Прощай, наш дорогой Леонид Ильич!

Прощай наш дорогой Леонид Ильич

Учеба в военной академии им. Дзержинского подходила к финишу. У слушателей 4 курса было последнее курсовое проектирование. А дальше только заветный диплом маячил им, да распределение по гарнизонам далеким и близким.
11 ноября 1982 г. С утра по радио и телевизору звучала печальная музыка. Других программ не было. Поскольку  я планировал дипломный проект на своей профильной кафедре не писать, то мне поручили восстановить лабораторную установку по работе электроприводов, а курсовой проект был довеском к этой установке.
Вооружившись измерительными приборами, паяльником и прочим инструментом принялся за работу. Сотрудники лаборатории тихо переговаривались между собою. Краем уха услышал, что кто - то из политбюро ЦК КПСС умер. А кто конкретно – приходилось догадываться. Порешили, что умер Пельше А.Я. поскольку он был самый старый в этом бюро. Тут как раз зазвонил телефон и «трубка нам сказала», что скончался наш дорогой Леонид Ильич Брежнев. Начиналась эпоха трех П – Пышные Похороны Политбюро. А латышский стрелок Пельше А.Я. ушел из жизни через полгода – 29 мая 1983 г.
Занятия в академии были отменены. Всех слушателей отправили в оцепление ЦК КПСС, располагавшееся недалеко от академии на пл. Ногина. Разделили нас всех на две смены. Одна один час стоит в оцеплении, другая отдыхает. Пропускали только граждан, имеющих пропуск в этот район и тех, кто работал, при наличии соответствующего документа. Свободная смена находилась в фойе метро.  На следующий день менты из охраны метро полностью закрыли выход к памятнику героям Плевны, и нам пришлось «отдыхать» в подземном переходе. Притащили скамейки со сквера – на них и сидели. Напротив был политехнический музей - так добрались и до него. Там было тепло и сухо. Поскольку посетителей не было, то экскурсоводы с радостью водили нас по экспозициям музея. Особенно нам понравилась экспозиция голографии. Тема тогда была перспективная. Впечатлила она нас сильно, и один из слушателей через, пару лет, участвовал в создании диссертации одному из генералов. Тема была «Голографические методы разведки подвижных пусковых установок».
В 23 часа нас меняли бойцы дивизии ВВ им. Дзержинского. Каламбур какой то получился: слушателей военной академии РВСН им. Дзержинского меняли солдаты дивизии ВВ им. Дзержинского, хотя ничего общего первые не имели со вторыми. После смены была поставлена задача к 7 часам прибыть к ЦК КПСС и поменять личный состав.
Спустились мы с пригорка до ул. Степана Разина (нынешняя Варварка).  Менты из охраны метрополитена попытались нас не пускать и предложили топать на посадку к метро Таганская. Это был уже перебор. Кордон ментовский был смят в одночасье. Самые ретивые менты, получив пару оплеух, поостыли, и мы, с чувством исполненного долга, поехали на свою станцию метро Полежаевская (там, в Серебряном Бору, большинство слушателей жили). На следующий день утром на первых поездах метро мы были уже на месте. Теперь уже нам никто не препятствовал входу. Для гражданских вход и выход были закрыты. Еще один день простояли мы возле ЦК. Уже ночью, вышедший из ЦК генерал сообщил нам имя нового Генерального Секретаря.
В последующие дни эксцессов уже не было никаких, свое право пользоваться станцией метро площадь Ногина уже никто не оспаривал.
А 15 декабря  нам поставили новую задачу на оцепление Главпочтамта на ст. метро Тургеневская (ныне Чистые Пруды). Там мы и простояли, меняясь через час до погребения нашего дорогого Леонида Ильича. Как только стихли прощальные гудки транспорта автомобильного и речного.  Вскоре оцепление было снято.
Тогда мы и не догадывались, что начинается новая эпоха – эпоха смены генсеков, эпоха  развала развитого социализма, и закончится она расстрелом Верховного Совета. А мы все узнаем, что в СССР, кроме резиновых калош ничего и не выпускалось!
 И как же мы жили!?
Прощай дорогой Леонид Ильич, прощай эпоха стабильности!

Ноябрь 1982                г. Москва
09.11.2022                ЗАТО Звездный


Рецензии