Здравствуй Москва

  З Д Р А В СТ В У Й    М О С К В А .

 Прошло совсем немного времени , с того  дня когда я впервые познакомилась с Москвой , проведя там зимние каникулы со своим классом .  Тогда я много и взахлёб рассказывала родителям о своих впечатлениях . Москва произвела тогда на меня неизгладимые впечатления , поразив своей масштабностью ,красотой и величием .  Для меня и сейчас, после того ,что я увидела практически все европейские столицы  и даже побывала в Америке , моя любимая Одесса  остаётся  самым красивым городом мира . Но тогда , когда я только делала свои первые шаги знакомясь с этим миром , знакоство с Москвой  конечно покорило меня . Было в этом городе что-то  такое , что притягивало к себе и заставляло восторгаться . Но в ту , первую мою поездку я  видела только так сказать её культурное наследие и величие . Но была ещё и другая Москва , с которой мне ещё предстояло познакомиться и которая несмотря на всю свою привлекательность и полезность , мне честно говоря не очень понравилась .
А произошло это так . Услышав все мои восторженные истории о Москве , моя мать ,которая никогда небыла там , вдруг воспылала огромным желанием посетить столицу . Вспомнив ,между прочим , что у нас жили там очень дальние родственники , которые  каждое лето приезжали в Одессу , мама решила навестить их и заодно прикупить мсковских дефицитов . Дождавшись когда у меня начнуться летние каникулы , она прихватив меня в качестве сопровождающей ,купила билеты на скорый поезд Москва -Одесса .  Надо признаться , что я ещё никогда не путешествовала с мамой и рассматривала это как весёлое приключение , даже несмотря на тот факт , что мне хотелось насладиться летом и ходить с подружкой на пляж . Но я подумала о том ,что впереди ещё три месяца каникул и неделя проведённая с мамой в Москве мне не повредит .
И так , скорый поезд мчал нас  в столицу . Нашими  попутчицами в куппе оказались две женщины .   Мы  познакомились и они рассказали нам что являются сёстрами и едут в Москву так сказать с коммерчиской целью ,чтобы закупить  дефицитный  товар .


               



 Мама очень заинтересовалась этой темой и стала подробно узнавать где и что можно купить . Меня лично интересовала только импортная косметика ,которой я уже стала пользоваться и которую нельзя было тогда купить в Одессе ,поэтому я проявила немного интереса к этой теме . Но все остальные дефициты меня не волновали и скучая я стала смотреть в окно . 
 За  окном простиралась совсем не та картина , которую я видела в свою предыдущую поездку в Москву .  Было начало июня -пора ,когда  все краски природы вступают в свои права и кругом всё  цветёт и пахнет .  Взору моему представились зелёные поля с колосящейся пшеницей и кукурузой , другие поспевающие злаковые . Но главную красоту конечно преставляли зелёные лужайки полные  полевых цветов всех возможных красок  и оттенков .  Надо отдать должное нашей хлебосольной Украине , где все поля были очень ухоженные и богатые  своими  урожаями . Было видно невооружённым глазом ,что тут любят свою землю и умеют работать на ней ,  не жалея  своих сил .
Но по мере того как мы удалялись в глубь страны сразу стала  видна разница . Словно природа вдруг резко изменила свой характер и потеряла всякий интерес к красивой и сытой жизни . Поля выглядели меннее ухоженными ,да и домишки стоящие у дороги были уже не такими аккуратными и чистыми . Перекошенные заборы , голодные и замученные домашние животные – всё это производило довольно жалкое впечатление .  Видя всё это у меня даже испортилось настроение . Я никак не могла понять почему живя в одной стране одни люди так заботятся о своей земле ,а другим нет до неё никакого дела и желания её обрабатывать . Но если учесть тот факт ,что мне едва исполнилось шестнадцать лет , я конечно недолго мучилась этими терзаниями .
Наш поезд пришёл в Москву ,  на Киевский вокзал , в яркий летний полдень . Выйдя на перрон ,  кишащий людьми ,  я увидела перекошенное от неожиданности  лицо моей матери . Она впервые попала в столицу и призналась что ещё никогда в жизни не видела такого скопления народа .   Родственники наши жили не в самой Москве ,а не станции Матвеевская  , куда надо было ехать электричкой от Киевского вокзала ещё две остановки .  Багажа у нас было немного и мы быстро и без приключений приехали на место .   Нас тепло встретили наше столичное родство  и первым делом стали рааспрашивать нас о цели визита . Услышав этот вопрос я  немного напряглась .



Это была очень   культурная  семья ,которая  уделяла большое  внимание  интеллектуальному  развитию , но моя мама не испытывая смущения сказала что мы хотели бы проехаться по магазинам и приобрести кое какой дефицит . При этом она достав из сумочки список магазинов ,  которые ей бы хотелось посетить . Список  этот нам дали наши попутчицы , сказав что там всегда можно купить   дефицитный  товар .  Родственники многозначительно  переглянулись и предложили нам свою культурную программу .
Я решила не ударить лицом  в грязь и стала рассказывать о своей предыдущей поездке в Москву этой зимой . Я подробно описывала все достопримечательности столицы ,которые   успела повидать ,не завыв сказать о том ,что осталась в восторге от всего увиденного .   Они одобрительно закивали головами и дали нам перечень театров и выставок ,которые мы обязательно должны были посетить .  Мы поблагодарили их за информацию и пообещали  обязательно посетить все достопримечательности .   Потом мама всё таки не удержалась и попрасила назвать ей точные адреса известных всем москвичам и гостям столицы  магазинов . Это были магазины дружественных нам социалистических стран . В магазине  Лейпциг продовались немецкие товары ,в Варне -болгарские ,в Балатоне -венгерские и так далее по списку .  Получив заветные адреса мы выпив с родственниками вечерний чай с привезёнными из Одессы сладостями  отправились отдыхать . 
Когда мы с мамой   улеглись на узком диване в гостинной ,я сказала ей что мне немного неловко из-за того ,что родственники подумают о нас  . Но мама успокоила меня , сказав что когда они приезжают в Одессу, то тоже с удовольствием  закупают наши фрукты и  овощи и нам нечего стыдиться .   Я успокоилась и мгновенно заснула ,предвкушая завтрашний день и прогулку по летней Москве . 
Надо сказать ,что москвичи ,в отличии от нас одесситов, не очень зацикливались не еде и напоив нас  на завтрак тем- же с  вечера запаренным  чаем  , сказали  нам  как можно быстрее добраться до центра города .  Приехав в центр мы с мамой  стали думать о том ,как продуктивнее провести первый день в Москве . Мне очень хотелось погулять по центру у увидеть Красную площадь без снежного покрова .  Но мама настояла  на том ,что сначала дела потом удовольствия . Мне не хотелось с ней спорить , тем более , что мне и самой было интересно попасть в эти таинственные для меня заграничные магазины.  Итак мы двинулись по заданному маршруту ,предвкушая  неизведанныые  раннее  эмоции покупки дефицитов .




 Но приехав к одному из этих райских врат мы сразу сникли . Только выйдя из автобуса ,привезшего нас  на другой конец города , мы увидели издали  огромную очередь  ведущую к желаемому объекту .   Кажется у меня сразу пропало желание покупать дефицит , мне почему -то вспомнились очереди ,в которых  я стояла будучи совсем маленькой девочкой . Было это в конце пятидесятых годов . Мы, с моей тогда беременной мамой, выстаивали на сильном морозе по три ,четыре  часа ,чтобы получить заветные  200 гр масла и 500 гр  крупы  .
Эти жуткие воспоминания с ужасом засели в моей памяти навсегда и я  с тех пор органически не переношу  скопление людей .  Но моя мама  ,взяв меня за руку и посмотрев мне в глаза сказала “Пожалуйста , Леночка пойдём ,  это ненадолго . “  И я конечно пошла .
Мы действительно простояв несколько часов , купили  заветные дефициты – косметику ,красивое бельё и свитер для папы . Довольные приобретенным товаром, мы отправились в город надеясь перекусить в каком -то кафе , но кругом было столько народу ,что увидев очередную очередь я запаниковала .  Мама видя моё состояние предложила поесть аппетитные  пончики ,  которые  продавались буквально на каждом углу . Вспомнив с каким  удовольствием я ела их зимой ,я  с радостью согласилась . Купив в ближайшем  гастрономе сладкое ситро , мы присев на ближайшей скамейке  с аппетитом поели горячие помпушки . По плану мы  хотели вечером посетить один из театров . Но приехав к кассам мы поняли что в театр нам не попасть . Уже издали мы и тут увидели огромную очередь . Но нам  неожиданно повезло .  Буквально возле нас остановилось  такси и вышедший из него парень спросил обращаясь к маме ,  не нужны ли нам билеты ?  Я буквально закричала от восторга и расплатившись суммой намного превышающей наши возможности ,  мы пошли занимать свои  места . Я сразу обратила внимание ,что настроение мамы резко упало .  Она объяснила мне ,что для нашего скромного бюджета это непозволительная роскошь и нам придётся определиться с  приоритетами , то есть удовольствия или дефицит .  Но удовольствие полученное от спектакля того стоило . Мы попали не просто на спектакль театра На Таганке , одного из лучших театров Москвы , но главным был тот факт , что в спектакле играл один из лучших и моих любимых актёров Владимир Высоцкий .  Я была так счастлива увидеть его на сцене ,что не обратила особого внимания на мамины наставления .
Когда мы вечером приехали к родственникам , они сразу обратили внимание на наши  переполненные сумки с  дифицитным товаром .



 После  спектакля мы ещё успели заглянуть в гастроном и  купить несколько продуктов питания ,которые нельзя было достать у нас .  Но когда мы рассказали  москвичам о том ,что были в театре и видели игру всеми любимого актёра ,  они одобрительно  закивали и не стали комментировать нашу жажду  к  дефициту .На следующие утро у нас по программе была Красная площадь .  Когда мы приехали туда ,я с радостью стала рассматривать те объекты , которые  видела раннее в снежном покрове . На маму тоже всё увиденное произвело впечатление и я рассказала ей о том , что уже знала об этих достопримечательностях .
  Но когда мы подошли к Мавзолею  и увидели очередь тянущуюся  через всю площадь , мама категорически отказалась смотреть на мощи вождя  революции .
 “ Даже и не мечтай “ резко сказала она , “ лучше поедем в импортный магазин -там пользы будет больше “ .  Как же я была рада узнав о том ,что у меня такая непатриотичная мать . Но ей я об этом говорить не стала . Погуляв ещё немного по Старому Арбату и улице Горького и посидев там в знаменитом кафе-мороженое Снежинка , мы отправились тратить оставшиеся деньги на нужные вещи .  Следующий день  мы решили провести на ВДНХ -эта такая огромная выставка с множеством  павильонов и объектов достижения народного хозяйства . Мы, люди городские , имели очень отдалённое представление о  сельском хозяйстве в целом , поэтому рассматривая всё  достояние нашей родины ,смотрели на всё очень скептически . Мне даже подумалось , что мы какие-то  не очень сознательные члены общества , но я  не стала заморачиваться по этому поводу .  Недалеко от выставки находилась знаменитая Останкинская башня – главная телевизионная башня Советского Союза .  Я уговорила маму подняться на скоростном  лифте на смотровую площадку ,где открывался очень красивый  вид на город .  Мы полюбовались столицей с высоты птичьего полёта и довольные и счастливые поехали на станцию Матвеевская .  Когда мы приехали , наши добрые хозяева сообщили нам  радостную весть . Они достали для нас билеты в театр “Современник “ ,тоже один из ведущих театров Москвы , но узнав сколько стоят эти билеты  ,  мама запаниковала . Я увидев её  расстроенное лицо , решила взять ситуацию в свои руки . Горячо поблагодарив наших радужных хозяев я немного сгладила мамину реакцию . Когда мы отужинав чаем с баранками остались одни ,я попыталась  поговорить с мамой и объяснить как это здорово побывать в таких театрах .




Мама вроде бы и не возражала , но наши средства были очень ограничены ,а ей хотелось  купить для меня платье на выпускной ,который был у меня через год . Я убедила маму в напрасных терзаниях ,сказзав что платье мне может сшить бабушка и оно будет не хуже импортного . Услышав мои доводы  мама немного успокоилась .
Учитывая мою любовь к морским путешествиям ,мне  очень хотелось совершить прогулку на кораблике по Москве -реке . Мы посчитали оставшиеся у нас средства и решили , что это будет наша последняя трата на удовольствия,  полученные в Москве . Я была очень рада , что мама согласилась ,наверное сыграл тот факт , что она и сама очень любила кататься на кораблике .
 Погода была великолепной и мы сев на речной трамвайчик  совершили прекрасную прогулку ,увидев два берега Москвы и её достопримечательности . А вечером было посещение театра ,от которого мы получили огромное удовольствие .
Так подошло к концу моё второе ,но далеко не последнее знакомство со столицей . Я была очень счастлива  и благодарна моей матери ,что она , несмотря на скромный бюджет нашей семьи , смогла  предоставить мне столько радостных моментов , навсегда сохранившихся в моей памяти .


Рецензии