Три новеллы о Дожде

Новелла первая. ДОЖДЬ
    
     Я выхожу из душного офиса, когда основная масса схлынула и навстречу только изредка попадаются такие же припозднившиеся бедолаги, как и я. На улице уже темно и жёлтые пятна фонарей  тонут в плотном тумане. Город выглядит угрюмо, да и сама себе кажусь не лучше.

Пока иду к ближайшей станции метро, туман сгущается и мелкими капельками оседает на волосы, лицо, одежду.
- Ну и хорошо, - думаю я. - Промокну, заболею, возьму больничный и буду дома сидеть в тишине и одиночестве.

     Вокруг меня очень много людей. Они требуют внимания, участия, контроля, руководства, любви,  доказательств... Эмоций. Самое лучшее, чего бы мне сейчас хотелось - одиночество. Когда никого окрест и ничего никому не надо объяснять...

     Ну, вот уже и метро, а промокнуть так и не состоялось.  Спускаюсь вниз и захожу в вагон, наполненный такими же уставшими и безразличными ко всему окружающему людьми, как и сама.
Закрываю глаза, чтобы не видеть серых пятен, которые с утра ещё выглядели похожими на лица...
      
     На выходе меня поджидает его Величество Дождь. Он обрушивается всей мощью тяжёлых струй, неистово хлещет по асфальту, вспенивая мутные потоки вод, бегущих вдоль тротуаров только в им одном известном направлении.

Открываю зонт и он хлопает своим куполом, как обессилевшая птица. Минуты две судорожных телодвижений и я его усмиряю.
- Ну, знаешь...
- Ты же сама просила.
- Когда!?
- Ну, когда к метро подходила.
- Это когда было...
- Всего 20 минут назад.
- Не припомню...
- Вот, как ты можешь!
- Как!?
- Так. То хочу промокнуть и заболеть, чтобы сидеть дома, то возмущаешься, когда я просто стараюсь исполнить твою просьбу.
- Я не просила. Я подумала.
- А для меня нет разницы. Я ВСЁ СЛЫШУ...
- Извини. Не знала о такой твоей особенности.
- Я ведь ДОЖДЬ.
- Понимаю.
- Что ты понимаешь?
- Что начинаю потихоньку сходить с ума.
- Как это?
- Ну, вот, с тобой разговариваю.
- А что здесь не так?
- То, что я слышу ТВОИ ответы.
- А что в этом странного?
- Ты всего лишь ДОЖДЬ. Явление природы.
- Но ЯВЛЕНИЕ же существует...
- Да, но оно не может говорить, слышать, вступать в диалог.

- Это в вашей, человеческой парадигме не может. Потому что вы всё любите классифицировать, раскладывать по полочкам, присваивать одним и тем же вещам разные названия... Короче - разделять. А мир - он неделим. И всё, что тебя окружает - обладает СОзнанием, СОстраданием, СОчувствием...
- Гм-м-м, забавно. Уж не хочешь ли ты сказать, что ты сочувствуешь мне? Раз откликнулся на моё желание.

- Нет. Во мне нет сочувствия к тебе. Ты не нуждаешься в нём. В тебе достаточно силы. Просто мне показалось, что ты готова к тому, чтобы ЧУВСТВОВАТЬ. Поэтому я ПРОЯВИЛСЯ.
- У любого человека есть чувства. Я не исключение.
- Я не говорю о чувствах. Я говорю о ЧУВСТВОВАНИИ.
- А в чём разница?

- Ну, понимаешь, чувства это просто процесс, который происходит в психике каждого существа независимо от его желания. Ты ведь не будешь отрицать, что какой-нибудь зверь или даже растение  может чувствовать боль, страх, агрессию, любовь.
А чувствование, это СПОСОБНОСТИ. Способность не только ИСПЫТАТЬ, но и ПРОЯВИТЬ. И, кстати, способность к чувствованию и проявлению можно развивать, в отличие от чувств.
- Ага. Понятно. В твоей "парадигме" я ничем от собаки не отличаюсь. Она тоже умеет ПРОЯВЛЯТЬ.

- Я скажу тебе больше. Ты ничем не отличаешься от травинки, ручья, камня. Ты ведь просто часть целого и неделимого мира, где всё обладает СОзнанием, СОстраданием, СОчувствием. Просто они ПРОЯВЛЯЮТСЯ по своему. И эти проявления для большинства людей незаметны, незначимы, несущественны. Вы, люди, живёте в полусне. И только те, кто хотя бы пытается "проснуться", позволяет себе ЧУВСТВОВАНИЕ, вливаются в необъятность и неделимость всего Сущего. И Сущее откликается на их усилия.

- И мои желания... воплощаются?
- Конечно. Если они не противоречат ОБЩЕМУ...
- Значит, если я сейчас захочу, чтобы ты ушёл, то моё желание  исполнится?
Дождь не ответил.
Пока я шла домой, Он прекратился.

     Войдя в квартиру, первым делом распахнула окно и, глядя в сумеречное небо, виновато сказала:
- Прости меня, за последнее желание. Это была детская попытка проверить правдивость твоих слов. Приходи снова, когда посчитаешь нужным. Буду очень рада узнать тебя ближе. И может быть у меня получится стать просто ЧАСТЬЮ всего СУЩЕГО...


Новелла вторая. ОДИН ДОЖДЬ
   
     Ночью пришел Дождь. Сначала он робко постучал в окно моей спальни. Вставать не хотелось и, укрывшись с головой, я  попробовала уснуть снова. Он забарабанил по металлическому отливу с неистовой силой, хлестнул гибкими берёзовыми ветвями по стёклам в дальней комнате.
- О, Господи, только-только уснула...

Завернулась в тёплое одеяло и приоткрыла окно.
- Сколько можно барабанить? Мне завтра рано вставать.
- Но ты говорила, что можно приходить, когда посчитаю нужным.
Я тихонько вздохнула.
- Было такое дело.
- Вот  и пришел...
- Что-то случилось?
- Знаешь, я  совсем один. Всегда.  Иногда  чувствую себя настолько одиноким, что начинаю сомневаться в том, что я есть.
- Но ты же говорил, что ты, как и всё вокруг, часть Сущего. Ты сомневаешься в наличии Сущего?

- Нет. Я не сомневаюсь в наличии Сущего. Но  хочу познать СЕБЯ внутри его, своё место, свои пределы или...беспредельность(?).
- Экзистенция, однако... Не думала, что Дождь задается подобными вопросами.
Я вздохнула и плотнее запахнула одеяло.
- Почему? Я кажусь тебе глупым?
- Нет. Просто я была уверена, что  экзистенциальные переживания, присущи только человеку.

- Ты мне отказываешь в поисках себя?
- Нет. Теперь нет. Я ведь раньше не общалась с тобой так тесно. Не слышала, не говорила, не думала...
- Вы, люди, эгоцентричны.
- Пожалуй, ты прав. Но нас извиняет ограниченность времени.
- Это просто отговорка. У вас всегда нет времени.

- Но его действительно очень мало. Мы рождаемся беспомощными, как котята. И за достаточно короткое, в космических масштабах, время, нам надо не только научиться простому поддержанию жизни внутри своего тела, получить знания и опыт, но и предпринять попытку осмыслить свое бытие.
- И как? Удалось?
- Что ты! Смеешься? Я же сказала - предпринять попытку.
- То есть, ничего конкретного...
Дождь разочарованно вздохнул.

- А какой конкретики ты ждёшь? Процесс осмысления он также бесконечен и  не познаваем, как и Сущее. Познав что-то одно, расширив свои горизонты, можно увидеть другое. Знаешь, это похоже на полёт. Когда ты на земле, ты видишь только траву,  куст, иногда дерево. Поднявшись выше - кроны деревьев, лес, поле, ещё выше - окружающий пейзаж... И с каждой новой высотой-познанием ты видишь, осязаешь, осмысливаешь всё больше и больше. Из космоса можно увидеть всю Землю. И это виденье тоже не конечно. Есть и другие планеты, галактики, вселенные. Причём мы никогда не можем быть уверены в единственности и окончательности того явления, которое мы познаём.

- Ну и...?
- Что?
- Что в конце этого всего?
Я пожала плечами.
- Не знаю. Ведь этот процесс ВСЕГДА остается незавершённым.
- Почему?
- Потому что человеческая жизнь конечна.
- Тогда зачем?
- Понимаешь, мы так устроены, что изначально, при рождении, ощущаем некую незавершенность, неполноту, что ли. Просто вначале жизни мы настолько поглощены вопросами физического выживания и совершенствования, что почти не обращаем внимания на внутреннее неустройство, душевный дискомфорт. И находим ему простые объяснения. Но проблемы нарастают как снежный ком и здесь уже каждый самостоятельно ищет способ решать их.

Кто-то ищет ответов в религии, в "учениях". Кто-то просто убегает от их решения. Прячется в увеселениях, карьерном успехе, во всеобщем "признании".
Но во всех случаях, оставшись наедине с самим собой  всегда задаёшься вопросами БЫТИЯ.
- Значит, не только я, а даже ты, и все-все испытывают подобное?

- Не поручусь за всех. Возможно есть люди, или явления, обладающие самодостаточностью и поэтому не нуждающиеся в процессе становления. Во всех остальных случаях человек делает себя человеком в процессе своей жизни.
- Но если жизнь конечна, зачем всё это?
- Возможно, что конца, как такового и нет...
- То есть...?
- Я не знаю... Никто не знает. Религия утверждает, но достоверных сведений на сегодняшний день не получено. Поэтому не стоит тратить своё время на поиски несуществующего ответа. Лучше использовать его, чтобы делать СЕБЯ человеком.

- А дожди?
Я улыбнулась.
- И дожди делают себя дождями в процессе своей жизни.
- И я тоже могу?
- Конечно.
- А что нужно для этого?
- Просто захотеть.
- И всё?
Он казался разочарованным и я поспешила его ободрить:
- Каждый путь начинается с первого шага... Или с первой капли...


Новелла третья. ЕЩЁ ОДИН ДОЖДЬ
 
     Наконец-то Он пришёл. Неохотно уронил несколько тяжёлых капель на подоконник и замолчал. Я пошире открыла окно, чтобы впустить его.
- Ты где?
- Здесь.
- О чём задумался?
- Не знаю. Удивительно, но у меня внутри... Нет никаких мыслей, никаких желаний. Одни воспоминания. И они меня ранят. Я чувствую себя одиноким, ненужным.
- Понимаю. Так бывает.
- Мне бы хотелось как-то избавиться...
- Знаешь, у меня тоже так часто бывает.
- И что с этим делать?
- Проживать.
- Я пробовал. Очень больно. Невозможно терпеть.
- Поплачь.

     Дождь гуще застучал по подоконнику, упал на серый от пыли асфальт и через несколько минут тротуар заблестел, как металлическая лента.
- Нет, нет. Так ещё хуже. Страшно. Такое чувство, что моё сердце  разбивается на тысячи мелких осколков, которые невозможно будет соединить в одно.
- Не бойся. Ничего страшного не случится с твоим сердцем.

- Знаешь, я так часто стучался в твои окна, потому что когда мы разговаривали, иногда ты говорила умные вещи. Но сейчас... Прости... Глупость какая-то... Сердце это главное. Без него невозможно.
- Ты не совсем прав. Это раньше так думали, что сердце главное. Сейчас сердце можно имплантировать. Вживить новое. И тело будет жить. Не скажу, каково это, потому что стараюсь говорить только о том, ЧТО сама испытала, а это не мой случай. Но я много читала и слышала об этом.

- Допустим ты меня убедила и сердце это не самое главное. Тогда  ЧТО же самое главное в живом?
- Самое главное - ДУША. И пока она есть - мы живы.
- Душа, - удивился и притих Дождь. - А что это?
- Наверное я не смогу это просто объяснить... Её нельзя увидеть, потрогать, как другие органы. Её можно только почувствовать, когда она есть...
- Она такая маленькая... Как атом?
- Она не поддаётся физическому измерению. Но представляет собой нечто большее. Сущность вещей. Утраченный Рай.

- А бывает, что её нет?
- Для некоторых она - просто слово. О таких говорят - бездушный...
- И значит... неживой?
- Мне кажется, да. Можно ведь ходить, видеть, слышать, дышать... Даже размножаться. Оставаясь мёртвым.
- Я понял. Сердце не главное, поэтому его не надо жалеть. -Дождь забарабанил сильнее.
- Не совсем так. Как раз сердце и является хранилищем ранящих воспоминаний.

- Я не понимаю зачем так всё запутано. И что тогда болит? Хранилище не может болеть. Душа такая крошечная, что боли негде поселиться... Отчего же боль? Нет, всё-таки ты сегодня одни глупости говоришь.

- Но ведь это "хранилище" внутри нас. Из плоти и крови. И оно может болеть, как и всё, из чего состоит наше тело. Но если желудок или печень болят по причинам физического порядка, от обжорства, пьянства, и других излишеств, которые мы САМИ для себя создаём, то сердце...

Сердце реагирует на внешнее. На чужое грубое слово, на злой взгляд, на равнодушие, на пренебрежение, на обиды, которые мы наносим друг другу, иногда сами того не желая и не замечая. И всё это копится в нашем сердце. Хранится в нем. И его нельзя держать всё время закрытым. Разорвёт.

- А слёзы это такой... клапан?
- Можно и так сказать.
- И больше никак?
- Можно проговаривать. И прощать. Молчать нельзя. Чем дольше молчишь, тем хуже последствия.
- Понял. Это как у нас, дождей. Чем дольше копимся и молчим, тем страшнее ураган.
- Типа того.

- Ну, ладно. Допустим, с сердцем разобрались. Душа-то зачем? Тем более такая крошечная, что и увидеть нельзя. Зачем она? Разве недостаточно сердца?
- Недостаточно. Ведь только имея Душу можно ВОЗрасти.
- Воз... чего? Расти? Что-то  не замечал, чтобы люди росли. Дорастут до какого-то предела и всё. Ни с места.
- Ты говоришь о физическом росте. Но Душа это не материальная субстанция. И она может ВОЗрастать бесконечно и безгранично.

- Допустим,  поверил, хотя у тебя нет ничего, чтобы меня убеждало в истинности твоих слов. Но ты так и не объяснила зачем боль. И где её место. В сердце? В Душе? Зачем она? Для того, чтобы плакать, не давая "хранилищу" разорваться?
- Нет. Не для этого. Только через боль Душа может ВОЗрастать.
- Боже! Ну хватит уже! Для чего, скажи мне, для чего ей воз-растать? Какой смысл в ВОЗрастании? Тем более через боль.

- Знаешь, я не умею объяснить хорошо. Но попробую. Вот смотри. Ты, Дождь, испытываешь сейчас боль.
- Верно.
- А откуда она?
- Я много где бываю.   Вижу много несчастий и несчастных.  Я пытался взять излишек горя в себя, чернел, разрастался до огромных размеров от непомерного груза. Я полз через горы, цепляясь брюхом за острые вершины и вместо того, чтобы пролиться над морем, проливался на прибрежные селения, смывая всё и всех. Меня проклинали. А за что? Больно.
- Правильно. Тебе больно и ты плачешь.

- Но боль не уходит. Мои слёзы превращаются в грязные лужи.
- Конечно. Потому что твои слёзы омывают всю грязь, что собралась вокруг. Но потом  твои слёзы поднимутся вверх чистым паром, станут белоснежными облаками, а грязь останется внизу.
- Ну и где здесь место Душе?
- А эти белоснежные облака вверху и есть твоя омытая Душа.

- Но я опять увижу с высоты все несовершенство этого мира, впитаю в себя его смрад, похоть, зло, ожесточение и потемнею от горя.
- Верно. И всё пойдет по кругу. И твоя душа-облако станет ещё больше.
- Но я не хочу. Зачем испытывать боль? Только ради того, чтобы Душа раз от раза делалась больше? Не слишком ли большая плата за ВОЗрастание.  Лучше остановить это колесо превращений.

- Ты не можешь. Это твое предназначение.
- Почему это не могу? Стоит только захотеть.
- Конечно. Ты можешь захотеть и пойти против своего предназначения. Плыть по небу легким перышком. Не видеть и не слышать. Но ты ведь сам говорил, что всё в мире взаимосвязано. И мы все: люди, растения, животные, разные стороны и явления Бытия связаны в ЕДИНОЕ. И каждый должен выполнять ту часть ОБЩЕГО, которая ему предназначена.

Конечно, можно пожелать себе чего-то другого, более легкого и комфортного (на наш взгляд). И оно вполне может осуществиться. Ты ведь и сам это знаешь. Только за всё существует ПЛАТА.
- Ну и какая плата, по твоему мнению, потребуется от меня?
- Не знаю. Я ведь не Творец, чтобы ЗНАТЬ Его замысел. Я тоже только часть его замысла... И я могу только предположить. Вариантов может быть много.
- Ну все-таки? Например?

- Ты будешь подниматься всё выше и выше, пока последние капли слезинок, из которых состоит твоя Душа не высохнут под лучами Солнца.
- И... меня не станет?
- И это будет самым большим несчастьем для нас, всех живущих.
- Значит... вы меня все-таки... любите?
- Вопрос не в любви/нелюбви. Это слишком узко, при таком диапазоне мнений, желаний, последствий.

Просто: -
"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка..., ...смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе»...

Это сказал один проповедник. Он сказал о человеке, но его слова справедливы по отношению ко всему, что нас окружает. Значит и к тебе. Ты ведь тоже  ЧАСТЬ ЕДИНОГО и НЕДЕЛИМОГО Сущего, как сам  когда-то говорил в начале нашего
знакомства...


Рецензии
Очень тонко, красиво, в то же время очень глубоко показано философия бытия. Эти новеллы невозможно читать быстро. Их нужно читать медленно вдумчиво, смакуя каждую мысль, каждую фразу. Браво автору, всё прекрасно получилось! С уважением,

Юл Берт   31.12.2023 07:30     Заявить о нарушении
Спасибо. Тронута.
С признательностью,

Фаина Вельге   03.01.2024 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.