Хеврон - история, боль и гордость

По еврейской традиции принято в полу праздничные дни Пейсаха и Суккота молиться у Котеля и на могиле наших праотцов в Хевроне.
В одной из поездок на молитву в Меарат а Махпела в Хевроне мы пошли на маленькую экскурсию по Хеврону.
Хеврон-это боль еврейского сердца. Часто сообщают о терактах в городе. Было столько наших солдат, как будто попали на военную базу.Спасибо нашей армии, которая бережёт нас и наши ценности.
Немного истории. Наш праотец Авраам в Хевроне купил первый земельный надел - пещеру Махпела. В пещере Махпела похоронены наши Праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, и их жены Сара, Ривка и Лея. В библейские времена Хеврон стал первой столицей царя Давида, который царствовал здесь 7 первых лет своего правления, - перед тем, как переселился в Иерусалим.Во времена Первого и Второго Храмов (с 10 в. до новой эры и до 1 века н.э.) Хеврон был одним из центральных еврейских городов в стране.
После разрушения Второго Храма, район Хевронской горы стал центром еврейского восстания против римлян. В течение сотен лет, под властью Византии, арабов, крестоносцы и турков- мамлюков, евреи продолжали жить в Хевроне и молиться в пещере Махпела, на могиле Праотцов. Во времена турецко владычества (13в.) евреям был запрещен вход в само здание пещеры Махпела, и им разрешалось лишь подниматься до седьмой ступени восточного входа в здание. После изгнания евреев из Испании в 16 в., часть изгнанников прибыла в Хеврон. Они приобрели большой участок земли в городе и основали на этой земле еврейский квартал. В этом квартале евреи селились на протяжении 450 лет - с 16 в. и до начала 20 в. В 17 - 18 вв. происходило массовое заселение еврейского квартала Хеврона. Община увеличивалась, но евреи отказывались от выхода за пределы квартала по причинам безопасности.В середине 19-го века евреи постепенно начали выходить за пределы еврейского квартала и строить большие и просторные дома вне пределов древнего города.
 Погромы 1929 года, во время которых были убиты десятки евреев по всей стране. До этого было время относительно спокойным, и были хорошие взаимоотношения между еврейской и арабской общинами в Хевроне. Инициатором нагнетания ненависти стал Эмин Аль Хусейни, который был назначен англичанами на должность "Муфтия" Иерусалима, и который впоследствии был известен своими активными про-нацистскими взглядами. Евреи Хеврона отказывались верить, что беспорядки могут докатиться до города Праотца Авраама. Поэтому, когда боевой отряд "Хаганы" прибыл в Хеврон, чтобы в случае погромов защитить его жителей, то представитель совета общины попросил их уехать, чтобы не вызывать излишнего брожения среди населения. На следующее утро после их отъезда началась резня, и евреи были абсолютно беззащитны.Погромы начались в пятницу, 23-го августа, во второй половине дня. Из мечетей неслись призывы к травле, и множество погромщиков начали стекаться по направлению к еврейским домам.На следующий день, в Шабат, 18-го Ава (1929 г.), произошла страшная резня.Я не хочу приводить подробности этого ужаса, кому интересно, могут найти в Интернете.Было убито и замучено 67 человек.Через три дня британские власти решили уничтожить еврейское поселение в Хевроне. Оставшихся евреев увезли в Иерусалим. Все их имущество и их дома стали добычей погромщиков. Так, с нападением убийц и при попустительстве британских правителей была уничтожена древнейшая еврейская община в Земле Израиля.
В 1948 году Иордания захватила Иудею и Самарию и Хеврон.В течении почти 20 лет иорданской власти в Хевроне не проживало ни одного еврея. В 1967 г. в результате Шестидневной войны были освобождены многие районы Израиля. Арабы Хеврона, ожидавшие мести со стороны евреев за погромы 1929 г., сдались без единого выстрела. Однако военные власти не готовы были поддержать евреев, пытавшихся во что бы то ни стало восстановить еврейское присутствие в Хевроне. Прибыла группа еврейских активистов под руководством рава Левингера -это была группа из семи семей и пятнадцати студентов ешивы, они были полны стремления и решимости восстановить древнюю еврейскую общину внутри освободившегося Хеврона. Здание бывшей лечебницы “Бейт Адасса” было отремонтировано и заново отстроено, при этом был полностью сохранен его архитектурный стиль. Верхние этажи используются для проживания. В подвальном этаже расположен исторический архив Хеврона, "Мидрешет Хеврон" - центр изучения города и организации экскурсий по Хеврону, Музей жертв погрома 1929 года.
Большую работу в создании музея проделал известный израильский художник Шмуэль Мушник. Мы не заходим в здание,а проходим на центральную улицу города. Улица пуста: кроме нашей группы и солдат никого не видно Мы шли по улице мёртвого города, пустые заколоченные дома с разбитыми глазницами окон.Эти немые свидетели трагедии взвывали к нашим сердцам.Мы шли оглушённые криком замученных душ, низко опустив головы. Вот появился старик араб с гордо поднятой головой.Потомок зверей, растерзавших своих соседей-евреев.Увидел нацеленные на него фотоаппараты, быстренько закрылся тряпкой. Около дома стоят и улыбаются ... - хочется назвать твари, это такие как они в Хевроне с ножом в руках нападают на наших солдат, на евреев и гостей, приехавших помолиться на могиле праотцов наших.
 Мы поднимаемся по крутой дороге к старинному еврейскому кладбищу. Справа от дороги арабский современный Хеврон. На протяжении веков на еврейском кладбище хоронили умерших жителей еврейского квартала Хеврона, в том числе известных раввинов и кабалистов; посещение их могил стало традицией. После освобождения Хеврона в 1967 г. захоронение на этом древнем еврейском кладбище запрещалось властями до 1975 г. После освобождения Хеврона в 1967 году в положении евреев почти не изменяется. Осквернение и запустение кладбища продолжалось.Однако наиболее настойчивые из поселенцев продолжили борьбу за исконные места еврейского проживания, в которых евреи жили до погрома 1929 года: еврейские дома, синагоги и могилы… Здесь я впервые услышала о трагедии, которая произошла в семье известного художника Баруха Нахшона. Семья Сары и Баруха Нахшона приехала в Хеврон вместе с равом Левингер, потом переехали в новый район Кирьят-Арба.В 1975 году Сара родила здорового ребенка, его назвали Авраам Йедидья. Через 6 месяцев по неизвестной причине (смерть в колыбели) мальчик утром не проснулся. Сара принимает решение похоронить ребенка на старом еврейском кладбище в Хевроне. Разрешение на похороны запросило руководство Кирьят-Арба. Последовал отказ. Более того, в Кирьят-Арба были вызваны дополнительные армейские части, установившие посты на всех дорогах, ведущих к кладбищу.Сара Нахшон выходит из дома с ребенком на руках, завернутым в простынку. Она проходит обходной дорогой через задние ворота Кирьят-Арба. Она пронесла мёртвого ребёнка на своих руках через армейские заставы в последний путь на древнее еврейское кладбище, и солдаты не посмели остановить ее.
На одном из участков захоронены жертвы погромов 1929-го г. Это кладбище было уничтожено арабами во время иорданского правления и сегодня с большим трудом восстановлено. В 1976 г. здесь были захоронены остатки разорванных и оскверненных арабами во время погромов Свитков Торы. На месте захоронения поставлен памятник в виде Свитка Торы. Продолжаем знакомство с Хевроном и сворачиваем в район проживания евреев.Здесь нашли при раскопках остатки древнего города, существовавшего, по оценкам специалистов, примерно 4500 лет назад. Впечатляющей величины древние стены, времен Праотцов и другие археологические раскопки, произведенные в последние годы, обнаружили ряд интересных находок времен Первого и Второго Храмов. Здесь живут несколько еврейских семей с детьми под постоянным присмотром и защитой наших солдат.Каждую минуту рискуя своей жизнью ради идеи присутствия евреев на истинно еврейской земле, несмотря на политику правительства, готового во всём идти на уступки арабам.
 Поднимаемся ещё выше на холм.Согласно еврейской традиции, здесь похоронен отец царя Давида - Ишай и его прабабка Рут, магилат Рут мы читаие в Шавуот. Наконец,  мы поднялись на смотровую площадку - самое высокое место в окрестности Хеврона. Прекрасный вид: где видны виноградники и зелень - там присутствие евреев.
Вот и закончилась наша маленькая экскурсия в Хеврон. Мы прикоснулись к нашей еврейской древней и современной истории, но осталась горечь, что мы должны с опаской,под охраной нашей армии ходить по земле дарованной нам Всевышнем.



P.S.
Посмотреть альбом моих снимков Хеврона можно на моей страничке в фейсбуке


Рецензии
Какой замечательный - трогательный и глубокий рассказ. СПА -СИ- Бог.
С сердечным поклоном - Ирина Ракша

Ирина Ракша   30.01.2023 19:17     Заявить о нарушении
Вы не представляете, какое на меня произвело впечатление поездка в Хеврон. Через несколько лет снова была там и услышала новые рассказы, очень грустные. Очень не просто писать о Хевроне.
Благодарна Вам за тёплый отзыв.
Творческих успехов!

Авигайль Барс   30.01.2023 19:33   Заявить о нарушении