Чем русский отличается от европейца?

Чем русский отличается от европейца?
Сегодня в политическом шоу на НТВ «Место встречи» обсуждался вопрос о российском мировоззрении и его отличии от европейского.
Сколько правильных и неправильных вещей там наговорили… Можете сами послушать. Какие только формулы не предлагали.
Говорили о заимствованиях из европейской культуры и удивлялись, что европейцы из русской себе ничего не берут. Подразумевали, что это говорит о большем развитии европейской культуры.
Странные люди. «Эксперты», а не знают того,  что наиболее берущей из других культур, культура, была культура Древнего Рима. Он брал отовсюду. Брал форму широкого короткого меча и выборность консула. И многое, многое, многое. Читайте историю. Даже христианство взял, когда понадобилось.
Не в этом дело.
Готовность брать лучшее вовсе не говорит об отсталости.
И ни кто не будет спорить что живопись России, её музыка и многое в литературе, трудно отличить от европейского…, если вообще возможно.
Но отличие есть и чувство того, что оно есть, есть практически у всех.
И что совсем удивительно, так это то, что однозначно сформулировали это отличие, очень даже прозападные советские фантасты Стругатские.
Правда вложили эту истину в уста совершенно не русского человека Рэдрика Шухарта.
А слова это были: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!».
Но эти же слова можно вставить и в уста Максима Каммерера из «Обитаемого острова» и Антона из «Трудно быть богом».
Это слова, это чувства русского человека.
Именно русского.
Европеец вполне может желать счастья для всех. Но его мотивом будет то, что когда этим всем будет хорошо, хорошо будет и мне.
Это нормально. Я вовсе не осуждаю такую позицию.
Но русский, советский желают этого просто так. Как там ему будет, вопрос второй, но хочется, чтобы всем было хорошо.
Кто из европейцев бросался грудью на пулемёт, чтобы спасти товарищей? Кто направлял свой самолёт как снаряд, во врагов? Кто шёл на таран? Кто выбирал смерть взрывая себя гранатой вместе с врагами? Кто вызывал огонь на себя, или говорил в камеру «Работайте братья», зная, что это его последние слова?
Не зависимо от этнического происхождения, это всё русские люди.
Происхождение этого желания «Счастье для всех» понятно. Русь она общинная, а не индивидуальная. Советский лозунг «Здоровье каждого богатство всех!» из той же серии.
Есть и в России те кто идёт к успеху по головам рядом стоящих. Но в отличие о западной культуры, народ с этим не солидарен.
А вот лозунг «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» — это то, чем русский отличается от европейца.   


Рецензии
Как раз-таки музыка, живопись и литература - это именно то, что нас очень отличает от европейцев.
Наша музыка мелодичнее и душевнее, как и живопись, как и литература, даже сказки.
Посмотрите на их шедевры Возрождения, на все эти Моны Лизы, Рафаэлей, Караваджио и пр., - ведь одно и то же, какую картину ни возьми - толпы людей, копошащиеся в куче, жирные, голые телеса, обмотанные тряпками. Или просто портрет какого-нибудь уродца. А теперь возьмите наших Врубеля, Васнецова, Шишкина, Левитана... Все разные, и все такие душевные. Люди красивые, стройные, в приличной одежде, а не в тряпках, там сплошь природа, сказка! Да одна "Царевна-Лебедь" стоит всех европейских полотен.
Так что у нас всё своё.
Я вот терпеть не могла оперу и всякие там арии, не воспринимала. А когда услышала "Улетай на крыльях ветра" из нашей русской оперы, я так и присела. Оказалось, что мне нравится ария, но только эта, в отличие от тех любителей опер, которые пускают слюни именно на зарубежные арии.

Дарья Подчуфарова   02.10.2023 19:21     Заявить о нарушении
Уважаемая Дарья!
К сожалению тут я не могу постить картинки. Но!!!
Посмотрите на незнакомку Крамского и «Окно в гавани», Пола Хедли. Стиль у каждого художника свой. Но разве можно, так с налёта определить какая картина какой культуре принадлежит?
Конечно, есть картины совершенно специфические для культуры. Но есть и совершенно интернациональные.
А если брать сегодняшний день, так традиция европейского искусства, искусства Европы 16-17-18-19 и первой половины 20 века существует исключительно благодаря советско-русской культуре.
Так древне-германский язык сохранился только в идиш, хоть и смешавшись с иврит, а древне-испанский сохранился только в ладино.
советско-русская культура, таким образом оказалась хранительницей всей христианской культуры. И даже соцреализм. В остальной Европе культура, в том понимании которое вкладываем в неё мы - исчезла.
А вот на счёт оперы, спорить не могу. Мне или драма или музыка. Максимум оперетта.
А вот национальность музыки Мусоргского, Чайковского, Грига, Бетховена и т.д. неопределима.
Одна моя знакомая (я живу в Израиле), очень, по израильским меркам интеллигентная и образованная, услышав фрагменты оперетты "Сильва", сказала:
- Ваши русские композиторы или очень грустные или очень весёлые. У вас нет середины.
Так что, Имре Кальмана вполне можно записывать в советские композиторы :).
Недавно (в детство впадаю) перечитывал "Таинственный остров" Жюль Верна. И в США, и во Франции с Британиями, эту книгу скоро запретят.Почему?
1) Там присутствует слово "Негр"
2) Негр называет белого хозяином и радуется этому.
3) Поведение негра сравнивается с поведением собаки.
В России не запретят. Величайший поэт России был наполовину негром и никому это не мешает. Зато как только идёт волна европейкой "культуры" памятники этому поэту сносятся.
Увы. Таков сегодняшний мир :(.
http://proza.ru/2022/12/21/1407
С уважением, Сергей

Ростовцев Сергей   07.10.2023 13:29   Заявить о нарушении
Сергей, я, признаться, не настолько хорошо разбираюсь в живописи, но мне почему-то кажется, что национальность (культуру) по картине определить можно. По крайней мере сказать, относится ли картина к культуре западно-европейской или к восточно-славянской (хотя, всякие черные квадраты не в счёт))).
Вот, к примеру, изображена женщина на картине в чём-то меховом (шапка, манто). Ясно, что восточно-славянская. Западные европейцы в мехах не ходили и не изображались тем более.

Дарья Подчуфарова   07.10.2023 13:40   Заявить о нарушении
:))) А как Вам картина француза Victor Guerrier "Дама в мехах" или Джеймса Тиссо портрет Кэтлин Ньютон?
Уважаемая Дарья!
Если в литературе,которая и формировалась с учётом языка, можно обнаружить национальные черты, то живопись и музыка формировалась изначально интернационально. И Рублёв в формировании европейской живописи тоже участвовал, как и Караваджо в России, а Архип Иванович Куинджи, возможно стал примером для художника из Бирмы Myoe Kyaw.
С уважением, Сергей

Ростовцев Сергей   08.10.2023 07:25   Заявить о нарушении
Сергей, я сужу в основном по Третьяковке) Три богатыря, Иван-Царевич и серый волк, Грачи прилетели и т.д. Там явно отпечаток культурный есть. Никто не скажет, что это Европа.
И да, я тоже слышала, что российские художники учились в Европе, а почему тогда у них картины лучше и самобытней?))

Дарья Подчуфарова   08.10.2023 11:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.