Рассказ Юры Яхонтова. В командировках

Командировки в нашем институте – дело обычное, можно сказать рутинное. Кто-то ездил наслаждаться красотой Урала и Сибири, кого-то отправляли греться в Среднюю Азию или на Кавказ. Сотрудники ЦНИИМ бороздили почти всю территорию огромной страны СССР. На мою долю достались столичные города – Москва, Киев и чуть-чуть Казани (одноразовые поездки в другие места не считаются).
Командировки были непродолжительные – неделя и домой. Приехал, выслушал, высказался, поучаствовал, подписал, уехал. Лепота!
Удивительно, но во всех этих поездках меня преследовало число 13. Куда-бы не ехал, сколько бы денег не выдавали, сколько бы их не тратил, я всегда возвращался с долгом 13(тринадцать) рублей. Мистика.
Очень часто навязывали дополнительные поручения, не обременительные, но сбивающие с ритма спокойную командировочную жизнь.
Одно задание мне очень понравилось. Выдал его непосредственный руководитель Бурлаков С.Ф. - « Зайдёшь на Триумфальную площадь. Там одно из подразделений Министерства. Отдашь эти бумажки. Затем, выйдешь на Тверскую. Пойдёшь направо. Метров 100-150. Увидишь ресторан «Якорь». Обязательно зайди. Там только рыбные блюда. Выбор большой. Закажи первое, второе и обязательно 100 грамм водки. Тебе понравится». С этим поручением справился успешно. Красивый чек на 5(пять) рублей 40 копеек забрал с собой. Этот чек был предъявлен начальству, как документальное доказательство о выполнении задания. Вопросов было больше не о результатах командировки, а о разнообразии и качестве меню ресторана.
По стране уже шагала «Перестройка» под ручку с «Гласностью». Говорливый Генеральный секретарь призывал, что-то «ускорить» и, куда-то «углУбить» используя новое «мЫшление».
Работа в ЦНИИМе пока еще продолжалась.
Собираюсь в очередную плановую командировку в Москву. Звонок из Киева.
- Приезжай. В понедельник начинаем плавку хрома. Ты хотел посмотреть. Номер в гостинице забронирован.
Доброжелательные, гостеприимные сотрудники института Металлофизики АН УССР, я, до сих пор, вспоминаю вас с большой теплотой и благодарностью.
Планы изменились. Два города - две недели. Сначала Киев. Полетел. Пулково – Борисполь – гостиница «Украина».
Утром добрался на трамвае до Академгородка в Святошино и появился в институте. Сразу был отправлен к вакуумным печам.
Выплавка особо чистого хрома или сплавов на его основе очень сложный процесс, требующий специального (в то время нестандартного) оборудования.
Быстро познакомился с ребятами (инженерами и рабочими). От меня требовалось наблюдать и не мешать. Ближе к вечеру выяснилась еще одна задача. Мужики собрали талоны на алкоголь, деньги и подошли ко мне.
- Юра, нас не выпустят через проходную. Нам тут всю ночь. Сходи.
- Что вам спирт не выдают на вакуумную технику?
- Выдают. Но, мы его не пьем.
«Странно это» - мелькнуло в голове, но в дискуссию вступать не стал.
Охранница, в проходной, лениво посмотрела на пропуск и даже не поинтересовалась содержимым пакета, в котором позвякивало стекло. Видимо, командированные не были для неё потенциальными нарушителями трудовой дисциплины и расхитителями социалистической собственности.
Где-то, около 22-00, ребята отправили меня в гостиницу.
- Все. Теперь остывать будет до утра. Открываем часов в 10. Приходи.
Дальше командировка продолжилась по устоявшемуся сценарию.
Четверг оказался свободным – мне объявили выходной.

Пора звонить Лёше.
Алексей работал заместителем главного технолога НПО в Киеве и учился в аспирантуре ЦНИИМ. У нас был один научный руководитель – Крылов Б.С.
В ответ на приветствие, Алексей Андреевич распорядился – «Приезжай на завод».
В его кабинете шло совещание. Мне первый, и, слава Богу, последний раз довелось при этом присутствовать. Представьте, вчера я был в академической тишине, сегодня оказался в суете и круговерти заводских проблем.
Вышли с завода. Надо было пройти через парк. Я сейчас не помню, как он назывался. Красивейшее место. Огромное количество цветущих кустов и смотровая площадка над Днепром - «Чуден Днепр при тихой погоде». Площадка была заполнена людьми, что-то, обсуждающими небольшими группами.
Алексей заговорил с одним парнем. Говорили они на украинском языке (не на суржике) и очень быстро. Я не понимал. На мою просьбу (произнесенную на русском языке) пояснить, о чем речь, Лёшин собеседник бросил на меня быстрый и недобрый взгляд. Этот взгляд давал понять, что русский язык - плохо и рожа у меня москальская.
По дороге Алексей рассказал о содержании беседы. Эти молодые люди приехали из Ивано-Франковска митинговать. Им надоело кормить русских и Россию.
До времен «кто не скачет, тот москаль» и «москаляку на гиляку» было еще очень далеко.

Киевский этап завершался. В пятницу собрал все документы, отметил командировку, попрощался. Временно свободен.
Поехал покупать билет в Москву. Отъезд в воскресенье вечером. Два дня надо куда-то потратить. Проблема.
И, тут на глаза попадается большая реклама – «Киевский ипподром приглашает…». Решено – еду.
Говорят «язык до Киева доведет». В этот субботний день язык довел меня не только до киевского ипподрома, но и до финансового краха.
Внешне здание ипподрома не произвело впечатления. Осмотрелся, подумал, что новичкам везет и вошел.
Внутри тоже все оказалось весьма скромно. Деревянные скамейки, поле похоже на футбольное, только значительно больше. Беговая дорожка, по которой бегают лошадки с прицепленными к ним тележками. В этих тележках сидят какие-то дядьки в кепках.
Пока ничего не понятно. Пошел искать консультанта. Добрые люди объяснили правила, как делать ставки и с чего начинать.
Ушел с ипподрома сильно огорченным и озадаченным. Денег занять не у кого. Все мои киевские знакомые на выходные разъехались по дачам. Не скажу, что ничего не осталось. Осталось ровно до такой степени, что можно было ездить на трамвае, попить чаю и еще в Москве добраться до «Астрофизики».
Перебор. Ладно, переживу. Зато будет, что рассказать детям и внукам.
В поезде закинул себя на верхнюю полку и собрался спать до остановки в Москве. Попутчиком оказался пожилой мужчина. Минут через десять он стал трясти меня за плечо – «Хлопчик, слезай. Ужинать будем».
Поблагодарил, сказал, что ужинал.
-Да, что ты там ужинал!? У меня и колбаска домашняя, и сальце, и помидорчики с огурчиками. Все свое. И горилки немного есть.
Под мое настроение горилка очень подходила.
Познакомились, разговорились. Иван Васильевич жил в селе под Днепропетровском. Сейчас ехал в Москву «до Кашпировского» - «У дочи остановлюсь. Она в Москве живет».
Везло мне на добрых и отзывчивых людей.
В «Астрофизике» попросил у начальника отдела Егорова В.Н. в долг весьма скромную сумму. Валентин Никитич с подозрением посмотрел и принюхался. Не определил. Спросил куда дел командировочные деньги. В рассказ, что езжу уже вторую неделю и не рассчитал – не поверил.
Вдохнул еще раз. Понятного объяснения так и не нашел. Велел зайти через час. Через час выдал больше рублей, чем я просил. На клятвенные заверения – приеду, сразу вышлю, махнул рукой.
- Кадыков сегодня вышлет. С ним разбирайся.
СДАЛ!
Дома, во время допроса с пристрастием, пришлось признаться, куда ушли казенные деньги.
Начальник укоризненно качал головой, его заместитель веселился. Оба считали, что в командировке, так тратить деньги неправильно.
Как правильно – я догадывался.


Рецензии