Шутник

По мотивам воспоминаний строителя Колымской ГЭС   


   В 1981 году наша бригада готовила блоки под укладку бетона в машинном зале строящейся Колымской ГЭС, – машзал гидростанции возводился под землёй в скальной выработке.
Чтобы подготовить блоки, необходимо было произвести тщательную очистку грунта и скалы после взрывов. Наши рабочие места часто находились против бурильных станков, готовивших скважины для закладки зарядов перед взрывом. Для защиты от пыли при бурении мы пользовались лепестками, похожими на маски, – только помогали они слабо, можно сказать, вообще не помогали. Бурильщики включали станки и отходили в сторону, мы же рабочее место оставить не могли, потому что поджимал план по укладке бетона. В лепестках тяжело было дышать, и, чтобы глотнуть воздуха, мы  периодически снимали их, но в это время сверху с площадки раздавался грозный голос начальника участка:
- Вы что – работать не хотите? Лишу премиальных!

Мы снова брались за лопаты и ломы, и работа продолжалась в усиленном режиме. Так что «прелести» трудовых процессов под землёй мы прочувствовали на все сто процентов, но тогда мы были молоды и не замечали их, они сказались позже.

Взрывы, как правило, производились в обеденный перерыв, – в это время все работающие должны были оставить рабочие места и выйти из машзала. Перед взрывом звучала сирена, и рабочие отправлялись на обед: кто-то с «тормозками» шёл в бытовки за пределы машзала, а кто-то в столовую, расположенную на территории основных сооружений.
 
Однажды перед очередным взрывом, как обычно, прозвучала сирена, и как обычно все вышли из машзала. Однако двое высокорослых  и здоровых ребят – Николай Дорохов и Валерий Черных (тёзка нашего бригадира) – решили остаться на месте и пообедать тем, что находилось в их «тормозках» (им лень было идти по грязи до бытовки). Не сговариваясь, они втихую друг от друга умудрились переждать взрыв, спрятавшись в укромных местах: Валера заскочил в металлический сейф с хранящимся там инструментом, а Дорохов облюбовал трёхкубовую бадью. В последний момент Валера заметил, что Дорохов направился именно туда.

Прозвучала сирена, погас свет и вдалеке раздался взрыв, – по сейфу и бадье зашелестели камушки. У Валеры мелькнула шальная мысль: - «А ну-ка напугаю Колю, пока свет не включили!» Нащупав находившуюся рядом кувалду, он выскочил из сейфа, подбежал к бадье и с размаху ударил ею по металлической стенке. Раздался сумасшедший грохот, звук которого усилило такое же сумасшедшее эхо, отразившееся от каменных стен выработки. Из бадьи пулей вылетел ошалевший Дорохов. Бросившись на землю, он по-пластунски пополз по грязи к выходу, и тут включили освещение. Увидев Николая, ползущего по хляби с перекошенным лицом, Валера сам испугался. Подбежав к товарищу, он поднял его, начал стирать с одежды грязь и умолял простить. Но Дорохов молчал, его лицо всё ещё окрашивала бледность.
- Ну, ядрён корень, - наконец, сказал он, - додумался! Я чуть богу душу не отдал!
- Всё-всё, прости, Коля, не обижайся, – это я не со зла. Неудачно пошутил, дурак, – прости, друг.

Вскоре прозвучала сирена отбоя, ребята вернулись в машинный зал и, увидев измазанного в грязи Колю Дорохова, начали спрашивать, что случилось. Пришлось рассказать.
Над шутником и пострадавшим подтрунивали долго, но они не обижались, – смеялись вместе со всеми.


Рецензии
А, шутники всегда на строительстве найдутся. При взрыв работах главное техника безопасности ибо там такое может прилететь - мама не горюй. Обломочки с небольшой холодильник. По нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   02.03.2024 09:22     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Сергей, очень рада вашим отзыву и оценке.

Тамара Костомарова   05.03.2024 17:13   Заявить о нарушении