Куклы и куклята

Вот именно в куклы в детстве я как-то играла мало -  была мальчишницей. Нет, куклы у меня были: и советские, пластмассовые с  наивно-глупыми личиками, и немецкие, резиновые , губами. В которые как будто гелий закачан, и роскошными волосами, вставленными в дырочки на кукольном черепе. Помню всех их по именам: Стелла – самая большая, «говорящая» блондинка, Дуся – пластиковая с аристократически белой «кожей», названная так, потому что подарена была двоюродной бабушкой Дусей, немецкая длинноволосая Таня, кудрявая тоже немецкая Наташа с кривыми ногами и голубыми глазами и маленькая каштанововолосая Велина, это уже под влиянием «Волшебника изумрудного города». Был ещё голыш Боба и Кирилл с жёлтыми пластмассовыми волосами. Но именно играть в них – нет. Сидели они у меня на подоконнике, любовались заоконным пейзажем.
А вот кукольные дочки-матери мы устраивали уже в школьном возрасте, и это была мода среди девчонок и коллективное времяпровождение. Но только не с большими куклами, а с пупсами или. Как мы их называли. куклятами.
Пупсики или куклята были разные и ценились по-разному. Чем меньше размер, тем больше ценились. А ещё кроме стандартных пластмассовых с откручивающимися руками, ногами и головой или только руками и головой, которых продавали в магазинах игрушек, и которые были у всех,  у некоторых девочек были резиновые немецкие. Достать их удавалось редко – в основном тем, чьи мамы-папы занимали посты или имели доступ к заграничным товарам. Но хозяйки иногда их забывали в песочнице, в парке, и тогда обладательницами таких «найдёнышей» становились другие девочки, которые берегли их уж получше нерадивых хозяек..
Был такой «найдёныш» и у меня – маленький, резиновый. Наташка – моя приятельница – не то нашла, не то стырила его где-то и великодушно отдала мне «насовсем». Чудесный пупс. С коричневыми нарисованными волосиками и тёмными глазками. Звали Илюшей. Еще были куколки-девочки, похожие на современных Барби, только маленькие и без вторичных половых признаков, слава Богу. У меня тоже были пупсики местного разлива, тот маленький немецкий и куколка – «барби» с длинными ногами – мама подарила мне её на восьмое марта, когда я была во втором, кажется, классе.
Как мы в них играли… Мы поселяли их в «комнаты» из коробок или на ограждённых полках шкафов, меблировали эти комнаты мебелью – кукольной и самодельной – помню, мой брат отлично собирал гарнитуры из спичечных коробков. Делали им посуду – отличные чашечки получаются из желудёвых шляпок, например. Вешали картонные полочки на нитках, ставили на них «книги» - всё в миниатюре. Делали «клетки» для пластилиновых канареек и аквариумы для пластилиновых рыбок. Укладывали на пол коврики – кто-то сам их вязал, кто-то резал из готовых лоскутиков, шили бельё на кроватки, набивали ватой «подушки». Собственно, именно в этом процессе и был смысл игры. Ну, и ходили друг к другу в гости «заценить» интерьер, обменяться идеями и элементами их материального воплощения.
Например, детская коляска на катушках из-под ниток – патент моего брата, а торшер с настоящей лампочкой – изобретение Валерки Волобуева, старшего брата Ленки.
Что особенно ценно: неподалёку от нашего дома было расположено довольно крупное ателье. Во-о-от. А во дворе ателье была помойка. Смекаете? Ненужные обрезки материи лежали на этой помойке цветными горами. Думаете, нас мог остановить несчастный забор? Именно на нём я, охотясь за клоком от чьей-то шубы на пальто моему Илюше, оставила изрядный клок собственной шубы.
Особенно ценились материалы блестящие - с пайетками, бисером и т.п. Девчонки ведь – те же галки. Даже мальчишницы. За один клочок алого атласа с вышивкой я выменяла у Таньки Акимовой здоровый шмат побитой молью норки, мне на ковровое покрытие всей Илюшиной спальни хватило.
А какую пищу для фантазии нам давали праздники! Какие ёлки мы наряжали своим куклятам! Какие демонстрации с флажками и шарами закатывали! А вы не умеете делать из лопнувших шариков кукольные шары? Я вас научу. Надо растянутый лоскут лопнувшего шарика плотно прижать к губам и с силой потянуть в себя воздух, чтобы шарик, надуваясь, потянулся в рот, а потом быстро, не выдыхая.  сомкнуть губы и оставшуюся снаружи часть закрутить и завязать верёвочкой. Шарик готов. Можно его пристроить на спичку и отправить куклёнка на демонстрацию. А можно повесить на ёлку.
Нет, в продаже имелись и миниатюрные игрушки. Посуда и мебель для таких вот куклят. Но готовое – это же не интересно. Нет, мы. конечно, выцыганивали их у родителей, принимали с восторгом и любовались – аж целый день. Но и всё. И снова принимались творить кукольный мир своими руками.


Рецензии