Как Петрович правил гвоздь

Петрович ударил последний раз молотком и на несколько мгновений застыл в растерянности....Дело было сделано.... Пальцы левой руки привычно сжимали несколько лишних гвоздей, в правой инструмент застыл на полу-взмахе.... Не отводя взгляда от стены, наощупь положив гвозди и молоток на стоящий рядом табурет, немолодой мужчина распрямил сутулую спину и сделал шаг назад. Его взору во всей красе предстала стена его скромной комнаты, отражая результат его стараний последних дней.... Все пространство от угла слева «от окна» и до угла справа «где дверь», от потолка и до самого пола было усеяно шляпками гвоздей, впечатляя своим объемом и некоторой необычностью.
     Все началось пару недель назад, когда Петрович, в очередной раз, решив, что его жизнь слишком однообразна, и что-то надо незамедлительно изменить, решил повесить на стену, прямо над столом, картину, которую ему подарили на работе полгода назад в честь 50-летия. Это даже была не совсем картина, ее не рисовал художник, это был тканый рисунок, но мужчине она нравилась. На ней в сочных осенних красках был изображен лес... «и леса было много...» … Тогда, собираясь вколотить для нее гвоздь, опытный мастер посчитал, что особо точный расчет тут не требуется и прицелился «на глазок». Но результат его не удовлетворил - картина нравилась, но висела не на месте. Поэтому гвоздь был утоплен полностью. Благо, что потом он все равно будет прикрыт полотном…. Второй гвоздь тоже не дал идеального результата.... Вколачивая третий, мужчина вдруг ярко вспомнил эпизод из детства - летний солнечный день, отец во дворе мастерит что-то по хозяйству, а его наследник в шортах, сандалиях и панаме огромным для своих 6-7 лет молотком на топоре правит гнутые ржавые гвозди и потом забивает их в лежащее рядом старое бревно....И толи из-за нахлынувших воспоминаний, толи из-за того, что с детства любил гвоздить, а в современной жизни лет сто, как этим не занимался, но, сам не заметив как, Петрович соединил первый гвоздь со вторым дорожкой из нескольких со-братьев. Глазомер не подвел - расстояние между шляпками было одинаковое. И было в этом что-то, какая-то геометрическая красота, из-за которой в техническом мозгу ворохом прокатились мысли, в которых были и декартова система координат, и кроссворды, со своими пересечениями слов и знак золотого сечения с человечком в круге, увиденный на днях по телевизору, и водопровод и коридоры в трехэтажном здании заводоуправления и много еще чего, что промелькнуло неосознанно, оставив «в сухом остатке» одну лишь мысль: - А что, если исколотить гвоздями ВСЮ стену?
   Петрович был одинок. Не то чтобы он сторонился людей, но одиночество его никогда не тяготило, и своей семьей он так и не обзавелся. Жил размеренной жизнью, особо ничем не увлекался, ни вредным, ни полезным. Характер имел спокойный, вдумчивый, и поэтому не кинулся сразу в запале бездумно портить стену гвоздями, а сохранил эту идею в памяти и в свободное время хорошенько ее обдумал.
     В течение следующих дней он осознал, что не хочет просто исколотить стену ровными рядами («Задумка интересная, а ряды - это примитив»), хаотичный же способ даже не рассматривался, как недостойный. Поэтому было принято решение изобразить в центре спираль, а оставшиеся пустыми углы заполнить горизонтальными рядами. Загоревшись этой идеей, Петрович не стал прикидывать финансовую сторону дела («я творю, какие деньги?»), не думал о соседях и прочем, даже не озадачился вопросом - а надо ли ЭТО, и что потом с ЭТИМ делать?
     Таким образом, когда все, что стоило обдумать, было обдумано, а то, что могло понадобиться, приготовлено, в субботу, в первый выходной день, по-быстрому сделав неотложные дела по дому, мастер приступил к реализации плана.... От левого конца горизонтальной линии шляпок по радиусу по часовой стрелке он стал заколачивать гвозди по дуге к правому концу, обогнул его и продолжил уже низом к исходному, задержался на пару секунд, кивнул головой и сказал полушепотом:-« Все так!», и уже «про себя» добавил:-«Пустой центр - это как ось с прорезью, в которую заправлен конец пружины... … таким образом...кх... все по фэн-шую...». И ухмыльнулся - задел есть, виден следующий сложный момент, но до него еще много-много работы. Мужчина нервно вздохнул, взял молоток и гвозди наизготовку, пожевал губы, и подошел вплотную к стене....
С каждым утопленным гвоздем спираль шляпок медленно тянулась по кругу, виток за витком заполняя пространство. Внутренние витки заполнялись быстро, но чем дальше от центра, тем больше требовалось гвоздей на следующий оборот. И мастер сперва даже не замечал сделанного, временами вспоминая что-то из своего детства, из жизни родителей, а то и совсем перескакивая на современное, вдруг почувствовал усталость. Отложив инструмент, он посчитал количество витков, а потом, отойдя подальше, грубо в уме прикинул по площади, насколько по времени растянется это дело.
   Больше ни одного гвоздя Петрович не вколотил, («утомился, а творчество - это не ремонт, чтобы упираться»). И остаток дня был полностью посвящен телевизору, ужину и чаю с пряниками. Впереди было воскресенье....
    Когда на следующий день виток достиг потолка, до пола еще оставалось прилично места, и этот рабочий момент был досадным: “эх, может надо было начать с центра стены...? Но тогда…хмм…”. Результатом непродолжительных, но неприятных размышлений было решение продолжить витки дальше, но не полные, как будто часть витков уходило к соседке сверху. И лишь когда спираль достигла пола, мастер начал заполнять оставшиеся пустыми углы горизонтальными рядами…
      И вот теперь, не столько уставший, сколько морально опустошенный, “творец взирал на свой шедевр”. Он то пятился назад, то приближался вплотную и гладил рукой шершавые шляпки гвоздей, отходил к окну, потом к двери, все смотрел и подмечал, как меняется восприятие в зависимости от света и точки обзора…. Отдышавшись, Петрович пошел на кухню, поставил кипятиться чайник и, бросая по пути взгляды на свою новую стену, стал убирать инструменты на место. Потом пошел пить чай, и довольный умиротворенно сидел у окна, неторопливо размышляя о том о сем, обо всем и ни о чем, о пешеходах, идущих по своим делам, о завтрашнем рабочем дне, о погоде, о жизни….
    Выходные кончились и началась трудовая неделя… По утрам мимоходом, собираясь на работу, а вечерами не спеша, основательно Петрович смотрел на свою стену, много думал…Сперва он испытывал чувство удовлетворения и даже некоторой гордости, но потом потихоньку незаметно пришла грусть. Нет, это не было разочарование или досада. Это была именно грусть, тихая грусть, которая всегда приходит на смену большого эмоционального подъема. И в этом состоянии мужчина вспомнил, с чего все началось, и вдруг опять бросилась в глаза картина, сиротливо стоящая в углу, как бы намекая, что ее надо повесить, и что хуже от нее не станет. Взяв молоток и один гвоздь, Петрович наметился в свободное место в центре спирали и слегка вколотил его примерно наполовину, сдвинулся, чтобы видеть гвоздь сбоку, и аккуратными легкими ударами стал утапливать его до нужной глубины… тук…тук…тук……
     И тут мужчину будто поразило током – Он ошарашено смотрел на гвоздь, гордо торчащий над ПЛОСКОЙ спиралью. “А ведь можно было забивать гвозди на разную глубину, старый ты дурак, - подумал Петрович – тогда бы и спираль была объёмной, и перспектива и все остальное… тогда бы ВСЕ …выглядело… по-другому…”
В задумчивости мужчина медленно перевел взгляд на стену напротив, но ничего не сказал, а лишь уперся отстраненным взглядом в невидимую точку на ней, как будто что-то там было, что видел лишь он один….            *****


Рецензии