Из теории проблем решения социальных кризисов

     Анализируя такое явление, как «социальный кризис», предлагается рассматривать его сущность через понятие «социально-экономические взаимосвязи». Рассматриваются основания для типологии циклично повторяющихся социальных кризисов в обществе с товарным способом производства, а также обобщаются и систематизируются наработки касающиеся проблемы их предупреждения и разрешения.

     Изменения, происходящие во всех сферах такого общества, стали источником множества противоречий, конфликтов и кризисов. На рубеже ХХ-ХХI веков одни кризисы, не будучи разрешенными, порождали другие, еще более глубокие, затяжные и разрушительные. Ситуацию внутри отдельных стран усугубляют также кризисные процессы происходящие в мире, которые представляют собой кризис любой фазы развития индустриально развитого капиталистического  общества.

     Но в то же время наметившиеся позитивные сдвиги требуют теоретического обоснования для придания им необратимого характера, что во многом зависит от социально ориентированных преобразований в обществе. Не случайно, президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному Собранию (2006 г) подчеркивал, что: «сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан». Ориентация реформ на улучшение качества жизни людей - это важнейшая предпосылка для устранения причин, способных породить кризисы в процессе дальнейших преобразований.

     В силу того, что кризисы всегда сопровождаются нарушением сложившегося социального порядка, социумы встают перед необходимостью искать выход из создавшегося положения (которое может быть тягостным, сложным и болезненным). В связи с неконструктивностью и разрушительностью ряда кризисов любое общество заинтересовано в разработке стратегии их предупреждения и разрешения. С этой целью создаются соответствующие организации и институты.

     Для разработки действенных практик разрешения кризисов (которые могут быть эффективными и неэффективными) требуется в первую очередь изучение феномена социальных кризисов. В этой связи понятен интерес исследователей к этому явлению, и не случайно он становится объектом изучения многих научных дисциплин. Поэтому наблюдается многоаспектность литературы о социальном кризисе, а также обилие дискуссионных высказываний по многим вопросам его изучения, но в то же время многие аспекты изучения социальных кризисов рассматриваются недостаточно.

     Так, например, отсутствует целостное социологическое осмысления кризиса во всех его возможных проявлениях и не создана пока еще обобщающая классификация социальных кризисов, хотя отдельные кризисы рассмотрены довольно основательно. Практически значимыми, но мало изученными являются стратегии предупреждения и стратегии разрешения социальных кризисов, хотя в то же время опыт и предупреждения, и разрешения кризисов имеется.

     В узком смысле под социальными кризисами понимается разбалансированность социально-экономических связей, которые касаются системы социального обеспечения и социальной защиты критической массы населени страны, когда процесс перестаёт быть управляемым правительством. Анализ различных подходов к определению данного понятия показывает, что «за скобками» многих существующих в литературе определений остаётся нередко такая его сущностная характеристики, как социально-экономическая связь в обществе, которая зависит как от внешних, так и от внутренних факторов стабильного развития экономики.

     Изучение этого феномена показывает, что любой кризис это всегда процесс разрыва устоявшихся социально-экономических связей различного уровня, поэтому есть все основания подойти к определению социального кризиса в этом аспекте и определять кризис как процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой последует разрыв социально-экономических связей, которые приводят к необратимым последствиям.

     Фиксируя тот очевидный факт, что в кризисные периоды социального развития старые социальные нормы уже во многом не работают, а новые еще не заработали, так как не сформировались, то в кризисной ситуации общественная система теряет равновесие.  Именно поэтому общество оказывается в состоянии, для которого присуще наличие множества вариантов развития и даже незначительные изменения в социальном поле дают множество возможностей выбора того или иного пути развития, чем могут воспользоваться группировки людей недобросовестных и общественно опасных.

     Поскольку кризисы являются почти неизбежными «спутниками» развития человеческих обществ (циклические теории развития и кризисов О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина, Н.Д. Кондратьева), постольку есть разные оценки их роли, значения и последствий. Многолетний опыт изучения проблемы показывает, что у любого кризиса есть негативные и позитивные функции.

     Любой кризис происходит в определенных исторических условиях (экономических, политических, социальных, культурных и т.д.), которые подразделяются на объективные и субъективные. Своеобразие тех и других накладывает существенный отпечаток на «скорость» разворачивания кризиса, на его интенсивность, формы его проявления и т.д. Соответственно социальный кризис может быть понят, если подходить к нему не абстрактно, а рассматривать его в том или ином социокультурном контексте.

     Несмотря на уникальность и неповторимость отдельно взятого социального кризиса, каждый из них имеет некоторые общие черты и параметры, дающие возможность их типологизировать. Типологизация представляет собой не только один из методов познания изучаемого явления, но и способ перехода к непосредственной практике предупреждения и разрешения.

     В процессе изучения социального кризиса важную роль играет и временной фактор, который проявляется как в скорости протекания различных кризисов, так и в ограниченности времени при его разрешении. В первом случае стадии эволюции кризиса рассматриваются в тесном взаимодействии со временем, а во втором упор делается на временной ресурс, которым располагает или не располагает тот или иной субъект социального действия необходимого для выхода из кризисного состояния.

     Между социальными кризисами существуют различного рода связи, в том числе, прямые и опосредованные, прямые и обратные и так далее и это отчетливо прослеживается как в ретроспективе, так и в сегодняшней реальности. Так, экономические и политические кризисы не всегда влекут за собой кризисы культурные. Напротив, ренессанс культуры нередко приходится на кризисные периоды общественного развития. И это было очень хорошо показано выдающимся социологом П. А. Сорокиным. Но данное обстоятельство вовсе не означает снятие фактора причинности.

     В целом закономерность такова, что с изменением интенсивности одного кризиса соответствующим образом меняется и интенсивность другого. Поэтому для оценки действительного состояния нестабильного социума требуется целостный взгляд на существующие кризисы, без которого невозможна «экспертиза» каждого из них на разрушительность и возможность разрешения. Это важно подчеркнуть еще и потому, что принимать решение и разрабатывать различные антикризисные стратегии приходится во многом в условиях социальной неопределенности и нестабильности.

     В развитии любого социального кризиса имеет место элемент случайности. Поскольку своеобразие и многогранность каждого конкретного кризиса - это следствие влияния множества факторов, постольку связи между социальными кризисами носят одновременно и закономерный, и вероятностный характер. Весьма показателен тот факт, что ни одна социологическая школа не игнорирует момент случайности. Более того, в условиях переходности значение этой «составляющей» резко возрастает. Соответственно, создаваемые модели разрешения кризисов должны учитывать как факт действия необходимости, так и момент случайности.

     В литературе стратегии разрешения кризисов подразделяются на реставрационную, на стратегию невмешательства и стратегию обновления. Суть первой заключается в стремлении возвратиться к состоянию, которое имело место в докризисных условиях. Данная стратегия делает упор на нейтрализацию и устранение тех деструктивных факторов, которые существуют в обстановке кризиса. Эффект ее как правило кратковременен в силу того, что она не способна обеспечить кардинальное разрешение социального кризиса.

     Что касается стратегии невмешательства, то она связана с установкой на саморазрешение проблем, что приводит, в конечном счете, к переводу кризиса в перманентную стадию.

      И, наконец, обновленческая стратегия предполагает реальную оценку соотношения традиционного и инновационного. Соответственно, она предусматривает учет всех назревших проблем в обществе, а также его ментально-традиционных особенностей. Все это ставит вопрос об экспертизе данного вида стратегии на эффективность и на учет ближайших, среднесрочных и долгосрочных последствий такой стратегии. Соответственно, указанные стратегии разрешения социальных кризисов применяются с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране, а также расстановки различных социальных сил.

     Так как в кризисные периоды общественного развития существует обширное конфликтное поле, всегда есть соблазн сделать его бесконфликтным с помощью силовых методов. Практика реальной жизни показывает, что худшим вариантом негативных последствий из-за увлечения такого рода стратегиями может быть общенациональный хаос и социальная катастрофа.

     В ходе разработки антикризисных стратегий есть смысл учитывать различия между способами предупреждения и разрешения социальных кризисов. Если первые предполагают создание таких условий в обществе, при которых возможности возникновения кризиса будут сведены к минимуму, то вторые - представляют собой целую систему предпринимаемых действий, направленных на его прекращение и поиск приемлемого решения проблем.

     Стратегия предупреждения социального кризиса складывается из нескольких составляющих. Первой является улавливание показателей его назревания, в качестве которых выступают дисфункциональные проявления в различных сферах общественной жизни. Вторая связана непосредственно с практическими действиями по предотвращению кризиса. Поскольку стратегия предотвращения кризиса может основываться на различных по своему характеру действиях (целерациональных, ценностно-рациональных, традиционных и аффективных), постольку встает вопрос о методах диагностики назревающего кризиса.

     К таковым можно отнести: аналитический (связан с использованием статистических показателей материалов социологических исследований, а также мониторинговых данных), экспертно-диагностический, линейного и динамического программирования, социального моделирования, а также социального прогнозирования с использованием широкого спектра различных прогнозов: активных, пассивных, оперативных, краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных, дальнесрочных, интервальных, трендовых, целевых, нормативных, организационных.

     В силу того, что деятельность по предотвращению социальных кризисов всегда сопровождается проведением разного рода экспериментов, постольку имеет смысл в процессе изучения социальных кризисов рассматривать вопрос об их возможных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных последствиях.

     Стратегия разрешения социального кризиса во многом связана с характером действий, который субъект применяет в процессе предотвращения кризиса. Различные виды стратегий (принудительно-силовая, невмешеательства и компромиссно-консенсусная) имеют свои плюсы и минусы. Однако в любом случае более предпочтительными, но в то же время сложными, являются консенсусные стратегии, которые делают упор на выработке общих подходов к разрешению кризиса с целью удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон с широким использованием различных согласительных процедур.

     Постановка вопроса о том, какая стратегия «лучше» не совсем корректна с научной точки зрения. Каждая из них должна использоваться в зависимости от ситуации, времени, стадий кризиса и места его развертывания. Специфика же их использования такова, что принудительно-силовая стратегия применима в условиях вползания социума в катастрофическую стадию, а компромиссно-консенсусная в большей степени применима в обстановке, когда осуществляется постепенная перестройка ядра социальной системы с использованием радикальных преобразований.

     К проблемам, которые требуют дальнейшего исследования можно отнести следующее: прогнозирование социальных кризисов, анализ и оценка деятельности существующих сегодня многочисленных антикризисных служб, центров и институтов. И это тем более необходимо потому, что в деятельности некоторых из них наметились негативные тенденции (некоторые экономические антикризисные центры, например, вместо оздоровления предприятий «искусственно» банкротят их.

     В результате рвутся годами налаживаемые социальные связи, отношения, люди выталкиваются на периферию общественной жизни. Тем самым создаются предпосылки для разного рода социальных отклонений, в том числе антиобщественного и антинародного характера, что в свою очередь работает не на разрешение кризисов, а на их дальнейшее углубление.

     В социологии проводятся серьезные исследования, направленные на изучение социально-экономических кризисов, но в то же время есть обширное проблемное поле, которое требует дальнейших усилий исследователей.

     Ещё в начале ХIХ века представители левой интеллигенции, в том числе Отто Нейрат (1882 - 1945), австрийский философ, социолог и экономист, пытался объяснить, что для ликвидации условий возникновения социальных кризисов полное уничтожение товарно-денежного рыночного механизма в экономике не позволит определять стоимость цены на продукт производства, поэтому центральный планирующий орган будет вынужден прибегнуть к ведению расчётов в натуральной, безденежной форме. Тогда ещё не было опыта из жизни смешанной, прямой и товарной экономики в общественном труде кибуцев Израиля. А опыт развитых общин при их смешанном характере индивидуального и общественного труда в условиях прямого и товарного обмена производимой продукции в социально-экономических взаимоотношениях общины, необходимо было ещё изучать, для выбора наиболее оптимального варианта развития и применения его в государственной системе хозяйствования.

     Поэтому Макс Вебер (1864 — 1920), известный немецкий социолог, философ, историк и политический экономист, считал, что коммунистический метод планирования не будет эффективным, в частности, из-за невозможности решения проблемы определения удельных границ при распределении базовых социальных благ для создания общества всеобщего благосостояния.

     Тогда ещё не было сильно распространено такое понятие, как узаконенное равенство рабочего времени при развитии общественного труда, да и сам он не предлагал ничего подобного, что могло бы определять и относительно равное для всех количество общественно необходимого труда хотя бы по времени, и, соответственно, относительно равное и узаконенное для всех количество базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, потребности в которых в обществе постоянные, а значит требуют постоянного и планомерного стабильного общественного производства необходимого для стабильной и бескризисной жизни общества с учётом количества населения и природных ресурсов.

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны. А с развитием в обществе экономики, науки и техники подобное распределение распространяется и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт.  Только конечные устройства этих средств коммуникации по зарплате от результатов квалификации труда, если не устраивают их стандартные или общественные формы. То есть если говорить о рыночных отношениях, то в случае их развития, то таковые сохраняются лишь на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны, её интеллектуальные и производительные силы.  Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений и развивая ресурсовозобновляемые технологии, а не искали другую планету, загадив эту и разбазарив её ресурсы.  В то же время дети должны иметь определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, а старики должны иметь всё необходимое, как уже заслужившие достойный труда полный пансион по возрасту, помогая детям и внукам в меру сил в их интеллектуально-духовном развитии.

     И никакой уравниловки, кроме равных прав и свобод всех граждан перед законом! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в социально-производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

     Всё это Маркс предлагал ещё полтора века назад и для того, чтобы доказать свою правоту, написал целых три тома под названием "Капитал" и ещё во многих других трудах. И всё равно глупые ничего не поняли, умные разобрались, а дуракам, идиотам  и тем, кто против гуманизма, равноправия и социальной справедливости это и знать не надо, всё равно переврут для личной выгоды.


Рецензии