Разные мнения

   Недавно встретился с приятелем, которого не видел лет, наверное, одиннадцать-двенадцать. Раньше дружили, проводили вместе выходные, даже бизнес совместный планировали организовать, да не срослось как-то. Мне пришлось уехать в другую область и, ввиду отсутствия общих деловых интересов, отношения наши сошли, как говорится, на нет. Увидев его, не сразу узнал - как, впрочем, и он меня. Выхожу из машины, ступаю на тротуар, закуриваю:

- Саня! Это ты, что ли?

- Да ладно. Ты здесь какими судьбами?

   Зашли в кафе, присели за столик у окна и заказали кофе с какими-то там булочками, говорим. Ловлю себя на мысли, что обсуждаем всё, что угодно, кроме войны. Ну, стараемся держаться от этой темы подальше, поскольку не знаем отношение собеседника к тому, что происходит. Возможно, из-за нежелания нарваться на противоположную точку зрения, а может, просто по причине неконфликтности, которая присуща и мне, и ему.

   Моя позиция сформировалась с самого начала вхождения военного контингента на территорию чужого государства и никак не поменялась, несмотря на обилие пропаганды вокруг. Я против любых вооруженных конфликтов, террора, разрушения гражданской инфраструктуры и насильственной смерти. Да и до начала этой, так называемой, «операции», проблемы с правдивостью средств массовой информации в стране, погрязшей в коррупции и вранье, были. Другое дело, что кому-то из граждан это, по понятным причинам, нравилось, а кто-то от этого страдал. В-общем, первым спросил я:

 - Саш, а как ты думаешь - война скоро закончится?

   В любой другой ситуации пауза в две-три секунды не принялась бы в расчет, однако в нашем диалоге она выделилась отчетливо. Приятель отвел взгляд на подошедшего официанта и, приняв от него кофе, попытался отвлечься на меню. Осознав глупость такой реакции на мой прямой вопрос, тут же посмотрел на меня и произнес:

 - А ты имеешь к этому какое-то отношение? Я имею в виду, что… Ты про мобилизацию?

 - Нет, я про саму войну. Если бы мы защищали страну, своих близких, мне и мобилизация была не нужна - сам бы пошёл. А тут…

 - Ну, у меня отношение к этому такое: если это началось, то не просто так. Мы многого можем не знать, а там виднее. Знаешь, я тоже думаю, что если бы мы не начали эту спецоперацию, то всё равно воевать пришлось - только уже на нашей территории.

 - Ты видел реальные предпосылки к этому? Только давай не будем про «восемь лет», сейчас только совсем уж темные люди не знают - кто ввел туда войска и зачем. Вот мы знакомы уже очень давно и раньше, я помню, ты всегда говорил взвешенно и относился ко всему критически. Прости, конечно, за бестактный вопрос: ты смотришь телевизор? Ну, федеральные каналы…

 - А ты не смотришь? С новостей у меня начинается каждое утро, но не надо подкалывать. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Пусть политики дискутируют, военные воюют, а врачи лечат. Это я к тому, что на федеральных каналах тоже работают профессионалы: журналисты, аналитики, репортеры. По крайней мере люди, для которых это работа, а не развлечение. И информация не абы какая, а проверенная, так что твои намеки на мою дремучесть (если ты это имел в виду) беспочвенны. Да, дружище, я смотрю телевизор. И не просто смотрю, но и стараюсь понять увиденное и услышанное.

   На какое-то время мне захотелось съехать с темы и найти повод для завершения нашей встречи. Спровоцировать звонок на телефон, например, и спешно распрощаться, однако желание понять причину того, что произошло с сознанием бывшего друга, возобладало над перспективой возможной ссоры. Я ведь совершенно точно знал, что раньше тот не поддавался никаким манипуляциям.

 - Сань, я не хочу ругаться, мне важно определиться со своим собственным мнением. Допускаю, что могу заблуждаться - как и любой из нас, но есть нестыковка в твоей позиции. Ну, или я тебя не понимаю.

 - Спрашивай. Никто ругаться и не думал.

 - Саш, вот объясни: как страна, которая с самого начала военных действий на своей территории просит помощи у других, которая была вооружена в основном советскими железяками и почти не имела артиллерии - как она могла планировать нападение на огромную ядерную державу с колоссальными по численности армией и флотом? Да еще, если верить пропаганде, захватив одновременно государство, с которым граничит на севере. Ведь это похоже на… Ну, представь себе охотника, держащего в одной руке пистолет, стреляющий присосками, а другой бьющего палкой по медвежьей берлоге. Это же абсурд.

 - Ладно, отвечу. Ну, они же могли вступить в известный всем военный блок и напасть? Могли. Надо было ждать, что ли? Там у них такое творится: нацисты русских унижают сплошь и рядом, лаборатории биологические, по-русски говорить не дают.

 - Давно?

 - Что «давно»?

 - Давно там нацисты унижают русских сплошь и рядом?

 - Да как союз развалился, так и началось. А еще знающие люди вспоминают, что и в советские времена там всех русских ненавидели.

   «Лет десять назад я путешествовал с семьёй на автомобиле. Проживал тогда в Мурманской области, поэтому заезжал в Европу через Финляндию, далее Швеция, паром в Германию, Чехия, Словакия. Западная граница Украины приняла нас Ужгородом с его уютной гостиницей. Приехали мы с супругой туда поздно, почти в полночь, поэтому решили найти ресторанчик и поужинать с дороги. За столиками сидела самая разная публика, были там и молодые ребята в национальных костюмах. На сцене пели красивые украинские песни, а колоритно наряженные официантки настолько вкусно рассказали о блюдах местной кухни, что мы решили выбрать для отдыха именно это заведение. Остались довольны и сервисом, и необычайно приятной атмосферой.

   Карпаты встретили нас не только веселыми продавцами всякой всячины, но и самыми обычными украинцами, помогавшими разобраться в дороге с картами и направлениями. Одна из пожилых женщин, заметив необычные для тех краев автомобильные номера с триколором, угостила пирожками, хотя сама торговала телячьими шкурами. Во множестве кафе и магазинчиков нам рассказывали о местных достопримечательностях. Иногда по-русски, иногда по-украински - кто как мог. Так проехали до самой Луганской области. Потом были и другие маршруты, проходящие через Украину. Раньше мы любили и могли путешествовать.»

   Я не стал спорить с товарищем и в чем-то его переубеждать. Пусть он пройдет путь осознания самостоятельно, без моего участия. Он обязательно всё поймет, ведь времена меняются. Представьте себе женщину, снимающую с себя украшения и передающую их, вместе с деньгами, цыганке. Как объяснить ей, что её обманывают? Никак.

 - Ладно, Саня. Мне кажется, что ты заблуждаешься, но рассудит нас только время. Думаю, что в следующий раз мы встретимся не через одиннадцать лет, а раньше. Рад был увидеть.

 - Я тоже. Но ты всё-таки включай иногда телек, чтобы не рассматривать ситуацию однобоко. Надо разные точки зрения оценивать, а то в этом Интернете иногда такое пишут...

   Так и расстались. Навряд ли я приму его совет и окунусь в официальные отечественные сми, слишком уж я им не доверяю. А в душе почему-то появилось грустное и стойкое убеждение, что все мои путешествия остались в прошлом.


Рецензии
Вы не представляете, как я обрадовался, прочитав ваш рассказ. В герое от первого лица я увидел себя - всё совпало: взгляд на так называемую СВО, реакция многих моих оппонентов, терзания при попытке выстроить диалог с друзьями - прощупать на предмет их позицию на решение наших властей. Я долго ходил вокруг и около, не зная, как узнать взгляд моего друга на всё это. Он тоже закидывал удочки около этой темы. И когда мы поняли, что мы оба противники вторжения на чужую территорию, против гибели не только мирных граждан, но и мобилизованных с той и другой стороны, отлегло от сердца - мы остались друзьями. Спасибо вам: я не одинок.

Александр Матвеев Керлегеш   11.04.2024 18:44     Заявить о нарушении
Вы тоже заслуживаете моей благодарности, Александр. Очень приятно, что и здесь встречаются адекватные люди. С уважением, Максим.

Максим Анатольевич   12.04.2024 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 80 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.