это время он часто посещал Приморскую Сергиеву пустынь, где по просьбе её настоятеля Игнатия (Брянчанинова) усовершенствовал монастырское пение. В 1838 году получил орден Св. Анны 2-й степени.

Умер 4 (16) марта 1856 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

Музыкальное наследие
Турчанинов продолжил начинание Бортнянского в области гармонизации древнерусских распевов. В его переложениях видна любовь к церковному обиходу, стремление показать непреложную ценность древнерусской традиции. Как отмечает И. А. Гарднер[3]:

«главная особенность духовно-музыкального творчества Турчанинова заключается в том, что он посвятил свой труд почти только гармонизациям многих уставных напевов; количество его свободных духовно-музыкальных сочинений по сравнению с гармонизациями уставных напевов невелико»

Турчанинов приложил много усилий для того, чтобы облечь эти мелодии в формы, понятные современникам, так как представители образованных слоёв общества уже разучились ценить строгость стиля одноголосного уставного пения.

Отличительными чертами гармонизаций Турчанинова являются:

частое предпочтение широкого голосоведения,
передача церковной мелодии как правило альту,
сохранение подлинных интервалов мелодического движения (если не считать альтераций).
Гармонизации Турчанинова не лишены известных недостатков, отмеченных современниками. Широкое голосоведение не только особенность, но и камень преткновения в переложениях Турчанинова, — за исключением баса, остальные голоса он большей частью заставляет петь в высших регистрах, что не всем хорам доступно. Например, протоиерей Дмитрий Разумовский писал[4]:

«Широкое голосоведение составляет главный недостаток в произведениях Турчанинова. Трудно и почти невозможно найти такой хор, который бы мог легко и свободно исполнять их. Но он, кажется, писал свои произведения собственно для своего хора, а не для всех хоров русских, чрезвычайно разнообразных по своему составу и качеству».

Всё же его гармонизации представляют собой большой шаг в направлении от авторского произвола к древней певческой традиции. Эти произведения до сих пор звучат в православных храмах.

Из переложений наиболее распространены догматики, задостойники, ирмосы Великого четверга, Пятка и Субботы, «Тебе одеющагося», «Да молчит», воскресные тропари по славословии, херувимские и др.

Творчество протоиерея Петра Турчанинова стоит как бы на стыке двух эпох. В это время (вторая треть XIX в.) в светской музыке увлечение итальянским стилем уже «выходит из моды» и на смену ему является новая стилистика немецкого романтизма. Это направление проникает в обиход придворного хора и затем распространяется в Русской Церкви при деятельном участии А. Ф. Львова и его последователей.

В переложениях Турчанинова заметны черты обоих направлений. С точки зрения гармонии они примыкают к старой «итальянской» школе, то же можно сказать и о его стремлении к сохранению «правильного» метра. «Если в отношении к древней мелодии Турчанинов оказался „выше“ Бортнянского, то в его отношении к гармонии мало что изменилось, и тип звуковысотной организации остался по существу тот же. Сравнив ряд песнопений, нетрудно установить господство мажора и минора, которые как бы „поглощают“ древний напев, нейтрализуя его церковную ладовость, древнюю модальность», — пишет Н. С. Гуляницкая[5].

С другой стороны, налицо более внимательное отношение Турчанинова к тексту, он избегает в нём повторов и искажений. По всей видимости, создавая свои переложения, Турчанинов опирался на хорошо ему известную южнорусскую традицию «народной» гармонизации, например такую, которая существовала в Киево-Печерской лавре. Ему приписывается выражение: «Надо уметь находить простейшие подходящие аккорды», что характеризует его композиторский метод в отношении гармонизации[6].

Кроме переложений древних распевов, созданных Турчаниновым и оказавших серьёзное влияние на дальнейшее развитие певческого искусства в России, перу этого автора принадлежит также ряд сочинений в «свободном» стиле. В этой области композитор остается верным канонам «итальянского» периода как в отношении музыкальных приёмов, так и в интерпретации богослужебного текста. Автор счёл допустимой, например, произвольную замену и сокращение уставных стихов в концерте на слова песнопения Великой Субботы «Воскресни Боже, суди земли». Исполнение этой пьесы столь въелось в богослужебную практику Русской Православной Церкви, что многие священнослужители приходят в замешательство, когда слышат на богослужении это песнопение в изложении другого автора, со стихами, взятыми из Триоди, а не введёнными Турчаниновым.

Память
Имя Турчанинова — в числе семи имён, нанесённых в 1889 году на аттик концертного зала Придворной певческой капеллы (Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов).

Примечания
 У них родились дети: Николай (1803—1859), Варвара (1805—?), Андрей (1807—1862), Александр (1814—1884).
 Митрополитом тогда был Амвросий (Подобедов).
 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. — Сергиев Посад, 1998. — Т. 2. — С. 252.
 Металлов В. М., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. — М., 1995. — С. 130—131.]
 Гуляницкая Н. С. Русское гармоническое пение (XIX век). — М., 1995. — С. 31
 Арнольд Ю. Воспоминания. Вып. 3. — М., 1893. — С. 38; цит. по: Гуляницкая Н. С. Русское гармоническое пение. — С. 33
Литература
Протоиерей Петр Иванович Турчанинов [Автобиография]. — СПб.: тип. Э. Веймара, 1863. — 19 с.

Ссылки

ТУРЧАНИНОВ Пётр Иванович
Иеромонах Павел (Коротких). Беседы о церковном пении
Перейти к шаблону «Внешние ссылки»  Перейти к элементу Викиданных  Тематические сайты
MusicBrainz
Словари и энциклопедии
Брокгауза и Ефрона Музыкальный Римана

(Материал из Википедии)


Рецензии