Свобода одного цепного пса

             Свобода как категория происходит из такого цивилизационного основания как либерализм, который исходит уж из того, что человек рождается безусловно свободным владетелем материнской геосферы. Эта категория возникает в нашем сознании как продукт осмысливания отношения между личностью и миром.
В противоположность этой умозрительности, естественным переходом от животного состояния к разумной личности,  утвердилось право сильного. Альфа-самец из авторитетного сотрудника племени, уже на заре цивилизации, превратился во владыку, взявшего себе исключительную привилегию,  на своё усмотрение больше или меньше, наделять  подданных мерой права пользоваться жизненными ресурсами, как милостью Его.

              Собственно, история человечества и есть поиск гармонизации    цивилизационной противоречивости либерализма и авторитаризма,  в настоящее время со существующих вместе.
             Конечно же, авторитаризм предельно упрощает управление общественными отношениями, но возникающие при этом противоречия владыка, в меру своих потенций, подавляет преимущественно силой власти. Это обстоятельство обществом, исторически развивающимся, воспринимается всё более драматически и нелицеприятно по мере роста самосознания каждого.
              Либерализм же, как продукт умозрительный,  обречён на непрерывный поиск способов гармонизации сложнейшей системы взаимоотношений между членами общества, осознающих себя субъектами права равных.

             Авторитарная цивилизация, существующая в тысячелетиях, всё-таки  в сохранности довела человеческую цивилизацию вплоть до нового времени, когда либерализм через идеи просвещения и гуманизма открыл череду эффективных революций культурного, технологического, идеологического характера, обусловивший экспоненциальный рост численности человеческой популяции. Тем самым ещё более усложнив задачу гармонизации общественных отношений в человеческой популяции.
Идеи авторитаризма при этом не канули в небытие, а соблазняют нас своей исторической жизнестойкостью и  консерватизмом.
               А либерализм же снова и снова должен доказывать новым поколениям людей свои  преимущества, из которых технологические  - так думается ныне -  что и помогут,  сами по себе разрешить всё новые и новые социальные противоречия.

              Главным же противоречием здесь становится атавизм власти силы, которая – как это всё более осознаётся – уже ставит человеческую цивилизацию на грань рукотворной планетарной катастрофы.   
Особенность же нашей  российской ментальности такова, что она своими тысячелетиями истории выживания  в особых физико-географических условиях, демонстрирует абсолютную шизофреничность, выражающуюся в стремлении, как бы к свободе, но путём укрепления авторитета власти. Поразительна эта смесь  законсервированного и рабовладения, и феодализма; при потугах к капитализму, но, чтоб было по социальной справедливости.

               Лет  тридцать назад, в годы подспудной гласности случалось что и дебатировали мы в отделе за чаем на тему свободы. И в пылу  полемического  задора, нарисовал я как-то такую жанровую картину.
              У хозяина были куры, которые свободно бродили по двору.
И были две собаки. Одна была беспривязная и занималась тем что играла с теми же курами. А другая собака была цепной пёс. Он постоянно сидел на цепи и только делал что злобно следил за этими никчёмными пернатыми тварями.
               Однажды хозяину пришло в голову мысль спустить пса с цепи – то есть дать ему волю.
               Не трудно представить, что было дальше. Первое, что сделал пёс – стал рвать ненавистных куриц, а когда хозяин опомнился и попытался посадить пса обратно на цепь, то этот пёс покусал и его. Насколько сильно – можете сами себе представить. 

              Сейчас  развивая эту тему, прихожу я к обескураживающему выходу из подобной коллизии.
              Проблема свободы в той группе решится единственно, если хозяин, превозмогая боль всё-таки посадит пса на цепь, но сам при этом скончается от ран; пёс сдохнет сам, лишившись кормления; а свободные твари разбегутся по миру
              и как-то научатся жить там по законам естества.   

               Не может быть! Так хочется воскликнуть при этом. Разве нет альтернативы?
09.11.2022 16:47


Рецензии
Пока, дорогой Виктор, в твоей жанровой картине злобный пёс не сдохнет, поскольку хозяина уже нет, ни о какой свободе куры могут не мечтать. А вот потом, судя по всему, они начнут разбегаться, чтобы жить по законам естества.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   09.11.2022 14:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.