Провинциалы собственной провинции или последствия

(Эссе)

Знаменитый австрийский писатель Элиас Канетти в прошлом веке 30 лет работал над книгой «Die Provinz des Menschen» («Провинция человека»). В итоге, она включила в себя дневники и афоризмы, краткие, нарочито бессвязные заметки для того, чтобы показать человеческую провинцию, в которой «истинная целостность жизни сокрыта».
Но стоит только поменять местами компоненты в этом словосочетании («провинциальный человек»), как оно приобретает совершенно другую эмоциональную окраску: из лирической и философской насмешливую и оскорбительную. Одно слово – «провинциал»!
Территориальное деление на центр и периферию – сложившаяся традиция, имеющая многовековую историю. Так уж сложилось, что провинцию воспринимают как дополнение к главному, а второстепенное всегда вызывает по отношению к себе чувства снисхождения. «Мало быть гением, надо еще и жить в столице,» - гласит народная мудрость.
Но, в действительности, считаться провинциалом можно, даже не выезжая из своего маленького городка, даже не вставая на разные чаши весов с коренным москвичами. И, поверьте мне, не менее обидно быть провинциалом в собственной провинции.

Ламер (чайник) - (от англ. «lame» - "слабак") "Ламер" - это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.
Интернетско-русский разговорник

Не так уж давно в нашу жизнь уверенно вошел научно-технический прогресс в лице PC. Кто-то сразу же нашел с ним общий язык, кому-то пришлось некоторое время попотеть над книжками или курсами, а кто-то так и остался на пересечении кнопок Ctrl-Alt-Delete. Постепенно первых и вторых стало значительно больше, а для тех, кто так и не сошелся с компьютером на «ты», придумали прозвище, указывающее на их неосведомленность, «провинциальность», так сказать. Знание «компьютерной грамотности» становится критерием отбора, и в воздухе все острее проявляется навязчивый запах элитарности…
… Запах напудренных и напомаженных салонов 19 века, заполненных чужеземными романами и чужеродными манерами. Это то самое время, когда дворянин, не знавший французского языка, считался попросту деревенщиной. Прошло два века, и снова? Де жа вю….
На самом деле, не только в компьютерной, но и в любой другой отрасли существуют свои корпоративные «заморочки». Каждая объединенная по интересам группа лиц считает свои увлечения, знания и убеждения первостепенно важными и верными.
 Этому разделению на «своё-чужое» мы учимся с детства сознательно и бессознательно. Еще в детском саду крошечные малыши начинают ругаться матом, совершенно не понимая смысла того, что произносят. Почему? Потому что так говорит Васька, Колька и Анька, а я с ними играю. Значит, мне тоже нужно так говорить, иначе они не будут со мной играть. Американский психолог Джордж Мид называл это явление имитацией в игровой концепции действительности. На мой взгляд, это и есть первая форма бессознательной корпорации, бессознательного деления на «мы - они».
Или в школе, например, всякий учитель утверждает, что именно его предмет самый сложный и самый нужный для учеников, а тех, кто в нем неплохо разбирается, наиболее умными. После того как однажды я по ошибке назвала «лямбду» «линдгрен», моя учительница физики объявила меня «законченным гуманитарием» и заявила, что для меня освоить физику равносильно чему-то вроде открытия новой галактики. Так в кого-то потом и закладывается это ощущение «профессионального» превосходство над другими.
Далее… Переходный возраст, юношеский максимализм… - время «белых ворон» и первых серьезных ошибок. Для 7-8-классников, пьющих пиво во время урока за первым школьным поворотом, тот, кто не с ними, – однозначный объект насмешек. А почему? «Да потому что он лох!» А лох – потому что другой, живущий в другой системе жизненных координат.
Выпускные классы… Четкое деление на математиков и гуманитариев. Иногда еще на ботаников (любителей естественных наук). Те, кто действительно вникает в трагедию жизни Печорина, будут с усмешкой смотреть на тех, кто читает Онегина в кратком изложении, скачав из Интернета электронные энциклопедии готовых сочинений. А те, кто пытается оседлать прогресс и общается на самом новом русском – компьютерном языке, не будут в грош ценить заядлого книголюба, не понимающего, что такое винчестер. Да и XIX век для них так же пылен и далек, как и эпоха динозавров. Потому что они живут в русле XXI века, пытаясь заглянуть в XXII-ой.
А дальше – больше.… Своя профессия и свой круг общения, основанный на общих интересах, неписаных нормах и правилах общения, поведения, проживания…. Сам великий и могучий русский язык своеобразно поддерживает эту систему: неспроста в нем выделяется отдельные группы слов, именуемые профессионализмами, диалектизмами, жаргонизмами и рассчитанные на понимание только в определенном, узком кругу людей.
Все мы разные и, пытаясь найти что-то общее, собираемся в маленькие социальные группы. С одной стороны – это закономерно. Что плохого в том, что существует общественное разделение труда? Что плохого в биологическом инстинкте сбиваться в стаю? Так или иначе все эти человеческие образования пересекаются и общаются между собой. Просто менее тесно и более редко.
Но вот когда какое-то мини-общество провозглашает себя первичным, и начинается деспотизм? Что это? Трусость, скрытая за ощущением собственного превосходства? Комплекс неполноценности, проявившийся в желании подавлять других? Коллективный синдром крошечных «наполеонов», болезненно жаждущих власти? Хорошо, если эта самовольная элитарность приводит только к ироничному делению на «профи» и «лаймеров»\«чайников». Но ведь откуда-то берется расизм и национализм? Не из таких ли маленьких социальных групп, решивших когда-то что они главнее?!
 Может быть, действительно, когда-то, еще до Вавилонского столпотворения все люди говорили на одном языке, видели мир одинаково и могли общаться друг с другом без «корпоративных» заморочек… Но мы не знаем, было ли это на самом деле. Это известно только Богу. Только к кому обратиться с вопросом: к Иисусу, к Будде, к Кришне….
Бог ведь, кстати говоря, тоже у каждого свой…
;


Рецензии