ФГДС

- На что жалуетесь, Сидор Семенович? – ласково спросила терапевт, оторвавшись, наконец, от карточки больного.

Мужчина задумался над ответом. Он с большим трудом прорвался через заслоны страховой компании, чтобы попасть на прием в общем-то по пустяковому делу. У детей выявили лямблии, и жена настояла на обследовании всей семьи. Сидор Семенович, прикинув, что  трудозатраты на сдачу анализов в районной поликлинике будут минимальными, легкомысленно согласился. Мужчина здраво рассудил, что семейное спокойствие стоит анализа, к тому же еще и бесплатного.

«Да что там они найдут-то в районной поликлинике?» - подумал Сидор Семенович.  Избалованный  ДМС, он уже не слишком доверял местным врачам. К его ужасу, через несколько дней пришел такой же результат, что и у детей: лямблиоз. Никакого особенного беспокойства заболевание не доставляло. Сидор Семенович с усилием припомнил пару случаев странной аллергии за последние несколько месяцев. Правда, недавно он установил для себя привычку отдыхать после обеда и ужина на диване из-за бурной перистальтики, но серьезного значения тяжести в животе не придавал. Наоборот, появилась уважительная причина отсылать маленьких неугомонных детей, висевших на отце часами после работы, в детскую к их игрушкам.

- Схожу к терапевту по страховке, - заявил Сидор Семенович жене. – Пусть что-то пропишет.  В районную поликлинику не пойду, черт знает что еще там у меня найдут.

Попасть к терапевту по ДМС оказалось непросто. После его сбивчивой истории о лямблиозе решительная девушка из страховой сказала, как отрезала:
 - Извините, не страховой случай!
Сидор Семенович растерялся, но девушка тут же пришла ему на помощь, смягчившись:
- Может, вас что-то беспокоит?
- Да-да, конечно, - обрадованно ухватился за эту соломинку Сидор Семенович, -  тяжесть в животе после еды, бурная перистальтика, непонятная аллергия и постоянное чувство голода...
Сидор Семенович вспомнил все, что могло ему пригодиться.
- Тяжесть в желудке? – немедленно откликнулась девушка. - Это может быть серьезно, согласовываю вам направление.
Сидор Семенович растроганно поблагодарил свою спасительницу и тут же записался на прием в довольно-таки приличную клинику перед самыми майскими праздниками...

Пора была отвечать врачу. Сидор Семенович неловко помял кепку в руках, которую не решился сдать в гардероб поликлиники, и выложил все как на духу:
- Да как вам сказать... Заметил, что в последнее время постоянно хочу есть, каждые два часа. А как поем, так потом надо полежать: в животе свинцовая тяжесть. Перистальтика бурная, да и позывы в туалет участились.   
- Понятно, - протянула врач, - ну, давайте осмотрим вас.

Через 5 минут терапевт уже строчила предварительный диагноз на компьютере. Сидор Семенович, одеваясь, краем глаза увидел слова «гастрит» и «язва» и тут же вспомнил, зачем он пришел. К лямблиозу, диагностированному в районной поликлинике, врач, на взгляд пациента, отнеслась легкомысленно:
- Перепроверим. В общем, сдавайте анализы, делайте УЗИ брюшной полости и ФГДС, а потом с результатами ко мне. Гастрит у вас точно есть, возможно, что и язва. Пока назначу вам ферменты, после анализов скорректируем лечение.
- ФГДС – это что? – полюбопытствовал мужчина.
- Это трубочку надо будет проглотить, и у вас там забор флоры сделают, - буднично ответила врач, не отрываясь от клавиатуры.

Сидор Семенович почувствовал, как у него по спине пробежал холодок, а на лбу выступила испарина. Он никогда не делал ФГДС, так как это было его самым большим страхом. С детства у Сидора Семеновича был сильный рвотный рефлекс, поэтому даже поход к ЛОРу давался ему с большим трудом. Одна только мысль, что придется глотать какой-то шланг, приводила его в ужас.

- Без этого никак не обойтись? – пробормотал несчастный пациент.
- Совершенно, - отрезала терапевт и удивленно воззрилась на мужчину. - Вас что-то смущает?
- Ну, как вам сказать, -  промямлил Сидор Семенович, - никогда не делал, страшновато как-то...
- Слушайте, у нас в поликлинике девочки все это хорошо делают, даже не заметите, - отмахнулась терапевт и тут же выдала реплику, противоречащую ее словам.  - Ну да, неприятно, конечно, но надо потерпеть. Почему все этого так боятся? Я, правда, не делала сама... Давайте я вас прямо сейчас и запишу, вам когда удобно? Ах, сейчас же майские начнутся, мы не работаем. Сделаем так: вы сдаете все анализы и делаете обследования шестого числа, а седьмого - ко мне с результатами. Как раз шестого в 9 утра сходите на УЗИ, а потом в 10 часов на ФГДС.
- Хорошо, записывайте, - упавшим голосом вымолвил пациент.

Первые майские праздники у Сидора Семеновича не задались. Он отвез семью на дачу, но даже за мелкими домашними делами никак не мог выкинуть из головы предстоящее обследование. Терзаемый сомнениями и страхами, он не знал, как решиться на ФГДС, и поделился дилеммой с родными. К его досаде, выяснилось, что практически все его родственники уже когда-то проходили эту процедуру, поэтому с большим удовольствием смаковали жуткие подробности. Сидору Семеновичу показалось, что кое-кто даже обрадовался, представив ожидавшие его мучения.

- Ха-ха! – заливался отец от смеха. - Нашел, чего бояться! Лежи там себе, только порыгивай!
- Порыгивай?!
- Ну да, там тебя так воздухом накачают, что отрыжка идет постоянно... Да ты не дрейфь, длится все недолго...
Сидор Семенович передернул широкими плечами:
- Бррр... Как на грех, отпуск взял между майскими, так теперь никакого настроения нет из-за этого ФГДС...

Жена предложила съездить в гости к родным, заметив тоскливый настрой Сидора Семеновича. На шумном семейном празднике мужчина разговорился с зятем о здоровье, упомянув злополучное обследование. Зять, будучи на 10 лет моложе Сидора Семеновича, тоже уже успел его когда-то пройти и искренне посочувствовал:
- О да, это ужас, как неприятно... Страшнее было только на приеме у уролога.
Сидор Семенович приободрился: он уролога не боялся!

За день до испытания мужчина созвонился с сестрой и спросил ее мнение о процедуре. Сестра ничего толком не смогла вспомнить, кроме того, что это не больно. Вздохнув, мужчина полез в Интернет читать, как надо подготовиться к обследованию и чем оно может закончиться. Чем больше он читал, тем хуже ему становилось от собственного воображения.

Шестого числа он сдал все анализы, кроме ФГДС. Стоя в вестибюле поликлиники, муж и отец семейства принимал мучительное решение. С самого раннего утра его тошнило от одной только мысли о предстоящем. Терзаемый сомнениями, он позвонил жене. Как все практичные женщины, она подсказала идеальный выход:
- Ну что ты в самом деле страдаешь из-за такой ерунды! Сходи завтра к врачу, покажись с тем, что есть. Может, УЗИ и результатов будет уже достаточно.
Сидор Семенович повеселел, найдя решение.
Его радость продлилась ровно 24 часа.

- Да-а-а,  - протянула терапевт. – Гастрит точно есть, но вот насчет язвы пока ничего не ясно. Где результаты ФГДС?
- Вы знаете, - замялся Сидор Семенович, – я просто вчера себя плохо почувствовал...
- Струсили? – четко поставила диагноз терапевт.
- Да! – решительно ответил мужчина.
- Ладно, дело ваше, но без этого обследования – никуда. Толку от лечения будет мало.
- Хорошо, - упавшим голосом промямлил несчастный пациент. – Записывайте!
- Сейчас опять эти майские, давайте на одиннадцатое, на десять утра. Подойдет?
Сидор Семенович нашел в себе силы только кивнуть.
- Смотрите, меня не будет, когда вы обследуетесь, но вам дадут протокол. Вы прочитайте,  что они напишут. Если язва, то надо будет еще раз показаться, а если ничего не найдут - продолжайте лечение, как я вам прописала...

Вторые майские праздники были безнадежно отравлены ощущением неизбежного. Мужчине позвонила мама, узнавшая от сестры о его сомнениях:
- Да ты что, это такое простое обследование! Я в той же поликлинике его делала, все было нормально и быстро. Даже интересно на мониторе посмотреть, что там у тебя внутри! Что тут переживать: бесплатно, не за свой счет!
Сидор Семенович невольно крякнул:
 - За свой счет я бы даже и не подумал туда пойти!
- Ты очень легкомысленно относишься к своему здоровью! У тебя двое детей, кто их поднимать будет, если ты тут загнешься? А вдруг у тебя рак? Живот так просто не беспокоит! – продолжала убеждать его мама, искренне волнуясь за сына.
- Ну, - промямлил мужчина, - я просто перенес запись, одиннадцатого должен идти. Пока не решил, пойду ли...
- Обязательно иди! – рекомендовала мать, закончив разговор.

День обследования приближался, но мужчина по-прежнему не принял окончательного решения. Как-то утром, выгуливая собаку, он разговорился с соседом. Мало-помалу разговор снова соскочил на ФГДС. Пожилой сосед был хорошим мужиком, но со своими странностями.

- Ой, это ФГДС – страшное дело! Мне один раз назначали, - начал сосед. – Пришел, сижу в очереди. Передо мной несколько человек. Жду. Как посмотрел, в каком виде они все из кабинета выходят, мать честная! Врагу не пожелаешь: разобрали их там до винтика. Сижу, дрожу, думаю: «Не сдюжу!». Вышла тут как раз медсестра меня вызывать. Я аж подпрыгнул со страху. Обругал их, сказал, куда им это ФГДС засунуть, и ушел!

Сидор Семенович невольно улыбнулся и вдруг принял решение. «Странное дело, - задумался он. – Не мог никак решиться, пока вовремя не попался струсивший сосед! Как же смешно выглядят все эти страхи со стороны!» Он так и не понял, что мужское соперничество с соседом сыграло с ним забавную шутку.

Решившись, Сидор Семенович отправился в поликлинику. Его неприятно удивило отсутствие очереди перед кабинетом врача. Немного раздражали сочувствующие взгляды других пациентов, проходивших мимо и невольно обращавших внимание на зловещую табличку у двери кабинета. От нечего делать мужчина стал читать объявления на стенах и обратил внимание, что ФГДС длится от 10 до 40 минут, пациентов просили проявлять терпение, если придется задержаться в очереди. «Будто к вам так и рвутся!» - подумал Сидор Семенович. Его размышления прервала молодая девушка в халате, выглянувшая из кабинета.
- Сидор Семенович? – спросила женщина, сверяясь с карточкой. По-видимому, она ожидала увидеть дряхлого деда, а не моложавого героя-отца.
- Да!
- Надо будет немного подождать, мы сейчас подготовим кабинет.
- Не беспокойтесь, я к вам не тороплюсь! – искренне откликнулся мужчина.
Женщина мило улыбнулась и исчезла.

Через 5 минут его вызвали. В кабинете находились две девушки примерно одного возраста, вызвавшая Сидора Семеновича оказалась врачом, а не медсестрой, как он было подумал вначале. Взглянув на побледневшего мужчину, она участливо спросила:
- Первый раз делаете?
- Да! И очень боюсь, - честно признался пациент.
- Процедура действительно малоприятная, - согласилась врач, – но у нас есть анестетик, с ним полегче.
- Мне без него никак! – мужчина рассказал про рвотный рефлекс.
- Не переживайте, все будет хорошо. Запомните главное: что бы ни происходило, вы не должны волноваться и дергаться, мы будем действовать очень медленно и осторожно. Вероятны сильные спазмы, но это нормально. Желудок у вас пустой, надо будет потерпеть, - успокаивала врач пациента, пока медсестра готовила анестетик.
- У меня самый главный вопрос: как я дышать-то буду с трубкой?
- Как раз с этим у вас не будет никаких проблем, - отметила врач и попросила мужчину открыть рот. Сидору Семеновичу прыснули что-то очень неприятное прямо в горло.
- Постарайтесь проглотить, тогда анестетик попадет немного ниже в пищевод, - посоветовала медсестра.

Сидор Семенович усиленно начал глотать, мечтая, чтобы анестетик провалился в пищевод до желудка. Его положили на бок на кушетку, над которой были расположены мониторы, но Сидор Семенович со своей позиции не видел, что на них отображается. У врача в руках появился длинный черный шланг, толщина которого потрясла и без того впечатлительного мужчину.
- Вы это хотите в меня запихнуть? – ужаснулся пациент. – Да у меня велосипедный замок тоньше, чем ваша трубка!
- Не волнуйтесь, все поместится. У вас же забор пробы, поэтому шланг толстый. Мы будем его вводить медленно и осторожно, в случае неприятных ощущений дайте нам знать, мы остановимся.
 
Сидор Семенович в ужасе открыл рот, и ему тут же ловко вставили что-то типа загубника. Рот не закрывался. Сидор Семенович выдохнул и закрыл глаза, чтобы не видеть приближающегося шланга. Как шланг оказался в гортани, он даже не понял: анестетик делал свое дело. Трудности начались, когда врач запихнул трубку глубоко в пищевод. Таких спазмов у Сидора Семеновича отродясь не было. Желудок, казалось, собирался выскочить наружу, а каждое сокращение пищевода отзывалось болью, когда стенки наталкивались на толстенный шланг. Пока Сидор Семенович пытался понять, на каком неприятном ощущении сконцентрироваться, он услышал ласковый голос врача:
- У вас очень сильные сокращения, трудно вводить трубку. Постарайтесь расслабиться, сосредоточьтесь на дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох... Мы подождем, пока вы успокоитесь.

Сидор Семенович хотел что-то сказать, но не мог из-за дурацкого шланга. Он постарался следовать совету врача, но хитрая девушка пользовалась каждой секундой, проталкивая шланг все глубже. В какой-то момент спазмы стали почти постоянными, и Сидор Семенович уже было решился схватиться за шланг обеими руками и выдернуть его из себя, оттолкнув врача. В этот решительный момент, протянув руку вперед, он вдруг осознал глупость этого шага, как будто увидев себя со стороны. Врач уже запихнула ему чуть ли не полметра этого шланга внутрь, а он лежит на кушетке на боку,  встать проблематично. Выдергивая шланг он может повредить внутренности, да и врачиха будет, скорее всего, сопротивляться. В подобной патовой ситуации оставалось только смириться.

В эту секунду спазмы прекратились. Сидор Семенович понемногу успокоился, поняв, что нельзя ничего сделать, не навредив себе. «Так, наверное, чувствует себя шашлык на шомполе», - пришла в голову странная мысль. Мужчина сконцентрировался на дыхании. Врач корпела над шлангом. Сидору Семеновичу стало уже все равно, он хотел только умереть как можно быстрее.

- Отлично, мы заходим в желудок....
Время тянулось чрезвычайно медленно.

- Будет немного неприятно, берем пробу...
Сидора Семеновича как будто что-то ущипнуло в животе.

- Потерпите, сейчас будем шланг разворачивать в животе, возможны неприятные ощущения...
«Да вы издеваетесь! – негодовал пациент про себя. – Как будто я тут наслаждаюсь процессом!»
Ощущение времени полностью пропало.

- Внимание, заходим ниже в кишечник...
«Я точно шашлык, они проткнут меня насквозь», - отстраненно констатировал Сидор Семенович.

Через пару минут врач проинформировал пациента о начале извлечения шланга.
Всем своим видом больной демонстрировал невероятную радость.
Несколько сильных спазмов, и шланг мягко извлекли из Сидора Семеновича.

«...!!!», - подумалось ему почему-то непечатными словами.

- Всё? – выдохнул мужчина.
- Да, все отлично прошло. Ничего у вас страшного нет, небольшое раздражение. Язвы нет.
Сидору Семеновичу на минуту даже стало обидно, что он не узнал ничего нового для себя, пережив столько испытаний.
- Вы хорошо смотрели?
Врач рассмеялась.

Сидор Семенович получил на руки протокол «шашлычной процедуры» и вышел в коридор. Горло немного побаливало, он чувствовал себя выпотрошенной рыбой. Желудок упорно сигнализировал о желании есть после долгого воздержания.
«Напьюсь сегодня!» - размечтался мужчина.

На улице по-прежнему было пасмурно, но в душе Сидора Семеновича светило солнце. Он расправил плечи и гордо зашагал по тротуару. Вся его прежняя жизнь – опостылевшая работа, ремонт дома, болезни детей, куча семейных неотложных дел – все это казалось пустяком по сравнению с исполинским подвигом. Жизнь расцветала новыми, давно забытыми красками! Мужчина гордо посматривал на прохожих, к каждому примеряя новый критерий оценки: «Этот бы на ФГДС расплакался. А этот бы вообще не пошел....».  Ему хотелось петь, но горло саднило. «Сделал! Выдержал!! Да еще и здоров!» - героя переполняла гордость. По пути домой он отправил короткое сообщение родным и получил ряд уважительных для себя эпитетов в ответ.

Заходя в парадную, мужчина столкнулся с соседом.
- Сделал-таки я ФГДС, - сказал Сидор Семенович. – Как видишь, жив.
- О, ну ты даешь, Семеныч! Мужик! Герой! –   воскликнул сосед и убежал по своим делам.
«Слабак!» - усмехнулся Сидор Семенович и пошел домой.

Иллюстрация - Р. Келехсашвили


Рецензии