Джаз на Хитровке 2

   Алексею Баташеву!
   Джазовому Гуру!
   С уважением и
   Признательностью!

   В самом центре Москвы есть район, который и в былые годы, и в нынешние наполнен тишиной, покоем, зелен  и  немноголюден. С севера он ограничен шумными Маросейкой и Покровкой, с  юга  Яузой, медленно текущей на встречу с Москвой-рекой.  С востока он упирается в Садовое Кольцо,  вечно чадящее, заполненное транспортом, а с Запада его граница проходит по короткой  улице Солянке.  Внутри этих границ находится территория моего детства, куда я всегда любил и люблю возвращаться. Здесь, в малоэтажных постройках былых веков ощущается гармония и соразмерность человека и города. Гармония – вот правильное определение для этого городского  островка. Глаз радуют не только здания, каждое из которых имеет своё лицо и свою историю, но и виды. Городские виды –  одна из важнейших основ градостроения, это целая наука. Правда, в наше время повально массовой и точечной застройки, кажется, об этой науке забыли.

   Бульварное кольцо – эталон архитектурного и градостроительного вкуса! Сколько в нём настоящего московского, обаятельного, тёплого, душевного, родного! Окуджава пел про Арбат, что он “течёт, как река”. Это сравнение относится и к бульварам. Бульвары – река, берега её - дома, особняки с мемориальными досками и без них, со своей спокойной, умеренной, неброской архитектурой, в которой торжествует вкус и изыск. Притоки этой реки - переулки справа и слева, одни их названия ласкают слух и возвращают в историю.

   Старомосковские окрестности кольца часто становятся киносъемочной площадкой, уж больно хороша городская фактура. Есть также в этом историческом районе одно, ставшее культовым,  место, где раз в году звучит джаз.

   Это происходит всегда в районе 7 сентября, когда отмечается день рождения  историка джаза, журналиста, литератора, искусствоведа, подвижника Алексея Николаевича Баташева. Всю свою  жизнь он посвятил изучению отечественного джаза и просветительской деятельности в этой области современной музыкальной культуры. По его книгам, статьям отечественные и зарубежные историки изучают советский и российский джаз. Его дом заполнен виниловыми пластинками, магнитофонными лентами, плакатами, афишами, картинами, фотографиями, журналами, книгами, музыкальными инструментами. Это такой домашний музей, заменяющий отсутствие московского Центра  джаза. Даже странно, Москва – столица, крупнейший европейский город,  джазовая Мекка России и не имеет официального джазового Центра, куда могли бы свободно приходить люди, где были бы фонды исторических документов, фотографий, партитур, где могли бы выступать музыканты, где можно было бы поработать в  библиотеке, фонотеке, в студии звукозаписи. Ничего такого нет. А жаль. Но оставим этот вопрос для чиновников от культуры, для мэрии, а мы отправляемся на праздник, к тому же не просто на праздник, а на юбилей,  ведь именно сегодня, 7 сентября 2019 года Алексею Баташеву исполнилось 85 лет.

   Сворачиваем с Покровского бульвара в Малый Трёхсвятительский переулок, проходим пару сотен метров и поворачиваем в Хитровский переулок, который выходит на Хитровскую площадь. И вот уже слышны звуки джаза и чем ближе к дому №1, тем они громче. Через подворотню проходим во двор и  попадаем в мир музыки, знакомых лиц, веселья, шуток, анекдотов, дружеских рукопожатий и светлых улыбок.  Попахивает дымком от мангала, на котором крутятся шампуры с аппетитными кусочками мяса и куриными ножками. Как всегда, гостеприимство проявлено в полной мере, и столы прогибаются от еды и напитков.

   мастерской скульптора Николая Авакумова среди  мраморных, гипсовых, металлических бюстов и фигур шумно и весело. В кресле, у большого стола, как и подобает виновнику торжества, сидит Алексей Николаевич Баташев, около и вокруг него много гостей, с которыми он по очереди беседует. Но в начале сентября ещё тепло, да и что сидеть на одном месте, лучше выйти во двор, там ведь играют джаз.
   
   Перед мастерской расположились музыканты, хорошо известные авторитетные джазмены. Играет заводной диксиленд с виртуозными солистами:   тромбонистом Владимиром Лебедевым, трубачом Евгением Барановым, кларнетистом  Леонидом  Лебедевым. Музыканты заиграли “On The Sunny Side Of The Street” и юбиляр сорвался с места, схватил микрофон и начал петь. Его несильный голос, но в джазе он и не особо нужен, заставил всех отвлечься от разговоров и развернуться к музыкантам. Алексей пропел тему с хорошим свингом, а потом стал импровизировать, перейдя на скет. Звучит кода и двор взрывается аплодисментами, одобрительным свистом и азартными возгласами. Баташев доволен собой и улыбается, но тут же начинает обсуждать с музыкантами следующую песню.
 
   Музыканты, друзья, знакомые и даже незнакомые люди, заглянувшие на звуки джаза, продолжают прибывать и остаются в этом чудесном месте, где царит добро, дружелюбие и джаз. Вот за клавиши садится Игорь Бриль, к нему присоединяется новая команда музыкантов и зазвучал блюз – простая, понятная и любимая народом музыка. Вот Вадим Цымбал взял аккорд на гитаре и запел “Go  When The Saints”. Юрий Рост с наброшенным вокруг шеи красным шарфом стоит близко от импровизированной сцены, в его круглых очках отражается веселье.  Павел Корбут слушает и высматривает наилучший кадр. Вот высмотрел и щёлкнул затвором фотоаппарата. Фотозарисовка из жизни московского джазового мира сделана. Другой известный фотограф Евгений Цукерман держит в одной руке фотоаппарат, в другой стакан с виски, и умудряется делать умело сразу два дела. Саша Забрин между разговорами с многочисленными знакомыми тоже не забывает про фотоаппарат.

   Jam Session в самом разгаре. Jam придуман и существует только в джазе,   нет ни одного музыкального жанра, где такая форма музицирования между музыкантами прижилась бы. У джаза особый язык, и джазмены, зная этот язык, свободно общаются между собой, одновременно создавая цельные, законченные произведения. Это большое искусство и требуются глубокие знания самого джазового материала, джазовой гармонии, конечно, важна  исполнительская техника, музыкальный вкус и опыт. Но здесь собрались, как раз именно такие мастера, джазовые волки, всех не перечислишь, особенно, если вспоминать все годы традиционных джазовых встреч на Хитровке.
 
   На дворе уже темно, ночь подступает, но народ и не думает расходиться. Наоборот, подъезжают музыканты, у которых закончилась работа, и они вливаются в весёлую компанию. Стаканы с живительной алкогольной влагой ускоряют процесс вхождения в ритм праздника, и вот уже опоздавшие  музыканты на сцене. Джаз звучит в режиме nonstop, снова и снова закручивается jam. 
Сентябрь на Хитровке  уже вошёл в историю московского джаза и останется в ней, как пример неподдельных человеческих отношений и искреннего уважения к Алексею Николаевичу Баташеву, посвятившему свою жизнь служению джазу.


Рецензии