История души от язычников до зап. отцов Церкви Хри

psiho
Пушкин
серия = конспекты лекций

История души от язычников до западных отцов Церкви Христа

(I)
Библия евреев в Торе (кн. Берейшис) вещает пьесу из двух актов производства человека  среди живых тварных:

1) Создание его Образа или Модели (математ. Образца):
         1:
26. И сказал Б-г Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!  И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле. 
27. И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. 
28. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!   

2) Создание нагих бесстыжих адама Адама и его подспорье  -  ишу (будущую Хаву – Еву):
        2:
7. И сформировал Господь Б-г человека - прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом. 
***
18. И сказал Господь Б-г: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему. 
21. И навел Господь Б-г оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею. 
22. И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой, и привел ее к человеку. 
 23. И сказал человек: Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она. 
24. Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой. 
25. И были оба они наги, человек и его жена, и не стыдились.

Из этого двухтактного акта Творения двух первых образцов адамитов (Адама и его клон – Хаву) мы не извлечем душу опытных образцов людей (землян), если только не будем фантазировать над фразой

«и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом

  И следом, разохотясь,   предполагать что в этой  божественной тайнописи сокрыто ритуальное действо, сделавшее земляного прахо-адама живым существом за счет божественного дара = Вдыхания (вживления инвазивно и не противно) в него некоей субстанции реанимации и оживления
 
Что это был за дар полученный от Отца методом вдыхания «из рота в рот»?

Египтяне тогда еще не древние утверждали, что этим !вдыханием! Творца в плоть адама вживлена душа и у этого «вдыхания» было два плана :
– для Души – Ка, двойник;
– для Астрального Тела – Хайбит, тень или Звездное Тело.
 
(см. Алеф Зор. БЫТЬ - ГЛАВА V. УЧЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА)

Ушедшие под предводительством Мозеса (ставшего затем племенным Моше или Моисеем) из плена египетского потомки Эвера вынесли не только идею монотеизма  но и идею вдыхания = духа Б-га или его Roax = «Роах Аэлохим Аор Амен» Дыхание Божественного Света Логоса

***
 
Позже второй Моше Маймонид (от Моше до Моше) уточнил = решающим отличительным параметром Человека, выведшим его из Царства животных в Царство людей класса HSS, явился Активный Интеллект (АИ). Именно этот АИ и является по видимому той субстанцией , которая оживила адама и сделала его властелином над животной Природой  Земли (до конца ядерной войны)

Однако листаем поисковик текста Библии по ключу «душа»^

В подстрочном переводе Торы (кн. Берейшис) версии Фримы Гурфинкель  слово душа мы встречаем в
Главе 9:
4. Только плоти при ее душе, ее крови не ешьте 5. Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу; со всякого животного взыщу за этo. И от руки человека, от руки того, кто брат ему, взыщу за душу человека.   6. Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека 7. А вы плодитесь и умножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней. 
 Главе 12:
5. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кeнаана. 
13. Скажи, прошу (тебя), что моя сестра ты, чтобы благо мне было ради тебя, и жива будет душа моя благодаря тебе.
Главе 17
14. А необрезанный мужского пола, кто не обрежет крайней плоти своей, - отсечена будет та душа от народа своего; Мой завет он нарушил.
Главе 19:
17. И было, когда вывели их, сказал: (Спасаясь) беги ради души твоей! Не оглядывайся назад и не останавливайся на всей равнине.
Главе 23:
8. И говорил он с ними так: Если вам по душе погрести умершую мою от лица моего, то послушайте меня и упросите для меня Эфрона, сына Цохара
Главе 27:
4. И приготовь мне яства, как и люблю, и принеси мне, и я буду есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем умру.
19. И сказал Йааков отцу своему : Я... Эсав - твой первенец. Я делал так, как ты говорил мне. Поднимись же, сядь и поешь от добычи моей, чтобы благословила меня твоя душа.
25. И сказал он: Поднеси мне и я буду есть от добычи сына моего, чтобы благословила тебя моя душа. И поднес ему, и он ел; и принес ему вина, и он пил.
31. И приготовил также и он яства и принес отцу своему, и сказал он отцу своему: Пусть поднимется мой отец и ест от добычи сына своего, чтобы благословила меня твоя душа!
Главе 32:
 31. И нарек Йааков имя месту Пениэль; ибо я видел Б-га лицом к лицу, и спаслась душа моя.
Главе 34:
3. И прильнула душа его к Дине, дочери Йаакова, и полюбил он девицу, и говорил он к сердцу девицы. 
8. И говорил Хамор с ними так: Шхем, мой сын,.. возжелала его душа вашей дочери. Дайте же ее ему в жены
Главе 35:
18. И было: при исходе души ее, ибо она умирала, нарекла ему имя Бен-Они. А его отец назвал его: Биньямин.
Главе 36:
 6. И взял Эсав своих жен, и своих сынов и своих дочерей, и всех душ своего дома, и все свое достояние, и весь свой скот, и все обретенное им, что приобрел в земле Кенаан, и пошел на землю (иную) от лица Яакова, брата своего
Главе 42:
21. И сказали они друг другу: Однако, виновны мы за брата нашего, (в том) что видели беду его души, когда он умолял нас, и не слушали! Потому постигла нас эта беда. 
Главе 44:
30. И ныне, когда приду к твоему рабу, отцу моему, и отрока нет с нами, - а его душа привязана к душе его, 31. И будет: увидев, что нет отрока, он умрет, и сведут рабы твои седины раба твоего, отца нашего, в скорби в могилу.
Главе 46:
15. Это сыны Леи, которых она родила Йаакову в Падан-Араме, и Дину, его дочь. Всех душ его сынов и его дочерей - тридцать три. И родила она этих Йаакову - шестнадцать душ. Это сыны Рахели, рожденные Йаакову. Всех душ - четырнадцать. в родила она этих Йаакову. Всех душ -семь. 26. Всех душ, идущих с Йааковом в Мицраим, происшедших из чресл его, кроме жен сынов Йаакова, всех душ - шестьдесят шесть.    27. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, - две души. Всех душ дома Йаакову пришедших в Мицраим, - семьдесят.
Главе 49:
6. В их тайный (сговор) пусть не войдет душа моя, с их обществом не единись, честь моя! Ибо в гневе своем убили мужа и по воле своей (едва не) подсекли быка. 

Из этих фрагментов становится ясно:

душа – сакральная субстанция … ее хранят, блюдут, чистят … её благославляют и ею клянутся… душу пропащую – проклянут, а о плоти и не вспомнят. Ибо не тело держит душу, а душу держит тело для реализации своей миссии в каждом теле по божественному персональному плану. Душа – это и есть искра божья (?)

(II) Греция и греки

Упомянув лишь традиции жреческого Египта и монтеизм Эха-Атона перейдем к античной традиции, основанной на плюрализме языческого Древнего теперь Мира -  к греческим мудрецам и римским философам.

Два величайших грека, стоящие глыбами в фундаменте мировой философии и на почетном месте пантеона греческой философии (тогда – науке умирать), Сократ и Платон  открыли нам микрокосм человеческой души

В античной философии Сократ одним из первых сконцентрировался на проблемах человека.
Сократ о душе:
«…  Человек - это душа. Под душой Сократ понимал разум как мыслящую активность в нравственном совершенствовании. Душа, по Сократу, представляет собой «Я сознающее», моральную и интеллектуальную личность. Если сущностью человека является душа, то его необходимо учить «взращивать» свою душу. Это высшая задача воспитания. Тело служит душе, а душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя. Главное в учении Сократа: душа – сущность человека, познание и самопознание – ист и н н а я  д о б р о д е т е л ь , с а мообладание – подлинная, внутренняя свобода человека»

(см. Киселев А.Ф. СОКРАТ И ПЛАТОН = ОТКРЫТИЕ МИКРОКОСМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ; Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. С.К. Апт и др. СПб.: Азбука, 2015)

По мнению Сократа, «психэ» (душа) рада освободиться от тела, которое ей только мешает (мыслить?). Сократ, в свою очередь, ссылается на распространенное у древних представление о душе, замурованной в темнице тела.

(см. Кобрин К.Р.  ИСТОРИЯ ДУШИ В ИЗБРАННЫХ СЮЖЕТАХ (от Тацита до Фомы Аквинского) – 1999)

Для Сократа душа бессмертна

Платон дополнил эту мысль : душа человека и бессмертна, и неистребима

Аристотель:
У этого титана мысли есть целый трактат «О душе» (греч. ;;;; ;;;;;; лат. De anima) .  В самом широком смысле душа является принципом жизни для всех существ, — как для растений, так и для животных.
Душа есть причина и начало живого тела. Она есть причина в трех смыслах: и как источник происходящего в теле движения, и как цель, к которой это движение направляется, и как сущность живых тел. Сущность же есть причина бытия каждого предмета, но сущность живых существ есть жизнь, а душа есть причина жизни. Он дает определение души как формы и энтелехии тела (греч. ;;;;;;; ;;;;;;;;;;). У души есть три способности: к росту, к ощущению и к размышлению. Исходя из наличия этих способностей различают души растений, животных или людей. Ощущение есть только там, где есть душа, и то же самое следует сказать о росте и увядании. Он противопоставляет ощущению мышление, которое состоит в воображении (phantasia) и суждении.

(III)  Рим, древний

Антики Римской Империи оставили нам два философских  взгляда на душу человека:

1) Тацит в «Жизнеописания Агриколы» двинул в массы идею аристосов = «Великие души не распадаются вместе с телом». Это значит не все душевно равны = бессмертные и неистребимые души Сократ-Платона есть только у избранных

Именно в этой традиции славит свою душу Пушкин в его Нерукотворности:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит. (1836)

Большинство душ — «ординарных» - распадаются вместе с телами; бессмертие для них заказано. Но «великие души» бессмертие обретают. Ибо они нерукотворны …
Остальным = черни сплошь в ватниках = ярмо с гремушками и бич … с квакушками … и стадами мирно пастись, нагуливая шерсть, жир и мясо

Императора Адриан: Animula vagula blandula... «Душенька, скиталица нежная». «Душа» обречена на «скитание», и не только «в края / Блеклые, мрачные, голые, / Где радость дарить будет некому», как мы читаем в адриановой эпитафии, но и из тела в тело. Адриан говорит о ней: «Телу гостья и спутница», точнее — «попутчица». «Душа» в своем пути проходит множество «тел», но каждый раз уходит из них в края, где некому дарить радость. Поэтому «душа» — несчастна; ее надо пожалеть — и ее жалеют: называют не «anima» (душа), a «animula» (душенька).

Итог антиков:

По Тациту «душа», за небольшим (но важным) исключением, смертна, распадается (как он изящно выразился) вместе с телом, но уникальна — то есть, говоря попросту, одна конкретная душа соответствует одному конкретному телу.
Согласно Адриану (повторяющему знаменитый платоновский «Федон») «душа» — скиталица, в неизменном состоянии перебирающаяся не только из этого мира в тот, но и из тела в тело. Участь «души» — печальна, эта участь внушает сострадание.

(см. Кобрин К.Р.  ИСТОРИЯ ДУШИ В ИЗБРАННЫХ СЮЖЕТАХ (от Тацита до Фомы Аквинского) – 1999)

(IV) Теологи средневековой Европы с ее Западной Идеей

Ориген Александрийский был почти современником евангелистов и отцов первой патристики христианства = он – самый для меня оригинальный теолог -  впервые ввел важнейшие понятия: понимание Библии в трех смыслах, «богочеловек», формула «Три ипостаси и одна Троица». Главный богословско-догматический трактат Оригена «О началах содержит отдельную главу «О душе» (кн.II, глава8). За эти мысли Церковь каталикос объявила его еретиком (буквально – инока но мыслящим и иноагентом)

Ориген дает определение «души»:
«Душа есть субстанция фантастикэ и орметикэ» , а это по-латыни, хотя и не совсем точно, можно выразить словами sensibilis и mobilis, то есть, чувствующая и подвижная» (субстанция). Всякий имеющий плоть – имеет и душу, Но, увы, «душа» — несовершенна:  «душевный» человек не воспринимает того, что от Духа Божьего (задайте  вопрос о причинах ее несовершенства — то ли она отпала от совершенства, то ли была таковой создана Богом).  Духовное — то, что от Святого Духа, постигается духом и умом и «если именно ум духом молится и поет, то не этот ли самый ум получает совершенство и спасение». Значит  не «душа», а «ум» спасается (и бессмертен)? Ориген поясняет, что дело в терминологической тонкости.
Он разделяет: а) погибшее, существовавшее до своей погибели; б) погибшее, собственно, но жаждущее спасения; в) спасенное. Первое — это «ум», второе — «душа», третье — «дух».

Вот вам и триада , о которой мы толклись в Психо Пушкиноведения …

Итг душеводства Оригена:
 Душа есть у всех: от низших животных до Бога. Под «душой» понимается некая чувствующая и подвижная субстанция. У каждого существа своя душа, связанная только с одним конкретным телом. Душа животных — это кровь. Душа человека — это падший (точнее, охладевший) ум. «Душа» — понятие, скорее, негативное. Каждая душа имеет надежду на спасение; исполнившись добродетелей (или возгоревшись добродетелями) душа спасется, но... умрет, так как станет не «душой», а «духом» (в другом варианте — снова «умом»).
Вывод. Для Оригена человеческая душа — смертна, так как даже в случае спасения она становится «духом». И «ум», и «дух» выше «души»; «душа» — следствие грехопадения и исходный материал спасения, не более того.

Переходим к канонистам христианской теологии и христологии

Первый авторитет = Блаженный Августин Aurelius Augustinus Hipponensis из нумидийской Тагасты
Этот монстр христианской мысли писал о душе непрестанно и специально -  трактаты («О бессмертии души», «О количестве души», «О двух душах против манихеев», «О душе и ее происхождении») +  он писал о «душе» практически во всех своих многочисленных сочинениях… Душевед похлеще Гоголя или Достоевского
Основополагающие мысли Августина наговорил о «душе» : Человек определяется Августином как «разумная душа, пользующаяся смертным и земным телом» («О нравах манихеев») = классическое для Церкви Христа  противопоставление тела и души

Все души были созданы вначале и по какому-то собственному устремлению нашли путь телесного воплощения. «Душа» включает в себя «сердце» и «разум». «Сердце» — что-то вроде «моральной личности» =  тонко сбалансированная иерархическая структура, нуждающаяся в постоянном наблюдении. Именно «сердце» придает жизни «души» невероятную сложность и неопределенность. В сочинении «О порядке» Августин называет «разум» «взглядом души»: именно «разум» восходит к Богу и это восхождение «разума» к Богу и есть восхождение к нему всей разумной «души». Ступени такого восхождения Августин описывает в трактате «О количестве души».

Для Августина «душа» — один из двух достойных познания объектов.
«Хочу познать Бога и душу. — И ничего кроме этого? — Совершенно ничего» («Монологи»).

При этом Августин сомневался в одном из главных постулатов христианства — об уникальности человеческой «души», о соответствии «души» только одному «телу»!

На очереди Аниций Манлий Торкват Северин Боэций – его сочинение «Утешение философией» было настольной книгой образованного европейца вплоть до XVIII века …  О душе он писал в  Комментарии к Порфирию в середине 500-х  = в них  Боэций комментирует логика Порфирия, комментирующего Аристотеля:  Во всех вообще живых телах проявляется троякая душевная сила». Первая «растительная» (или «жизненная») наделяет тело жизнью, заботится о рождении, питании и росте тела. Вторая   «чувствительная» (или «животная»). Уже сложнее, включает в себя первую; ее назначение — доставлять телу способность различать ощущения. Она способна составлять различные суждения обо всем, что только доступно ей. Третья зовется «разумной» и  включает в себя и первые две; она целиком основана на разуме и занята созерцанием присутствующих предметов, размышлением об отсутствующих и изысканием неизвестных ей предметов. «Душа», по Боэцию, лишь «троякая душевная сила».

Далее обращает на себя «Этимологии» Исидора Севильского: человек состоит как бы из четырех частей: «духа» (animus), «души» (anima), «живой плоти» и «тела», причем «тело» понимается как форма «живой плоти». «Живая плоть» и «тело» образуют то, что он называет «внешним человеком», «душа» и «дух» — «внутреннего человека». Под «душой» понимается жизненная сила человека, под «духом» — то, что облагораживает «душу», возвышает ее не только путем размышления, но и воления. «Душа» (в противовес мнению Августина и Боэция) к размышлению не способна; не способна она и к волению, как считал Августин, наделяя ее «сердцем».

Завершение конспекта душеводства - Фома Аквинский с его «Суммой теологии».

Душа — это форма человеческого тела, «принцип, обуславливающий бытие тела». Именно «душа» создает единство человека. «Душа» нематериальна, так как, по словам учителя Аквината — Альберта Великого из Колоньи - «под материей мы понимаем какое-то бытие только в потенции». Нематериальность «души» вытекает из возможности познания абсолютных форм, а не только единичных вещей. «Душа» бестелесна, так как «вопреки Демокриту и Эмпедоклу тело не может быть само по себе принципом или первой причиной жизни». Касаясь содержания «души», утверждается, что так называемые «чувства» к «душе» не имеют никакого отношения, так как «чувства есть и у животных, а у животных «души» нет. Человек — не есть только «душа». В противовес Платону утверждается, что тело не прилагается к «душе: «чувства» — неотъемлимая часть каждого человека, а «чувства» — это совсем не «душа». Различаются в «душе» три аспекта: сущность, силы (или способности), действие. Все три несводимы друг к другу. Душа  уникальна и одновременна телу: каждая «душа» сотворяется Богом отдельно,  внедряется в тело как эмбрион, проходит растительные и животные стадии, пока (с их распадом) не достигает зрелости; после смерти тела «душа» не «освобождается» (как учил Платон), а, наоборот, переходит в ущербное состояние; она опять стремится соединиться с телом при Воскресении.
«Душа» в текстах Фомы Аквинского — это совершенно особая «душа», не легчайшая прохладная тряпочка Оригена, не счетная машина Боэция, не двухголовый монстр Исидора, не призрак Августина, хищно охотящийся за телом. Никто до Аквината не придумал, что «душа» — форма тела, что она без тела — никуда (или почти никуда).

Когда в 1274 г. Папа призвал Фому на собор в Лион, Душа его уже не из тела рвалась, как, например, у Августина, а едва таскала и держала в себе это тело…
(см. Кобрин К.Р.  ИСТОРИЯ ДУШИ В ИЗБРАННЫХ СЮЖЕТАХ (от Тацита до Фомы Аквинского) – 1999)

Универсальная, христианская, латинская цивилизация средневекового Запада так и не выработала единого представления о человеческой душе

***
Приложение
***
 Справка от Азефа Зора:
«Роах Аелохим Аор Амен» - четыре слова силы, объясняющие Тайну Творения.
«Роах Аелохим Аор Амен» - Дыхание Божественного Света исходит из уст Сокрытого.
«Роах Аелохим Аор Амен» - Человек вдыхает и выдыхает, Амен – только выдыхает, ибо в его дыхании разлита любовь к Творению.
«Роах Аелохим Аор Амен» - такова музыка непрекращающегося Божественного Выдоха. В Дыхании Амена рождается свет, и РОАХ есть одновременно Дыхание и Дух, поэтому в Духе рождается Дыхание Вселенной.
«Роах Аелохим Аор Амен» - Аелохим – Бог и Боги – в одном. Поэтому «Аелохим» должно понимать как непрекращающуюся Божественность всего, что замыслил Амен. Аелохим – Мысль и Воля Амена – во всем, что есть изначально.
«Роах Аелохим Аор Амен» - Аор – Свет живой и дышащий; свет, рождающийся из глубин мысли Амена; Свет, из которого исходят сонмы светлых Духов Творения. Некоторые из них выше, а некоторые ниже, но все они – живые мысли Амена.
«Роах Аелохим Аор Амен» – Амен – Имя Сокрытого; то Имя, которое есть исцеление для ума и которое властвует перед Восходом. Амен – значит «Сокрытый» – ибо так Он явил себя первым Сынам, тем, что были прежде потопа, и которым была дана полнота Его Истины.
«Роах Аелохим Аор Амен» - вслушайся – это правда, которой надлежит воскреснуть и обновить мир.
«Роах Аелохим Аор Амен» - произноси эти слова торжественно, медленно и тихо, вдумывайся в них со всей силой и проникновением, ибо это – правда Сокрытого. Он начертал ее на листах Творения, заповедал Человеку и повелел исполнять во все дни жизни, той, что короче мгновения, и той, что есть Бытие Его Истины.
«Роах Аелохим Аор Амен» - силою и истиной этих слов пусть возвысятся и соединятся: смертное – с вечным; земля – с огнем и кровь – с Духом, так, как связаны и соединены между собой Добродетель и Истина, Мудрость и Воля, Царство Божие и Человек.
Да будет так. Амен.


Рецензии