Браво, профессор!

В 1974-м я поступил на первый курс землеустроительного факультета Воронежского сельскохозяйственного института.  Из-за геодезии факультет считался инженерным,  и  добротное освоение этой профильной науки считалось крайне необходимым. Оттого с первых дней  на лекциях профессора Чижмакова Александра Федоровича яблоку упасть было некуда.

Однако  вскоре наше  аккуратное  конспектирование поменялось на чувство уважения к профессору и необходимость обязательного  посещения лекций из вежливости. Народ  быстренько пропитался информацией, исходившей от старшекурсников, что Александр Федорович -  автор изумительного    учебника, который признал и  московский институт инженеров землеустройства.  В земфаковской  среде даже  ходила легенда о некоем студенте, который, ни разу не побывав на лекциях,  за ночь освоил  учебник Чижмакова  и сдал геодезию на «отлично».

Оттого однажды, усевшись в читальном  зале, я провел эксперимент - сравнил научный труд Чижмакова А.Ф. с  трудами  других авторов, и  «Геодезия» Чижмакова А.Ф.   стала для меня  эталоном  раз и навсегда.

…В 1981-м, переехав в Новохоперск,  я начал  работать геодезистом в производственной группе районного архитектора. Вскоре, оказавшись по случаю в приемной райисполкома, ахнул. В мебельной стенке под стеклом сиротливо красовалась «Геодезия»  Чижмакова А.Ф. В ответ на  просьбу секретарша  разрешила  взять книгу в руки, и я удивился еще больше. На форзаце  красовалась надпись: «Новохоперскому райисполкому от автора».
- Откуда  здесь  это чудо? – спросил я у собеседницы.
- Как откуда? Александр Федорович родом из Новохоперска, - отозвалась она.
А затем, уловив  мое отношение к предмету разговора, после короткой паузы милостиво добавила:
- Забирай,  кроме тебя  эта книга  здесь никому не нужна.

… Вечером  я  внимательнейшим образом перелистал учебник и мысленно поблагодарил судьбу за удачу. Не хватало мне советчика в отдельных моментах, а тут сам Александр Федорович, образно говоря, пришел на помощь.

После трех лет работы геодезистом я  надолго ушел в    сторону от геодезии. Довелось мне  заочно учиться  и  в другом вузе. Однако знакомство с  новыми  учебниками   приносило только разочарование. Складывалось впечатление, что в стране   выпускались  в свет миллионы книг вроде бы для блага студентов, а на самом деле эти люди  повсеместно строчили конспекты лекций, ибо в противном случае сдача экзамена преподавателю превращалась в  непреодолимую проблему.

А потом рухнул Союз, и я на некоторое время угодил  на мель, с которой меня   легонько столкнула все та же геодезия.  Учебник  Чижмакова А.Ф., конечно же, вновь  пригодился, послужив  однодневным курсом повышения квалификации. Мало того, став руководителем  частной землеустроительной структуры через несколько месяцев,  я принес книгу на службу и применял ее для переподготовки кадров.

И каждый раз происходило одно и то же. Инженер, получивший образование, отнюдь не на  землеустроительном факультете,  и  знавший основы тригонометрии, после знакомства с учебником в течение суток приходил   на следующее утро с распахнутыми глазами и восторженным отзывом о прочитанном.Затем, после назначения стажеру наставника, коллектив ревностно   помогал этой паре  ровно  месяц, и наступал час экзамена, на котором  всем разрешалось  весело задавать  сложные  вопросы.

Поверьте на слово,  так было, и  никто из немногочисленных стажеров экзамен не завалил. А что было делать, когда работы невпроворот,  когда  в нашем  городке   геодезиста днем с огнем не найдешь?..

Компьютерные технологии   видоизменили геодезические съемки и землеустроительные структуры за считанные годы до неузнаваемости. На смену старинке пришел институт кадастровых инженеров, применяющих высокотехнологичное оборудование.
Новохопёрске в этом плане не исключение. Кадастровые работы здесь выполняют компетентные  специалисты.  Я с ними  знаком,  работали вместе когда-то.

Моей стезей в последние двенадцать лет стало музейное дело. Когда шла реконструкция экспозиции, я через декана землеустроительного факультета  теперь уже Воронежского аграрного университета имени Петра I  cозвонился с дочерью Александра Федоровича, и Новохоперский краеведческий музей стал  обладателем «Геодезии» и «Практикума по геодезии» профессора Чижмакова  (к сожалению, учебник с дарственной надписью автора в суматохе лет не сохранился).

В  музее есть  заметная тема - посвящение Александру Федоровичу Чижмакову, уроженцу Новохопёрска, профессору, имя которого в Союзе чтили студенты вузов и  техникумов, где  преподавали геодезию.

… Каждый раз, когда бываю в этом месте, хочется сказать вслух: «Браво, профессор!»
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.