Ох, уж, эти зубы...

Наверно, каждый из вас сталкивался с этой непростой проблемой, когда вдруг заболел зуб. Еще в детском возрасте мы часто наблюдали за детским миловидным личиком, когда сменяются молочные зубы и на смену приходят постоянные. Как мило наблюдать такую картину: у детей маленькие ямочки на щечках и не хватает двух передних зубов. Просто  маленький зайчик. Но это естественный процесс, а вот если посмотреть на людей  в возрасте, за 60, то такая картина уже не радует. А наводит на мысли, что вот и старость пришла.Кто-то с этим не согласится. Можно вставить протезы, коронки, даже штифт и все дела. Но почему тогда так много людей ходит без зубов? Вы задавали себе такой вопрос?
 Дорого? Но ведь копят же деньги себе на" смерть" и часто большие, а  мучаются живут без зубов. Вот это уже второй вопрос. И он может быть даже самый главный.
 Боль! В этом кроется ответ, никто не хочет с ней мириться. А сколько нам приходиться её терпеть в своей жизни, женщины вообще через многое проходят и что, живут же, а вот зубную боль терпеть очень трудно.
 Я не буду вспоминать  время войны, когда гитлеровцы вырывали золотые  коронки вместе с зубами без наркоза. Но то была война и они назывались - фашисты. Что же изменилось за семьдесят лет после войны?
 Открылись новые клиники, частные кабинеты, бизнес процветает, казалось то время ушло, кануло навсегда и люди все стали ходить зубастые, с голливудской улыбкой. Посмотришь на артистов, белозубые, так и сверкают своей белизной и посмотришь на простых смертных тружеников, как минимум двух-трех зубов нет. Или рот полон золотых коронок. Нет сейчас конечно тоже вставляют штифтовые коронки. Что это значит: в твою челюсть вкручивают винт металлический и на него одевают коронку или цепляют за него мост. Такое странное название во рту, мост, просто инженерный проект. А раз так, то и конструкция должна быть зафиксирована и безопасна. Вот мы и подошли к самому главному вопросу.
  Пришлось и мне пройти испытание постройки этой конструкции, вернее только её начальной подготовки. По технике выполнения, совсем не сложной, ну что в самом деле тут сложного. Заболел зуб под коронкой, вернее под этим мостом, пройти рентген, обнаружить какой болит и полечи.
 Вот тут хочу немного задержаться. Когда болит зуб, то болят и его соседи, а если ты еще трусишь и идешь к врачу через несколько дней, в надежде, что вдруг он захочет перестать болеть и все будет хорошо. Нет,зуб, это такой нарцисс, он эгоист до самой кости, если заболит, то обязательно, чтобы болели все близкие ему и соседи тоже.
  Эгоист, да и только. И вот этот эгоист хочет болеть, и чтобы его не трогали, а как лечить? А если он под мостом, надо рушить этот мост, причем выстраданный. Много переживший, еле выживший от испытанной боли при этом. А зуб-эгоист  все болит, он не понимает, да и должен ли он помнить о той боли, что пережили его соседи, наполовину потерявшие свое тело, похудевшие и даже распиленные, чтобы только на них одели этот мост.
А зуб все болит, дергает, выкручивает ваши нервы, которые достают до самой головы, кажется кто-то сверлит и дергает вас изнутри. И ты решаешься. Рано утром ты не идешь к врачу, а бежишь, чтобы не дать себе опомниться и не передумать. Ты, напившийся обезболивающих таблеток вечером, чтобы хоть чуть-чуть поспать и когда боль притихнет, ты рад, и мысли твои уже другие, как бы избежать этой экзекуции.
Но чуть заденешь зубной щеткой утром и опять понеслось. Вот ты и бежишь к врачу.
  Регистратура, в ней работают очень тихие, спокойные люди. С милой улыбкой отвечают, может вам пойти в другую поликлинику, здесь один доктор и у него уже по записи на вас времени нет. Ты даже рад, что тебя тут же не схватили и не усадили в кресло врача. Время оттягивается и ты тоже с улыбкой, но уже немного перекошенной, зуб то болит, едешь в другую поликлинику. А это у меня через несколько трамвайных остановок. Еду!
Все очень чисто, надо отдать должное, предлагают одеть бахилы, одеваю, заполняю три бумажки, где соглашаюсь на хирургическое вмешательство, а что делать?
 Зуб болит! А доктор только с обеда, приходиться возвращаться домой. Но уже с талоном и ждать обеда. А самой обедать тоже хочется, а зуб болит, жевать нечем. Приходит на помощь наша пищевая промышленность. Пельмени, наше спасение. Быстро варятся и жевать почти не надо, прото помять оставшимися зубами на второй стороне и проглотить, что я и сделала. Пополоскав зубы, опять еду к врачу. Принял он меня ласково. Усадил на кресло, заставил широко открыть рот, стукнул молоточком по больному зубу: болит?
-Еще бы , конечно болит!
-Стукнул по другому: болит?
Итак по всему мосточку, а как же не болит, когда тебя по больному зубу молотком. Конечно, болит!
-Плохо, нужен рентген, а у нас сломался.
Спрашивается, зачем бить по зубам, если нет рентгена, теперь уже болит вся челюсть. Доктор любезно пишет на специальной бумажке какой зуб надо сфотографировать и я отправляюсь домой, чтобы завтра с утра ехать в город и сделать снимок. Запасаюсь обезболивающими таблетками на всю ночь. А зуб? Ну сказано эгоист, сам заболел, да еще и соседей заразил, чтобы и они ему помогли ныть всю ночь.
Кое-как пережив ночь и раннее утро, вдруг ,чудо, зуб перестал болеть. Ну, думаю может зря еду к врачу. Звоню по телефону узнать подчинили ли аппарат для снимков.Подчинили!
 Тогда нужды ехать в город нет, еду опять по месту жительства.
Приятный моложавый врач, встречает ласково, но узнав фамилию доктора, говорит, а зачем вы ко мне пришли, у него свой оператор есть и он принимает с обеда.
-Тогда я уйду?
-Нет, садитесь, раз пришли,- сказал он недовольным голосом.
Оборудован кабинет современно, кресло поднимается и опускается, лампа меня поразила, подносишь руку загорается, махнешь ею выключается. Все это на моих глазах прорекламировано.После записи в книжку, дают какой-то квадратик в целлофане и говорят держи, а он мне перекрывает все дыхание, так мне показалось. Пытаюсь дышать носом и думаю, потерплю. Задержу дыхание и все, но оператору этого мало, надо держать двумя пальцами, я не знаю на что нажимать, судорожно хватаю квадрат. Но он меня называет по фамилии:
-Иванова, держите, одним пальцем,- так продолжается, пока он мои судорожные пальцы не впихивает в рот и прижимает, как ему показалось к больному зубу.
Ему не показалось. Зуб начал болеть, он не может выносить такого насилия, когда почти всей пятерней нажимать на твердый квадрат во рту и жать на больной зуб, чтобы снимок получился.
Вышла я от него с легким чувством головокружения и с болящим зубом. Еду домой, мой врач с обеда. Опять пью обезболивающее и думаю, зачем я к ним поехала, ведь утром же не болел. Еле дождалась обеда и   снова отправилась к врачу, но теперь уже со снимками, прогресс. Опять одеваю бахилы и прохожу в кабинет. Доктор посмотрел снимки. Все плохо, корень воспален и надо рвать. А зуб болит!
Соглашаюсь на все.
-Рвите его к чертовой матери!
Начинается самое страшное, это снятие коронки. А она, вернее этот мост, сделан на совесть. Он просто сроднился со всеми зубами, не хочет сниматься. Доктор включает жужжащую машинку и начинает просверливать просвет между коронками. Достает большой крюк и пытается снять, он соскальзывает и бьет по больному зубу, процесс повторяется. Я уже готова кричать. Доктор опять берет машинку, жужжит распиливает дальше. Опять крючок, опять соскользнул, боль невыносимая.
Начинаю молиться богу, подкатываю глаза под самые небеса, хорошо, что они закрыты, и просто взлетаю с каждым соскальзыванием крюка. Доктор берет молоточек, крюк, сверло: все постоянно чередуется.
Я уже не могу терпеть:
-Доктор сделайте мне укол!
- Укол будет делать вам хирург. Сейчас уже чуть-чуть осталось.
Я думаю, кому осталось мосту или мне? Вдруг резкий рывок и мост, ура! Выскочил! А мне казалось выскочила вся челюсть. Страшная боль, зуб не просто болит, он мне мстит, за то, что я его подвергла такой процедуре. Но он не знает, что это еще не все.
 Я выхожу в длинный коридор, надо переписать талон на хирурга.
Иду еле соображаю куда, еле выговариваю, что надо переписать талон на хирурга. Голова кружится, сажусь на лавочку. Красивая. Ничего не скажешь. Удобная к ожиданию. Жду. Доктор несколько раз проходит мимо меня:
-Как себя чувствуете?
-Хорошо!- жаль,что я не умею ругаться матом, а хотелось!
А  мне говорят, вам повезло, это наш лучший доктор.
А как же остальные?
Жду хирурга минут десять, зуб сошел с ума, болит не останавливаясь, как бы предчувствуя свою погибель решил отомстить по полной.
Я уже не знаю, как мне терпеть, ноги то вытягиваю, то сжимаю, то  скручиваю их под лавкой, то пальцами шевелю, ничего не помогает.
 Хочется кричать! Громить! Стучать! Бить кулаками и ногами, вот только во что? Начинаю качаться, и тихо про себя ныть: а...а...а, как прощальная колыбельная зубу.
 Не помогает!
Наконец дверь открылась и вышла девушка лет 30.
-Заходите!
И почему на таких работах работают женщины, я думала выйдет здоровый детина, с крутыми кулаками, а вышла хрупкая женщина врач. Сажусь в кресло,
-Рот пошире. Спрашивает:
-Болит?
-Доктор не то слово. челюсть вся отнимается.
-Что же вы не сказали, я бы сделала вам укол.
Подумала, мог бы и доктор сказать, а я откуда знаю, кто хирург.
Сделала она мне два укола. Один почему-то подальше за щеку и ушла.
Укол подействовал и боль стала уходить. Захотелось даже спать. Чувствую облегчение, но еще все впереди. Хирург взяла лопатку, похожую на скальпель и стала делать подкоп под зуб, боль вернулась.
-Что , вас не взяло?
-Доктор колите еще укол, да  покрепче, чтобы я не почувствовала. Я заплачу, в сердцах прошу я.
Еще укол и не дожидаясь действия, щипцами начала тянуть. Я ничего не могу сказать, полный рот слюны и крови.
Только сильнее жмурю глаза и крещу зуб мысленно и молюсь.
- А...А...А
-Сейчас. Вот уже показался. Вот еще чуть-чуть, - тянет и раскачивает зуб она. Все!
Какие уколы обезболивают, не знаю, но сильная боль и кровь течет по бороде. Доктор на салфетку наносит лекарство и закрывает мой рот.
-Держите 20 мин.
Потом она пишет, что выпить и чем полоскать рот. Со словами:
-Голова не кружиться? - она меня отпускает.
Я в полудреме, как в тумане, выхожу в коридор, снимаю бахилы. Оплачиваю укол и бреду домой. Трамвая нет. А мне он и не нужен. Я просто со слезами ною про себя.
-А...А...А.
 Влажной салфеткой придерживаю марлевый тампон, кровь просачивается через неё. Три салфетки я выбросила в пакет, пока доехала до своей остановки. Домой пришла, как в дурмане. Выбросила салфетку, в какой-то момент я думала, что я её проглочу. Развела фурацилин, и пополоскав рот, легла. Зуба уже не было, а его место еще болело, выпив обезболивающее, я постаралась заснуть. А вечером поняла, что не могу разговаривать. Острый конец другого зуба поцарапал язык. Дочь говорит:
-Иди завтра пусть они тебе обточат.
Я не знаю, как делают себе зубы звезды, но почему старики ходят без зубов мне стало понятно.


Рецензии
Дорогие мои! Зубы, как и честь, нужно С МОЛОДУ БЕРЕЧЬ! Я в своё время не берёг и поэтому осталось только 26 зубов.

Николай Павлов Юрьевский   16.04.2024 10:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.