Астрид Линдгрен

В мировой литературе есть два сорта авторов: одни создают отдельные книги, другие -  целостный мир. Первых большинство, вторых - единственный у каждого. Чаще всего "единственность" такого рода беспредельна  - вроде обнимающего огромные сообщества всевидящего божества, дарующего людям веру в счастье.  И реализующих эту веру наяву.

Не помню точно, сколько раз я читал и перечитывал того же "Карлсона". Сначала - сам, потом - с детьми, а теперь - уже и с внуками. Если скажу "сто раз" - боюсь, что сильно  преуменьшу. Или - "Пеппи Длинныйчулок". Или -  "Эмиль из Лённеберги". Точно знаю, что такие книги не читают. Такими книгами живут. Точнее - созданным в них особым миром, на редкость точно созвучным с миром приобщающегося к нему читателя.

Астрид Линдгрен вспоминала, что когда поставила точку в последнем из рассказов о маленьком Эмиле, то села и  расплакалась. Так плачут люди, когда прощаются с ушедшем детством, понимая, что самое лучшее и светлое в твоей жизни навсегда  останется в прошлом: где-то в стороне, в маленьких уединенных хуторках и отдаленных  селениях, в деревянных домиках, окруженных старыми вишнями и полевыми цветами,  в нежных ласках натруженных крестьянских рук отца, в заботливых домашних хлопотах мамы.

Ты осознаешь, что это  лучшее, далеко ушедшее от тебя, самое  заветное и есть ты сам - плод  всепоглощающей семейной любви, то самой, именем которой человек появляется на белый свет и во славу которой он этот белый свет преображает.  Великая заслуга Астрид Линдгрен - она сумела  пронизать заветами этой   большой любви самых маленьких своих читателей, а за одно с ними - и окружающий их и нас с вами противоречивый мир. Снабдить его скрепками, утрата которых куда плачевный ослабления самых важных государственных сцеплений.

Феномен книжек Астрид Линдгрен, её сказок и легенд - они наднациональны. То есть даже в самом отдаленном будущем им вряд ли угрожает участь быть переформатированными в какой-нибудь "скандинавский фольклор" . Их место - в сугубо классическом репертуаре неизбежного чтения, если не сказать больше - в каноническом его ряду, где-то совсем невдалеке от поучений святых апостолов.

Как известно, святость снисходит  на людей мучительно. Так было и с великой Астрид Линдгрен, проповедававшей на страницах своих книг мир счастливого детства, но прежде полностью испившей чашу поздней  родительской горечи в отношении ранней ее же, родительской, слабости. Когда её собственный первенец Лассе самые ранние годы жизни был отлучен от материнской ласки и воспитывался вдали от самого ему родного человека.

Эта боль ранней детской "недолюбленности"  вслед за  сыном Астрид будет  преследовать и многих её главных  героев. Того же Малыша у Карлсона, ту же Пеппи Длинныйчулок. Дальним и ближнем эхом отзовется во многих её повестях и рассказах. С тем, чтобы сложиться в итоге творчества  великой шведской писательницы в молитву во славу главной сердечной привязанности людей - бесконечно глубокой и нежной любви детей и родителей.

Я не помню, чтоб в детстве ставил кого-либо из детских писателей выше Астрид Линдгрен. Не поменял я этого отношения к королеве детства и в более зрелые годы. Никакие  сказки народные, ни "полународные", ни западный фольклор, ни восточный, никакие Красные Шапочки, Оловянные солдатики, Шахерезады и проч. , даже Мойдодыр с Дядей Стёпой и Рассеянным Маршака не могли  в моем детском сердце претендовать на бесконечно доверительное отношение к прочитанному. На роль чуть ли ни полноправных членов семьи. К коим я, а также мои дети, а теперь и внуки всегда с лёгкостью  относили и затейливого Эмиля из Лённеберги, и неугомонного Карлсона с верным Малышом, и "ненормальную" Пеппи с её вполне "нормальными" друзьями Томми и Анникой.

Великие люди всегда несколько больше своих свершений. И редко умещаются в собственных репертуарных  оковах. Той же - доброй  литературной королевы, в кои Астрид Линдгрен произвели ее большие и малые читатели. Великая  писательница не удовольствовалась ролью властительницы в своем жанре, а разнообразила ее уже на финише ролью прямо противоположной - неукротимой бунтарки в жанре совсем, вроде бы, несвойственном для сказочников и добрых литературных фей - в жанре политическом, прослыв в  миролюбивой Швеции одним из самых ярких оппозиционеров, способных не только вставлять шпильки правящим властям, но и, когда совсем прижмёт,  отправлять целые правящие кабинеты в аут.

Как это, например, стряслось с блестящим, в принципе, премьер-министром Швеции Улофом Пальме,  поплатившимся своим премьерским креслом в первый свой срок пребывания у власти всего лишь за недостаточное внимание к природоохранному вопросу. Тогда, в 1976 году,  все говорили, что без влияния эколого защитной деятельности Астрид Линдгрен дело не обошлось. Великая шведская писательница сумела   повернуть власть в собственной стране лицом к вопросам сохранения природы. А значит, как она видимо, считала - сбережения страны. Наверняка ясно осознавая родственность и неразрывность корневой системы личности человека и окружающей его среды.

Интересно, что шведы придумали Нобелевскую премию по литературе, а также - за мир, но самому знаменитому из шведских сочинителей и миротворцев - Астрид Линдгрен - её почему-то выписывать не стали. Что, впрочем, символично - не царское (то бишь - не королевское), как говорится, это дело - получать ордена и медали. Их дело совсем иное -  сторицей воздавать своим подданным и щедро одаривать их...


 


Рецензии
Здравствуйте, Алексей! Внимательно прочитала ваше эссе и понял, что недооценил Астрид Линдгрен в детстве, но всё ещё можно исправить. Появятся внуки и я обязательно буду читать им замечательные и добрые произведения Линдгрен. Ну, и конечно, Джеральда Даррелла, которого всегда читал своей дочери.

Поправьте в одном месте опечатку: "созданным в не(х) особым миром"

С уважением и благодарностью за напоминание об Астрид Линдгрен.

Владимир Пастернак   18.11.2022 17:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Дети - это, действительно, самый точный адресат самых важных книг. Борьба за влияние на детские умы велась всегда. И не всегда, как у нас сейчас в стране, она ведётся во славу гуманистических идеалов. Если честно, за будущее наших детей и внуков, за их мозги, за их нравственность становится страшно. Режим спешит сформировать из них сплоченные отряды заводных игрушек. И дистанционно манипулировать послушным войском юных солдатиков в своих, узко-полеонтологических интересах политических неандертальцев.

Алексей Мельников Калуга   19.11.2022 00:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.